Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96202

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Творческая разработка урока

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МАОУ Каскаринская СОШ, село Каскара, Тюменского района

Цель: Ввести понятия «многогранник», «грани», «вершина», «ребро».

Задачи: 1. Развивать умения выделять главное в познава- тельном объекте; содействовать развитию пространственного воображения учащихся. 2. Воспитывать чувство взаимопомощи, ответственности, аккуратности и интерес к геометрии.

МАОУ Каскаринская СОШ

Творческая разработка урока

Системно-деятельностный подход на уроке математики

«Многогранник»

УМК «Школа XXI века», 4 класс

Выполнила: Пашкова А.Ю., учитель начальных классов


Содержание

1.Введение…………………….……………………………………………………...3

2.Основное содержание……………………………………………………………..5

3.Заключение………………………………………………………………………..18

4.Список литературы…………………………………………………………….....19


Введение

Перемены, происходящие в современном обществе, требуют ускоренного совершенствования образовательного пространства, определения целей образования, учитывающих государственные, социальные и личностные потребности и интересы. В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов. Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания в контексте ключевых задач и универсальных учебных действий, которыми должны владеть учащиеся.

В настоящее время системно-деятельностный подход положен в основу новых федеральных государственных образовательных стандартов (ФГОС) и определил три группы требований к его проектированию и реализации: к формированию целей образования планируемых результатов деятельности школьников (предметных, метапредметных и личностных ); к структуре образовательной программы; к условиям реализации стандартов.

Системно-деятельностный подход позволит обеспечить реализацию идеи непрерывного образования на уровне школы при условии сформированности у обучающихся универсальных учебных действий (УУД): регулятивных, познавательных,коммуникативных .Формирование УУД – это одна из важнейших задач учителя.

При системно-деятельностном подходе к проектированию и реализации ФГОС системообразующим элементом учебного процесса являются различные виды деятельности, субъект обучения занимает активную позицию, а деятельность является основой, средством и условием развития личности. Такое ключевое положение в корне меняет модель взаимодействия учителя и ученика.

Современному обществу требуются образованные люди, не столько вооруженные знаниями, сколько умеющие их добывать, приобретать по мере возникновения потребности при решении проблем, применять знания в любой ситуации.

Таким образом, Стандарты нового поколения смещают акценты в образовании на активную деятельность учащихся. В процессе деятельности учащийся осваивает универсальные учебные действия (УУД), развивается как личность.Задача учителя – организовать урок таким образом, чтобы включить детей в деятельность.

В моей творческой разработке представлен проект урока математика для 4 –го класса, УМК «Школа XXI века», по теме «Многогранник». Целью моей творческой разработки стало желание в совершенстве овладевать педагогическими технологиями с помощью которых можно реализовать новые требования, в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения. Моя творческая разработка является шагом на пути к достижению поставленной цели.


Разработка урока

Проект урока математика (УМК «Школа XXI века», 4 класс)

Тема: Многогранники. (4 класс)

Цель урока: 1. Ввести понятия «многогранник», «грани»,

«вершина», «ребро».

2. Развивать умения выделять главное в познава-

тельном объекте; содействовать развитию

пространственного воображения учащихся.

3. Воспитывать чувство взаимопомощи,

ответственности, аккуратности и интерес

к геометрии.

Применяемые УУД:

Личностные:

Смыслообразование, т.е. установление обучающимися связи между целью учебной деятельности и её мотивом (что побуждает, для чего);

Самоопределение, т.е. готовность и способность обучающихся к саморазвитию.

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

Целеполагание как постановка учебной задачи на основании что известно,

усвоено, а что еще нет;

Планирование – последовательность действий с учетом конечного результата;

Оценка – осознание качества и уровня усвоения.

Коммуникативные УУД:

Инициативное сотрудничество - проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач;

Оборудование: плоские фигуры, объёмные фигуры, карточки

с заданиями, спички, пластилин, развёртки

объёмных геометрических фигур,

учебник, тетрадь.

Форма проведения: работа в группах.


Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1.Мотивация.

Цель: настрой на активную работу .

-Здравствуйте,ребята! Я приглашаю вас на урок математики.

-Перед вами лежат листочки,на которых написаны части предложения. Составьте из них пословицу.

День, прошёл ,впустую ,если , ты , не узнал ,ничего ,нового.

-Постараемся, чтобы сегодняшний день принес вам что-то новое.

Работа в парах.

Составили пословицу

«День прошёл впустую, если ты не узнал ничего нового».

2.Актуализация .

Цель: воспроизведение знаний и способов действий необходимых и достаточных для открытия новых знаний.

Математическая разминка.

1)Задание.Фронтальная работа.

На доске: 1см 10см

1дм 10мм

1м 10дм

1км 100см

1мм 1000м

-Что можно сделать с этими единицами длины?

-Расположите в порядке возрастания, начиная с наименьшей единицы длины.

-Установите соотношение между единицами длины

2)Задание.

Работа с геометрическим материалом.

-На уроках математики в 1, 2, 3 классах мы изучали различные плоские геометрические фигуры, а также учились их строить.

-Я предлагаю вам задания в группах :построить в координатном углу плоские фигуры по данным координатам, но сначала вспомним праила работы в группах.

  • Умейте слушать и слышать.
  • Умейте спорить, но не ссориться.
  • Правильно распределяйте обязанности между членами группы.
  • Помните, вместе вы можете сделать гораздо больше, чем каждый в отдельности.

Группа 1.

-Построить фигуру, если известны координаты:

А (0;2) В (2;5) С (9;2)

Группа 2.

-Постройте фигуру, если точки А (3;2) В (6;5) С (3;5), Д (6;2) .

Группа 3.

- Постройте фигуру, если известны координаты её вершин

А (2;3) В (2;6) С (5;8) Д (8;6) К (8;3) М (5;1)

- Проверка (каждая группа зачитывает свои задания, а учитель задаёт вопросы)

-1 группа: Какая фигура у вас получилась?

- 2 группа: Назовите координаты противоположных вершин.

-Какая фигура у вас получилась?

- Как по-другому называется эта фигура?

3 группа: Какая фигура у вас получилась?

- Как можно назвать эти фигуры?

МНОГОУГОЛЬНИКИ

- Нам известно, что все многоугольники имеют вершины, стороны и углы.

- Назовите и покажите их.

- А как ещё можно назвать эти фигуры, какие они? (плоские)

Выполняют задания, тренирующие мыслительные операции.

Ответы детей.

(попарно сравнивать,

Расположить в порядке возрастания-убывания,

Установить соотношение между ними,

складывать,

вычитать)

В тетрадях: мм, см, дм ,м, км

1см 10см

1дм 10мм

1м 10дм

1км 100см

1мм 1000м

Работа в группах

От каждой группы выходят ученики и показывают свои результаты

1 группа: треугольник

2 группа:квадрат

3 группа: шестиугольник

3. Постановка учебной задачи.

Цель:- ввести понятия «многогранник», «вершина», «грани», «ребро».

- Модели геометрических фигур представлены у вас на столах.

- Рассмотрите фигуры внимательно и назовите их сходства и различия.

-Что общего между этими фигурами?

- Из каких многоугольников состоит поверхность каждой из них?

- Как назвать эти фигуры, поверхность которых состоит из многоугольников, одним словом?

МНОГОГРАННИК

-Как думаете, о чём будем говорить сегодня на уроке? (Дети формулируют вопросы, которые учитель выносит на доску в виде кластера или на слайд).

- Что такое многогранник?

-Из каких элементов он сосотоит?

-Как можно построить многогранник?

1)Загадка.

Первые упоминания об этих фигурах ещё были известны три тысячи лет до нашей эры в Египте и Вавилоне.

Математиков поражала их красота, совершенство и гармония.

Ученые считали эти фигуры божественными.

О какой фигуре говорится ?(ПИРАМИДЫ)

Пирамида Хеопса- крупнейшая из египетских пирамид, единственное из семи чудес света, сохранившаяся до наших дней.

-Является ли пирамида- многогранником?

2)Работа с учебником.

- Работа по учебнику С. 100, правило.

- А как называется каждый из многоугольников в многограннике? (грани)

- Кто сможет показать на фигуре эти грани?

- Как называются стороны многогранника? (рёбра)

- Какую ещё часть не назвали? (вершина)

- Верно, молодцы!

- Вот так выглядит чертёж многогранника.

Кажется, что фигура сделана из стекла.

На столах у учащихся объемные фигуры: куб, параллелепипед, пирамиды.

Пирамида-многогранник, т.к.

Поверхность состоит из многоугольников-треугольников и основание-прямоугольник- граней.

Вершины многоугольников –вершины многогранника, стороны треугольника и прямоугольника –ребра многогранника.

4.Практическая деятельность учащихся

Цель:осмысление новой информации детьми и применение на практике.
1)Узнавание в объектах окружающего мира геометрических форм, с. 100 з.№2

2)Моделирование.

1)- Ребята, откройте учебник на с. 102, з.№7. (Используя палочки и пластилин, сделайте модели многогранника, выполняют работу в грппах)

- Посчитайте число вершин, граней, рёбер своих получившихся фигур. Сравните свои фигуры с образцом.на рисунке.

Из предсталенных предметов ребята называют те, которые по форме похожи на многоугольник.

Работа в группах

- Отчёт каждой группы о проделанной работе.

5.Физминутка

Цель этапа: сохранение здоровья детей.
«
Качания головой» упражнение стимулирует мыслительные процессы:

дышите глубоко, расслабьте плечи и уроните голову вперёд Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, при помощи дыхания уходит напряжение. (15 раз)

«Ленивые восьмёрки» упражнение активизирует структуру мозга, улучшает память, повышает внимание: нарисуйте в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмёрки» по три раза каждой рукой, а затем обеими руками.

«Моргания» (полезно при всех видах нарушения зрения): моргайте на каждый вдох и выдох)

«Отдых для глаз» упражнение укрепляют мышцы век, способствуют кровообращению: плотно закрыть и широко открыть глаза.

6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

Тетрадь.

1)Работа в тетрадях на печатной основе,с.62,№200

–Найдите многогранники и отметьте значком.

2) С.62№201

-Выделить видимые рёбра многогранника красным карадашом, а невидимые синим.

Самостоятельное выполнение с

фронтальной проверкой.

После выполнения -самопроверка по образцу.

(слайд на экране)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторение.

Цель:выявить границы применения знаний.

- Если разрезать эти фигуры с вершины до основания, то получится вот такая развёртка.

- У вас на столах лежат развёртки фигур и инструкция с заданием.

Внимательно прочитайте инструкцию и выполните задания.

Инструкция

  • Соберите модель многогранника.
  • Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника
  • Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Работа в группах.

Собирают многогранники при помощи развёртки, данные заносят в таблицу о количестве вершин, граней, рёбер многогранника.

8.Рефлексия учебной деятельности

Цель:формирование умения осмысливать свои достижения.

-Подведем итог урока. Вернемся к пословице…….

И узнаем ,впустую прошёл наш урок или нет.

ПРОДОЛЖИМ ФРАЗУ:

-НА УРОКЕ Я УЗНАЛ…….

-На уроке я повторил….

-На уроке я научился……

- Как вы думаете, для чего же мы изучаем эту тему, пригодится ли она вам в жизни?

- Где мы можем использовать эти знания?

Самооценка

«10 баллов»

Оценить по 10-бальной шкале работу на занятии с позиции:

„Я“ 0________10

„Мы“ 0________10

„Дело“ 0________10

Фронтальный опрос

9. Домашнее задание

Цель:формирование умения в домашних условиях применять знания полученные на уроке.

-Попробуйте дома выполнить развертку любого многогранника и собрать его.


Заключение

Урок по теме «Многранник» построен на привлечение учеников в активную мыслительную и практическую деятельность.

Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередуются различные виды деятельности.

Учебный материал урока соответствуюет принципу научности, доступности и посилен для учеников четвёртого класса. Выполняемые групповые задания способствуют развитию у обучающихся мыслительных операций. Большое внимание уделяется отработке умения работать не только с текстом учебника, но и практически использовать полученные знания.

Интенсивность урока оптимальная, с учётом психолого - возрастных особенностей обучающихся четвёртого класса. В групповой работе ученики учатся договариваться, принимать решение, выполнять задания.При выполнении самостоятельной работы ребята конторлируют свою деятельность и объективно оценивают полученный результат , сравнивая с образцом. Рефликсия учебной деятельности помогает ученику осмысливать свои достижения на уроке, оценить себя, свою группу и совместную деятельность.

Для меня системно-деятельностный подход - это совсем не совокупность образовательных технологий или методических приемов, а процесс деятельности ученика, направленный на становление его сознания и личности в целом. Деятельностный метод обучения ориентирован на развитие духовного потенциала личности ребёнка, его творческих способностей и интереса к предмету .Он может использоваться практически на любом предмете, в любой образовательной деятельности. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать детям не только на уроках, но и в обычной жизни.

Список литературы

  • Рудницкая, В. Н. Математика. 1–4 классы [Текст] : программа / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 128 с.
  • Рудницкая, В. Н. Математика. 4 класс. В 2-х частях [Текст] : учебник / В. Н. Рудницкая.– М. : Вентана-Граф, 2014. – 160 с.
  • Рудницкая, В. Н. Математика. Методика обучения. 4 класс [Текст] : методическое пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2010. – 192 с.
  • Рудницкая, В. Н. Математика. Рабочая тетрадь. 3 класс. В 2-х частях [Текст] : учебное пособие / В. Н. Рудницкая. – М. : Вентана-Граф, 2014. – 96 с.
  • Савинов, Е. С. Примерная основная образовательная программа начального общего образования [Текст] : стандарты второго поколения / Е. С. Савинов. – М. : Просвещение, 2010. – 98 с.
  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст ] / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2009– 41 с.


Приложение № 1

Постройте фигуру, если известны координаты:

А(0;2) В(2;5) С(9;2)

у

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

х

Приложение № 2

Постройте фигуру, если точки А(3;2) В(6;5) С(3;5), Д (6;2) .

у

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

х

Приложение № 3

Постройте фигуру, если известны координаты её вершин

А (2;3) В (2;6) С (5;8) Д (8;6) К (8;3) М (5;1)

у

10

9

8

7

6

5

4

3

2

1

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

х

Приложение № 4

Инструкция для группы №1

1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника.

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Группа 1.

Число вершин

Число рёбер

Число граней

Приложение № 5

Инструкция для группы №2

1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Число вершин

Число рёбер

Число граней

Приложение № 6

Инструкция для группы № 3

1. Соберите модель многогранника.

2. Укажите в таблице число вершин, граней, рёбер многогранника

3. Назовите и запишите каждую вершину, ребро, грань.

Группа 3.

Число вершин

Число рёбер

Число граней

Приложение № 7

Развёртка пирамиды

Приложение № 8

Развёртка куба

Приложение № 9

Развёртка параллепипеда


Приложение № 10

Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой


Приложение № 11

Из учебника «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой


Приложение № 12

Рабочая тетрадь №1 «Математика» для 4 класса, В.Н.Рудницкой

Наши новости:

Разместить свою публикацию