О реализации проекта «Жить здорово!»
Как известно, все участники воспитательного процесса обязаны иметь, кроме основного плана работы, программу по углубления своего образовательного уровня. Другими словами, мы должны вести свою работу в соответствии с темой самообразования. Вернее, выбирать тему самообразования в соответствии с учебно-воспитательной деятельностью. С этой целью в течение последних учебных лет я целенаправленно работаю по индивидуальной программе «Реализация здоровьесберегающих образовательных технологий в воспитательном процессе». В 2015 – 2016 учебном году мною реализован первый подготовительный этап. В текущем учебном году реализация проекта по здоровьесбережению продолжена далее.
Свой проект мы назвали «Жить здорово!» и он направлен на формирование позитивного опыта ведения здорового образа жизни. Проект долгосрочный, реализуется с декабря 2016 года по настоящее время. Дата окончания проекта – апрель 2017 года.
Цель проекта: вовлечение учащихся в разнообразные виды активной здоровьеформирующей деятельности через организацию комплекса творческих, спортивных и познавательных мероприятий, призванных показать как здорово, престижно и интересно вести здоровый образ жизни.
В задачи проекта входят воспитание в детях умения организовывать коллективные мероприятия; приучение детей выбору правильных ориентиров в жизни; приобщение их к коллективному труду; формирование чувства коллективизма, товарищества и взаимопомощи; развитие уважения к другим людям; формирование в детях основ здорового образа жизни.
Этапы проекта:
1. Подготовительный (декабрь 2016 года).
- проведена дискуссионная площадка на тему: «Что я знаю о здоровом образе жизни?»;
- выбрана инициативная группа.
Реализацию проекта мы начали с того, что в своей группе решили организационные вопросы: кто, за что, будет отвечать, и какие работы будет вести. В актив проекта вошли ребята, которые сами изъявили желание взять шефство над младшими товарищами. Совместно была разработана программа действий.
2. Практический этап: проведение спортивных мероприятий; конкурс рисунков на тему «ЗОЖ»; анкетирование о питании; спортивные мероприятия.
Мероприятия проекта проводятся по принципу «равный-равному», то есть их проводят ребята, имеющие опыт и достижения в активном здоровом образе жизни, творчестве, учебе и спорте и те, кто имеет опыт отказа от вредных привычек в пользу здорового образа жизни. Все мероприятия носят позитивный оптимистичный характер.
В реализацию проекта вовлечены дети – воспитанники группы 6б. При этом воспитанники групп младших классов выступают в роли активных участников проекта и основной целевой аудиторией, а воспитанники группы 6б класса действуют как организаторы мероприятий и наставники младших товарищей.
Тема формирования здорового образа жизни у подрастающего поколения очень актуальна, а в наше время особенно, поскольку с каждым годом увеличивается количество учащихся, имеющих проблемы со здоровьем, немало учащихся имеют вредные для здоровья привычки, в том числе малоподвижное времяпровождение. Эта проблема не оставляет равнодушными нас.
На этот раз мы обратили внимание еще на несколько проблем:
- многие дети не считают популярным и интересным ведение здорового образа жизни (увлечение спортом и физической культурой, знание и грамотное соблюдение правил здорового питания и ухода за собой и др.)
- младшим детям, желающим заниматься спортом, сложно определиться, в каком виде спорта себя попробовать. Они не могут выбрать секцию, а пока раздумывают, желание активной спортивной деятельности пропадает и часто заменяется вредными привычками.
С целью оценки уровня отношения воспитанников к проблемам здоровья и здорового образа жизни нами проведено анкетирование в подшефной группе четвертых классов. По его результатам и, исходя из всех проблем, известных в подростковой среде, мы решили основать свой проект на следующих принципах:
- позитивный характер всех дел и их названий
- оптимизм и вера детей в себя, свои способности
- разнообразие форм и направлений деятельности
- ориентация на личность, учет разнообразия потребностей и интересов
- обмен позитивным опытом среди сверстников (принцип «равный-равному»)
Основное содержание нашего проекта состоит в проведении комплекса мероприятий: творческих, спортивных и познавательно-массовых. Причем первые два направления – по выбору и в соответствии по способностям. Комплексы мероприятий выполняются в намеченные сроки. Что нами сделано? Остановлюсь на главных эпизодах реализации проекта.
По комплексу мероприятий, обозначенных как творческие.
В декабре-январе провели творческий конкурс «Под знаком здоровья». В нем проявили себя ребята, увлекающиеся разнообразными жанрами изобразительного и декоративно-прикладного творчества. Темы работ «Жить здорово!» и «Мое здоровье – в моих руках!» Работы юных художников вывешивались на общее обозрение в фойе второго этажа. Лучшие рисунки отмечены грамотами.
Есть успехи и по спортивным мероприятиям. Так, ребята из группы организаторов по утрам проводили утренние зарядки с малышами начального звена обучения, состязания по национальным видам спорта, спортивно-развлекательные игры «Веселые старты». Все это они выполняли в формате мастер-класса «Делай как я!» по различным видам спорта и жизнедеятельности, в которых у некоторых учеников нашей группы (в том числе членов нашей проектной группы) есть достижения, и им есть чем поделиться со своими сверстниками и более младшими товарищами. Например, Данил Сэротэтто проводил утреннюю зарядку, а Савелий Сэротэтто организовал интересные «Веселые старты» для воспитанников группы четвертых классов.
Познавательный марафон «Я знаю! Я могу!».
Это мероприятие–путешествие поэтапно завершает наш проект и в нем принимает участие актив проекта. На различных мероприятиях, проводимых в группах корпуса, активисты показывают свои знания в области здорового образа жизни. К организации этапов привлекались группы 4-х классов, проживающих в корпусе №2. К примеру, воспитанница Екатерина Сэротэтто провела с ними интересную беседу о правильном питании.
Надо отметить, что результаты могли быть лучше, если б не непредвиденные обстоятельства – карантин по гриппу, отъезд детей на зимние каникулы, расхождение в режиме дня и смене обучения у разных групп-участников проекта. Кроме того активисты проекта, как и другие воспитанники, уходят на выходные дни к родственникам
Заключительный этап планируется в апреле 2017 года.
Для оценки эффективности нашего проекта и отношения к нему нашей целевой аудитории по завершении основных мероприятий проекта мы планируем провести социологический опрос «Мое участие в проекте». Важной вехой нашего проекта будет итоговая линейка, где будут оглашены итоги проекта и получат награды наиболее активные участники.
Наша проектная группа надеется, что в результате проведенных нами мероприятий значительно увеличится число воспитанников интерната, активно занимающихся различными видами спорта в школьных и внешкольных секциях и спортивных объединениях. Надеемся, что ребята активнее и результативнее будут участвовать в различных конкурсах по ЗОЖ и, главное, в большей степени будут воспринимать здоровье и здоровый образ жизни как ценность.
Зоя Якимова, воспитатель Ямальской школы-интерната
Село Яр-Сале Ямальского района Ямало-Ненецкого автономного округа