МКОУ «Детский дом – школа № 95»
Причины возникновения вредных привычек
у младших школьников.
Воспитатель школьного отделения:
Губина Вера Владимировна
Новокузнецк 2018
С ростом и развитием ребенка у него нередко появляются привычки, которые со временем, если на них не обращать внимания, становятся вредными. Опасность состоит в том, что нередко привычка превращается в черту характера. Одна вредная привычка может породить другую, и они могут в будущем привести к возникновению у ребенка комплексов, неврастении и вредить не только в детстве, но и преследовать человека всю его сознательную жизнь.
Что такое привычка и какую из них можно отнести к вредным?
Привычка – это поведение, образ действий, склонность, ставшие для человека обычным, постоянным в жизни.
Условно привычки можно разделить на хорошие и плохие (вредные).
К вредным привычкам относят те, что с одной стороны, наносят вред здоровью самого человека (курение, пьянство, употребление наркотиков и т.п.) с другой – вызывают неприязненное, а порой и брезгливое отношение окружающих к совершаемым действиям.
Вредные привычки детей – это навязчивые действия, которые отрицательно сказываются на поведении ребенка, его психическом и физическом развитии. Формирование вредных привычек у школьников начинается у детей младшего школьного возраста.
К наиболее распространенным вредным привычкам у детей можно отнести привычки: сосать пальцы; грызть ногти, карандаши, ручки; брать в рот посторонние предметы; ковыряться в носу; ябедничать; обманывать сверстников и старших; брать чужие вещи; сквернословить (употреблять ненормативную лексику); курить, пить, употреблять наркотики; быть зависимым от телевизора и компьютера и другие.
Психологи, прежде всего, обращают внимание на то, что нельзя вредные привычки рассматривать как болезнь, – это склонность, которая превратилась у ребенка в потребность, и происходит это не одномоментно, а постепенно и в течение довольно продолжительного времени.
Вредные привычки возникают из-за неуравновешенности нервной системы. Чаще всего вредные привычки можно наблюдать у тех детей, которых с младенчества воспитывали жестко или уделяли мало внимания. Ребенок, ощущая недостаток впечатлений, ухода, ласки, а в связи с этим испытывающий скуку или страх, ищет компенсацию, успокоение, отвлечение в доступных ему действиях.
Для большинства детей школа – это стресс, смена обстановки и нагрузки. Дети боятся сказать или сделать что-нибудь не так, особенно, если это вызывает насмешки у одноклассников или замечание учителя. Ребенок нервничает, переживает.
Другими причинами могут быть: желание ребенка обратить на себя внимание взрослых; психологические или физические проблемы у ребенка; подражание старшим или своим сверстникам и др.
Если у ребенка вредная привычка уже сформировалась и приняла устойчивый характер, то взрослым необходимо четко усвоить, что бороться надо не с ребенком, а именно преодолевать ту или иную вредную привычку. И победа над ней возможна только в том случае, если в усилиях принимают участие две стороны – родители и сам ребенок, который должен захотеть избавиться от этого недостатка.
С возрастом, начиная с первых классов, обучения в школе здоровья ребенка все больше становится социально зависимым. Это в конечном итоге может приводить к возникновению целого ряда заболеваний, в том числе и хронических. Наибольшую распространенность среди школьников получают такие вредные привычки, как курение, употребление алкоголя, обретение нецензурной речи.
Факторы вредных привычек усиливают социальную дизадаптацию ученика. Нередко они способствуют замедлению темпов физического и интеллектуального развития школьника, вызывают состоянию интеллектуальной недостаточности, включая дебильность и задержку психического развития.
Среди школьников младших классов вначале вредные привычки возникают преимущественно у мальчиков. Они раньше, чем девочки, приобщаются к курению, включая в речь нецензурного лексикона. У мальчиков по сравнению с девочками примерно в 3 раза чаще (64%) отмечены случаи опробования табака.
Как же помочь ребенку освободиться от вредных привычек?
Беседы о вредности на здоровье табака, алкоголя, вредных веществ, нецензурной речи, планировать день, чтобы не было свободной минуты, занятия спортом, ежедневные прогулки на свежем воздухе с родителями и друзьями, совместный активный отдых на природе и т.п.
Искоренение перечисленных привычек – дело не простое. Оно требует терпения, последовательности, системы и выдержки. Любую из вредных привычек трудно искоренить, если бороться с ней от случая к случаю.
Необходимо помнить:
только заботливое и внимательное отношение к ребенку,
взаимное расположение и доверие помогут воспрепятствовать
формированию у детей и подростков вредных привычек.