Одним из условий успешного взаимодействия семьи и школы является тесное сотрудничество с родителями. Практика показывает, что сотрудничество семьи и школы становится все более актуальным и востребованным. Для чего необходима работа с родителями? У Сухомлинского на этот счет двойная точка зрения: с одной стороны – это плюс для учителя, в плане его взаимодействия с родителями, уверенность в его заинтересованности в обучении и воспитании ребенка. С другой стороны это плюс для самой семьи – общение с другими родителями, обмен опытом, взаимное решение проблем». В нашем обществе, очень часто, взгляды на процесс сотрудничества учителей и родителей разные. Родители не всегда прислушиваются к психолого-педагогическим рекомендациям, передают всю функцию воспитания школе, а учителя предъявляют свои требования. Взаимоотношения педагогов и родителей должны строится на взаимопонимании, взаимном уважении, доброжелательности, общей заинтересованности в успешности деятельности детей.
Для младшего школьника характерна повышенная потребность в общении со взрослыми. Потребность общения с родителями сильна, связь с семьей у детей этого возраста достаточно крепка. Родители авторитетны для учеников начальной школы. В начальной школе родители обычно оказывают учителю большую помощь в воспитательной работе с классом. С первого класса многие родители искренне интересуются делами класса, чем живет их ребенок, с кем дружит. Однако, привлечение родителей к воспитательной работе с классом имеет определенные трудности:
- Родители мало знакомы друг с другом и с классом;
- Они загружены работой;
- Заняты домашними делами;
- Не знают, что полезного могут сделать для класса;
- Часто занимают позицию сторонних наблюдателей.
Это требует целенаправленной работы по созданию классного родительского коллектива, по привлечению родителей к участию в жизни класса и школы. Этому способствует специально организованная коллективная творческая деятельность детей и родителей( праздники, игры, сборы и т.д.) При подготовке праздников «Звездный дождь», «Классный Новый год», «Весенний бал» родители шьют костюмы, участвуют в составлении праздничной программе. В начальных классах мы привлекаем родителей и учебной работе. Например, родители, работающие в Аграрном университете устраивают нам экскурсии и такие примеры участия родителей в учебном процессе в каждом классах есть немало.
Так как значительная часть родителей - непрофессиональные воспитатели, не имеют специальных знаний в сфере образования, испытывают трудности в установлении контактов с детьми. Классный руководитель должен совместно найти наиболее эффективный способ решения этой проблемы. Сухомлинский говорил: «Если у людей есть желание помочь своим детям не только в учебе, но и в жизни, они способны найти время, чтобы включиться во все работы, проводимые учителем, коллективом учителей. Они должны получать знания о возрастных особенностях ребенка, о кризисах, настигающих ребенка в различные периоды его жизни, чтобы понять, как нужно действовать, чтобы сохранить его доброту, уважение, здоровую психику. Это нужно не только детям, это нужно самим родителям.»
Из опыта работы известно, что дети, семьи которых не взаимодействуют с учителями и школой испытывают трудности во взаимоотношениях и с семьей и со школой. Учителей, детей и родителей объединяют общие цели, заботы. Важно помнить, что воспитание начинается в семье. Великий русский педагог В.Сухомлинский писал: «Без примера родителей, без света и тепла родительской любви, выраженной во взаимной заботе и уважении, воспитание детей немыслимо. Ребёнку хочется быть хорошим лишь тогда, когда он видит идеальное и увлекается идеальным. В этой тонкой сфере воспитания нравственные понятия формируются только на основе благородных чувств. А чувства детей вызываются чувствами родителей». Взаимодействие школы и семьи начинается с изучения условий и микроклимата семейного воспитания, индивидуальных особенностей детей и родителей. Изучение семьи обучающегося позволяет поближе его узнать, характер привычки, стиль поведения, взаимоотношения родителей с ребенком. Учителю необходимо использовать индивидуальный подход к семьям разного типа, особенно внимательно относиться к детям, испытывающим определенные трудности из-за семейных проблем. При этом используются традиционные методы психолого-педагогической диагностики: беседа, тестирование, наблюдение, посещение семей, анкетирование. Взаимодействие учителей и родителей осуществляется в следующих направлениях:
- Психолого-педагогическое просвещение родителей (родительские конференции, родительские собрания, индивидуальные консультации, презентация семьи, день открытых дверей, круглый стол, тренинги для родителей)
- Вовлечение родителей в управление учебно-воспитательным процессом (Совет школы, Родительский комитет)
- Привлечение родителей в совместную с детьми деятельность (походы, экскурсии, ярмарки, праздники, соревнования, дни творчества детей и родителей)
В нашей школе практикуются следующие формы работ с родителями: общешкольные классные родительские собрания, консультации, беседы, посещение семей учащихся, открытые уроки. Родители вовлекаются в организацию учебно-воспитательного процесса, а именно в подготовке и организации классных часов, выступления перед родителями и детьми. Основной формой взаимодействия с родителями, формой педагогического просвещения являются родительские собрания, которые помогают родителям задуматься о судьбе детей, их благополучии, помочь им в вопросах семейного воспитания.
Правила общения с родителями на родительском собрании:
- Создать дружелюбную, спокойную атмосферу в классе.
- Разговаривать с родителями не поучая их, спокойно уважительно, внимательно, доброжелательно.
- Показать родителям, что мы: учителя и родители единомышленники. У нас одни дети, одни заботы.
- Разговор на собрании вести не об отметках, а о качестве знаний, анализируем учебные достижения учащихся, характеризуем их возможности.
В нашем классе на родительских собраниях обсуждаются вопросы жизни классного и родительского коллектива. Классный руководитель направляет деятельность родителей в процессе его подготовки. Родительское собрание – взаимный обмен мнениями, идеями, совместный поиск. Тематика собраний может быть разнообразной: «Организация школьного процесса»,«Традиции моей семьи», «Безопасность в доме» и т.д. Собрания у нас может проходить в форме «круглого стола» с приглашением специалистов, в которых заинтересована семья (врач –педиатр, психолог, логопед).
Искренняя заинтересованность родителей делами класса и школы, сотрудничество друг с другом и с детьми, стремление включиться в жизнедеятельность своих детей делают процесс воспитания более эффективным.
Список литературы.
- Варенька О.П. М.: Вако, 2013г.
- Выготский Л.С. Собр.соч.:В 6 т.-т.1-М.Педагогика,1982г.
- Дмитриева И.К. Педагогика.-М.:Феникс,2007г.
- «Классный руководитель» - журналы-М.:Центр «Педагогический поиск» -2001г.№6- с.5; 2001г. №3- с.86-88; 2002г.№3-с.73
- Сухомлинский В.А.: Родительская педагогика-М.1979г.