Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96347

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Авторская дополнительная образовательная программа "Работа с природными и бросовыми материалами"

Дата публикации:

Автор:
педагог дополнительного образования, МБОУ Локотская СОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова, Брянская область Брасовский район п. Локоть

Цель: Приобщение через декоративно – прикладное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности, социальное и профессиональное самоопределение.

Задачи: • воспитательная - формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное и декоративно-прикладное творчество, - восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания, - формирование чувства коллективизма и терпимости к окружающим, - формирование коммуникативных навыков, - формирование бережного отношения к природе и уважения к семейным традициям, - воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду; • художественно-творческая - развития глазомера и чувства пропорции, творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей, - формирование художественного вкуса и творческого подхода к выполнению проектов, - развитие обще трудовых и специальных умений и навыков работы с природным и бросовым материалами; • техническая - освоения безопасных практических приемов и навыков декоративно – прикладного мастерства, - ознакомление с техникой аппликации, коллажа, биопластики, монотипии, терра, папье-маше, аранжировки, декорирования, - формирование навыков работы с необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение Брасовского района

Локотская средняя общеобразовательная школа № 2 имени Н. Ф. Струченкова

ПРОГРАММА УТВЕРЖДЕНА НА ПЕДАГОГИЧЕСКОМ СОВЕТЕ

«___» ___________________ 2017 г.

(Протокол № _________)

УТВЕРЖДАЮ: _______________

ДИРЕКТОР Лобунова К. Н.

«___» ___________________ 2017 г.

Авторская дополнительная образовательная программа

«Работа с природными и бросовыми материалами»

для детей 8-15 лет

Составитель: Соскова Татьяна Ивановна

педагог дополнительного образования

МБОУ ЛСОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова

Возраст обучающихся 8-15 лет,

срок реализации 3 года

Согласовано: _____________________ Ознакомлен: _______________________

Зам. директора по учебно – Руководитель МО классных руководителей

воспитательной работе Блинкова А. П.

Блинкова А. П. «___» _____________________ 2017 г.

«__» ____________________ 2017 г.

п. Локоть

2017 г.

Пояснительная записка

Программа «Работа с природными и бросовыми материалами» разработана с учетом федеральных государственных требований к программе дополнительного образования детей (Приложение к письму Департамента молодежной политики, воспитания и социальной поддержки детей Минобрнауки России от 11.12.2006 №06-1844. Письмо Минобрнауки РФ от 19.04.2011 № 03-255).

Примерные программы дополнительного образования детей регламентируются статьей 9 Закона Российской Федерации «Об образовании».

В системе общего образования реализуются основные и дополнительные общеобразовательные программы, направленные на решение задач формирования общей культуры личности, адаптации личности к жизни в обществе, на создание основы для осознанного выбора и освоения профессиональных образовательных программ.

Содержание программы дополнительного образования детей является одним из факторов экономического и социального прогресса общества и должно быть направлено на:

- создание условий для развития личности ребенка;

- развитие мотивации личности ребенка к познанию и творчеству;

- обеспечение эмоционального благополучия ребенка;

- приобщение обучающихся к общечеловеческим ценностям;

- профилактику асоциального поведения;

- создание условий для социального, культурного и профессионального самоопределения, творческой самореализации личности ребенка, его интеграции в системе культур;

- целостность процесса психического и физического, умственного и духовного развития личности ребенка;

- укрепление психического и физического здоровья детей;

- взаимодействие педагога дополнительного образования с семьей.

Неотъемлемой характеристикой современного образова­тельного пространства является творчество, которое рассматривается как непременное условие успешной самореализации лич­ности, позволяющее наиболее эффективно проявлять себя в со­временном мире, в разнообразных жизненных практиках. Творческая деятельность способствует формированию у детей преобразующего мышления, навыков исследовательской и изобретательской работы. Учащихся надо вовлекать в творческую деятельность, и чем раньше, тем лучше. Тогда у них развивается пытливость ума, гибкость мышления, способность к оценке, видение про­блем и другие качества, характерные для человека с развитым интеллектом.

Данная программа направлена на то, чтобы через труд и искусство приобщить детей к творчеству. Одна из задач образования - помочь ребенку открыть са­мого себя, показать, что мир существует не только вокруг, но и внутри каждого. И этот мир позволит увидеть прекрасное в са­мых простых, обыденных вещах: соломке, цветочке, травинке, кусочке ткани... В лесу, парке, огороде можно найти материал, чтобы создать неповторимую картину, но не всякий может увидеть эти сокровища. Важно научить детей вглядываться в окружающий нас мир, замечать красоту природы, подмечать особенности разных материалов. Необходимо научить детей видеть и творить красоту. Умение видеть и понимать красоту окружающего мира способствует воспитанию культуры чувств, развитию художественно-эстетического вкуса, трудовой и творческой активности, воспитывает целеустремленность, усидчивость, чувство взаимопомощи, дает возможность творческой самореализации личности.

Занятия в кружке «Работа с природными и бросовыми материалами» - прекрасное средство

развития творчества, умственных способностей, эстетического вкуса, а также конструкторского мышления детей.

Одной из главных задач обучения и воспитания детей на занятиях объединения является обогащение мировосприятия воспитанника, т.е. развитие творческой культуры ребенка (развитие творческого нестандартного подхода к реализации задания, воспитание трудолюбия, интереса к практической деятельности, радости созидания и открытия для себя что-то нового). Природа способна пробуждать в людях лучшие чувства, только надо с детства учить видеть и понимать ее красоту. В природном материале заложены удивительные возможности, раскрывая их можно создавать подлинные произведения искусства. Общение с природой способствует повышению творческого потенциала учащихся, развитию их эстетического вкуса, умению видеть красоту. Вместе с этим дети учатся любить и защищать природу, думать о её будущем. В наше время дети всё больше времени проводят за компьютером и телевизором. Знания об окружающем их растительном мире часто бывают слишком условными. Заставить детей выйти на улицу бывает не просто. А собрать необходимый растительный материал можно только на прогулке или экскурсии. Дети всё чаще начинают «опознавать» растения, запоминают их названия. А использование в работе бросовых материалов – того, что мы привыкли считать мусором – развивает рациональное мышление и воображение, бережливость. Из засушенных листьев, трав, цветочных лепестков, соломы, семян, плодов растений, перьев птиц, бересты можно создавать уникальные картины. Художественные композиции из природных материалов, выполненные с любовью и вдохновением, помогут украсить любой интерьер и внести в помещение дыхание и красоту природы, могут стать подарками и сувенирами, сделанными своими руками. То же можно создать из бросовых материалов, уменьшая объём мусорных корзин и давая вторую жизнь ненужным вещам и предметам.

Данная программа является комплексной общеразвивающей авторской программой художественно-творческой направленности, предполагает кружковой уровень освоения знаний и практических навыков, по функциональному предназначению – учебно-познавательной, по времени реализации – долговременной. Программа рассчитана на три года обучения.

Работа в кружке планируется так, чтобы она не дублировала программный материал по труду, а чтобы внеклассные занятия расширяли и углубляли сведения по работе с бумагой, картоном и тканью, засушенными листьями и цветами, семенами и плодами, ракушками и песком, соленым тестом, цветными нитками, скорлупами, гофрированной бумагой, ненужными вещами и бросовыми материалами; чтобы в процессе разработки эскизов дети проявляли выдумку, смекалку, приучались видеть и ценить прекрасное.

Новизна программы состоит в том, что в процессе обучения учащиеся обобщают свои знания о простейших закономерностях строения природных материалов, их разновидностях и многообразии, о перспективе, цветоведении, композиции, декоративной стилизации форм, правилах лепки, рисования, аппликации, а также о красоте природы и человеческих чувств.

Актуальность программы обусловлена тем, что происходит сближение содержания программы с требованиями жизни. В настоящее время возникает необходимость в новых подходах к преподаванию технологии и эстетических искусств, способных решать современные задачи творческого восприятия и развития личности в целом.

Педагогическая целесообразность программы объясняется формированием высокоинтеллектуальной и духовно развитой личности через мастерство. Для достижения этого служат целый ряд специальных заданий на наблюдение, сравнение, домысливание, фантазирование, а также использование следующих приёмов:

1) организационных:

- составление небольших по количеству детей групп и выстраивание для каждого из них индивидуальной образовательной траектории развития,

- разновозрастный состав групп, назначение на разных этапах работы консультантов из числа детей,

- организация занятий с предоставлением каждому ребёнку возможности проявить инициативу и самостоятельность при выполнении поставленной задачи;

2) ценностных:

- организация занятий на природе для развития наблюдательности, бережливости и уважительного отношения к каждой частичке природы,

- формирование уважительного отношения к чужим работам и достижениям,

- организация коллективного творчества как средства для развития коммуникативных способностей,

- формирование уважительного отношения к семейным ценностям;

3) содержательные:

- освоение основных видов художественной обработки природного и бросового материалов,

- совмещение различных освоенных техник для создания своего шедевра,

- образование системы умений и навыков по различным направлениям, развитие моторики.

Основная цель программы - приобщение через декоративно – прикладное творчество к искусству, развитие эстетической отзывчивости, формирование творческой и созидающей личности, способной к художественному творчеству и самореализации через творческое воплощение в художественной работе собственных неповторимых черт и индивидуальности, социальное и профессиональное самоопределение.

Поставленная цель раскрывается в триединстве следующих задач:

  • воспитательной
  • художественно-творческой
  • технической
  • воспитательной
  • художественно-творческой
  • технической

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающему миру через художественное и декоративно-прикладное творчество,

- восприятие духовного опыта человечества – как основу приобретения личностного опыта и самосозидания,

- формирование чувства коллективизма и терпимости к окружающим,

- формирование коммуникативных навыков,

- формирование бережного отношения к природе и уважения к семейным традициям,

- воспитание уважительного отношения к своему и чужому труду;

- развития глазомера и чувства пропорции, творческих способностей, фантазии и воображения, образного мышления, используя игру цвета и фактуры, нестандартных приемов и решений в реализации творческих идей,

- формирование художественного вкуса и творческого подхода к выполнению проектов,

- развитие обще трудовых и специальных умений и навыков работы с природным и бросовым материалами;

- освоения безопасных практических приемов и навыков декоративно – прикладного мастерства,

- ознакомление с техникой аппликации, коллажа, биопластики, монотипии, терра, папье-маше, аранжировки, декорирования,

- формирование навыков работы с необходимыми инструментами, приспособлениями и вспомогательными материалами.

Основные дидактические принципы программы: доступность и наглядность, последовательность и систематичность обучения и воспитания, учет возрастных и индивидуальных особенностей детей. Отличительные особенности данной образовательной программы от уже существующих в этой области заключаются в том, что программа ориентирована на применение широкого комплекса различного дополнительного материала и техник: коллаж, аппликация, лепка, монотипия, терра, папье-маше, декорирование. Каждый ребёнок проходит программу по своему графику. С каким-то материалом ребёнок работает более увлечённо, с каким-то – возникают сложности. В связи с этим время, отведённое на работу с определённым материалом, либо увеличивается, либо уменьшается. К тому же обучающиеся могут вливаться в коллектив в течение всего года. В таких случаях дети, пришедшие раньше, выступают в качестве помощников – консультантов. В качестве здоровье сберегающих элементов детям на занятиях разрешается по мере необходимости свободно передвигаться по кабинету, негромко общаться. При изучении каждой темы подразумевается разнообразие вариантов выполняемых работ по степени сложности в зависимости от возможностей детей.

Практические занятия и развитие художественного восприятия представлены в программе в их содержательном единстве. Применяются такие методы, как репродуктивный (воспроизводящий); иллюстративный (объяснение сопровождается демонстрацией наглядного материала); проблемный (педагог ставит проблему и вместе с детьми ищет пути её решения); эвристический (проблема формулируется детьми, ими и предлагаются способы её решения).

Структура занятия:

1. В начале каждого занятия отведено время для теоретической беседы: повторение пройденного и знакомство с новой темой.

2. Затем идёт инструктаж и практическая часть с индивидуальным подходом к каждому ребёнку в зависимости от его персональных способностей.

3. Начиная с третьей темы часть занятия отводится на выполнение творческого проекта.

4. Завершается занятие просмотром работ, их обсуждением и уборкой рабочих мест.

Формы занятий:

- экскурсии,

- беседы, рассказы, объяснения,

- показ технических приёмов,

- практическая работа.

Возраст обучающихся, участвующих в реализации данной программы 8 - 15 лет. Обучающиеся этого возраста способны на высоком уровне усваивать разнообразную информацию о видах декоративно - прикладного искусства. Количество детей в группе 10-12 человек. Работа кружка организуется с учётом опыта детей и их возрастных особенностей. Дети, не имеющие навыков работы с данными материалами, будут начинать с более простых поделок.

На занятиях предусматривается деятельность, создающая условия для творческого развития воспитанников на различных возрастных этапах и учитывается дифференцированный подход, зависящий от степени одаренности и возраста воспитанников.

Программа рассчитана на три года. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 2 академических часа, итого - 148 часов в год.

Главным результатом реализации программы является создание каждым обучающимся своего оригинального продукта, а главным критерием оценки обучающегося является не столько его талантливость, сколько его способность трудиться, способность упорно добиваться достижения нужного результата, ведь овладеть всеми секретами изобразительного и декоративно- прикладного искусства может каждый ребёнок.

Учащиеся должны знать:

1 год:

- знать правила внутреннего распорядка и техники безопасности на занятиях кружка,

- иметь представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения,

- иметь представление о технике биопластика и изготовление топиариев,

- знать правила изготовления и декорирования топиариев и изделий из солёного теста,

- иметь представление об инструментах, используемых при работе в техниках биопластика и изготовление топиариев.

2 год:

- знать правила внутреннего распорядка и техники безопасности на занятиях кружка,

- иметь представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения,

- иметь представление о стилях и техниках флористики,

- знать правила выполнения различных видов аранжировки из сухих растений,

- знать сроки сбора и приёмы обработки природного материала: растений, камней, ракушек, соломки,

- иметь представление о технике «терра», аппликация, монотипия, граттаж, фроттаж, декалькомания,

- знать правила выполнения флористических коллажей, панно и картин из сухих растений, камней, ракушек, семян, плодов и круп, панно и картин из соломки,

- иметь представление о техниках декорирования,

- иметь представление об инструментах, используемых в работе с природными материалами, при

обработке соломки.

3 год:

- знать правила внутреннего распорядка и техники безопасности на занятиях кружка,

- иметь представление о композиции, перспективе, пропорциях и законах цветоведения,

- иметь представление о технике папье-маше, пейп-арт, терра, обсыпание, аппликация, мозаика, декупаж,

- знать правила декорирования бутылок в технике папье-маше, пейп-арт, обсыпание, декупаж, аппликация, мозаика, терра, декорирование сыпучими материалами и солью, вязаными чехлами, кожей, мехом и тканью,

- иметь представление об инструментах, используемых при работе в техниках декорирования бутылок и папье-маше.

Учащиеся должны уметь:

1 год:

- самостоятельно составлять алгоритм изготовления изделий в технике биопластика и изготовление топиариев,

- аккуратно изготавливать изделие в изучаемых техниках по составленному алгоритму,

- составлять творческие композиции с использованием определённых правил,

- работать с природными и бросовыми материалами и солёным тестом,

- работать в технике изготовление топиариев и биопластика,

- уметь пользоваться различными инструментами, используемыми в работе с природными

материалами, вторсырьём и солёным тестом.

2 год:

- собирать, заготавливать, подготавливать и хранить растения, камни, ракушки, семена, плоды, соломку, вторсырьё,

- самостоятельно составлять алгоритм изготовления объекта из природного материала, соломки и вторсырья,

- аккуратно изготавливать изделие из природного материала по составленному алгоритму,

- составлять творческие композиции из природного материала с использованием определённых правил,

- работать в технике монотипия, граттаж, фроттаж, декалькомания,

- работать с различными природными материалами и вторсырьём,

- уметь пользоваться различными инструментами, используемыми в работе с природными материалами и вторсырьём.

3 год:

- собирать, заготавливать, подготавливать и хранить, вторсырьё, дополнительные материалы,

- самостоятельно составлять алгоритм изготовления объекта из вторсырья в техниках аппликация, обсыпание, терра, декупаж, мозаика, декорирование сыпучими материалами и солью, кожей, мехом и тканью, папье-маше, пейп-арт,

- аккуратно изготавливать изделие по составленному алгоритму,

- составлять творческие композиции с использованием определённых правил,

- работать в технике аппликация, обсыпание, терра, декупаж, мозаика, декорирование сыпучими материалами и солью, кожей, мехом и тканью,

- уметь пользоваться различными инструментами, используемыми при работе в изучаемых техниках.

Дети должны обладать:

1 год:

- чувством самоуважения и собственного достоинства,

- стремлением к самообразованию и самосовершенствованию,

- умением видеть необычное в обычном.

2 год:

- бережным отношением к природе,

- умением работать и общаться в коллективе,

- желанием добиваться хороших результатов,

- терпением, настойчивостью, вниманием.

3 год:

- бережным отношением к природе,

- умением помогать друг другу,

- умением прислушиваться к советам,

- умением видеть красоту вокруг себя.

Способы проверки:

- анализ текущих и выставочных работ,

- проведение мастер – классов для сверстников и взрослых,

- наблюдение за индивидуальным развитием каждого ребёнка,

- фиксирование качества и скорости выполнения каждой работы,

- тестирование по каждой пройденной теме,

- анализ межличностных отношений.

Итоги подводятся в форме:

- разного рода выставок,

- участия в различных конкурсах,

- выполнения индивидуальных и коллективных проектов.

В связи с этим работы с самого первого этапа оформляются в соответствии с требованиями для выставочных работ:

- картина оформляется в раму или паспарту,

- каждая работа должна иметь соответствующую этикетку, содержащую все необходимые данные об авторе, его возрасте, объединении, руководителе, технике выполнения.

Дидактические материалы.

1. Выставочные детские работы.

2. Видео каталоги с выставок.

3. Презентации по темам (подготовлены руководителем).

4. Инструкционные карты.

5. Тематические таблицы (изготовлены руководителем).

6. Книги по теме.

7. Заготовки эскизов.

8. Наборы шаблонов по темам.

9. Планы – конспекты занятий.

Условия реализации программы.

Основное оборудование – хорошо освещённое помещение со столами и стульями, раковиной.

Дополнительное оборудование – шкафы для хранения природного материала.

Материальное обеспечение.

Для темы «Аранжировки из сухих растений и природного материала»: клей «Титан» и ПВА,

природный материал, лаки и краски аэрозольные, краски акриловые и гуашевые, туалетная бумага, вазы, корзины, банки, блюда (можно б/у), проволока, пластилин.

Для темы «Флористический коллаж»: рамки, оргалит, клей ПВА и «Титан», шпатлёвка, аэрозольные, акриловые и гуашевые краски, лак для дерева, стекло, губка, остатки обоев, мешковины и ткани, ватманы, природные материалы.

Для темы «Картины из соломки»: калька, утюг, клей ПВА, картон, оргалит, чёрная тушь, битумный лак или грунт чёрного цвета, стекло, рамки, лак, выжигательный аппарат, анилиновые красители, природный материал.

Для темы «Папье-маше»: стеклотара, бумага туалетная, газеты, лотки для яиц, капроновые колготки, клей обойный, ПВА и «Титан», нитки, пряжа, бисер, ленты, кружево, цветная бумага, воздушные шарики, краски аэрозольные, акриловые и гуашевые.

Для темы «Декорирование бутылок»: стеклотара, грунтовка, цветная бумага, остатки обоев, ткани, кожи, меха, мешковины, пряжи, вышедшие из употребления вещи (пуговицы, молнии, монеты, заколки, бижутерия, бусины, бисер, ленточки, кружево, шнуры, ремни, упаковочные материалы, сезаль, фетр, сетки и т.д.), природные материалы, крупы, макаронные изделия, скорлупа, соль, аэрозольные, акриловые и гуашевые краски, лак по дереву, салфетки, клей ПВА и «Титан», контуры, краски и рельефные пасты по стеклу.

Для темы «Топиарии»: клей «Титан» и ПВА, природный материал, крупы, макаронные изделия, скорлупа, лаки и краски аэрозольные, краски акриловые и гуашевые, туалетная бумага, салфетки, гофрированная бумага, проволока, пластилин, остатки ткани, кожи, меха, мешковины, пряжи, вышедшие из употребления вещи (пуговицы, молнии, монеты, заколки, бижутерия, бусины, бисер, ленточки, кружево, шнуры, ремни, упаковочные материалы, сезаль, фетр, сетки и т.д.);

Для темы «Биопластика»: стеклотара, мука, соль, клей ПВА, обойный и «Титан», краски акриловые и гуашевые, анилиновые красители, лак, рамки, ткань, мешковина, кружево, шнуры и т. д .

Литература.

Для учителя.

  1. Вешкина О. Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М.: Эксмо, 2009.– 64 с.
  2. Стецюк Виктор Григорьевич. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2004. – 128 с.
  3. Технология. Организация кружковой работы в школе./ авт. – сост. О. Н. Маркелова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2012. – 184 с.
  4. Холтер Хелен. Узоры из бумажных лент. – М.: Издательство «НИКОЛА – ПРЕСС», 2006.
  5. Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 96 с.
  6. http://marrietta.ru/post249682061.
  7. http://masterklassy.ru/
  8. Перевертень Г. И. Аппликации из соломки. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 14 с.
  9. Рубцова Е. В. Фантазии из солёного теста – М.: Эксмо, 2008. – 64 с.
  10. Свешникова Т. А. Природные материалы.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 80 с.
  11. Скребцова Т.О. Солёное Тесто: идеи для интерьера. Панно, фоторамки, миниатюры. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 235 с.
  12. Вешкина О. Б. Декупаж. Креативная техника для хобби и творчества. – М.: Эксмо, 2009.– 64 с.
  13. Стецюк Виктор Григорьевич. Картины из сухих цветов: Техника. Приёмы. Изделия. – М.: ООО «АСТ – ПРЕСС КНИГА», 2004. – 128 с.
  14. Технология. Организация кружковой работы в школе./ авт. – сост. О. Н. Маркелова. – 2-е изд., стереотип. – Волгоград: Учитель, 2012. – 184 с.
  15. Холтер Хелен. Узоры из бумажных лент. – М.: Издательство «НИКОЛА – ПРЕСС», 2006.
  16. Чиотти Донателла. Оригинальные поделки из бумаги. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 96 с.
  17. http://marrietta.ru/post249682061.
  18. http://masterklassy.ru/
  19. Перевертень Г. И. Аппликации из соломки. – М.: АСТ; Донецк: Сталкер, 2005. – 14 с.
  20. Рубцова Е. В. Фантазии из солёного теста – М.: Эксмо, 2008. – 64 с.
  21. Свешникова Т. А. Природные материалы.- М.: АСТ – ПРЕСС КНИГА, 2010. – 80 с.
  22. Скребцова Т.О. Солёное Тесто: идеи для интерьера. Панно, фоторамки, миниатюры. – Ростов н/Д.: Феникс, 2006. – 235 с.
  1. proshkolu.ruuser/kolotova1977/file/1269720/
  2. area7.rumetodic-material.php?1841
  3. nsportal.ruНачальная школаВоспитательнаяработа…-programma…
  4. pandia.rutext/77/364/59640.php
  5. nsportal.ruНачальная школаВоспитательнаяработа…/kruzhok-solomka
  6. d04302.edu35.ru…article…программа…соломки.docx
  7. priroda33.comcategory/programma-kruzhka/
  8. stranamasterov.ruИсточникКартины изсухихрастений
  9. pandia.rutext/78/127/26830.php
  10. festival.1september.ruarticles/631301/
  11. nsportal.ruШколаМатериалы МО…-dekorativno-prikladnomu
  12. docme.ru…po-dekorativno-prikladnomu-tvorchestvu

Для обучающихся.

1. Белецкая Л. Б., Боброва К. А. Флористика. – М.: АСТ – СТАЛКЕР, 2004.

2. Боулз Гай. Картины и панно своими руками / Пер. с англ. А. Н. Степановой. – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2008. – 96 с.

3. Дубровская Н. В. Аппликация из природных материалов – М.: АСТ; СПб.: Сова, 2008. – 80 с.

4. Зимина Н. В. Шедевры из солёного теста – М.: ООО ТД «Издательство Мир книги», 2009. – 192 с.

5. Перевертень Г. И. Волшебная флористика. – М.: АСТ – СТАЛКЕР, 2005.

Нормативно – правовые документы.

1. Закона Российской Федерации «Об образовании».

2. Примерные требования к программам дополнительного образования детей. (Приложение к

письму Департамента молодёжной политики, воспитания и социальной поддержки

Минобрнауки России от 11 декабря 2006 г. №06-1844).

3. Санитарно эпидемиологические правила и нормативы. СанПиН 2.44.4.1251-03 (введённые 2

июня 2003 года постановлением Главного государственного санитарного врача РФ 3 апреля

2003 г. №27Д).

4. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного

образования детей (Приложение к письму Минобрнауки России от 8 июня 2003 г. №28-02-

484/16)

Содержание программы.

Первый год.

Тема№1. Водное занятие. (2 часа)

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в кабинете, техникой безопасности на кружковых занятиях и программой обучения на год. Инструктаж по творческому проекту.

Тема №2. Топиарии. (72 часа)

Техника изготовления топиариев. Основные приёмы декорирования сосудов - оснований и кроны. Инструменты и материалы для декорирования. Безопасные приёмы выполнения технологических операций. Гигиена труда.

Практическая работа. Подготовка эскиза будущего изделия. Составление алгоритма его изготовления. Освоение техники изготовления и декорирования топиариев. Изготовление изделий. Творческий проект.

Тема №3. Биопластика. (72 часа)

Рецептура приготовления неокрашенного и окрашенного теста. Инструменты и приспособления. Способы его хранения, высушивания, запекания и подрумянивания. Приёмы лепки. Способы создания простых и сложных элементов. Плоские и объёмные изделия. Сборка, склеивания и декор изделий, покрытие защитными материалами. Безопасные приёмы выполнения технологических операций. Гигиена труда.

Практическая работа. Подготовка эскиза будущего изделия. Составление алгоритма его изготовления. Освоение приёмов приготовления теста, лепки, сборки, склеивания и декорирования. Освоение способов создания простых и сложных элементов, плоских и объёмных изделий. Изготовление изделий: магнитов, медальонов, подсвечников, рамок, панно, картин. Творческий проект.

Тема №4. Итоговое занятие. (2 часа)

Выставка работ. Защита творческих проектов.

Второй год.

Тема №5. Вводное занятие. (2 часа)

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в кабинете, техникой безопасности на кружковых занятиях и программой обучения. Флористика — разновидность декоративно-прикладного искусства. Три направления в этом искусстве: декоративное, вегетативное, форма – линейное. Флористические техники: основные, декоративные, защитные. Виды флористических работ: композиция в сосуде; букет; флористический венок; коллажи, панно, ширмы; гирлянда; флористический объект. Материалы для декоративной аранжировки. Способы засушивания растений. Правила их хранения. Инструменты и приспособления. Инструктаж по творческому проекту.

Практическая работа. (экскурсия) Заготовка материала, подготовка его к сушке.

Тема №6. Аранжировки из сухих растений и природного материала. (36 часов)

Правила составления композиций из сухих цветов. Разновидности композиций. Силуэтная аранжировка: букеты и композиции в плоских вазах и вазах – подставках; букеты и композиции в высоких вазах; корзиночки с сухими растениями; миниатюрные композиции на шишках; композиции из колосьев и злаковых трав; композиции с сухими корнями, ветками, корой, грибами-трутовиками, камнями, ракушками; подвесные букеты-шары из сухоцветов; объемные букеты на тканях в деревянных рамах и на жёстких основах, аранжировки на плетении из ивы, болотных растений, лапника, макраме. Принципы построения композиции: симметричный и асимметричный. Различные способы распределения материала и применение разных флористических техник. Материалы для декоративной аранжировки. Способы заготовки природных материалов. Правила их хранения и обработки. Инструменты и приспособления. Безопасные приёмы выполнения технологических операций.

Практическая работа. Заготовка необходимых природных материалов. Освоение приёмов составления композиций в плоских вазах и вазах – подставках; композиции в высоких вазах; корзиночках; миниатюрных композиций на шишках; композиций из колосьев и злаковых трав; композиций с сухими корнями, ветками, корой, грибами-трутовиками, камнями, ракушками; подвесных букетов-шаров из сухоцветов; объемных композиций на тканях в деревянных рамах и на жёстких основах; аранжировок на плетении из ивы, болотных растений, лапника, макраме. Применение при составлении композиций различных техник. Подготовка эскиза будущей композиции. Составление алгоритма его изготовления. Подготовка необходимых материалов. Изготовление композиций. Творческий проект.

Тема №7. Флористический коллаж. (88 часов)

Флористические коллажи и панно. Техника флористического коллажа. Основные техники выполнения фона - граттаж, фоттаж, монотипия, декалькомания, техника «терра», декалькомания, авторская бумага, вегетативная импрессия, клеевая, гофр, теневая, рванная многоярусная, техника скотча, глина, шпатлевка, гипс и т.д. Основные техники работ «терра»: техника лепки, техника оттиска, техника вдавливания. Четыре стиля флористического коллажа: пейзажный, вегетативный, декоративный, форма – линейный. Принципы построения композиций. Способы распределения материалов и применения различных техник. Картины и композиции из семян и плодов. Картины из камней и ракушек. Плоские натюрморты из сухих растений. Материалы для декоративной аранжировки. Инструменты и приспособления. Безопасные приёмы выполнения технологических операций. Гигиена труда.

Практическая работа. Подготовка эскиза будущей композиции. Составление алгоритма его изготовления. Подготовка необходимых материалов. Освоение приёмов изготовления граттажа, фоттажа, монотипии, декалькомании. Освоение техники «терра», техники лепки, техники вдавливания, техники оттиска. Освоение приёмов крепления деталей, их декорирования. Изготовление коллажей и панно. Творческий проект.

Тема №8. Картины из соломки. (20 часов)

Виды со­ломки, применяемой для аппликации. Декоративные свойства соломки, цвет, блеск. Способы их изменения. Физико-технологические свойства соломки. Особенности рисунка в аппликации соломкой. Стилизация ри­сунка. Инструменты. Безопасность труда при заготовке соломки в под­готовке ее к работе. Электробезопасность при работе с утюгом. Гигиена труда.
Практическая работа. Заготовка соломки. Подготовка соломки для аппликации: вырезание междоузлий, размягчение междоузлий, раз­резание вдоль волокон, разглаживание горячим утюгом, создание различных тональностей. Освоение техники аппликация. Подготовка рисунка будущего панно. Составление алгоритма изготовления изделия. Изготовление изделий. Творческий проект.

Тема №9. Итоговые занятия. (2 часа)

Выставка работ. Защита творческих проектов.

Третий год обучения.

Тема №10. Водное занятие. (2 часа)

Ознакомление с правилами внутреннего распорядка в кабинете, техникой безопасности на кружковых занятиях и программой обучения на год. Инструктаж по творческому проекту.

Тема №11. Декорировани

Наши новости: