Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района Московской области
Конспект
открытого урока, проведённого в 5 «Б» классе
«Искусство Гжели»
Разработала:
Мубаракшина Татьяна Алексеевна,
учитель изобразительного
искусства, высшей категории
г. Ступино
2017 год
Открытый урок изобразительного искусства в 5 «В» классе
12 декабря 2017 г.
Тема урока: Искусство Гжели
Цель: вспомнить сведения о гжельской керамике и выполнить роспись заготовки гжельскими узорами
Задачи:
Образовательные задачи:
- повторить краткие сведения из истории развития художественного промысла Гжели;
- углубить знания об использовании приёмов в последовательном выполнении Гжельской росписи;
- формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции промысла;
- совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками.
Воспитательные задачи:
- воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;
- воспитывать уважение к труду мастеров народного промысла.
Развивающие задачи:
- развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;
- развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;
- продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.
УУД (умение учиться):
Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме, извлекать необходимую информацию и определять главное, делать выбор эффективных способов работы.
Регулятивные: уметь ставить цель, планировать поэтапное выполнение практической работы, контролировать свои способы действия, умение осознавать качество и уровень выполнения работы.
Личностные: умение использовать свой уровень подготовленности для достижения замысла, развивать способности к творческому самовыражению.
Коммуникативные: умение слушать и дополнять, умение общаться в группе и строить сотрудничество.
Оборудование и материалы для учителя:
- Образцы изделий гжельской керамики: посуда, мелкая скульптурная пластика.
- Таблицы с изображением этапов гжельской росписи.
- ТСО: компьютерные слайды с изображением изделий народных промыслов и мастеров гжельской керамики, презентация с элементами гжельской росписи.
- Музыкальное сопровождение: песня В. Темнова «Сказочная гжель».
- Заготовки словарных слов: майолика, керамика, фарфор, импровизация.
Оборудование для учащихся:
Художественные материалы: гуашь, кисти, заготовки форм.
Приготовленные сообщения, пословицы.
План урока:
1. Организационный момент. 1 мин
2. Беседа об истории развития народных промыслов Гжели 8 мин
3. Актуализация знаний 5 мин
4. Выполнение практической работы 25 мин
5. Рефлексия. Подведение итогов урока. 6 мин
Ход урока
- 1.Организационный момент.
- 2.Беседа об истории развития народных промыслов Гжели
Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.
Учитель:
Ох, Россия, ты, Россия.
Славы то прибавилось,
Промыслом, ты, промыслом
На весь мир прославилась.
Велика Россия наша
И талантлив наш народ.
О Руси, ее умельцах
На весь мир молва идет.
Народные промыслы – это гордость России. Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Понятно ли вам слово «керамика»?
Предполагаемые ответы учащихся:
Керамика – это глиняная посуда.
Учитель:
Это слово произошло от греческого «керамос», что означает обожжённая глина.
Как вы думаете, какой керамический промысел по масштабам производства занимает первое место?
Предполагаемые ответы учащихся:
Самый крупный керамический промысел – это Гжель.
Учитель:
Сегодня мы второй урок посвящаем искусству гжели. Тема урока «Искусство гжели»
На прошлом уроке вы получили домашнее задание. Вспомните и скажите, что на уроке мы сегодня будем делать?
Предполагаемые ответы учащихся:
Вспомним историю гжельского промысла. Вспомним элементы гжельской росписи. Будем расписывать заготовки гжельской росписью.
Учитель:
Правильно, план работы на уроке следующий: в начале урока каждая группа сделает подготовленные сообщения, затем мы вспомним, из каких элементов состоит гжельская роспись, а во второй половине урока, после того как мы всё вспомним и повторим, вы распишите заготовку, выполненную на прошлом уроке, гжельскими узорами. Это главная задача на уроке.
Ребята, мне хотелось, чтобы вы сегодня на уроке работали внимательно, слаженно. Вы подготовили пословицы, которые вам помогут в вашей работе.
Каждая группа детей озвучивает заготовленную пословицу:
Язык болтает – дело стоит.
Учись доброму, а худое само придёт.
Мал смех, да велик грех.
Слушай всякий совет, да примечай, что в дело, а что нет.
Есть терпенье – будет и уменье.
Учитель:
Ребята, к уроку вы разделились на пять групп. Сегодня вы попробуете себя в роли гжельских художников. За всю работу в группах отвечают главные художники, которых вы сами выбрали. Это Кирилл, Миша, Ярослава, Ульяна и Полина. Главные художники сегодня будут оценивать вашу работу и в конце урока выставят вам оценки.
Всех художников попрошу подумать, и в конце урока ответить на важный вопрос: какую роль играет гжельский промысел в нашей современной жизни.
Ну, а сейчас слово представляется группам. Вы подготовили сообщения о гжельской керамике. Мы с вами привыкли видеть гжель сине-белой. Всегда ли гжель была такой?
Ребята 1-ой группы рассказывают о предшественнице гжельской керамике майолике. (Во второй половине 18 века гжельскую керамическую посуду расписывали разными цветами: жёлтым, зелёным, коричневым цветом… (Демонстрация слайдов с изображением майолики)
Учитель:
Гжельской посудой пользовались зажиточные крестьяне, дворянское и купеческое общество. В конце 18 века гжельская майолика переживала трудные времена. Главная причина в этом – падение спроса. Но гжельская керамика устояла, и даже стала ещё лучше. О втором рождении гжели расскажут ребята следующей группы
Ребята 2-ой группы рассказывают о возрождении гжели.
(Через 150 лет гжель стали украшать только синей краской. Расписывалась посуда цветами и листьями. Основной цветок гжельская роза...)
Ребята 3-ей группы продолжают их рассказ. (Демонстрация слайдов с изображением предметов гжельской керамики)
Учитель:
Много сил и мастерства этому трудному, но благородному делу отдали гжельские художники.
Ребята 4-ой группы рассказывают о старых мастерах гжельской керамики.
( Бессарабова Наталья Ивановна работала ещё до Великой Отечественной войны. Заслуга Натальи Ивановны в том, что она возродила и ввела в производство мазок с тенями. В этой технике работают и сейчас гжельские художники… (Демонстрация слайда с портретом Бессарабовой Натальи Ивановны)
(Азарова Людмила Павловна, будучи 20-летней девушкой прошла всю Великую Отечественную войну. После войны она выучилась и пришла работать на фарфоровый завод. Она отличалась большим трудолюбием и богатой фантазией. Людмила Павловна добилась больших успехов в создании различных посудных форм… (Демонстрация слайда с портретом Азаровой Людмилы Павловны)
Учитель:
Более 50лет проработали эти мастера на Гжельском фарфоровом заводе. Что такое фарфор?
Предполагаемые ответы учащихся:
Это изделия из белой обожжённой глины.
Учитель:
Ребята, к уроку я оформила выставку. На ней выставлены изделия гжельского фарфорового завода. Посмотрите, какое разнообразие предметов. Здесь и различная посуда, и мелкая скульптурная пластика.
Ребята следующей группы расскажут о том, чем занимаются жители деревни Гжель.
Ребята 5-ой группы рассказывают о том, чем прославилась деревня в Подмосковье, и читают стихи:
Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!
Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!
3. Актуализация знаний
Учитель:
Ребята! В своих работах гжельские мастера используют различные элементы росписи. Я покажу на презентации, из каких элементов состоит гжельская роспись, а вы вспомните названия этих элементов. (Показ презентации с элементами росписи.)
Предполагаемые ответы учащихся:
Гжельская роза, мазок с тенями, отводка или бордюры, усики, завитки и вилюшки, капельки – ляпочки, листья «ёлочкой», графика.
Учитель:
А теперь давайте выстроим очерёдность выполнения элементов в своей работе. Какая группа справится с заданием первой?
Учащимся в каждой группе даются листы, в которых перечислены элементы гжельской росписи. Ребята решают, в какой последовательности выполнять эти элементы в своей работе. Та группа, которая справилась с заданием первой, сообщает в какой последовательности необходимо выполнять роспись заготовки гжельскими узорами.
Предполагаемые ответы учащихся:
1. В росписи используем мазок с тенями.
2. Работу начинаем с отводки или бордюров.
3. В самом широком месте рисуем гжельскую розу или букет гжельских роз.
4. Рядом с цветами рисуем листья.
5. Потом веточки с капельками – ляпочками.
6. Дополняем роспись графикой, т.е. прорисовываем прожилочки на листочках.
7. Заканчиваем букет усиками, завитками, вилюшками.
Учитель:
Ребята, остался ещё один такой важный элемент, как импровизация.
Этот элемент понадобится всем художникам, потому что гжельская роспись выполняется без предварительного рисунка, художник сочиняет и придумывает в ходе работы, поэтому никогда не бывает двух одинаковых работ. Пословица гласит: «У каждого мастера свои затеи».
4. Выполнение практической работы.
Учитель:
А теперь, используя очередность приемов, вы выполняете роспись предметов, заготовки которых вы сделали на предыдущих уроках. В конце выполнения творческой работы, я попрошу обсудить качество выполненных работ и лучшую работу из группы представить на выставку.
Идет выполнение творческой работы по группам:
Все группы художников выполняют роспись бумажных заготовок предметов гжельской керамики, работая индивидуально или парами.
Художники 1-ой группы расписывают сувениры.
Художники 2-ой группы расписывают чайники.
Художники 3-ей группы расписывают вазы.
Художники 4-ой группы расписывают тарелки.
Художники 5-ой группы расписывают маслёнки и яйца.
Во время выполнения работы учащимися, учитель делает целевые обходы:
- контроль организации рабочего места;
- контроль правильности выполнения работы;
- оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
- контроль объёма и качества выполненной работы.
По завершению практической работы учащиеся в группах обсуждают выполненные работы и выявляют лучшие из них. Главные художники представляют лучшие работы, выполненные в своих группах, и их художников.
На доске оформляется выставка лучших работ учащихся, выполненных на уроке.
- 5.Рефлексия. Подведение итогов урока.
Учитель:
А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.
Предполагаемые ответы учащихся:
Мы лучше узнаем историю нашей страны.
Мы гордимся умениями наших далеких прародителей.
Молодые мастера продолжают традиции старых мастеров, значит, эти промыслы нужны современным людям.
Люди пользуются этими предметами и радуются, они украшают наши дома и являются замечательным подарком, сувениром.
Учитель просит ребят в группах составить синквейн о гжели.
Учитель обобщает ответы учащихся, подводит итог урока.
Учитель:
Ребята сегодня вы выполняли трудное задание. Скажите, что показалось на уроке вам наиболее интересным? Какой этап работы был самым сложным?
Учащиеся отвечают на вопросы.
Учитель:
Гжельская керамика создавалась веками, она имеет свои глубокие традиции. Но вы все справились с этим заданием и выполнили хорошие работы. Я попрошу главных художников объявить выставленные оценки учащимся за работу в группе на уроке.
Главные художники сообщают оценки.
Учитель.
На следующий урок мы продолжим разговор о городецком народном промысле.
Задаёт домашнее задание по группам.