Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96190

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 18.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие творческих способностей учащихся на уроках литературного чтения.

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, государственное бюджетное общеобразовательное учреждение Самарской области гимназия имени Заслуженного учителя Российской Федерации Сергея Васильевича Байменова города Похвистнево городского округа Похвистнево Самарской области, Самарская область, город Похвистнево

Цель: Развитие творческих способностей.

Задачи: Задачи: Научить: • осознанно, правильно, выразительно читать; • извлекать из текстов интересную и полезную информацию; • самостоятельно выбирать книги для чтения; • работать с разными источниками информации (словарями, справочниками, в том числе и на электронных носителях); • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; • самостоятельно выбирать книги для чтения

Современное общество нуждается в человеке, способном самостоятельно мыслить, ставить перед собой и обществом новые задачи и находить их решения, быть готовым как к индивидуальному, так и к коллективному труду. Поэтому в школе на первый план выдвигается задача: достижение оптимального общего развития каждого школьника в процессе усвоения им знаний, умений и навыков.

Долгое время в начальной школе основой содержания уроков чтения
являлось обучение собственно чтению. В настоящее время имеются благоприятные условия для того, чтобы изменить соотношение деятельности по усвоению знаний, умений и творческой деятельности в учебной работе младших школьников. Новое содержание литературного чтения, вариативность и возможность выбора программ и учебников открывает широкие возможности приобщения детей к литературе как к искусству, обеспечивают условия для практического включения ребёнка в мир литературы, позволяют учителю развивать литературные способности, организовывать самостоятельную творческую деятельность учащихся. Средствами предмета развиваются личностные качества ребёнка.

«Творческую личность может воспитать только творческая личность» — для педагога эта истина является и девизом, и руководством к действию. Но что такое творчество?

«Философская энциклопедия» определяет творчество как деятельность, порождающую " нечто новое, никогда ранее не бывшее».

Творчество - это созидание нового и прекрасного, оно противостоит банальности, шаблону, разрушению, оно наполняет жизнь радостью, побуждает потребность в познании, работу мысли, вводит человека в атмосферу вечного поиска.

Истинное творчество невозможно без длительного, упорного, нелегкого труда, без глубокого познания того, что создано предшествующими поколениями.

Творчество проявляется в различных областях: изобразительно-художественной, музыкальной, технической, спортивной, театральной, литературной и т. д. Область литературы обладает широкими возможностями творческого обогащения личности ребенка.

Известный учитель Ш. А. Амонашвили считает, что чтение мы должны рассматривать в качестве способа познания действительности, каким оно и является, и цель обучения чтению должна заключаться именно в развитии в ребенке познавательного чтения, то есть такого, когда ребенок с помощью чтения решает познавательные задачи. Познавательное чтение есть настоящее чтение, есть то новообразование в ребенке, которое возникает в нем как результат развития, как результат творчества.

Особенно интересны уроки литературного чтения, где принципиальное значение придается творческому развитию учащихся, которое играет большую роль в овладении ими навыками чтения, умениями разобрать прочитанное, разнообразными приемами работы с произведениями литературы.

Но все ли дети способны к творчеству? Или творить могут лишь те, кто зарекомендовал себя школьными успехами?

У каждого ребенка есть способности и таланты. Дети от природы любознательны и полны желания учиться. Все, что нужно для того, чтобы они могли проявить свои дарования - это умное руководство со стороны взрослых.

Если учитель во главу угла ставит цель – развитие творческих способностей, то он непременно пробудит в каждом ребёнке интерес к чтению, научит чувствовать, переживать, ценить юмор.
Целью развития творческих способностей является формирование восьми качеств:
* любознательности;
* находчивости и фантазии;
* альтернативного мышления;
* изобретательности;
* оригинальности;
* гибкости;
* самостоятельности;

* широты и глубины мышления.

Проблема развития творческих способностей многоаспектная и непростая. Под творческими способностями понимают то, что не сводится к знаниям, умениям, навыкам, но объясняет их быстрое приобретение, закрепление и использование на практике.

Детское творчество неисчерпаемо. Его питательная среда – чувство тайны, которую так хочется разгадать. «Тайна возбуждает творчество» – так сказал А.Эйнштейн. Творчество всегда самодеятельно. Главный стимул творчества – огромная радость, которую оно дает и ученику, и учителю.

Для творчества нужны воля, умение преодолевать свою лень и объективные трудности, активность во всех делах и в первую очередь - в познании. В то же время предпосылками творчества являются мир эмоций, способность увлекаться, развитые познавательные интересы. Творчество можно расценивать как одно из проявлений разностороннего, гармонического развития личности школьника.

Текущая цель курса «Литературное чтение» – осознание учащимися особенностей художественного восприятия и выражения мира в ходе слушания, чтения и собственного литературного творчества. «Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества» - советовал В.А.Сухомлинский

Развитие творческих способностей на уроках литературного чтения включает:

- освоение всех форм драматизации: чтение по ролям, «живые картины» (индивидуальные и групповые), произнесение реплики героя с использованием мимики, пластическое инсценирование;( Драматизация — один из самых распространенных видов детского творчества, она очень близка детям. Л. С. Выготский объясняет это 2 основными причинами. Во-первых, драма, основанная на действии, совершаемом самим ребенком, наиболее близко связывает художественное творчество с личными переживаниями. Во-вторых, причиной близости драматизации ребенку является непосредственная связь с игрой. В ходе драматизации образ, созданный на основе анализа элементов литературного произведения и собственных наблюдений детей, воплощается и реализуется в действительность, хотя бы и, условно).

- словесное, графическое, музыкальное иллюстрирование литературного произведения;(Иллюстрирование проводится с разными целями: при составлении плана, при подготовке к пересказу, и для уточнения какого-то эпизода).

- творческий пересказ разных видов: краткий пересказ, где ученик выбирает из текста основное содержание, передает его связанно, последовательно, без пропусков; пересказ с изменением лица рассказчика; пересказ от одного из персонажей, чтобы успешно справиться с таким заданием, ученик должен войти в роль героя рассказа, «перевоплотиться», понять его возраст, характер, его точку зрения, взглянуть на события его глазами.

- собственные высказывания на основе прочитанного, сочинения на основе литературных впечатлений, собственные сочинения.(Дети сочиняют сказки, рассказы, загадки, но охотнее всего стихи. Они легко находят рифму, чувствуют ритм, обожают юмор. Такая творческая работа повышает тонус учебного процесса, увлекает учащихся. Загадка – это маленький секрет, тайна, которую нужно разгадать, раскрыть. Составление сказок благотворно влияет на развитие творческих возможностей учащихся, оживляет и делает интересным учебный процесс.)

Собственный рисунок с натуры или по воображению, собственное стихотворение, рисование по прочитанному – все эти виды работы, доступные младшим школьникам, дают возможность творческого самовыражения.

С целью дальнейшего совершенствования литературно-творческого развития учащихся я составила список всевозможных упражнений, направленных на формирование литературно-творческих способностей учащихся. Все виды работы я разделила на 3 группы, так как технология приобщения учащихся к литературному творческому развитию видится мне через три взаимосвязанных компонента.

I. Задания на формирование умений воспринимать художественный текст.

1. Словарная работа. Чтение слов и объяснение их лексического значения.

2. Озаглавливание текста.

3. Деление текста на части, составление плана.

4. Определение темы текста, главной мысли.

5. Определение типа текста.

6. Подбор иллюстраций к тексту.

7. По иллюстрации определить содержание текста.

8. Составление диафильма.

9. Выборочное чтение.

10. Работа по вопросам учителя, учебника или ученика.

11. Чтение для подготовки к пересказу.

12."Пропущенное слово" (учитель читает текст и пропускает одно слово, дети должны вставить слово, подходящее по смыслу).

13. Восстановление логической последовательности текста. Статьи из журналов, газет, разрезаются на части, перемешиваются и даются ученику в конверте.

14. Восстановление текста (небольшой текст пишется крупными буквами на листе, разрезается на мелкие кусочки, бригада из 2—3 человек восстанавливают его).

II. Задания на формирование литературно-творческих умений учащихся.

1. Построение к предложенному слову цепочки ассоциаций, метафор, эпитетов.

2. Достроить текст по предложенному началу, придумать свой финал, включить новые обстоятельства и, исходя из характеров, достроить действия героев.

3. Пересказ текста с определенным заданием.

4. Составление по тексту кроссвордов.

5. Викторины по одному большому произведению или нескольким маленьким.

6. Подбор загадок к словам из текста.

7. Тематическая подборка пословиц к текстам учебника.

8. Составление ребусов к словам из текста.

9. Работа со словарем фразеологизмов.

III. Задания, обучающие приемам творческого фантазирования.

«Продолжи ряд» (небо хмурится; ива...; звезды...; осень...)

1. Пофантазируй, о чем может думать: (муха на потолке, рыбка в аквариуме).

2. Что сказали бы про одно и тоже разные по характеру персонажи:

Волк и Красная Шапочка — про бабушку.

3. Предложи своего героя. Сочини рассказ от его лица. Не беда, если смешаются правда и вымысел.

4. Пофантазируй, каким представляется человек, если посмотреть на него глазами: кошки, собаки, лошади.

5. Придумай легенду о цветах: незабудке, ромашке, васильке.

6. Придумай фантастическое животное, нарисуй и объясни детали его облика, его фантастические способности.

7. Задание «Если бы» (если бы я видел в темноте как филин...)

8. «Изобретатель» («Одуванчик и парашют»).

9. Составление своих иллюстраций, зарисовок к тексту и сравнение их с уже имеющимися.

10."Фантазии" по пословице, картине, звуку.

11."Сотворчество" (дорисовка образа героя, составление его исповеди, дневника и т. д.)

Таким образом, можно сделать вывод, что в результате упорной и трудоемкой работы от урока к уроку развиваются творческие способности детей, при создании в классе атмосферы дружелюбия и серьезного отношения к творчеству другого, особого такта.

«Если ученик в школе не научился сам ничего творить, то и в жизни он всегда будет только подражать, копировать, так как мало таких, которые, научившись копировать, умели сделать самостоятельное приложение этих сведений» - Л.Н.Толстой.

Наши новости:

Разместить свою публикацию