Родной язык как предмет изучения, занимая важное место среди других учебных дисциплин, выполняет различные функции в образовательном процессе. Этот предмет вооружает учащихся необходимыми навыками общения при изучении других предметов. Являясь основной учебной дисциплиной на всех этапах обучения, родной язык также играет большую роль в интегрировании других учебных предметов. Он служит средством развития мышления, выражения собственного мнения, формирования социальных взаимоотношений, представлений о мире, языковой картины мира и обмена культурными ценностями.
Большинство необходимых навыков обучаемые приобретают посредством усвоения программы по родному языку, через написание сочинений, изложений, эссе, творческих работ, рефератов и т.д., а также благодаря другим языковым обучающим программам.
Основной целью обучения осетинскому языку является: формирование уважительного, почтительного отношения к родному языку как культурному явлению; осознание значимости родного языка в формировании личности; восприятие роли родного языка как средства общения, как средства приобретения новых знаний в различных сферах человеческой деятельности и усваивания нравственных норм общества; упорядочение полученных сведений о осетинской орфографии, орфоэпии, морфологии, синтаксисе и пунктуации, а также закрепление имеющихся речевых и грамматических умений и навыков; умение слушать и спрашивать в различных речевых ситуациях, толерантное отношение к чужому мнению, высказывать и аргументировать свою точку зрения и отличать правильную информацию от неправильной; умение передать свои впечатления в устной и письменной форме; проявление интереса к самостоятельному чтению литературы, знакомство с окружающим миром посредством литературы, театра и кино; умение самостоятельно работать с различной информацией и осмысливать её; понимание связей между литературой и другими видами искусства; расширение своего познавательного кругозора за счёт восприятия и пополнения языковых знаний; рациональное отношение к культуре, языку других народов и национальностей.
Распространение государственного языка наблюдается во всех сферах общественной деятельности РСО-Алания. Однако и сегодня в подготовке и составлении документации официального делопроизводства всё общество, в особенности, школьники испытывают немалые трудности. Как показывает жизнь, в большинстве своём школьники не умеют писать документы официального делопроизводства.
Основными формами использования языка в органах государственной власти и местного самоуправления являются официальное делопроизводство и публичные выступления. Еще в начале 1920-х г.г. ВЦИК РСФСР признал целесообразным перевод на родной язык делопроизводства «в целях приспособления советского аппарата в национальных областях и республиках к быту коренного населения и привлечения последнего к активному советскому строительству» [Фонд Р-124, оп. 1, д. 131: 38]. Для разработки плана перехода на осетинский язык в делопроизводстве Северо-Осетинский ревком создал комиссию в составе Б. Дзугаева, Г. Баракова, Б. Алборова и Г. Дзагурова. В итоге деятельности комиссии был предложен следующий документ: считать переход в делопроизводстве на осетинский язык обязательным для всех советских, партийных и других организаций Северной Осетии;
Обучить составлению документации официального делопроизводства невозможно за 1-2 или 3-4 часа. Следует отметить, что обучение ведению документации официального делопроизводства не ограничивается только уроками родного языка. Данная работа проводится не только на уроках литературы, но также и на конференциях, в кружках, на внеклассных занятиях, факультативах, семинарах.
Из вышесказанного о функциях родного языка становится ясно, что школа обязана вооружать учащихся устойчивой внутренней мотивацией к совершенствованию устной и письменной речи на родном языке, расширять общий кругозор и эрудицию. Школа обязана научить учащихся грамотно, чётко и ясно высказывать свои мысли.
Широкое использование в рамках требований по учебной программы обучения осетинского языка помогает учащимся, прежде всего, научиться этике общения, быть внимательными в выборе слов и выражений, постоянно исправлять свои речевые ошибки, научиться кратко и точно излагать свои мысли в письмах, переписке и т.д.
Всё вышесказанное осуществится тогда, когда учебные программы установят минимальный перечень официальных документов, определят порядок их взаимосвязи с грамматическими темами на уроках родного языка и их место на внеурочных занятиях. Необходимо подчеркнуть об этом положении в объяснительной записке программы. Авторы учебников обязаны с учётом грамматических тем представить образцы документов официального делопроизводства. Учёные- методисты должны предложить учителям инструкции, соответствующие требованиям времени и подготовить пособия для учащихся всех ступеней обучения
Речевая культура требует глубоких знаний в области норм орфографии, орфоэпии, грамматики, стилистики и понимания закономерностей эффективного использования языковых средств в устной и письменной речи.
Документация официального делопроизводства является ветвью стилистики языка. Её изучение способствует развитию речи учащихся и качественному улучшению их общения на родном языке.
Официально-деловой стиль имеет свои специфические особенности. Законы и официальные документы становятся основой возникновения различных видов данного стиля, в котором широко применяются научно-технические термины и термины, употребляемые в других сферах.
Всё это, вероятно, стало причиной того, что у осетинских языковедов нет единого мнения относительно критериев классификации видов стилей. Для того чтобы эффективно обучать учащихся стилям речи, нужно учитывать следующие критерии:
1. Целесообразно в средней школе разделить письменные стили речи на художественный, публицистический, официально-деловой и научный стили. Учащимся средних школ достаточно знать об основных особенностях данных стилей, правильно определять их, отличать стили, составлять тексты для каждого стиля.
2. Обучать стилям речи необходимо в следующем порядке: художественный, публицистический, официально-деловой и научный стили. Эффективность такого порядка выявил проведённый нами эксперимент: во-первых, учёт принципа «от простого к сложному»; во-вторых, по расположению типов текстов в учебниках и дидактических материалах; в-третьих, по функциям, выполняемым этими стилями.
3. Предлагается обучение трём группам (видам) официальных документов, обеспечивающих эффективное усвоение учащимися стилей речи:
- официальные документы, относящиеся и официально-личной и служебной переписке (адрес, анкета, бланк к посылке или почтовому переводу, докладная, заказ, заявка, заявление, отношение, приказ, рапорт, телеграмма).
- официальные документы, подтверждающие личность или какой-либо факт (доверенность, извещение, квитанция, командировочное удостоверение, объявление, повестка, пригласительный билет, расписка, справка).
- официальные документы, отражающие трудовую жизнь людей (акт, договор, инструкция, накладная, наряд, счёт, трудовое соглашение и т.д.).
В заключение, с учётом изучения опыта учителей в обучении документации официального делопроизводства, результатов проведённых экспериментов в 8-9 классах, а также личного многолетнего опыта обучения осетинскому языку в школе, - изложены следующие выводы:
1. В преподавании осетинского языка учёт роли официально-делового стиля, т.е. обучение порядку составления официальных документов, является требованием времени. Практическая подготовка школьников к жизни имеет прямую связь с обучением порядку составления официальных документов. Из этого следует, что обучение порядку составления документации официального делопроизводства является первейшей и важнейшей задачей общеобразовательных школ.
2. Обучение документации официального делопроизводства способствует развитию устной и письменной речи учащихся. В то же время, знание требований, предъявляемых к официальным документам, побуждает учащихся соблюдать критерии языка. Это полезно с нескольких сторон: во-первых, позволяет научить учащихся порядку составления официальных документов, во-вторых, изучая этикет общения и речевой этикет, определять место использования личных местоимений «мы» и «вы» в письменной речи.
3. В основной школе нельзя ограничивать ознакомление учащихся только с официальными документами, имеющими стандартную форму. Учащиеся должны знать и те официальные документы, которые способствуют самостоятельности, творчеству и выражению личных взглядов (например, написание статьи, очерка в школьную газету, отзыва на прочитанную книгу, аннотации и т.п.).
4. Обучение документации официального делопроизводства начинается с начальных классов, и на этом этапе обучения- учащиеся знакомятся с несколькими простыми видами официальных документов: поздравительное письмо, заявление, объявление и т.п.