Ученическое самоуправление - управление жизнедеятельностью школьного коллектива, осуществляемое учащимися, основанное на инициативе, самостоятельности, творчестве, совершенствовании собственной жизни, чувстве ответственности, взаимопомощи и организаторских способностях школьников.
Для учителя программа по самоуправлению является хорошей возможностью сделать новый шаг в развитии воспитательной работы в своём классе.
ЦЕЛИ:
- •Формирование активной гражданской позиции учащихся;
- •Реализация права школьников на участие в жизни школы через ученическое самоуправление;
- •Содействие всестороннему развитию личности.
ЗАДАЧИ:
Воспитательные:
- •Развивать организаторские способности;
- •Воспитывать положительное отношение к нормам коллективной жизни;
- •Воспитывать самостоятельность
- •Развивать умение делать выбор
Прагматические:
- •Использовать интеллектуальный и физический потенциал
учащихся в решении задач в жизни класса
Деятельность самоуправления строится на следующих принципах:
- •Равноправие. Все имеют право решающего голоса при принятии того или иного решения.
- •Гуманность. Действия самоуправления основываются на нравственности, человеколюбии.
- •Самодеятельность. Творчество, активность, самостоятельность учащихся.
- •Ответственность. Необходимо регулярно отчитываться о проделанной работе
и её результатах перед общим собранием
Этапы развития самоуправления для учащихся начальных классов :
1этап (класс) - изучение интересов, потребностей, проектирование желаемого образа класса, формирование понимания того, что класс – это единый коллектив.
2 этап(класс) - укрепление межличностных отношений, формирование чувства «мы». Призыв взрослого "Делай как я!" - основной девиз жизнедеятельности коллектива в этот период. Формирование умения взаимодействовать
3 этап(класс) - развитие самоуправленческих начал. Девиз: "Делай, как лучшие из нас! Делай, как большинство из нас!" Приобретение опыта лидерства, умения ставить себя в пример другим.
4 этап(класс) - лучшее в жизни класса становится достоянием всего школьного коллектива. Поиск новых идей, форм, способов обновления жизнедеятельности коллектива. Девиз: "Сей добро, оделяй добром!"
Актив класса:
- •содействует соблюдению учащимися режима и правил поведения в школе;
- •организует выполнение решений классных часов и классных ученических служб;
- •организует помощь в учебе учащихся, имеющих проблемы;
- •готовит и проводит классные часы, организует досуг, внеклассные мероприятия;
- •отражает всю важную информацию в классном уголке, отмечает важные события;
- •староста: обеспечивает дисциплину
и порядок в классе, отвечает
за посещаемость.
Развитие самоуправления в классном коллективе осуществляется постепенно и включает в себя насколько этапов:
- •Диагностирование школьного, классного пространства.
- •Проектирование школьного, классного самоуправления.
- •Становление самоуправления как основного принципа жизни школы, класса.
- •Функционирование в оптимальном режиме.
- •Обновление и перестройка.
Ожидаемый результат.
- •Обретение чувства уверенности в себе.
- •Умение поддерживать других.
- •Осознание ответственности за свои поступки.
- •Расширение представлений о себе, своих возможностях.
- •Умение распределять обязанности и действовать в коллективе.
- •Стремление использовать свои умения на радость близким.
- •Умение общаться друг с другом, уважительно относиться к мнению своих друзей, взрослых.
- •Приобретение опыта активного сопереживания за результат в общем деле.
Функции классного самоуправления:
Организаторы учебного сектора отвечают за сбор информации об учебном процессе; проверку дневников, учебников.
Организаторы интересных и творческих дел отвечают за подготовку и проведение: вечеров отдыха, праздников, фестивалей; интеллектуальных игр, выставок, конкурсов.
Организаторы спортивных дел отвечают за подготовку и проведение спортивных соревнований; организацию команды класса для спортивных мероприятий; участие в общегородских спортивных мероприятиях; сбор информации о спортивных достижениях учащихся лицея.
Организаторы экологических и трудовых акций отвечают за уборку помещений лицея в конце четверти; распределение классов для дежурства по лицею; помощь администрации в обеспечении порядка в лицее; проведение субботников.
Члены редколлегии отвечают за выпуск классной газеты; обмен информацией с другими организациями.
Организаторы питания отвечают за обеспечение заявки на классный коллектив на питание; организацию представления класса на конкурсе по рациональному питанию.
Основные критерии эффективной деятельности ученического самоуправления:
включенность учащихся в организацию учебно-воспитательной деятельности и управление ею;
умение учащихся организовать деятельность коллектива;
осознание ответственности за достижение совместных целей;
умение анализировать и определять программу действий на перспективу.