Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96199

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Реализация личностного (интеллектуального) потенциала обучающихся через индивидуальную работу в процессе обучения математики

Дата публикации:

Автор:
Учитель математики, МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 с углубленным изучением отдельных предметов», ЯНАО, город Надым

Цель: Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей.

Задачи: 1.Изучение индивидуальных особенностей и возможностей учащихся. 2. Развитие творческих способностей на уроках. 3. Развитие способностей во внеурочной деятельности.

Проблема развития одаренных детей в условиях массового обучения всегда была актуальной для учителя. Однако существующая система обучения в школах не обеспечивает в полной мере индивидуального развития детей с повышенным интеллектуальным и творческим потенциалом. Создание условий, обеспечивающих выявление и развитие одаренных детей, реализацию их потенциальных возможностей, является одной из приоритетных задач современного общества.

Современная концепция школьного математического образования ориентирована, прежде всего, на учет индивидуальности ребенка, его интересов и склонностей, акцент переносится с «усвоения» знаний на формирование «компетентности».

Для реализации данной концепции в нашей школе существует уровневая и профильная дифференциация обучения как наиболее соответствующая идеям личностно – ориентированного обучения. На начальной ступени обучения математика предполагает развитие интереса к предмету, развитие математических способностей, в конечном счете, подготовку будущего контингента системы углубленного изучения математики.

Одно из важных направлений моей работы – это работа с одаренными детьми.

Система индивидуальной работы включает следующие компоненты:

- изучение индивидуальных особенностей и возможностей учащихся;

- развитие творческих способностей на уроках;

- развитие способностей во внеурочной деятельности.

1. Изучение индивидуальных особенностей и возможностей учащихся.

В нашей школе созданы оптимальные условия для выявления, поддержки и развития одаренных детей. По выявлению одаренных детей ведется тесная работа с психолого - педагогической службой школы, проводятся и обрабатываются тесты по изучению учебных способностей и интеллектуальной одаренности ученика. По результатам тестирования, диагностики создаем банк данных учащихся. Преобладающими видами одаренности являются:

- общая интеллектуальная (учащиеся легко овладевают основополагающими понятиями, быстро запоминают и сохраняют информацию);

- академическая одарённость (проявляется в успешном обучении), которая включает в себя математическую одарённость – способность к логическому мышлению.

2. Развитие творческих способностей на уроках.

Сегодня обучение предполагает существенное увеличение доли самостоятельной познавательной деятельности, использования активных методов обучения, практической деятельности учащихся. Поэтому индивидуальная работа с одарёнными детьми на уроке направлена на формирование у учащихся самостоятельных умений и навыков учебной деятельности, применение знаний и умений в новых ситуациях.

Дети в силу различных причин усваивают материал с разной скоростью. На первоначальном этапе изучения темы практикую индивидуальные листы обучения, в которых напечатаны вопросы по теме параграфа и оставлены места для ответов. Учащиеся дома самостоятельно изучают материал и заполняют. Листок дается за день до урока. Придумать, нарисовать, составить, сочинить – такие задания присутствуют почти в каждом листке. По разобранным примерам в параграфе тоже присутствуют вопросы. На уроке ответы обсуждаются, ликвидируются пробелы в знаниях, заполняются ответы, если не ответили. Ученикам, усвоившим материал, можно предложить сравнить определения и понятия разных авторов, соседу составить вопросы по параграфу, дополнить историческими сведениями, предложить другой способ решения задач (Например, решение систем линейных уравнений с помощью определителей). Каждый лист читаю и оказываю индивидуальную помощь. Индивидуальный лист позволяет научить детей работать с текстом, выделять главное, оказывать своевременную помощь. У обучающихся решение задач на применение теории не вызывает трудностей.

Например, индивидуальный лист по изучению темы «Линейное уравнение с одной переменной» по учебнику Ю.Н. Макарычева.

Индивидуальный лист обучения ( п.16, Ю.Н. Макарычев)

Тема «Линейное уравнение с одной переменной»

Ф.И. ученика _________________________________________________________

1. Приведи три примера линейных уравнений с одной переменной _____________

2. Что такое определение_________________________________________________

3. Дай определение линейного уравнения с одной переменой___________________

4. Объясни значение входящих в уравнение букв а, b, х _______________________

5. Что значит решить уравнение?___________________________________________

6. Сколько корней может иметь уравнение ax=b ______________________________

7. Попробуй составить схему решений уравнений вида ax=b____________________

Положительные стороны использования индивидуального листа обучения:

- полное прочтение текста учеником;

- продумывание ответа и формулировки ответа для записи;

- обязательность ответа каждым учеником;

- диалог с конкретным учеником, так как вопросы составляются в режиме диалога;

- возможность давать дополнительные знания.

Конечно, на учителя ложится дополнительная нагрузка. Но свободное от объяснений время я использую для углубления знаний учащихся, для работы в группах, для получения исторических сведений по теме, решения заданий повышенной сложности. При этом ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, исследовательские – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы.

3. Развитие способностей во внеурочной деятельности.

В процессе классных занятий, ограниченных рамками учебного времени и программы, невозможно в полном объеме формировать умения и навыки обучающихся. Поэтому реализация этих целей переносится на внеклассные занятия, где ребята применяют знания на практике, расширяют и углубляют знания, что в свою очередь повышают успеваемость и интерес к учению. Стараюсь, чтобы внеклассная работа не дублировала учебную работу, иначе она превратится в обычные дополнительные занятия.

Индивидуальная работа во внеурочной деятельности осуществляется через:

- кружки;

- занятия исследовательской и проектной деятельностью;

- интеллектуальные игры по математике;

- научно-практические конференции;

- участие в олимпиадах и конкурсах;

- сотрудничество с выпускниками физико-математических классов;

- работа с индивидуальной картой саморазвития;

- профориентационные экскурсии.

Остановлюсь на индивидуальной карте саморазвития (индивидуальный образовательный маршрут). В начале года учеником составляется план участия в традиционных конкурсах, затем в течение года добавляют, заносят в таблицу результаты участия в тех или иных мероприятиях. Такая карта учит ребят планировать свою работу и самосовершенствоваться.

Сейчас эта карта саморазвития по предмету, например, выглядит так:

Фамилия, имя ученика Нестерова Дарья

Класс____6б_________________________________

Основное направление

Сроки

Результат

1

Школьная олимпиада по математике

Октябрь

II место

2

VI Олимпиада по основам наук (УрФО)

Ноябрь - апрель

Диплом I степени (Высшая лига II этап)

Диплом участника (III этап)

3

Межрегиональная заочная физико–математическая олимпиада «Авангард»

Ноябрь - декабрь

Диплом призера

4

Международная математическая игра «Кенгуру»

Март

4

Исследовательская деятельность

В течение года

Тема «История города в задачах»

5

Школьная НПК

Апрель

6

Интеллектуальная игра по математике «Самый умный» среди 6-7 классов

Апрель

Победитель

7

Российский заочный конкурс «Познание и творчество»

Январь

Диплом лауреата

8

Сообщение о треугольнике Паскаля

Выступила на уроке

Для поддержки одаренных детей стараюсь поощрять находки ребенка в решении задач, вселять уверенность в своих силах, способности самостоятельно учиться. По итогам мероприятий, победители награждаются грамотами, дипломами, по желанию учащихся выставляю оценки в журнал. Очень важно при этом сформировать понятие результата не ради награды, а ради самосовершенствования и саморазвития.

Мой опыт индивидуальной работы, безусловно, не исчерпывает всех особенностей обучения и развития одаренных детей. Изучение опыта коллег, поиски эффективных моделей и технологий работы с талантливыми детьми продолжаются. Информационно-коммуникационные технологии создают широкие возможности для развития современного образования, прежде всего в направлении индивидуализации, создают условия для реализации творческого потенциала учителя и ученика.

Индивидуальная работа с учащимися отнимает достаточно много времени для его организации и проведения, подбора материала, но результат стоит того. Увеличилось количество детей, желающих участвовать в конкурсах и добывать знания самостоятельно, улучшилась результативность участия в различных конкурсах.

Наши новости:

Разместить свою публикацию