Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Дополнительная образовательная программа "Арт-Эко"

Дата публикации:

Автор:
Педагог дополнительного образования, КГБОУ ДО ХКЦВР "Созвездие", Хабаровский край, район имени Лазо, п.Переяславка

Цель: Цель: Воспитание любви и бережного отношения к родной природе, художественно-эстетическое развитие личности обучающегося, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно - исполнительских и теоретических знаний.

Задачи: Задачи: - приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения; - развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры; - приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре; - формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.

Пояснительная записка

Для дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ARTэко» тема пленэра была выбрана не случайно – она тесно связана с природой и экологией, что поможет обучающимся выразить свои мысли и отношение к природе с помощью красок. Они смогут в короткий период времени освоить нужные знания для реализации проекта, а также раскрыть свои творческие возможности.

Занятия на открытом воздухе (пленэр) - неотъемлемая часть учебного процесса в дополнительном образовании, в котором применяются навыки, формируемые в рамках различных учебных предметов: рисунка, живописи, композиции. Пленэр является школой для дальнейшего развития данных навыков. Во время занятий на природе обучающиеся собирают материал для работы над композицией, изучают особенности работы над пейзажем: законы линейной и воздушной перспективы, плановости, совершенствуют технические приемы работы с различными художественными материалами, продолжают знакомство с лучшими работами художников-пейзажистов.

Программа «ARTэко» тесно связана с программами по композиции, рисунку, живописи.

В заданиях по пленэру используются композиционные правила (передача движения, покоя, золотого сечения), приемы и средства композиции (ритм, симметрия и асимметрия, выделение сюжетно - композиционного центра, контраст, открытость и замкнутость, целостность), а также все виды рисунка: от быстрого линейного наброска, кратковременных зарисовок до тонового рисунка.
В рисовании растительных и архитектурных мотивов применяются знания и навыки построения объемных геометрических форм: куба, параллелепипеда, шара, конуса, пирамиды. При выполнении живописных этюдов используются знания основ цветоведения, навыки работы с акварелью, умения грамотно находить тоновые и цветовые отношения.

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «ARTэко» предусматривает творческую реализацию идей обучающихся, получение эстетического удовольствия от занятий. На занятиях обучающиеся смогут узнать об особенностях пленэрного освещения; освоить навыки построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры; приобрести навыки работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигурой человека на пленэре; сформировать умения находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.

Направленность программы: художественная.

Цель: Воспитание любви и бережного отношения к родной природе, художественно-эстетическое развитие личности обучающегося, раскрытие творческого потенциала, приобретение в процессе освоения программы художественно - исполнительских и теоретических знаний.

Новизна дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ARTэко» в том, что обучающиеся смогут тесно взаимодействовать с природой. Познать не только экологическую, но и эстетическую составляющую природы вокруг нас.

Актуальность программы обусловлена тем, что направлена на создание условий для развития мотивации обучающихся к познанию окружающей среды, формированию бережного отношения к ней, а также на грамотную изобразительную передачу окружающей среды. Сформирует умение замечать прекрасное в самом обыденном. После освоения программы обучающиеся смогут применить полученные знания на практике, не только в изобразительном искусстве, но и дальнейших изучениях экологических аспектов.

Педагогическая целесообразность состоит в том что, она способствует практической реализации знаний работы на пленэре, и раскрытие индивидуальных творческих способностей каждого обучающегося.

Задачи:

- приобретение знаний об особенностях пленэрного освещения;

- развитие навыков построения линейной и воздушной перспективы в пейзаже с натуры;

- приобретение навыков работы над этюдом (с натуры растительных и архитектурных мотивов), фигуры человека на пленэре;

- формирование умений находить необходимый выразительный метод (графический или живописный подход в рисунках) в передаче натуры.

Отличительная особенность дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы «ARTэко» в том, что обучающиеся осваивают теоретические знания, практические возможности реализации, имеют возможность творческой самореализации, развивают умения и навыки в изобразительном искусстве. Выполнение задания будет интересным для данного возраста этой смены потому, что все задания будут выполняться на свежем воздухе, тесно взаимодействуя с природой, и будут направлены на изучение и передачу окружающей среды выразительными средствами изобразительного искусства. Так же проводится связь с флорой и фауной Дальнего Востока.

Возраст обучающихся: 8-11 лет.

Наполняемость групп: до 15 человек.

Сроки реализации программы: 8 дней.

Форма проведения занятия: комплексное занятие, практическое занятие, конкурс.

Режим занятия: 2 часа каждый день.

Форма подведения итогов реализации программы: ТТМ, выставка.

Форма работы обучающихся: индивидуальная, индивидуально-групповая, парная коллективная.

Методы обучения:

- информационные (словесные, демонстрационные, показ видеоматериалов);

- практические (анализ схем работа по образцу, самостоятельная работа)

- аналитические (анализ работы, ТТМ, рефлексия учащихся)

- эмоциональный (подбор ассоциаций, образов, создание художественных впечатлений).

Ожидаемые результаты:

- знание о закономерностях построения художественной формы и особенностей ее восприятия и воплощения;

- знание способов передачи пространства, движущейся и меняющейся натуры, законов линейной перспективы, равновесия, плановости;

- умение передавать настроение, состояние в колористическом решении пейзажа;

- умение применять сформированные навыки по учебным предметам: рисунок, живопись, композиция;

- умение сочетать различные виды этюдов, набросков в работе над композиционными эскизами;

- навыки восприятия натуры в естественной природной среде;

- навыки передачи световоздушной перспективы;

- навыки работы над жанровым эскизом с подробной проработкой деталей.

Методическое обеспечение программы

Техническое оснащение кабинета:

- столы, стулья;

- натюрмортный фонд;

- компьютер;

Инструменты, материалы:

- индивидуальные художественные принадлежности,

Дидиктическое обеспечение:

- презентации;

- рекомендации по работе в гончарной мастерской.

- наглядные методические пособия, плакаты, иллюстрации;

- аудиовизуальные: слайд-фильмы, видеофильмы, учебные кинофильмы, аудио-записи.

Учебно-тематический план

№ п/п

Тема

Всего часов

Количество часов

Теория

Практика

1

Кейс «Нетрадиционный пленэр»

1.1

Этюды пейзажей в технике пуантилизм (точечная техника).

2

0,5

1,5

1.2

Растительные мотивы в технике кофе-арт.

2

0,5

1,5

1.3

Натюрморт с помощью штампов, трафаретов.

2

0,5

1,5

1.4

Этюд в смешанной технике (с применением текстурных поверхностей)

2

0,5

1,5

2.

Кейс «Правополушарное рисование»

2.1

Рисование в технике quick-time (быстрые наброски с оригинальным пространственным решением)

2

0,5

1,5

2.2

Зарисовки крупных камней, пней интересной формы. Этюды деревьев (монохром, гризайль).

2

0,5

1,5

2.3

Изображение «подручными средствами»

2

0,5

1,5

2.4

Эскиз сюжетной композиции по итогам пленэра, оформление выставки.

2

0,5

1,5

Итого:

16

4

12

Содержание программы

1. Кейс «Нетрадиционный пленэр»

Каждый ребенок, познавая окружающий мир, старается отразить его в своей деятельности: в игре, в рассказах, в рисовании, в лепке и т.д. Прекрасные возможности в этом отношении представляет изобразительная творческая деятельность. Чем разнообразнее будут условия, способствующие формированию творческой среды, тем ярче станут проявляться художественные способности ребенка.

Рисование нетрадиционными техниками открывают широкий простор для детской фантазии, дает ребенку возможность увлечься творчеством, развить воображение, проявить самостоятельность и инициативу, выразить свою индивидуальность.

Нетрадиционные способы рисования в совокупности с устоявшейся техникой рисования − пленэром позволяют взглянуть на традиционное творчество с другого ракурса, помогают убрать творческие зажимы, которые связаны с недостаточным опытом в живописной сфере, так как эмпирическим путем определяются оптимальные техники, позволяющие достигнуть наилучшего результата в изображении. А рисование на природе развивает массу полезных навыков:

Быстрота реакции. Иногда необходимо в считанные секунды успеть увидеть и зафиксировать на листе бабочку на цветке, белку на дереве, игру светотени на закате и т.д.

Наблюдательность и спонтанность. Никогда нельзя предугадать заранее, что именно увидишь интересного и необычного в лесу или на берегу реки, а значит, придется на ходу выбирать и ракурс, и композицию, и средства художественной выразительности.

Навыки систематизации. «Всю природу» нарисовать невозможно, это понимает каждый! Значит, необходимо выделить главное и убрать второстепенное, подчеркнуть в работе две-три особо выразительные детали. Такая работа полезна для совершенствования навыков систематизации и классификации.

Координация «глаз-рука». При рисовании на пленэре бывает необходимо несколькими точными штрихами зафиксировать увиденное на бумаге. Это как нельзя лучше развивает связь «глаз-рука-мозг».

Зрительно-пространственное восприятие. Когда ученик рисует с натуры, он невольно замечает, что одни предметы расположены дальше, а другие ближе, что одни крупнее, а другие мельче, и т. д. И пытается, так или иначе, передать это в рисунке.

1

Название кейса

«Нетрадиционный пленэр»

2

Количество часов

8 час. (4 занятия по 2 академических часа)

3

Проблема, которую решает кейс

Цели и задачи кейс-метода направлены на то, чтобы развивать творческие способности, сформировать навыки самореализации личности. Кейс разработан на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и современных изобразительных тенденций.

Кейс-задание решает проблему утраты актуальности и оригинальности традиционных техник, добавляя к устоявшимся и привычным способам рисования необычные творческие находки.

В ходе решения кейса обучающиеся смогут освоить нетрадиционные техники рисования, что является толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, обучающиеся учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной пленэрный образ получился выразительным.

4

Чему научатся обучающиеся в рамках кейса

В ходе решения кейс-задания у обучающихся вырабатываются прочные умения и навыки при работе с сопутствующими этому виду творчества материалами, возможность применить их на практике, умение работать в группе. Также обучающиеся реализовывают свои творческие способности и проявляют инициативу и самостоятельность в процессе совместной деятельности.

5

Информационные технологии

Просмотр видеоматериалов, презентаций, наглядных материалов.

6

Предметные области

ИЗО, МХК

7

Цель кейса

Целью данного кейса служит выявление и развитие творческих способностей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением нетрадиционных техник рисования, что позволяет обеспечить единство воспитательной, развивающей, обучающей целей обучения и представляет собой широкие возможности для экспериментальной деятельности ребенка.

Владение данными навыками может быть полезным в дальнейшей творческой деятельности и в изобразительной сфере, в которых ребенок может раскрыть свои способности.

8

Описание кейса

Группа получает рабочие материалы, необходимые для выполнения кейса: описание ситуации, формулировку проблемы, информацию, условия решения, необходимые материалы. Участники разделяются на две подгруппы, анализируют ситуацию и проблему, предлагают пути решения и представляют итоги работы.

9

Ситуация, проблема

1.Ситуация

ВЫ – участники исследовательской группы эколого-художников, которые отправились в экспедицию по Дальнему Востоку, чтобы изучить и запечатлеть природу. Эта естественная окружающая среда, в разнообразии своих проявлений, имеет огромное непосредственное влияние на человека.

2.Проблема

В ходе экспедиции вам предстоит разгадать загадки, которые подкинули вам местные жители, чтобы получить свой сундук с нетрадиционными художественными материалами, которые вы будете использовать в дальнейшем.

10

Задание

1.Изучите материалы кейса, проанализируйте ситуацию.

2.Разгадайте экологический кроссворд, чтобы приступить к следующему заданию.

3.Каждая подгруппа должна выбрать материалы для творческого выполнения финального задания.

11

Материалы

Материалы и оборудование, соответствующие методическому обеспечению программы и условиям кейс-задания. Дополнительная информация, наглядные материалы, презентация.

11

Продукты

1.Рисунки и этюды.

2. Итоговая выставка работ.

2. Кейс «Правополушарное рисование»

Правополушарное рисование – быстрый, интуитивный метод творчества, что позволяет отключить логику и рациональную оценку происходящего. Для активизации правого полушария используются специальные техники, благодаря которым маленькую картину можно написать за 5 минут, а большую – всего за полчаса.

Быстрое обучение рисованию происходит за счет включения в работу правого полушария мозга, которое обладает отличным чувством пространства и формы, чего, в общем-то, и не хватает нашим традиционным методам обучения. Правополушарное рисование, при обычном их простом сюжете, удивляют своей живостью, глубиной, необычностью, излучая эмоциональное состояние.

1

Название кейса

«Правополушарное рисование»

2

Количество часов

8 час. (4 занятия по 2 академических часа)

3

Проблема, которую решает кейс

Цели и задачи кейс-метода направлены на то, чтобы развивать творческие способности, сформировать навыки самореализации личности. Кейс разработан на основе анализа концепций художественного - эстетического образования и современных изобразительных тенденций.

Кейс-задание позволяет убрать все те блоки и зажимы, которые присутствовали в обучающимся, так как в процесс вступают легкие техники и приемы для создания законченного образа.

В ходе решения кейса обучающиеся учатся воспринимать и видеть пространственные отношения с другой точки зрения, что является толчком к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, обучающиеся учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной пленэрный образ получился выразительным.

4

Чему научатся обучающиеся в рамках кейса

В ходе решения кейс-задания у обучающихся вырабатываются прочные умения и навыки при работе с сопутствующими этому виду творчества материалами, возможность применить их на практике, умение работать в группе. Также обучающиеся реализовывают свои творческие способности и проявляют инициативу и самостоятельность в процессе совместной деятельности.

5

Информационные технологии

Просмотр видеоматериалов, презентаций, наглядных материалов.

6

Предметные области

ИЗО, МХК

7

Цель кейса

Целью данного кейса служит выявление и развитие творческих способностей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением нетрадиционных техник рисования, что позволяет обеспечить единство воспитательной, развивающей, обучающей целей обучения и представляет собой широкие возможности для экспериментальной деятельности ребенка.

Владение данными навыками может быть полезным в дальнейшей творческой деятельности и в изобразительной сфере, в которых ребенок может раскрыть свои способности.

8

Описание кейса

Группа получает рабочие материалы, необходимые для выполнения кейса: описание ситуации, формулировку проблемы, информацию, условия решения, необходимые материалы. Участники анализируют ситуацию и проблему, предлагают пути решения и представляют итоги работы.

9

Ситуация, проблема

1.Ситуация

Вы пришли в мастерскую к очень известному художнику. Он работает в оригинальной технике, и утверждает, что никто и никогда не сможет повторить его работ. Однако художник ищет себе подмастерье, чтобы обучить его всем премудростям его ремесла, и поэтому хочет приоткрыть завесу тайны своей интересной техники рисования, чтобы в конечном счете все-таки найти себе ученика.

2.Проблема

Повторить работы художника сложно, если не знать особой техники, которая раньше держалась в особом секрете.

10

Задание

1.Изучите материалы кейса, проанализируйте ситуацию.

2.Посмотрите на работы художника и предположите, какими способами он добивался того или иного эффекта.

3.Самостоятельно повторите способы рисования, которым вы обучились.

11

Материалы

Материалы и оборудование, соответствующие методическому обеспечению программы и условиям кейс-задания. Дополнительная информация, наглядные материалы, презентация.

11

Продукты

1.Рисунки и этюды.

2. Итоговая выставка работ.

Список литературы:

Методическая литература

1. Беда Г.В. Основы изобразительной грамоты. Рисунок. Живопись. Композиция. - М., 1981

2. Волков Н. Н. Цвет в живописи. - М.: Искусство, 1985

3. Кузин В.С. Наброски и зарисовки.- М.,1981

4. Кузин В.С.Основы обучения изобразительному искусству в общеобразовательной школе. – М.Просвещение, 1992

5. Маслов Н.Я. Пленэр. – М.: Просвещение, 1984

6. Ростовцев Н.Н. Академический рисунок. - М: Просвещение, 1973

7. Смирнов Г.Б., Унковский А.А. Пленэр. Практика по изобразительному искусству. - М., 1981

8. Тютюнова Ю.М. Пленэр: наброски, зарисовки, этюды. – М.: Академический Проект, 2012

9. Барщ А.О. Наброски и зарисовки. - М.: Искусство, 1970.

10. Игнатьев С.Е. Наброски акварелью. // Юный художник: № 8, 1981

11. Кирцер Ю.М. Рисунок и живопись. – М.: Высшая школа, 1992

12. Шорохов Е.В. Композиция. - М.: Просвещение, 1986

Учебная литература

1. Бесчастнов Н.П. Графика пейзажа. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2008

2. Луковенко Б.А. Рисунок пером. – М.: Просвещение, 2000

3. Сокольникова Н.М. Основы композиции. – Обнинск: Титул, - 1996

4. Сокольникова Н.М. Основы рисунка. – Обнинск: Титул, - 1998

5. Сокольникова Н.М. Изобразительное искусство. Часть 2. Основы живописи. – Обнинск: Титул, - 1996 27

6. Терентьев А.Е. Изображение животных и птиц средствами рисунка и живописи. - М: Просвещение, 1980

Приложение 1

Техника безопасности на занятиях мастерской

«АРТэко»

1.Общие требования безопасности

1.1. На занятиях выполнять только порученную педагогом работу.

1.2. Перед началом работы необходимо убедиться в наличии всех инструментов и приспособлений. Обо всех неисправностях необходимо сообщать педагогу и не приступать к работе до устранения этих нарушений.

1.3. Замену инструментов и приспособлений производит педагог.

2.Требования безопасности перед началом работы

2.1. До начала работы прослушать инструктаж педагога по технике безопасности, предупредить преподавателя об аллергических реакциях.

2.2. Подготовить рабочее место, инструменты, приспособления, разложить шаблоны и краски.

3.Техника безопасности во время работы

3.1. Содержать рабочее место в чистоте, не допускать загромождения рабочего места посторонними предметами, которые не используются в. работе в данное время.

3.2. Во время работы быть внимательным, не отвлекаться и не отвлекать других.

3.3. Соблюдать порядок на рабочем месте.

3.4. Осторожно пользоваться красками и необходимыми на занятии материалами.

3.5. При работе с красками стол закрывать клеёнкой.

3.6 Банку с краской необходимо ставить прямо перед собой в стороне от материалов и инструментов.

3.7. Избегать попадания краски и краски в глаз, в рот, на слизистые носа.

3.8. При попадании краски в глаза промыть их водой.

4.Требования безопасности по окончании занятий

4.4. После окончания работы произвести уборку своего места.

4.5. Вымыть руки и лицо с мылом.

5.5. Пожелания и недостатки занятий сообщить преподавателю.

Приложение 2

Критерии начисления миль

на занятиях мастерской «АРТэко»

п/п

Деятельность

Стоимость

1

Решение кейса

10 миль

2

Создание оригинального образа

7 миль

3

Грамотное цветовое решение

5 миль

4

Работа со стажерами по «взаимодействию»

10 миль

5

Обучение новых стажеров

10 миль

6

Помощь на Ярмарке вакансий

12 миль

7

Проведение мастер-класса

13 миль

8

Создание дубликата работы

10 миль

9

Составление художественной композиции

12 миль

Приложение 3

Кроссворд в кейсе «Нетрадиционный пленэр».

Ответы:

1.Как называется природная зона, которая расположена между лесотундрой и зоной смешанных лесов? ( Тайга)

2. Назовите хвойное вечнозеленое дерево. Источник строевой древесины и многих химических продуктов (скипидар, канифоль, деготь, витамин С — из молодой хвои, основной атрибут встречи Нового года) (Сосна)

3. Род листопадных хвойных деревьев семейства сосновых. (Лиственница)

4. Род вечнозеленых хвойных кустарников семейства кипарисовых. Из побегов некоторых видов получают эфирное масло; настой из ягод применяют в медицине как мочегонное средство.(Можжевельник)

5.Бархатное дерево, род деревьев семейства рутовых. Для промышленных целей используется пробковый слой амурского пробкового дерева. Древесина прочная, идет на поделки, мебель. (Бархат)

6.Как называется хвойное вечнозеленое дерево семейства сосновых. Древесина мягкая, используется в строительстве, при производстве целлюлозы, музыкальных инструментов; из нее добывают смолу, скипидар, канифоль, деготь. В природе встречается не только с зеленым окрасом хвои, но и с голубоватым оттенком .(Ель)

7. Птица семейства утиных. Длина около 40 см, масса 0,4-0,7 кг. Своеобразной формой и яркой контрастной окраской оперения, резко выделяется среди остальных уток.(Мандаринка)

8.Как называется рыба семейства лососей. Длина до 63 см, весит до 6 кг. Обитает у берегов дальневосточных морей. Нерест в реках Японии и Курильских островов, Приморья, Сахалина, Камчатки. Ценный объект промысла .А еще - это название рыбы и женское имя. (Сима)

9. Как называется хищный зверь рода больших кошек семейства кошачьих, имеющий полосатую окраску. (Тигр)

Приложение 4

Работы художника, кейс «Правополушарное рисование»

Наши новости:

Разместить свою публикацию