Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96481

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Внеурочная деятельность по немецкому языку

Дата публикации:

Автор:
Учитель немецкого языка, ГБОУ Школа №1566 города Москвы, Москва

Цель: Повышение мотивации к изучению немецкого языка

Задачи: Развитие творческих способностей учащихся на внеурочных занятиях

В условиях введения ФГОС актуализируется воспитательный и развивающий потенциал «иностранного языка» как предмета. Иностранный язык в роли учебного предмета (или дисциплины) отличается тем, что обучение не подчиняется задаче овладения основами наук, а заключается в овладении новым вербальным кодом как средством межкультурного общения, инструментом приобретения новых знаний о мире.

Учителю необходимо включить ученика в реальную языковую коммуникацию, смоделировать процесс вхождения в культуру страны изучаемого языка.

Сложность организации обучения иностранному языку в школе состоит также в том, что овладение иностранным языком происходит вне языковой среды при ограниченном количестве часов, когда на одного ученика приходится очень мало времени говорения за урок. В основном, на уроке задача развития у учащихся речевых навыков и умений решается посредством выполнения большого количества языковых и речевых упражнений. Отсутствие у ученика мотивации, основанной на естественной потребности к общению на иностранном языке, а также отсутствие возможности использовать иноязычный речевой опыт в реальной жизни ограничивает достижение существенных результатов в обучении иностранному языку.

В этой связи внеурочная деятельность по иностранному языку приобретает особую актуальность в достижении предметных результатов образования школьников. Именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, способствующей лучшему освоению иностранного языка. Главным преимуществом внеурочной деятельности по сравнению с уроком является то, что направление образовательной деятельности свободно выбирается самим обучающимся на основе собственных интересов и потребностей. Организация внеурочной деятельности направлена, в первую очередь, на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностранному языку – это развитие потребности школьников в использовании иностранного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пределами урока. Для решения данной задачи могут быть использованы ресурсы учебно-исследовательской, проектной деятельности.

Формы организации учебно-исследовательской деятельности на внеурочных занятиях могут быть следующими:

-2-

• факультативные занятия, предполагающие углублённое изучение иностранного языка, дают большие возможности для реализации на них учебно-исследовательской деятельности обучающихся;

• исследовательская деятельность обучающихся по иностранному языку;

• образовательные культуроведческие экспедиции — походы, поездки, экскурсии с чётко обозначенными образовательными целями, программой деятельности, продуманными формами контроля. Образовательные экспедиции предусматривают активную образовательную деятельность школьников, в том числе и исследовательского характера;

• участие обучающихся в олимпиадах, конкурсах, конференциях по иностранным языкам, в том числе дистанционных;

•предметных неделях, интеллектуальных марафонах предполагает выполнение ими учебных исследований или их элементов в рамках данных мероприятий.

• ученическое научно-исследовательское общество — форма внеурочной деятельности по иностранному языку, которая сочетает в себе работу над учебными исследованиями, коллективное обсуждение промежуточных и итоговых результатов этой работы, организацию круглых столов, дискуссий, дебатов, интеллектуальных игр, публичных защит, конференций и др., а также встречи с носителями иностранного языка, представителями науки и образования, экскурсии в учреждения науки и образования, сотрудничество с ученическими научно-исследовательскими обществами других школ;

Многообразие форм учебной деятельности по иностранному языку позволяет обеспечить подлинную интеграцию урочной и внеурочной деятельности обучающихся по развитию у них универсальных учебных действий. Стержнем этой интеграции является системно-деятельностный подход как принцип организации образовательного процесса в основной школе.

В документах ФГОС подчеркивается, что внеурочная деятельность - это не механическая добавка к основному общему образованию, призванная компенсировать недостатки работы с отстающими или одарёнными детьми. Главное при этом – осуществить взаимосвязь и преемственность общего и дополнительного образования как механизма обеспечения полноты и цельности образования.

Все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

-3-

Так, например, внеурочная деятельность по иностранному языку может быть организована по разным направлениям.

- Научно-познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества учащихся, интеллектуальных клубов, читательских студий, клубов юных музееведов, олимпиад, викторин и т.д. Содержание деятельности может охватывать аспекты страноведения и краеведения, литературы изучаемого языка.

- Художественно-эстетическое направление внеурочной деятельности может быть представлено работой школьных лингвистических театров, проведением выставок декоративно-прикладного и художественного искусства на иностранном языке, функционированием клубов песни (на иностранном языке)

- Общественно полезная и проектная деятельность по иностранному языку может быть организована в форме лингвистических лагерей во время каникул с привлечением носителей языка.

Используемые современные педагогические технологии дают возможность формировать компетентности. Использование мультимедийных средств обучения учит детей работать с информацией, коммуникативная компетентность формируется через возможность слышать живую речь носителей языка.

Цель обучения внеурочной деятельности – развитие иноязычной коммуникативной компетенции в единстве ее составляющих: языковой, речевой, социокультурной, компенсаторной и учебно – познавательной компетенции, а также развитие творческих способностей и воспитание школьников.

Реализация комплексной коммуникативной цели предполагает решение следующих задач:

– развитие коммуникативных умений в четырех основных видах речевой деятельности (говорении, аудировании, чтении, письме);

– приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям страны изучаемого языка, формирование умения представлять свою страну;

– развитие и формирование понимания важности изучаемого языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации.

Программа внеурочной деятельности перекликается с содержанием учебного предмета, дополняет изучаемые на уроках немецкого языка темы по УМК И.Л. Бим.

Программы по внеурочной деятельности направлены на формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема современной страноведческой информации, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских,

-4-

народных и современных песен, инсценированием немецких песен, сказок, созданием атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.

Знакомство с культурой страны (стран) изучаемого языка не только заложит основы уважительного отношения к чужой (иной) культуре, но и будет способствовать более глубокому осознанию обучающимися особенностей культуры своего народа. Иноязычное образование позволит в дальнейшем сформировать у обучающихся способность в элементарной форме представлять на иностранном языке родную культуру в письменной и устной формах общения с зарубежными сверстниками, в том числе с использованием средств телекоммуникации.

Соизучение языков и культур, общепринятых человеческих и базовых национальных ценностей заложит основу для формирования гражданской идентичности, чувства патриотизма и гордости за свой народ, свой край, свою страну, поможет лучше осознать свою этническую и национальную принадлежность.

Процесс овладения иностранным языком на ступени начального общего образования внесёт свой вклад в формирование активной жизненной позиции обучающихся. Знакомство на уроках иностранного языка с доступными образцами зарубежного фольклора, выражение своего отношения к литературным героям, участие в ролевых играх будут способствовать становлению обучающихся как членов гражданского общества.

На протяжении ряда лет реализация ФГОС общего образования в части обучения иностранному языку в нашей школе проходит не только на уроках, но и во внеурочной деятельности. На данный момент у меня есть внеурочные занятия в 6г, 5д, 5г, 4г и 3в классах. Эти занятия способствуют повышению мотивации к изучению немецкого языка путем вовлечения учащихся в разного рода интересные мероприятия, проводимые как в стенах школы, так и за ее пределами.

В 4г классе на внеурочные занятия выделено по 2 часа в неделю, а в 5г – один час. На этих занятиях ученики расширяют свои знания по немецкому языку, работая по УМК Н.Д. Гальсковой «Мозаика». Этот учебник предполагает углубленное изучение предмета. Один час, отведенный на внеурочку в 6з и 6г классах, позволяют нам лучше отработать лексический и грамматический материал, изученный учениками по основной программе базового уровня. С более успешными и активными ребятами находим время принять участие в дистанционных олимпиадах по немецкому языку, готовим праздники, принимаем участие в окружных и городских конкурсах, Рождественском фестивале. В этом учебном году Лушкина Катя заняла 2 место в городском конкурсе «Литературная гостиная», прочитав стихотворение Гете «Лорелея». Несколько лет подряд девочки 6з класса получают дипломы

-5-

1-2 и 3 степени по итогам Всероссийского конкурса «Лисенок», а также участвуя в дистанционных олимпиадах «Видеоуроки», «Меташкола».

Это Зайцева Полина, Сидорова Полина, Миртова Лиза.

Активными участниками и победителями этих конкурсов и олимпиад

стали ученики 4з класса Волкович Валерий и Юдина Виктория, ученицы 5г класса Ильина Алина, Гросс Валерия, Мансурова Диана, ученики 8з класса Кузьмичева Арина, Ломакина Люба, Малева Юля, Коннова Алиса. Ребята принимали участие во Всероссийских конкурсах по немецкому языку, объявленных издательством «Просвещение»: «Поздравительная открытка», «Символы».

Ученица 6з класса Миртова Лиза была участницей Всероссийского конкурса «Навстречу творчеству». В номинации «Исследовательская деятельность» Лиза получила диплом 1 степени за работу «Зимние праздники в Германии».

В начале апреля стало традицией в нашей школе проводить неделю иностранных языков. Наши ученики принимают активное участие в этом событии. В рамках недели проводим конкурсы чтецов, стенгазет, заседания КВН, фестивали творчества на иностранных языках, выставки проектных и творческих работ. Очень любят дети петь песни, читать стихи. Победительницей конкурса чтецов, например, стала ученица 6з класса Зайцева Полина, которая прочитала стихотворение о пасхальном зайце. В конкурсе творческих и проектных работ, посвященных празднику Пасхи, победителями стали ученицы 8з класса Ломакина Люба и Малева Юля, ученица 5г класса Мансурова Диана.

Нравится ученикам участвовать в театральных постановках на немецком языке. За время работы в школе вместе с моими коллегами были подготовлены и поставлены нашими воспитанниками театрализованные представления «Волк и семеро козлят» (2 место в окружном конкурсе), «Бременские музыканты» (2 место в городском конкурсе), «Желание» (2 место в городском конкурсе), «Сказка о рыбаке и золотой рыбке» (1 место в городском конкурсе). В прошлом учебном году ученики нашей школы приняли участие в окружном конкурсе «Баварские мотивы» в номинации «Исследование», защитив проект по теме «Жизнь и творчество Братьев Гримм», и заняли 2 место.

Недавно мы с ребятами побывали в Российско-Немецком Доме и посетили там выставку немецких кукол, посмотрели спектакль «Мюнхаузен» на немецком языке и мастер-класс, посвященный празднованию Пасхи в Германии.

В конце своего выступления хочу напомнить слова В. Ключевского: «Чтобы быть хорошим преподавателем, надо любить то, что преподаешь, и тех, кому преподаешь».

Желаю всем коллегам быть учителем с большой буквы, одаренных и благодарных учеников, творческих успехов в нашей нелегкой профессии.

Наши новости:

Разместить свою публикацию