Проблема развития одаренных детей в условиях массового обучения всегда была актуальной для учителя. Однако существующая система обучения в школах не обеспечивает в полной мере индивидуального развития детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.
Современная концепция школьного математического образования ориентирована, прежде всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности».
Для реализации данной концепции в нашей школе существует уровневая и профильная дифференциация обучения как наиболее соответствующая идеям личностно – ориентированного обучения. На начальной ступени обучения математика предполагает развитие интереса к предмету, развитие математических способностей, в конечном счете, подготовку будущего контингента системы углубленного изучения математики.
Одно из важных направлений моей работы – это работа с одаренными детьми.
Система индивидуальной работы включает следующие компоненты:
- изучение индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;
- развитие творческих способностей на уроках;
- развитие способностей во внеурочной деятельности.
1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.
В нашей школе созданы оптимальные условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей. По выявлению одаренных детей ведется тесная работа с психолого - педагогической службой школы, проводятся и обрабатываются тесты по изучению учебных способностей и интеллектуальной одаренности ученика. По результатам тестирования, диагностики создаем банк данных учащихся. Преобладающими видами одаренности являются:
- общая интеллектуальная (учащиеся легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию);
- академическая одарённость (проявляется в успешном обучении), которая включает в себя математическую одарённость – способность к логическому мышлению.
2. Развитие творческих способностей на уроках.
Сегодня обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использования активных методов обучения, практической деятельности учащихся. Поэтому индивидуальная работа с одарёнными детьми на уроке направлена на формирование у учащихся самостоятельных умений и навыков учебной деятельности, применение знаний и умений в новых ситуациях.
Дети в силу различных причин усваивают материал с разной скоростью. На первоначальном этапе изучения темы практикую индивидуальные листы обучения, в которых напечатаны вопросы по теме параграфа и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал и заполняют. Листок дается за день до урока. Придумать, нарисовать, составить, сочинить – такие задания присутствуют почти в каждом листке. По разобранным примерам в параграфе тоже присутствуют вопросы. На уроке ответы обсуждаются, ликвидируются пробелы в знаниях, заполняются ответы, если не ответили. Ученикам, усвоившим материал, можно предложить сравнить определения и понятия разных авторов, соседу составить вопросы по параграфу, дополнить историческими сведениями, предложить другой способ решения задач (Например, решение систем линейных уравнений с помощью определителей). Каждый лист читаю и оказываю индивидуальную помощь. Индивидуальный лист позволяет научить детей работать с текстом, выделять главное, оказывать своевременную помощь. У обучающихся решение задач на применение теории не вызывает трудностей.
Например, индивидуальный лист по изучению темы «Линейное уравнение с одной переменной» по учебнику Ю.Н. Макарычева.
Индивидуальный лист обучения ( п.16, Ю.Н. Макарычев)
Тема «Линейное уравнение с одной переменной»
Ф.И. ученика _________________________________________________________
1. Приведи три примера линейных уравнений с одной переменной _____________
2. Что такое определение_________________________________________________
3. Дай определение линейного уравнения с одной переменой___________________
4. Объясни значение входящих в уравнение букв а, b, х _______________________
5. Что значит решить уравнение?___________________________________________
6. Сколько корней может иметь уравнение ax=b ______________________________
7. Попробуй составить схему решений уравнений вида ax=b____________________
Положительные стороны использования индивидуального листа обучения:
- полное прочтение текста учеником;
- продумывание ответа и формулировки ответа для записи;
- обязательность ответа каждым учеником;
- диалог с конкретным учеником, так как вопросы составляются в режиме диалога;
- возможность давать дополнительные знания.
Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка. Но свободное от объяснений время я использую для углубления знаний учащихся, для работы в группах, для получения исторических сведений по теме, решения заданий повышенной сложности. При этом ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.
3. Развитие способностей во внеурочной деятельности.
В процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, невозможно в полном объеме формировать умения и навыки обучающихся. Поэтому реализация этих целей переносится на внеклассные занятия, где ребята применяют знания на практике, расширяют и углубляют знания, что в свою очередь повышают успеваемость и интерес к учению. Стараюсь, чтобы внеклассная работа не дублировала учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.
Индивидуальная работа во внеурочной деятельности осуществляется через:
- кружки;
- занятия исследовательской и проектной деятельностью;
- интеллектуальные игры по математике;
- научно-практические конференции;
- участие в олимпиадах и конкурсах;
- сотрудничество с выпускниками физико-математических классов;
- работа с индивидуальной картой саморазвития;
- профориентационные экскурсии.
Остановлюсь на индивидуальной карте саморазвития (индивидуальный образовательный маршрут). В начале года учеником составляется план участия в традиционных конкурсах, затем в течение года добавляют, заносят в таблицу результаты участия в тех или иных мероприятиях. Такая карта учит ребят планировать свою работу и самосовершенствоваться.
Сейчас эта карта саморазвития по предмету, например, выглядит так:
Фамилия, имя ученика Нестерова Дарья
Класс____6б_________________________________
№ | Основное направление | Сроки | Результат |
1 | Школьная олимпиада по математике | Октябрь | II место |
2 | VI Олимпиада по основам наук (УрФО) | Ноябрь - апрель | Диплом I степени (Высшая лига II этап) Диплом участника (III этап) |
3 | Межрегиональная заочная физико–математическая олимпиада «Авангард» | Ноябрь - декабрь | Диплом призера |
4 | Международная математическая игра «Кенгуру» | Март | |
4 | Исследовательская деятельность | В течение года | Тема «История города в задачах» |
5 | Школьная НПК | Апрель | |
6 | Интеллектуальная игра по математике «Самый умный» среди 6-7 классов | Апрель | Победитель |
7 | Российский заочный конкурс «Познание и творчество» | Январь | Диплом лауреата |
8 | Сообщение о треугольнике Паскаля | Выступила на уроке |
Для поддержки одаренных детей стараюсь поощрять находки ребенка в решении задач, вселять уверенность в своих силах, способности самостоятельно учиться. По итогам мероприятий, победители награждаются грамотами, дипломами, по желанию учащихся выставляю оценки в журнал. Очень важно при этом сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.
Мой опыт индивидуальной работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей обучения и развития одаренных детей. Изучение опыта коллег, поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжаются. Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.
Индивидуальная работа с учащимися отнимает достаточно много времени для его организации и проведения, подбора материала, но результат стоит того. Увеличилось количество детей, желающих участвовать в конкурсах и добывать знания самостоятельно, улучшилась результативность участия в различных конкурсах.