1. Ф.И.О. преподавателя: Тутолмин Александр Викторович
2. Курс: 2,
3. Дата: 17 февраля (понедельник)
4. Предмет: ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА МУЗЫКАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ
5. № урока по расписанию: 3
6. Тема учебного занятия: «МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ МУЗЫКАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ШКОЛЬНИКОВ».
7. Место и роль учебного занятия в изучаемом модуле: первое пропедевтическое занятие по теме (соответствует общей теме раздела
второго семестра «Теория и методика музыкального воспитания» (по учебной рабочей программе А.В. Тутолмина)
8. Тип занятия: Интегрированное.
9. Вид занятия: Лекция-исследование
10. Цель: Раскрыть студентам суть и специфику музыкального образования, дать систематизированные знания в области теории и истории музыкального образования школьников.
11. Планируемые результаты: Формирование, общекультурной, профессионально-педагогической и креативной компетенций.
Знать методологические основы музыкального искусства и его роль в воспитании школьников; научный и категориальный аппарат учебной дисциплины; историю мирового и отечественного музыкального образования школьников.
Уметь анализировать и обобщать учебно-научную информацию, определять собственную арт-педагогическую позицию по основным проблемам музыкального образования школьников.
Владеть устойчивой мотивацией к постижению тайн музыкального искусства и методики музыкального воспитания школьников.
12. Основные понятия: Искусство. Музыка. Педагогика искусства. Арт-педагогика. Музыкальная педагогика. Художественная дидактика. Технология обучения музыке. Методика музыкального воспитания. Урок музыки. Музыкальная культура. Музыкальность. Музыкальные способности. Сиситемы музыкального образования. Технологии обучения музыке: цифровая, буквенная, слоговая, релятивная. Интер-арт метод.
13. Форма организации учебно-исследовательской деятельности: фронтальная, индивидуальная, групповая. Диалогическое сотрудничество.
14. Межпредметные связи: Эстетика, педагогика, музыкознание Музыкальная психология, Теория и история музыки, ИЗО, Литература и поэзия. Акмеология и эзотерика.
15. Ресурсы: Кабинет музыкального образовании (ауд.№30), музыкально-методическое оформление аудитории, рояль, классная доска, телевизор, ноутбук, музыкальный мини-центр, программные продукты: медиапрезентации, обучающие программы по музыке, учебники и учебно-методические пособия, программы по музыке, учебники и рабочие тетради по музыке 1-4 класс, нотные хрестоматии и фонохрестоматии, цифровые образовательные ресурсы.
16. Учебники и учебные пособия: Осеннева М.С., Безбородова Л.А. Методика музыкального воспитания младших школьников. – М.: 2003; История музыкального образования // материалы междунар. сессий и симпозиумов Научного совета по проблемам истории музыкального образования. – М., Пермь, Екатеринбург, Великий Новгрод, 2010-2013. Вып. 1-3; Тутолмин А.В. Нравственно-эстетическое воспитание школьников. – ГГПИ. Глазов, 2003.
17. Краткое описание: Пропедевтика основ музыкального образования в ходе лекции-исследования, инженерия знаний через восприятие и осмысление графической наглядности (на классной доске) и презентаций; слушание музыки, элементарное музицирование, хоровое пение.
18. Музыкальный и презентационный материал:
Л.в. Бетховен. К Элизе (в эстадно-симфонической обработке Дж. Ласта);
Пантус В. «Пастораль». Щедрин Р. «Марш Царя-Гороха» из балета «Конёк Горбунок»;
группа «Учитель танцев». «Детская дискотека».
Ю.Чичков. Детство-это Я и Ты»;
И. Матвиенко песни: «Конь», «Отчего так в России берёзы шумят», песня А. Островского «Пусть всегда будет солнце».
Авторские схемы и таблицы:
Архитектоника музыкального образования;
Профессиональная компетенция учителя музыки.
Методическая компетенция бакалавра педагогики.
Обобщающая схема – модель «Методологические основы музыкального образования в школе»
Полный текст публикации можно скачать по ссылке ниже.