Технологическая карта урока технологии Учитель: Дубоносова Светлана Владимировна. Место проведения: МОУ «Школа №2 р.п.Новые Бурасы» Изучаемая тема: Работа с природным материалом. Класс: 2 Тема урока: Аппликация «Ёжик». Тип урока: Урок открытия новых знаний. Цель урока: организация продуктивной деятельности обучающихся в технике аппликации из манной крупы с применением цветных мелков. Задачи: 1. Развивающие: Развитие познавательных УУД: осуществлять актуализацию личного жизненного опыта, проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом. Развитие творческих способностей детей, трудолюбия, инициативы и самостоятельности. Развитие коммуникативных УУД: формировать интерес к общению и групповой работе; учить строить понятные для собеседника высказывания. Содействовать развитию коммуникабельности, взаимопомощи, целеустремлённости, умение оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других. Развитие регулятивных УУД: учить принимать и сохранять учебную цель; формировать умение осуществлять взаимоконтроль. Учить определять и формулировать цель и последовательность действий. 2.Образовательные: изготовить подарок маме, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке, осознанно подбирать необходимые к обработке материалы для изделия по их свойствам в соответствии с поставленной задачей; отбирать и выстраивать оптимальную технологическую последовательность реализации предложенного учителем замысла. Применять приемы рациональной безопасной работы ручными инструментами. 3. Воспитательные: формировать положительное отношение к учению; воспитывать желание и умение видеть нравственный аспект своих поступков, желание осуществлять добрые дела, полезные другим людям. Используемая технология: технология деятельностного метода. Межпредметные связи: окружающий мир, музыка, литературное чтение. Оборудование и инструменты: презентация, проектор и компьютер, аудиозапись песни про ёжика, цветной картон, клей, манная крупа , окрашенная цветными мелками, влажные салфетки, виды аппликаций, «Волшебный мешочек». | ||||
Этап урока | Плани руемое время | Содержание этапа | Задачи этапа | Методы и формы обучения |
1.Самоопределе ние к деятельности (орг. момент). | 2 мин | Опять звенит звонок. Зовёт нас на урок. Нам нравится творить, Поделки делать, шить. Я желаю всем хорошего настроения. Какое самое светлое чувство на земле? (любовь). К кому? ( К маме). Как можно выразить свое чувство? (Слова, жесты, подарок). Какой праздник отмечаем мы в ноябре? (День Матери). | Создание условий для возникновения у обучающихся внутренней потребности включения в учебную деятельность |
Создание ситуации эмоционально-нравственного переживания |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности. | 5 мин | -Предлагаю вам высказать гипотезы о том, что вы можете сегодня на уроке технологии изготовить своими руками. А помогут вам в этом картины на доске (вывешены аппликации разного вида).Как одним словом мы назовём все эти работы? (Аппликации). А кто из вас знает , что такое аппликация? Словарь Ожегова (Слайд №2 ).(Аппликация – от лат. Applicatio – наклеивание: это изготовление картины, рисунка, орнамента посредством наложения частей, вырезанных из бумаги, материи, природного материала и т.д). Аппликация относится к декоративному искусству. Давайте установим соответствия между видами аппликаций (дети выходят к доске и стрелками показывают соответствие) – из бумаги вырезная, рваная, из геометрических фигур, прир. материал; плоская или объёмная .Так что же мы будем делать на уроке? (аппликацию). Отгадав загадки, узнаете кого будем делать: «Лесом катится клубок, У него колючий бок, Он охотится ночами За жуками и мышами».(ёж). (Слайд № 3 ) Из какого материала будет наша аппликация? - Что выбираем? (Затруднение). | Выявить место затруднения зафиксировать, во внешней речи причину затруднения. | Эвристическая беседа. Коллективная работа. Словесный, наглядный. |
3. 3. Постановка учебной задачи. | 4 мин | Подскажет нам выбрать материал «Волшебный мешочек» - дети подходят и достают из него: шишку, жёлудь, семечки, ткань, нитки, манку, мелки). Какой материал вам кажется необычным? (манная крупа, мелки). Из чего будет аппликация? Показ образца. Цель нашего урока? Цели: изготовить из манки подарок маме, работать аккуратно, правильно, творчески. Хотите научиться выполнять такую аппликацию? Информационно – познавательная беседа «Что мы знаем о ежах» Где живут ежи? Чем они питаются? Когда ежи выходят на охоту? Что они делают зимой? Где зимуют? Есть ли враги у ежа?(Слайд № 4-5 ) Объясните пословицу: Ёж что солнце – в руки не возьмёшь». (Слайд № 6)
| Фиксирование во внешней речи причины затруднения. Исследование возникшей проблемной ситуации. Завершение этапа связано с постановкой цели и формулировкой темы урока. | Логические методы: анализ и обобщение. Словесный и наглядный методы. Применение ИКТ. Метод разрешения проблемной ситуации. |
4. Построение проекта выхода из затруднения ("открытие" детьми нового знания). | 2 мин | Что нам понадобится для выполнения этой работы? (цветной картон, клей, манная крупа, кисточка.).Секрет: манная крупа - цветная, а почему? (окрашенная цветными мелками, тёртыми на мелкой тёрке). Составим план работы (Слайд №7)
ТБ при работе с клеем: нельзя брать клей в рот, растирать руками глаза, наносить клей кисточкой или флаконом. | Планирование деятельности в соответствии с поставленной задачей. Обеспечить восприятие, осмысление и усвоение изучаемого материала. | Прием: подводящий диалог. Представление материала в знаково-символической форме. Беседа с объяснением нового материала. |
5. Физкульт-минутка | 2 мин | Ёж спешил к себе домой, (Слайд № 8) Нёс запасы он с собой. Через кочки он скакал, Быстро по лесу бежал. Вдруг он сел и изменился , В шарик круглый превратился. А потом опять вскочил И к детишкам поспешил. | Снятие напряжения, усталости Формирование положительной мотивации. | Метод физминутки Коллективная форма. |
6.Самостоятель ная работа с самопроверкой по эталону. | 20 мин | Последовательность работы: листок, яблоко, шкурка, ухо и лапки, щёки и язык, мордочка, глаза. Объяснение учителя в группах. Осуществление учебных действий по намеченному плану. Организовать усвоение обучающимися нового способа действий. В конце работы звучит песня про ёжика. | Реализовать построенный проект в соответствии с планом, организовать фиксирование и преодоления затруднения. | Практический метод, прием: выработка навыков практических действий по изготовлению предметов. Дифференцирован-ный подход. Самостоятельная работа. Организация ситуации успеха |
7. Творческое задание | 8 мин | -Вручая открытку, вы скажете маме какие-то хорошие слова. Конкурс добрых слов. | Осознанно и произвольно строить устные высказывания. | Создание ситуации успеха. Работа в группах |
8. Рефлексия деятельности (итог занятия). | 4 мин | Организовать самопроверку по эталону, самооценку и взаимооценку. Критерии: - правильность - аккуратность - творчество (Дети оценивают работы друг друга). -Удалось ли достичь поставленной цели? -Вы довольны своей работой? Что вам больше всего понравилось на уроке? Какое у вас было настроение? | Организуется самооценка учениками деятельности на уроке. В завершение фиксируется степень соответствия поставленной цели и результатов деятельности. | Оценка учащимися своей деятельности, взаимооценка. |
9. Выставка работ. | 2 мин | - Продемонстрируйте свои работы (дети выходят к доске и показывают гостям свои работы). | Оценить качество уровня усвоения нового материала. | Презентация своих работ (мини-выставка) |
10. Домашнее задание. | Подумать, как и чем украсить рамочку у аппликации. | Развитие творческих способностей. | Самостоятельная работа. |
Литература.
- Энциклопедия. Я познаю мир. Удивительные животные. «Астрель». 2000 г.
- Сборник загадок. Пособие для учителя. М.Т. Карпенко. Москва. «Просвещение». 2008 г.