Технология – это преобразующая деятельность человека, направленная на удовлетворение нужд и потребностей людей. Она включает процессы, связанные с преобразованием вещества, энергии, информации, при этом оказывает влияние на природу и общество, создает новый рукотворный мир.
Технология – это предмет, который дает знания, умения и навыки, необходимые всем учащимся, независимо от профессии и положения в современном обществе.
Технология — это многоаспектное понятие общенаучного, общепроизводственного уровня, сочетающее в себе четыре сущностные составляющие: объект, знание, процесс и волю (субъект). На специальном профессиональном уровне — это конкретные производственные технологии (обработки ткани, решения компьютерных задач, приготовление пищи и т.д.).
Технологическое образование представляет собой освоение «технологии» на обоих уровнях. Интегративной системообразующей основой для технологического образования является алгоритм преобразовательной деятельности, или процесс дизайна, который включает в себя проектирование и изготовление материального или духовного продукта.
В начале 90-х годов XX века традиционный учебный предмет «Трудовое обучение» в массовой школе был заменён на новую дисциплину (образовательную область) — «Технология».
Технология рассматривается как образовательная область, в основе которой лежит процесс преобразовательной деятельности, нацеленный на решение проблем и подразумевающий использование различных материалов для реализации своих решений. Этот предмет ориентирован на индивидуальность каждого ребёнка, их учат решать проблемы, используя знания и навыки проектирования и изготовления для создания качественных изделий в контексте местной культуры. Этот предмет также способствует приобретению и практическому применению экономических знаний.
1. Конкурс - «Кто, каким делом занят?»
Каждая команда готовит по две пантомимы, изображающие людей, занятых каким-либо делом.
Задание: по движению рук, ног, тела догадаться, каким именно делом занят человек.
2. Игра - «Кто каким делом занят?»
Задание: посмотрите внимательно на этот рисунок. Семь мальчиков - и каждый занят каким-нибудь делом. А вот каким именно, об этом вы должны догадаться сами по движению их рук, ног, тела, по сопоставлению их действий с нарисованными инструментами.
Ответы: 1. Пилит. 2. Играет на скрипке. 3. Бегает на коньках. 4. Рубит. 5. Ходит на лыжах. 6. Шьет. 7. Копает.
Конкурс «Знаток технологии».
На столе разложены инструменты для столярных и слесарных работ.
Задание: отобрать инструменты, которые требуются для изготовления определенного изделия.
Оценивается быстрота и правильность выполнения.
И г р а «Таинственное слово».
Учитель. Да, профессий век не счесть,
Присмотреться время есть, Кем же вы хотите стать? Любопытно всем узнать.
Учитель демонстрирует карточки, на каждой из которых написано слово, но буквы в нем представлены самым немыслимым образом. Учащиеся должны угадать, какое слово зашифровано:
баркы еявш праов щакнемки
жирнене дьевитол ртомас
(Рыбак, швея, повар, каменщик, инженер, водитель, матрос.)
Конкурс «шифровальщиков».
По одному члену каждой команды отгадывают слово, обозначающее профессию, которая зашифрована на карточке. Например:
ашретх салреьс
пкитолн ротялс
кьрота личьеут
Ответы : шахтер, плотник, токарь, слесарь, столяр, учитель.
Конкурс «Стихотворная пауза».
Ведущий. Наши домашние помощники не только умеют трудиться. Каждая команда подготовила художественный номер.
Сказка о том, как опасна лень
Жил-был ленивый человек, лениво дни листая. Не знал еще наш быстрый век подобного лентяя. Бывало, ляжет на кровать и спит часов по двадцать: Ему уж неохота спать, да лень, брат, просыпаться. А если этот индивид опустит в кресло чресла, То так весь день и просидит: лень подниматься с кресла. А ежели, осилив лень, он встанет честь по чести, То так и простоит, как пень, не двигаясь, на месте. Но как-то раз, с большим трудом передвигая ноги, Пошел лентяй погожим днем пройтись вдоль по дороге. Он час идет, и три, и пять ... Уж солнышко садится ... Лентяй уже устал шагать, да лень остановиться! Ему бы повернуть домой, да лень шагать обратно. И вдаль ушел он по прямой, и где он - непонятно! Найти беднягу нелегко ... И тут сказать удобно, Что очень, очень далеко лень завести способна.
Конкурс смекалистых.
Ведущий. Наслышаны мы о мастерах - ловких и сноровистых. Кто самый творческий у нас? Узнаем в конкурсе смекалистых.
Команды в течение 20 секунд должны ответить на вопрос, задаваемый ведущим:
- В какую сторону вращать гаечный ключ, чтобы отвинтить гайку, по часовой стрелке или против?
- Как называется крепление, когда две гайки па болте туго прижаты друг к другу?
- Что удобнее заворачивать - гайку ключом (винт удерживать отверткой) или винт отверткой (гайку удерживать пассатижами)?
- Какими способами можно надежно соединить топор с топорищем?
- Как можно закрепить черенок в лопате?
- Как добиться того, чтобы деревянная рукоятка не слетала с хвостовика напильника?
- Как соединить две полосы, чтобы получилась одна длинная?
- Чем отличается соединение полос внахлестку одним болтом от соединения двумя болтами?
- Как закрепить на валу колесо, чтобы оно вращалось вместе с валом?
Игра «Кому принадлежат эти вещи?».
Ведущий. В комнату находок поступило много различных вещей. Надо разыскать их владельцев; сообщить их профессию.
На столе разложены: пила, шприц, водопроводный кран, секатор, расческа, гаечный ключ, рубанок, скалка.
(Профессии: плотник, врач, слесарь-сантехник, садовник парикмахер, слесарь, столяр, лекарь.)
Конкурс болельщиков.
Ведущий. Среди наших болельщиков тоже много смекалистых. Не правда ли? Предлагаем болельщикам отгадать загадки:
Держится подружка за мое за ушко, стежкою одною век бежит за мною. (Иголка с ниткой.)
У вострушки - хвостик в ушке. (Иголка с ниткой.)
Железная рыбка ныряет, а хвост на волне оставляет. (Игла с ниткой.)
По поляне шерстяной пляшет тонконожка, из-под туфельки стальной выползает стежка. (Швейная машина.)
Не связана — как дорожка, а связана — так одежка. (Нитка.)
На пальце одном ведерко вверх дном. (Наперсток.)
Пять сестер один домик строят. (Спицы вязальные.)
Две стройные сестрицы в руках у мастерицы. Весь день ныряли в петельки ... И вот он - шарф для Петеньки. (Спицы.)
Инструмент бывалый - не большой, не малый. У него полно забот — он и режет и стрижет. (Ножницы.)
Смотрите, мы раскрыли пасть, В нее бумагу будем класть: Бумага в нашей пасти разделится на части. (Ножницы.)
Сверху дыра, снизу дыра, а в середине огонь да вода. (Самовар.)
В брюхе баня, в носу решето, на голове пуговка, одна рука и то на спине. (Чайник.)
И сияет, и блестит, никому оно не льстит, А любому правду скажет - все как есть ему покажет. (Зеркало.)
Зубастая пила в лес густой пошла. Весь лес обходила, ничего не спилила. (Расческа.)
Пройдусь слегка горячим я, И гладкой станет простыня. Могу поправить недоделки и навести на брюках стрелки. (Утюг.)
То назад, то вперед ходит, бродит пароход. Остановишь - горе! Продырявишь море! (Утюг.)
Если хорошо заточен, все легко он режет очень - хлеб, картошку, свеклу, мясо, рыбу, яблоки и масло. (Нож.)
Ей набили мясом рот, и она его жует, жует, жует и не глотает - в тарелку отправляет. (Мясорубка.)
Вострушка-вертушка уперлась в винт ногой, потерял болтун покой. (Отвертка.)
Я по лысине бегу - Кудри с лысины стригу. (Рубанок.)
Телом вертким, как змея, в доску вкручиваюсь я. (Сверло.)
Идет мужик по лесу, Зеркало за поясом. (Топор.)
На зеркальном накатке, на единственном коньке он проехался разок, и распался весь каток. (Стеклорез.)
Древесину ест едок, Сто зубов в один рядок. (Пила.)
Сам он худ, голова с пуд, Как ударит — крепко станет. (Молоток.)
Железный некто по нему ударил крепко, и он пропал, осталась кепка. (Молоток и гвоздь)
Этот каменный круг - инструментам лучший друг. Взвихрит искры над собою, острым сделает тупого! (Точило.)
Где упрется хвостом, станет дырка потом. (Шило.)
Я люблю прямоту, я сама прямая, Сделать ровную черту всем я помогаю, что-нибудь без меня начертить сумей-ка, угадайте-ка друзья, кто же я? (Линейка)
В лес идет - домой глядит, домой идет - в лес глядит. (Топор.)
Кланяется, кланяется, придет домой - растянется. (Топор.)
Зубастые, а не кусаются. (Грабли.)
Быстро грызет, мелко жует, сама не глотает. Что это, кто отгадает? (Пила.)
Грызть дрова — простое дело: я опилочек поела, Сок древесный попила! Кто такая я? ... (Пила.)
Захочу, так поклонюсь, а поленюсь, так повалюсь. (Топор.)
У конька, у горбунка деревянные бока, у него из-под копыт стружка белая летит. (Рубанок.)
Она с винтом пустилась в пляс, а он, кружась, в доске увяз. (Отвертка.)
Гостя примут от души: так обнимут - не дыши. (Тиски.)
Частушечная пауза.
Откровенные ребята, Не смотрите так, девчонки,
Не умеем мы тужить, Мы не заволнуемся,
Без частушек-прибауток Как мы учимся на славу,
Нам и суток не прожить. Так и соревнуемся.
Выходи-ка ты, Алешка, Я плясать не заробею
Не жалей ботиночек! И пою, как соловей,
Расскажи, хороших сколько И оценочек хороших
Получил оценочек. Больше, чем у всех парней.
Я хотел бы взлететь, Буквы в Степиной тетради
Но не получается. Не стоят, как на параде:
Ну и сила притяженья! Буквы прыгают и пляшут,
Все мне в ней не нравится. Степе хвостиками машут.
Мы частушек много знаем,
Знаем целый миллион.
Приходите нас послушать,
В нашем классе вам споем.
Конкурс - «Очумелые ручки»
Предварительно командам дается тема домашнего задания, например: «Двигатель — источник энергии». Члены команды из подручных материалов (пластиковые бутылки, жестяные баночки и т. д.) должны придумать и изготовить конструкцию (к примеру, лодку с оригинальным двигателем). Это может быть лодка, использующая энергию ветра (парус, пропеллер), пневматические катера (основа — обычный надувной шарик, из которого спускается воздух) и т. д.
Во время конкурса команда демонстрирует свое изобретение, объясняя принцип действия двигателя.
Конкурс-эстафета
В конкурсе участвуют все игроки команд.
На столе против каждой команды лежат инструменты, материалы: деревянная планка, ножовка, молоток, гвозди. Первые игроки подбегают к столу, отпиливают ножовкой от планки небольшой брусок. Затем в этот брусок молотком забивают 2 гвоздя (разметка на планке должна быть сделана заранее). После этого игрок бежит к команде и передает эстафету следующему члену команды, который проделывает те же операции, что и первый.
За качество выполнения работ присуждаются дополнительные очки.
Награждение победителей
Ведущий. Сноровку, ловкость и умение Сегодня показать сумели вы. А теперь, справедливое жюри, Игроков по достоинству оцени.
Награждение проводится по номинациям: «Главный приз», «Лучшие очумелые ручки», «За лучший номер», «Болельщику-знайке».