Программа курса внеурочной деятельности
«Англия и англичане»
для учащихся 11 классов
Составитель: Бочкарева Ольга Владимировна,
МБОУ «СОШ № 5» НГО
г. Находка
2016
Пояснительная записка
Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательныхучреждений РФ организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе.
В ходе реализации курса «Англия и англичане» реализуются следующие направления внеурочной деятельности: научно-познавательная и общественно-полезная проектная деятельность.
Данная программа внеурочной деятельности является комплексной, т.е. предполагает последовательный переход от воспитательных результатов первого уровня к результатам третьего уровня в различных видах внеурочной деятельности.
Комплексный подход в изучении данной темы позволит сформировать глубокие знания и умения учащихся социокультурного характера, так как программа курса включает характеристику основных исторических объектов, населения, культуры, экономики. Программа «Англия и англичане» личностно-ориентированная. Личностное познание страны изучаемого языка идет от непосредственного восприятия, ощущения к осмыслению.
Данный курс внеурочной деятельности предусматривает реализацию в 11 классе.
Основная идея курса:
Создание педагогических условий развивающей среды для воспитания и социализации школьников во внеурочной деятельности.
Обучение старшеклассников лексическим единицам в соответствии с отобранными темами, навыкам оперирования этими единицами в коммуникативных целях.
Совершенствование умения учащихся в следующих аспектах речевой деятельности, а именно:
- в области лексики и грамматики - накапливать словарный запас и уметь его применять в соответствии с грамматическими нормами английского языка;
- в области говорения – передавать своими словами основное содержание прослушанного или прочитанного текста, а также делать развёрнутые подготовленные сообщения в связи с прочитанным текстом, пользуясь планами или опорными словами, аргументированно выражать своё мнение, обсуждать проблемы и предлагать решения;
- в области чтения – совершенствовать умение читать аутентичные тексты по профильной тематике с пониманием общей идеи, извлечением информации и с детальным пониманием текста;
- в области письма – обучаться составлению текста практической направленности.
Цели курса:
- Создание условий для совершенствования социокультурной компетенции учащихся старшей школы, проявления и развития личностных, социальных и интеллектуальных интересов учащихся.
- Воспитание потребности в практическом использовании иностранного языка в будущей профессиональной деятельности.
- Расширение кругозора обучающихся, их научной информированности и общей эрудиции.
- Развитие творческого потенциала учащихся.
Основные принципы реализации курса:
- Включение учащихся в активную деятельность.
- Доступность и наглядность.
- Связь теории с практикой.Учёт возрастных особенностей.
- Сочетание индивидуальных и коллективных форм деятельности.
- Интеграция и последовательное развитие основных речевых умений и навыков.
- Коммуникативная направленность заданий.
- Контекстуальное введение лексики.
- Применение полученных умений и навыков на практике в ситуациях, максимально приближенных к реальным условиям.
Особенности организации деятельности:
Программа предполагает проведение регулярных занятий со школьниками (35 часов в год). Частота проведения занятий составит один час в неделю;
В представленном тематическом планировании дано распределение учебных часов по темам, а также сделан акцент на вид речевой деятельности, преобладающей в каждом разделе (лексика, грамматика, говорение, чтение, письмо)
В результате прохождения курса старшеклассники:
- овладеют лексическим запасом в соответствии с темами и сферами общения социокультурного курса « Англия и англичане»;
- научатся создавать и проводить презентации на английском языке;
- научатся работать в команде, вместе находить решения проблем;
- будут взаимодействовать с учителями истории с целью расширения метапредметных связей.
- будут проводить просветительскую работу (в том числе социокультурного содержания) среди учащихся школы, по результатам проделанной работы;
- создадут максимальное количество «продуктов» труда школьников: проекты, буклеты, презентации, фоторепортажи и др.
Основные разделы курса, логика построения приближены к структуре УМК «Английский в фокусе» 11 класс. Авторы: О.В. Афанасьева, И.В. Михеева, В. Эванс, Д. Дули.
Примерное планирование тем курса «Англия и англичане»
Раздел | 11 класс |
1.Введение: | |
1.1.Некоторые особенности британского менталитета | 1 |
1.2.Характерные черты речевого поведения | 1 |
1.3.Два не британской вежливости | 1 |
1.4.Формальная и неформальная речь | 1 |
1.5.Особенности употребления некоторых форм вежливости | 1 |
1.6.Формулы приказа, просьбы, предложения | 1 |
1.7.Способы поддерживать беседу | 1 |
1.8.Стратегии вежливости | 1 |
1.9.Некоторые типичные ошибки при выборе ответных реплик | 1 |
2.Тема: « Англия и Россия» | |
2.1.Православный святой и мир | 2 |
2.2.Англия и англичане | 2 |
2.3.Изучая языки | 2 |
3.Тема: « Английский чай» | |
3.1.Чай и национальный характер | 2 |
3.2.Чайная церемония | 2 |
3.3.Чайная революция | 2 |
3.4.Чаепитие вчера и сегодня | 2 |
4.Тема: «Вино и пирожные | |
4.1.Английская еда и национальный характер | 1 |
4.2.Традиционная английская еда | 1 |
4.3.Традиционные английские напитки | 1 |
4.4.Английский паб | 1 |
5.Английские сады | |
5.1.Культура английского садоводства | 1 |
5.2.Начало английского садоводства | 1 |
5.3.Традиционные английские сады | 1 |
5.4.Английские сады сегодня | 1 |
| |
6.1.Верность традициям | 1 |
6.2.Живая история | 1 |
6.3.Образование | 1 |
6.4.Загадочная английская душа | 1 |
Предполагаемые результаты реализации программы:
- Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни) о правилах конструктивной групповой работы и организации коллективной творческой деятельностии; о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации
- Результаты второго уровня (формирование позитивного отношения школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностных отношений школьника как к стране изучаемого языка, так и к родной стране, родной природе и культуре, труду, знаниям.
- Результаты третьего уровня (приобретение школьником опыта самостоятельного социального действия): школьник может приобрести опыт публичного выступления; и организации совместной деятельности с другими детьми, соц. партнерами
Методические рекомендации:
В процессе работы по изучению данного курса возможна организация следующих видов работы (конструктор форм работы для реализации курса «Англия и англичане»):
Название направления | Описание форм работы | Периодичность проведения |
«Просмотр кинофрагментов» (К) | Учащиеся работают с кинофрагментами по изучаемой теме | В соответствии с темой занятия |
«Экскурсия» (Э) | «On-line» экскурсии | В соответствии с темой занятия |
«Мастерская» (М) | Написание эссе, составление викторин, игр, кроссвордов, презентаций, видеороликов. | В соответствии с темой |
Анализируем» | Анализ графиков, таблиц, диаграмм на основе изученного материала | В соответствии с темой |
Групповой проект» (ГП) | Выполнение учащимися мини-проектов в классе, домашние групповые проекты, сетевые проекты. | В соответствии с темой |
«Наш опыт» (НО) | Представление продуктов своей деятельности на уровне класса, параллели, школы: выступления, презентации, привлечение других учащихся к участию в проектах, викторинах. | В течение года 1 раз в год |
«Дружба предметов» (ДП) | Проведение совместных занятий с учителями истории, литературы и русского языка, | В соответствии с темой |
Литература:
- Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие дляучителя./Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. — М Просвещение, 2010.
- Письмо Министерства образования и науки РФ от 12 мая 2011 г. № 03-296 «Об организации внеурочной деятельности при введении ФЕДЕРАЛЬНОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ»
- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования М-во образования и науки Рос. Федерации. - М.: Просвещение, 2011. - 48 с