Обобщение педагогического опыта – одно из наиболее важных и трудно решаемых направлений деятельности педагогов, методистов, заместителей директоров по научно-методической работе. И в то же время это требование сегодняшнего дня, и учитель должен иметь «склонность к самоанализу, самоактуализации, способность синтезировать педагогические находки, оригинальные нетрадиционные подходы к обучению и на их основе выстраивать образовательные парадигмы, образцы педагогической деятельности». Это и есть показатель педагогического мастерства. Такая деятельность является исследовательской и для учителя, и для тех, кто этот опыт обобщает. А сегодня школе нужны педагоги-исследователи. Кроме того, в понятие исследовательской культуры педагога входит владение исследовательскими умениями в области анализа и обобщения опыта работы.
Работа по исследованию опыта по праву считается одной из наиболее эффективных форм повышения квалификации как автора опыта, так и его единомышленников.
Отсюда задача администрации и коллективов ОУ - создавать условия для осознания педагогом особенностей своей работы, опыта для его обобщения и дальнейшего распространения.
Что же такой педагогический опыт?
Передовой опыт работы в известном смысле является синонимом оптимально организованной деятельности, дающей максимальные возможности учебно-воспитательным результатам при рациональном расходовании времени и усилий педагогов и учащихся. В передовом педагогическом опыте оптимальность рассматривается как достижение наилучшего результата в данных условиях при минимальных затратах времени и усилий всех участников процесса, а эффективность как степень достижения заданной цели педагогической деятельности с учетом оптимальности.
Передовой опыт - более широкое понятие, новаторство - составная часть передового опыта. Не всякая форма работы, даже успешная, является передовым опытом, точно так же не всякое новаторство - передовой опыт.
Передовой опыт - это то, что можно передать, использовать в работе других педагогов. Новаторство не всегда можно передать.
Передовой опыт - это воспроизводимые методы, приемы и способы обучения и воспитания, практически осуществленные в деятельности отдельных педагогов и обеспечившие высокие результаты и качество работы без дополнительной затраты времени.
Передовой опыт может быть новаторским, когда педагог предлагает что-то оригинальное, новое, чего не было раньше.
Актуальный педагогический опыт - это исторически обусловленная категория. Его нельзя рассматривать в отрыве от социальных процессов, происходящих в обществе. Актуальный опыт представляет собой успешное решение специальных задач, стоящих перед ОУ на каждом из этапов его развития. Безусловно, социальный заказ должен успешно решаться всей массовой практикой, в то время как актуальный педагогический опыт выступает в роли "маяка", "вперёдсмотрящего".
Приоритетной в оценке качества работы учителя становится совокупность инновационности, наличия в опыте современных технологических подходов, научно объективной оценки процесса и результата деятельности.
Традиционно путь по обобщению опыта можно обозначить такими этапами:
выявление → изучение → обобщение → распространение
Признаками педагогического опыта являются:
- высокие количественные и качественные показатели УВП,
- оптимальность ПО,
- устойчивость, стабильность опыта, длительность его функционирования,
- возможность повторения и творческого использования опыта одного педагога другими, расширение этого опыта до массового,
- перспективность опыта,
- научная обоснованность.
Основные подходы к изучению передового педагогического опыта
- изучение результатов опыта;
- установить отличие от результатов массовой практики;
- узнать, какими путями достигнуты более высокие результаты?
- какие методы, приемами, средства, формы работы использовались?
- какова система и логика работы автора?
- в каких условиях складывался опыт?
- не потребовали ли полученные результаты слишком больших затрат времени и усилий педагога и воспитанника в ущерб другим сторонам и направлениям работы?
- что в опыте обусловлено индивидуальностью педагога, а что может иметь общее значение?
I этап. Выявление
Что же следует понимать под «выявлением педагогического опыта»? Словарь русского языка С.И. Ожегова дает такое определение: «Выявить - сделать явным, обнаружить, вскрыть».
Таким образом, выявление педагогического опыта следует рассматривать как обнаружение эффективных подходов к образовательной деятельности, чтобы сделать их явными, доступными для распространения и заимствования другими учителями.
Очевидно, что этап выявления состоит из цепи взаимосвязанных, последовательно осуществляемых действий:
Ø выявление адреса эффективного опыта,
Ø выявление сущности этого опыта.
Ø Возможными источниками информации об авторах педагогического опыта могут быть:
Øрезультаты мониторинга качества образования школьников;
Øрезультаты анализа учебных занятий в образовательных учреждениях;
Øинформация руководителей образовательных учреждений об учителях, работающих инновационном режиме;
Øзаявление педагога - автора опыта о педагогических достижениях, новациях, отдельных приемах педагогической деятельности, дающих более эффективные в сравнении с традиционными результаты учебной деятельности школьников;
Øконкурсы профессионального мастерства, фестивали педагогических инноваций, конференции, семинары, другие формы педагогического общения;
Øанализ ресурсов Интернета;
Øопросы детей и родителей;
Øдругие источники информации.
Длительность изучения и обобщения педагогического опыта находится в прямой зависимости от объема изучаемого объекта. Работа может быть завершена описанием в течение одной учебной четверти, а может планироваться на год или более.
II этап. Изучение
Методы изучения педагогического опыта:
1.Анализ документов
2.Анкетирование
3.Наблюдение (сбор информации)
4.Сравнение (метод исследования)
5.Метод самооценки
6. Беседа.
7.Диагностика
Изучению и обобщению может подлежать:
- целостная система педагогической деятельности учителя;
- система работы педагога по какой-либо одной проблеме
- использование одного эффективного приема
- опыт освоения новых или взятых из прошлого, но адаптированных к современным условиям технологий (метод проектов)
- др.
Таким образом, изучению могут подлежать любые компоненты. Используемые педагогом в определенной системе, приносящие положительный результат (метод, технология, прием, способ, средство и др.).
III этап. Описание
Наиболее сложный этап, т.н. аналитический, требующий глубоких теоретических знаний технологий описания ПО.
Каковы требования к документу о педагогическом опыте?
Целесообразность: возможность для воспроизведения данного опыта другими учителями.
Конкретность: раскрытие компонентов ПО (метода, приема, способа и др.) на основе примеров педагогической деятельности автора опыта.
Научность; соответствие описываемых компонентов их определением в теории педагогики.
Целостность, логичность: описание компонентов последовательно, в четкой взаимосвязи их значимости для конкретного ПО.
Предлагаем некоторую последовательность в процедуре описания опыта работы, при этом полагаем, что она может быть и совсем другой.
1. Определить содержание документа о педагогическом опыте:
Наименование опыта. Условия возникновения, становления опыта.
Актуальность и перспективность опыта. Теоретическая база опыта.
Новизна опыта. Ведущая педагогическая идея опыта. Технология опыта
Результативность. Трудоемкость.
2. Вычленить противоречия, которые побудили учителя к поиску иных подходов к обучению и воспитанию детей.
3.Определить и сформулировать сущность опыта, ведущую идею. Выделить из ведущей проблемы опыта составные части и выстроить их в иерархической последовательности.
Чрезвычайно важно отразить, на какие научные (или практические) изыскания опирается учитель, кто в этом направлении был предшественником в поисках наиболее успешного обучения детей. Обращаем внимание на то, что опора на предшественников никак не умаляет достоинств творчества автора опыта, а лишь подчеркивает его компетентность.
4. Следующим шагом станет описание сущности педагогического опыта, его отличия от уже существующего, в чем его новизна, какие факторы успешности содержатся в представляемом опыте работы.
Таким образом, документ может иметь следующую последовательность:
Ø название фактора успешности;
Ø зачем они применяются (цель);
Ø состав, последовательность операций (структура);
Ø что дает применение этого фактора (результат);
Ø за счет чего (каких элементов, условий) получается высокий результат (условия эффективности).
Итогом работы является составление информационной карты об опыте работы.
IV этап. Распространение
Жанр документа и форма распространения педагогического опыта зависят от уровня обобщения:
практический
методический
научный.
Практический (наиболее часто применяемый) уровень обобщения педагогического опыта: описание и (или) показ приемов и методов работы; показ результативности работы; показ системы работы.
Формы: открытый урок, семинар-практикум, творческий отчет, выставка, реферат, справка.
Методический (наиболее продуктивный!) уровень обобщения педагогического опыта: выделение ведущей педагогической идеи опыта; характеристика условий развития опыта; анализ результативности работы; подготовка методических разработок и рекомендаций.
Формы: педагогические чтения, школа педагогического опыта, мастер-класс, авторская школа, технологические карты, методический плакат, видеофильм и др.
Научный (наиболее способствующий мотивации самоактуализации и стимулированию творчества педагога) уровень обобщения педагогического опыта: научно-теоретическое обоснование опыта работы; практическая новизна опыта; комплексность опыта; значение опыта для развития теории и практики.
Формы: публикации, статьи, тезисы в сборниках научно-практических конференций, монографии и др.
Формы распространения опыта как традиционные, так и инновационные, спектр которых расширяется вместе с теми задачами, которые ставятся перед современной школой:
Ø мастер-класс, открытый урок, видеофильм, т.е. показ, как это делается, в случае, когда мы имеем дело с опытом педагога-артиста, в котором ярко выражены педагогический артистизм, импровизационность, художественная одаренность;
Ø авторские курсы повышения квалификации, семинары, школы творчества, практикумы, т.е. формы, поэтапно раскрывающие творческую лабораторию в случае, когда распространению подлежит педагогический опыт педагога – исследователя;
Ø конкурсы профессионального мастерства;
Ø фестивали педагогического творчества;
Ø выставки «Педагогическое творчество. Педагогический опыт. Педагогическое новаторство»; педагогическая гостиная и др.
Период изучения опыта крайне сложен и ответственен. Если руководители ОУ будут судить только по результату, без тщательного анализа педагогического процесса, можно заранее предсказать бесполезность такого изучения, а порой и опасность, так как опыт будет определяться поверхностно, без раскрытия его сущности.
По этому поводу еще КД. Ушинский говорил, что опыт не передается буквально, а передается идея, заложенная в опыте. Вот эту «идею» и необходимо найти в процессе изучения успешной работы конкретного педагога, но прежде сам педагог должен ее осознать.