Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96408

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 25.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Конспект открытого урока 5 класса "Искусство гжели"

Дата публикации:

Автор:
учитель изобразительного искусства, МБОУ СОШ №5, Московская область, г. Ступино

Цель: Цель: вспомнить сведения о гжельской керамике и выполнить роспись заготовки гжельскими узорами

Задачи: Образовательные задачи:  повторить краткие сведения из истории развития художественного промысла Гжели;  углубить знания об использовании приёмов в последовательном выполнении Гжельской росписи;  формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции промысла;  совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками. Воспитательные задачи:  воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;  воспитывать уважение к труду мастеров народного промысла. Развивающие задачи:  развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;  развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;  продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №5 с углублённым изучением отдельных предметов» Ступинского муниципального района Московской области

Конспект

открытого урока, проведённого в 5 «Б» классе

«Искусство Гжели»

Разработала:

Мубаракшина Татьяна Алексеевна,

учитель изобразительного

искусства, высшей категории

г. Ступино

2017 год

Открытый урок изобразительного искусства в 5 «В» классе

12 декабря 2017 г.

Тема урока: Искусство Гжели

Цель: вспомнить сведения о гжельской керамике и выполнить роспись заготовки гжельскими узорами

Задачи:

Образовательные задачи:

  • повторить краткие сведения из истории развития художественного промысла Гжели;
  • углубить знания об использовании приёмов в последовательном выполнении Гжельской росписи;
  • формировать умения осуществлять собственный художественный замысел, связанный с созданием формы и украшением ее декоративной росписью в традиции промысла;
  • совершенствовать работу с учащимися по овладению живописными и композиционными навыками.

Воспитательные задачи:

  • воспитывать любовь к Родине, ее истории и национальной культуре;
  • воспитывать уважение к труду мастеров народного промысла.

Развивающие задачи:

  • развивать навыки активного участия в работе своей группы, умение анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей;
  • развивать умения контактировать в группах, строить отношения на взаимном сотрудничестве и взаимопонимании;
  • продолжить развитие эстетического и художественного вкуса, творческой активности и мышления учащихся.

УУД (умение учиться):

Познавательные: умение строить речевое высказывание в устной форме, извлекать необходимую информацию и определять главное, делать выбор эффективных способов работы.

Регулятивные: уметь ставить цель, планировать поэтапное выполнение практической работы, контролировать свои способы действия, умение осознавать качество и уровень выполнения работы.

Личностные: умение использовать свой уровень подготовленности для достижения замысла, развивать способности к творческому самовыражению.

Коммуникативные: умение слушать и дополнять, умение общаться в группе и строить сотрудничество.

Оборудование и материалы для учителя:

  • Образцы изделий гжельской керамики: посуда, мелкая скульптурная пластика.
  • Таблицы с изображением этапов гжельской росписи.
  • ТСО: компьютерные слайды с изображением изделий народных промыслов и мастеров гжельской керамики, презентация с элементами гжельской росписи.
  • Музыкальное сопровождение: песня В. Темнова «Сказочная гжель».
  • Заготовки словарных слов: майолика, керамика, фарфор, импровизация.

Оборудование для учащихся:

Художественные материалы: гуашь, кисти, заготовки форм.

Приготовленные сообщения, пословицы.

План урока:

1. Организационный момент. 1 мин

2. Беседа об истории развития народных промыслов Гжели 8 мин

3. Актуализация знаний 5 мин

4. Выполнение практической работы 25 мин

5. Рефлексия. Подведение итогов урока. 6 мин

Ход урока

  • 1.Организационный момент.
  • 2.Беседа об истории развития народных промыслов Гжели

Приветствие, проверка готовности учеников к уроку.

Учитель:

Ох, Россия, ты, Россия.

Славы то прибавилось,

Промыслом, ты, промыслом

На весь мир прославилась.

Велика Россия наша

И талантлив наш народ.

О Руси, ее умельцах

На весь мир молва идет.

Народные промыслы – это гордость России. Гончарное ремесло в России имеет глубокие исторические традиции. Многие промыслы, связанные с изготовлением керамических изделий, сохраняют свою известность и сегодня. Понятно ли вам слово «керамика»?

Предполагаемые ответы учащихся:

Керамика – это глиняная посуда.

Учитель:

Это слово произошло от греческого «керамос», что означает обожжённая глина.

Как вы думаете, какой керамический промысел по масштабам производства занимает первое место?

Предполагаемые ответы учащихся:

Самый крупный керамический промысел – это Гжель.

Учитель:

Сегодня мы второй урок посвящаем искусству гжели. Тема урока «Искусство гжели»

На прошлом уроке вы получили домашнее задание. Вспомните и скажите, что на уроке мы сегодня будем делать?

Предполагаемые ответы учащихся:

Вспомним историю гжельского промысла. Вспомним элементы гжельской росписи. Будем расписывать заготовки гжельской росписью.

Учитель:

Правильно, план работы на уроке следующий: в начале урока каждая группа сделает подготовленные сообщения, затем мы вспомним, из каких элементов состоит гжельская роспись, а во второй половине урока, после того как мы всё вспомним и повторим, вы распишите заготовку, выполненную на прошлом уроке, гжельскими узорами. Это главная задача на уроке.

Ребята, мне хотелось, чтобы вы сегодня на уроке работали внимательно, слаженно. Вы подготовили пословицы, которые вам помогут в вашей работе.

Каждая группа детей озвучивает заготовленную пословицу:

Язык болтает – дело стоит.

Учись доброму, а худое само придёт.

Мал смех, да велик грех.

Слушай всякий совет, да примечай, что в дело, а что нет.

Есть терпенье – будет и уменье.

Учитель:

Ребята, к уроку вы разделились на пять групп. Сегодня вы попробуете себя в роли гжельских художников. За всю работу в группах отвечают главные художники, которых вы сами выбрали. Это Кирилл, Миша, Ярослава, Ульяна и Полина. Главные художники сегодня будут оценивать вашу работу и в конце урока выставят вам оценки.

Всех художников попрошу подумать, и в конце урока ответить на важный вопрос: какую роль играет гжельский промысел в нашей современной жизни.

Ну, а сейчас слово представляется группам. Вы подготовили сообщения о гжельской керамике. Мы с вами привыкли видеть гжель сине-белой. Всегда ли гжель была такой?

Ребята 1-ой группы рассказывают о предшественнице гжельской керамике майолике. (Во второй половине 18 века гжельскую керамическую посуду расписывали разными цветами: жёлтым, зелёным, коричневым цветом… (Демонстрация слайдов с изображением майолики)

Учитель:

Гжельской посудой пользовались зажиточные крестьяне, дворянское и купеческое общество. В конце 18 века гжельская майолика переживала трудные времена. Главная причина в этом – падение спроса. Но гжельская керамика устояла, и даже стала ещё лучше. О втором рождении гжели расскажут ребята следующей группы

Ребята 2-ой группы рассказывают о возрождении гжели.

(Через 150 лет гжель стали украшать только синей краской. Расписывалась посуда цветами и листьями. Основной цветок гжельская роза...)

Ребята 3-ей группы продолжают их рассказ. (Демонстрация слайдов с изображением предметов гжельской керамики)

Учитель:

Много сил и мастерства этому трудному, но благородному делу отдали гжельские художники.

Ребята 4-ой группы рассказывают о старых мастерах гжельской керамики.

( Бессарабова Наталья Ивановна работала ещё до Великой Отечественной войны. Заслуга Натальи Ивановны в том, что она возродила и ввела в производство мазок с тенями. В этой технике работают и сейчас гжельские художники… (Демонстрация слайда с портретом Бессарабовой Натальи Ивановны)

(Азарова Людмила Павловна, будучи 20-летней девушкой прошла всю Великую Отечественную войну. После войны она выучилась и пришла работать на фарфоровый завод. Она отличалась большим трудолюбием и богатой фантазией. Людмила Павловна добилась больших успехов в создании различных посудных форм… (Демонстрация слайда с портретом Азаровой Людмилы Павловны)

Учитель:

Более 50лет проработали эти мастера на Гжельском фарфоровом заводе. Что такое фарфор?

Предполагаемые ответы учащихся:

Это изделия из белой обожжённой глины.

Учитель:

Ребята, к уроку я оформила выставку. На ней выставлены изделия гжельского фарфорового завода. Посмотрите, какое разнообразие предметов. Здесь и различная посуда, и мелкая скульптурная пластика.

Ребята следующей группы расскажут о том, чем занимаются жители деревни Гжель.

Ребята 5-ой группы рассказывают о том, чем прославилась деревня в Подмосковье, и читают стихи:

Фарфоровые чайники, подсвечники, часы,
Животные и птицы невиданной красы.
Деревня в Подмосковье прославилась теперь:
Известно всем в народе её названье – Гжель.
Гордятся в Гжели жители небесной синевой,
Не встретите на свете вы красоты такой!

Голубизну небесную, что сердцу так мила,
Кисть мастера на чашку легко перенесла.
У каждого художника есть свой узор любимый,
И в каждом отражается сторонушка родимая.
Её трава шелковая, её цветы весенние –
И мастерство волшебное достойны восхищения.
Из этих чашек с розами ты выпей чудный чай,
Гостей на праздник радостный сердечнее встречай!

3. Актуализация знаний

Учитель:

Ребята! В своих работах гжельские мастера используют различные элементы росписи. Я покажу на презентации, из каких элементов состоит гжельская роспись, а вы вспомните названия этих элементов. (Показ презентации с элементами росписи.)

Предполагаемые ответы учащихся:

Гжельская роза, мазок с тенями, отводка или бордюры, усики, завитки и вилюшки, капельки – ляпочки, листья «ёлочкой», графика.

Учитель:

А теперь давайте выстроим очерёдность выполнения элементов в своей работе. Какая группа справится с заданием первой?

Учащимся в каждой группе даются листы, в которых перечислены элементы гжельской росписи. Ребята решают, в какой последовательности выполнять эти элементы в своей работе. Та группа, которая справилась с заданием первой, сообщает в какой последовательности необходимо выполнять роспись заготовки гжельскими узорами.

Предполагаемые ответы учащихся:

1. В росписи используем мазок с тенями.

2. Работу начинаем с отводки или бордюров.

3. В самом широком месте рисуем гжельскую розу или букет гжельских роз.

4. Рядом с цветами рисуем листья.

5. Потом веточки с капельками – ляпочками.

6. Дополняем роспись графикой, т.е. прорисовываем прожилочки на листочках.

7. Заканчиваем букет усиками, завитками, вилюшками.

Учитель:

Ребята, остался ещё один такой важный элемент, как импровизация.

Этот элемент понадобится всем художникам, потому что гжельская роспись выполняется без предварительного рисунка, художник сочиняет и придумывает в ходе работы, поэтому никогда не бывает двух одинаковых работ. Пословица гласит: «У каждого мастера свои затеи».

4. Выполнение практической работы.

Учитель:

А теперь, используя очередность приемов, вы выполняете роспись предметов, заготовки которых вы сделали на предыдущих уроках. В конце выполнения творческой работы, я попрошу обсудить качество выполненных работ и лучшую работу из группы представить на выставку.

Идет выполнение творческой работы по группам:

Все группы художников выполняют роспись бумажных заготовок предметов гжельской керамики, работая индивидуально или парами.

Художники 1-ой группы расписывают сувениры.

Художники 2-ой группы расписывают чайники.

Художники 3-ей группы расписывают вазы.

Художники 4-ой группы расписывают тарелки.

Художники 5-ой группы расписывают маслёнки и яйца.

Во время выполнения работы учащимися, учитель делает целевые обходы:

  • контроль организации рабочего места;
  • контроль правильности выполнения работы;
  • оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;
  • контроль объёма и качества выполненной работы.

По завершению практической работы учащиеся в группах обсуждают выполненные работы и выявляют лучшие из них. Главные художники представляют лучшие работы, выполненные в своих группах, и их художников.

На доске оформляется выставка лучших работ учащихся, выполненных на уроке.

  • 5.Рефлексия. Подведение итогов урока.

Учитель:

А теперь настало время ответить на главный вопрос: какую роль играют народные художественные промыслы для нашей современной жизни.

Предполагаемые ответы учащихся:

Мы лучше узнаем историю нашей страны.

Мы гордимся умениями наших далеких прародителей.

Молодые мастера продолжают традиции старых мастеров, значит, эти промыслы нужны современным людям.

Люди пользуются этими предметами и радуются, они украшают наши дома и являются замечательным подарком, сувениром.

Учитель просит ребят в группах составить синквейн о гжели.

Учитель обобщает ответы учащихся, подводит итог урока.

Учитель:

Ребята сегодня вы выполняли трудное задание. Скажите, что показалось на уроке вам наиболее интересным? Какой этап работы был самым сложным?

Учащиеся отвечают на вопросы.

Учитель:

Гжельская керамика создавалась веками, она имеет свои глубокие традиции. Но вы все справились с этим заданием и выполнили хорошие работы. Я попрошу главных художников объявить выставленные оценки учащимся за работу в группе на уроке.

Главные художники сообщают оценки.

Учитель.

На следующий урок мы продолжим разговор о городецком народном промысле.

Задаёт домашнее задание по группам.

Наши новости:

Разместить свою публикацию