Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96225

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Организация жизнедеятельности воспитанниц в Женской гимназии - интернате

Дата публикации:

Автор:
Воспитатель, ГБПОУ СО "Камышловский педагогический колледж", Свердловская обл., г. Камышлов

Цель: Представить участникам сайта особенности организации воспитательной работы Женской гимназии - интерната.

Задачи: Рассмотреть понятия: жизнедеятельность, общение, познание, предметно-практическую деятельность, духовно-практическую деятельность, спорт, игру. Познакомить с программой воспитания гимназии. Представить практический опыт воспитателя данного образовательного учреждения.

Николюк Е.В.,

воспитатель 1 к/к ГБПОУ СО

«Камышловский педагогический колледж»

г. Камышлов

Организация жизнедеятельности воспитанниц в Женской гимназии - интернате

Аннотация: В данной статье рассматриваются понятия: жизнедеятельность, общение, познание, предметно-практическую деятельность, духовно-практическую деятельность, спорт, игру, представлены особенности организации жизнедеятельности воспитанниц Женской гимназии – интерната, представлен практический опыт воспитателя данного образовательного учреждения.

Ключевые слова: взаимодействия, взаимоотношения, развитие, формирование, реализация.

В Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России указано, что современному обществу нужны высоконравственные, ответственные, творческие, инициативные, компетентные граждане России. [3]

Эти качества можно и нужно развивать, изменяя систему работы с подростком. Ведущим средством развития вышеперечисленных качеств в условиях женской гимназии-интерната может стать планомерная организация жизнедеятельности воспитанниц.

Под жизнедеятельностью, вслед за А. В. Мудриком, мы понимаем взаимосвязанную совокупность различных видов работ, обеспечивающая удовлетворение потребностей конкретных человека, коллектива, группы с учетом требований и потребностей более широкой социальной среды и всего общества. [4]

Проблеме организации жизнедеятельности детей подросткового возраста посвящены работы психологов и педагогов, таких как А. В. Мудрик, В. А. Сластенин, М. В. Шакурова, Х. Й. Лийметс и др.

Исследования учёных и опыт деятельности нашего учебного заведения подтверждают, что подростки не всегда могут организовать свою жизнедеятельность как в силу возрастных особенностей, так и в силу отсутствия позитивного опыта активного позитивного взаимодействия между людьми.

Жизнедеятельность образовательного учреждения становится условием развития подростка, так как именно здесь он может и стремится реализовать свою активность, выступая в качестве субъекта различных сфер жизнедеятельности.

Содержательно жизнедеятельность образовательного учреждения может включать в себя ряд сфер: общение (в которой активность человека направлена на взаимодействие с людьми); познание (активность направлена на познание окружающего мира); предметно-практическую деятельность (в которой происходит реализация активности в работе, связанной с освоением и преобразованием предметной среды); духовно-практическую деятельность (активность связана с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей); спорт (где реализуется функционально-органическая активность); игру (реализация активности в свободном импровизировании в условных ситуациях).

Рассмотрим особенности организации данных сфер на примере образовательного процесса женской гимназии-интерната.

В сфере познания реализуется активность девочек, направленная на познание окружающего мира, людей, идей, вещей и отношений, а также самой себя, на освоение системы значений (смыслов), позволяющих понять мир и самого себя. С целью предоставления возможности для проявления активности, планом воспитательной работы предусмотрены не только информационные занятия, индивидуальные и групповые беседы о ЗОЖ, о родном крае, о правилах выстраивания образа «Женщины», мире искусства, профессиях, об этикетных нормах и правилах в различных ситуациях, о ценностных ориентациях, о способах саморазвития, самосовершенствования и т.д., но и включение в активную деятельность: разработка и реализация социально значимых проектов, посещение виртуального концертного зала, оформление стендов, участие в научно – практических конференциях…

Таким образом, воспитанница познает действительность, культуру общества во-первых, в процессе общения с окружающими её людьми (класс, группа воспитанниц смешенного состава, разновозрастная группа), во-вторых, через целенаправленное обучение, в-третьих, в процессе самообразования.

Сфера познания обладает огромным потенциалом для развития задатков и способностей и их реализации; для удовлетворения, формирования и возвышения духовных и социальных потребностей; для развития гибкого, открытого, самостоятельного мышления; для овладения способами решения и постановки проблем.

Деятельность — специфически человеческая форма активного отношения к окружающему миру, содержание которого составляет его целесообразное сохранение и изменение.

Существуют многообразные классификации видов деятельности, даваемые по различным основаниям. Ограничимся наиболее общей — выделением предметно-практической деятельности (любая работа, связанная с преобразованием предметов: физический труд, конструирование и пр.) и духовно практической деятельности (работа, связанная с созданием и (или) использованием духовных и социальных ценностей: эстетическая, социальная, досуговая, бизнес).

В нашем учебном заведении деятельность становится важным компонентом жизнедеятельности. Вся система дополнительного образования построена с учётом необходимости включения подростка в активную деятельность. Система дополнительного образования выстроена на основе принципа мастерских: «Учусь сама – учу другого». Воспитанницы осваивают умение работать на компьютере в лаборатории Коммуникационные информационные технологии (КИТ), в мастерских «Краеведение», «Литературная», «Слова», «Журналистики» осваивают умения общаться, выражать свои мысли различными способами, а в мастерских Художественной обработки материала (ХОМ) оваивают умения проектировать эстетические свойства различных изделий. Эти умения позволяют девочкам оформлять свои, игровые комнаты, стенды; создавать (и выполнять) правила поведения; следить за своим внешним видом; организовывать и проводть мероприятия с учётом традиций гимназии и т.д. Благодаря такой работе реализуется потребность в духовно – практической деятельности.

Приучаясь к физическому труду воспитанницы поддерживают в чистоте и порядке помещения, территории общежития и колледжа, осуществляют уборку посуды, уход за личными вещами, т.е. осваивают элементы самообслуживания через сферу предметно – практической деятельности.

Игра — способ свободного импровизированного самовыражения человека в условных ситуациях, а также занятие, обусловленное совокупностью определенных правил, приемов и служащее для заполнения досуга, для развлечения.

Цель игры заключается в ней самой, а ее «продуктом» является удовольствие, наслаждение. В этом основное значение игры в жизнедеятельности современного человека.

Игру используют как один из способов организации познания и деятельности.

Наше образовательное учреждение не исключение. Игры на знакомство применяем на таких традиционных мероприятиях, как «День знаний, «Званый приём». В качестве развлечения играем во время «Отчётного концерта», «Посвящения в гимназистки». В игровой форме проводим такие мероприятия, как «Зелёные святки», «Масленица», направленных на познание традиций русского народа. Релаксационные игры с воспитанницами проводим во время воспитательных вечерних занятий.

Спорт как сфера жизнедеятельности обладает большим потенциалом для развития человека: закаливание организма, укрепление и совершенствование его важнейших систем и функций; укрепление и сохранение здоровья; развитие физических задатков и способностей, двигательных навыков и умений, ловкости и координированности движений, силы, выносливости; повышение работоспособности; развитие умений группового взаимодействия и т. д. Кроме традиционных для большинства образовательных учреждений приёмов (секции, зарядка, участие в спортивных соревнованиях), в женской гимазии в качестве традиций используются такие как: ежегодная Осенняя прогулка (до 20 км), ежемесечные Дни здоровья (готовят и проводят все классы по очереди), а так же занятия по хореографии.

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемые потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятие и понимание другого человека.

С целью удовлетворения основных мотивов общения подростков (потребность во впечатлениях, потребность в активной деятельности, потребность в признании и поддержке), нами организована работа по привлечению воспитанниц к разработке, проведению и рефлексии традиционных для ЖГИ мероприятий; в рамках предметных (Математики, Информатики, Литературы, Русского языка, Иностранного языка) и тематических («Женщина в профессии», «Профессий и специальностей», неделя «Семьи», «Искусств») недель девочки могут реализовать себя через участие в различных конкурсах, викторинах, выставках творческих работ.

Через сферу общения воспитанницы учатся находить способы общения не только со сверстницами, но и с родителями, педагогами, воспитателями, студентами, представителями из других организаций и учреждений, людьми противоположного пола и младшими воспитанницами.

Способность и готовность к общению на момент поступления у воспитанниц женской гимназии – интерната зачастую не сформировано, поэтому требуется целенаправленная работа по её формированию. Эта работа строится с учётом составляющих способности к общению:

  • желание вступать в контакт с окружающими, реализуемая через тренинговые занятия по познанию себя и окружающих;
  • умение организовывать общение, включающее умение слушать собеседника, умение решать конфликтные ситуации, умение предъявлять личностную позицию, через занятия, организуемые воспитателем, представление достижений воспитанниц в форме защиты личных и классных портфолио, участие в научно-практических конференциях (учебно-исследовательские работы), выполнение творчесикх заданий по предметам (презентация, доклад, сообщение, составление кроссворда и т.д.);
  • знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими средствами занятий этикетной направленности, организованных воспитателями и классными руководителями.

Предложенное выделение сфер жизнедеятельности несколько условно, ибо в реальности они тесно взаимосвязаны и переплетены. Так, реализация человеком активности в сфере общения происходит главным образом в межличностных отношениях с окружающими его людьми. Но эта же активность реализуется и в других сферах жизнедеятельности. Активность в сфере познания реализуется и в процессе обучения, и в процессе общения, и в процессе игры, и т.д. Таким образом, необходимо осуществлять системную работу по организации жизнедеятельности, обеспечивая тем самым успешность социализации. Системность обеспечивает программа воспитания гимназии, составляемая с учётом возраста, социальной принадлежности, индивидуальных особенностей воспитанниц ежегодно.

В программе воспитания гимназии определены темы воспитательной работы на год: 5 класс: «Я – гимназистка», 6-7 классы: «Я и мой мир», 8-9 классы: «Я и мир вокруг меня».

Работа в направлении «Я – гимназистка» позволит создать комфортный психологический климат, способствующий личностному развитию и принятию нового статуса гимназистки, который они будут иметь на протяжении достаточно долгого времени.

Цель воспитательной работы в 5 классе: совершенствование и реализация социально-педагогических условий, способствующих принятию воспитанницами образа «гимназистки» и их успешной самореализации.

В соответствии с составляющими результата образования (динамика образованности на разных этапах освоения образовательной программы, динамика развития индивидуальности, динамика освоения и принятия роли женщины воспитанницей гимназии), определённых образовательной программой ЖГИ, были определены линии воспитания, которые соответствуют образу гимназистки (женщины) и позволят достичь запланированного в образовательной программе результата.

Линии воспитания:

Образованность – линия направлена на формирование познавательного интереса, расширение кругозора девочек.

Здоровье – линия направлена на формирование здорового образа жизни.

Женственность – линия направлена на формирование полоролевого поведения.

Активность - линия направлена на формирование социальной инициативы воспитанниц.

Красота – линия направлена на привитие эстетических чувств.

Патриотизм – линия направлена на привитие любви к малой Родине.

Работа в направлении «Я и мой мир» позволит создать условия для формирования комфортного психологического климата в коллективе, системы конструктивного взаимодействия с людьми разных поколений, способствующих личностному развитию и самореализации воспитанниц.

Цель воспитательной работы в 6-7 классах: совершенствование и реализация социально-педагогических условий, способствующих личностному развитию и самореализации воспитанниц.

В соответствии с составляющими результата образования, возрастными особенностями, были определены основные линии воспитания, являющиеся логичным продолжением воспитательной работы в направлении «Я - гимназистка».

Я – человек, но какой? – линия направлена на формирование умений и потребности самопознания и самосовершенствования.

Я и моя семья – линия направлена на создание условий для раскрытия личности гимназисток через принятие традиционных семейных ценностей и осознание семейных традиций.

Я и мои друзья – линия направлена на создание условий для формирования и совершенствования умений конструктивно взаимодействовать с представителями разных поколений.

Я в мире культуры - линия направлена на создание условий для формирования общей культуры гимназисток путём освоения культурного пространства.

Работа в направлении «Я и мир вокруг меня» позволит создать условия для формирования гармоничных отношений к миру и с миром, к себе и с самой собой.

Цель воспитательной работы в 8-9 классах: совершенствование и реализация социально-педагогических условий, способствующих личностному развитию и самореализации воспитанниц в гармонии с миром и собой.

В соответствии с составляющими результата образования, возрастными особенностями, были определены основные линии воспитания, являющиеся логичным продолжением воспитательной работы в направлении «Я и мой мир».

Я и мой духовный мир – линия направлена на самопознание и познание духовных ценностей как основы жизни человека.

Я и моя профессия – линия направлена на формирование умений самостоятельно и осознанно осуществлять выбор профессии путём изучения своих особенностей, знакомства со спецификой профессий.

Я и моё будущее – линия направлена на формирование жизненного самоопределения путём осознания личностно значимых ценностных ориентаций.

Из выше сказанного можно сделать вывод о том, что особое внимание уделяется таким сферам жизнедеятельности как: общение, познание, предметно – практическая деятельность, духовно – практическая деятельность, игра, которые находят свое отражение во всех вышеназванных линиях.

Большинство выпускниц Женской гимназии – интерната поступают в образовательные учреждения среднего профессионального образования, что позволяет говорить об ориентированности на профессиональное образование. Преподаватели этих учреждений отмечают, что наши выпускницы быстро адаптируются к новым условиям, проявляют инициативность и активность в разных видах деятельности. Что свидетельствует так же и о результативности системной работы, спланированной и организованной в ЖГИ.

Список литературы:

1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Издательский центр «Академия»; Раритет. - 1997. - 704с.

2. Возрастная и педагогическая психология. Учеб. пособие для студентов пед. ин-тов. Под ред. проф. А. В. Петровского. М., «Просвещение», 1973. – 288 с.

3. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России.

4. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / под ред. В. А. Сластенина. – М. : Издательский центр «Академия», 1999. – 184 с.

5. Щуркова Н.В. Новые технологии воспитательного процесса. М.: 1994г. -111с.

6. Щуркова Н.В. Новые формы воспитательной работы // Воспитание школьников. - 1993 - №6 - стр. 5-10.

Наши новости:

Разместить свою публикацию