Цели урока:
обучающая: познакомить учащихся с разнообразными отображением темы «Осень» в искусстве; познакомить со средствами передачи грусти и печали в произведениях искусства; показать возможности использования засушенных листьев и лепестков цветов при создании панно; понять, что в природе все имеет ценность;
развивающая: развивать художественно-эстетический вкус; в процессе просмотра, прослушивания различных произведений определять и сравнивать средства художественной выразительности, развивать навыки исследовательской деятельности; пробуждать и развивать наблюдательность и творческую фантазию при работе с природным материалом;
воспитывающая: воспитывать и прививать интерес к классическим музыкальным и художественным произведениям различных авторов, жанров и стилей; через восприятие музыкальных и художественных произведений воспитывать чувство любви к прекрасному, любви к родной земле; воспитывать через восприятие высокохудожественных произведений такие человеческие качества, как доброту, сострадание, отзывчивость, любовь и бережное отношение к природе и родной земле; через создание художественного панно из природного материала передать ощущение красоты и гармонии.
Задачи урока:
- Во время беседы задавать проблемные вопросы о предложенном высказывании, рассказе. Обращать внимание учеников на способ и средства создания и передачи настроения и главной мысли произведения, включая учеников в активный диалог, давая им возможность воспринимать произведения на более образном эмоциональном уровне. Воспитывать и развивать эмоциональную отзывчивость на произведения схожего характера, эстетический вкус, эмоциональное восприятие как на музыкальные произведения, так и воспринимаемые визуально (фото, живопись).
- Учителю быть предельно активным в течение всего урока: во время беседы, при звучании музыкальных произведений.
- В течении всего урока развивать внимание, музыкальную и зрительную память, кругозор, мышление, воображение, речь и словарный запас учащихся, их творческие способности.
- Создавать и сохранять на уроке атмосферу удовлетворенности, радости, умения сопереживать; в ответах и оценочных суждениях учеников стремиться к доброжелательности.
Оснащение урока:
компьютер или музыкальный центр, диски с записями произведений «Октябрь» из «Времен года» П.И. Чайковского в инструментальном и оркестровом исполнении, «Рассвет на Москва-реке» М.П. Мусоргского, До-мажорной Прелюдии И.С. Баха из «Хорошо темперированного клавира» (т. 1), Песен без слов Ф. Мендельсона, пьесы «Лебедь» К. Сен-Санса из сюиты «Карнавал животных»; записи песен: «Вальс-бостон» А. Розенбаума, «Гляжу в озера синие» Л. Афанасьева в исполнении О. Воронец, «Русское поле» Я. Френкеля в исполнении Д. Хворостовского.
Пособия: фотографии, репродукции с осенними пейзажами.
Канцелярские принадлежности: цветной картон, ножницы, клей.
Высушенные листья и лепестки цветов.
Высказывание: Пусть я осознаю красоту мира вокруг меня,
Величие гор, лесов и океана.
Они и я – один мир, одна вселенная,
Мы должны жить в мире и гармонии.
План урока
- Минута тишины.
- Прочитать и разобрать высказывание.
- Рассказ «Сухие листья».
- Вопросы по тексту рассказа.
- Мастер-класс по флористике. Работа с природным, заранее приготовленным материалом.
Ход урока
В кабинете и фойе размещены фотографии и репродукции осенних пейзажей.
Приветствие.
Предложить детям мысленно совершить прогулку по любому понравившемуся пейзажу или фотографии с изображением осенней природы. Тихо звучит музыка П.И. Чайковского, создавая состояние сосредоточенности и легкой мечтательности.
Отзвучала музыка.
Дети «возвращаются» каждый из своего уголка природы, где он только что мысленно побывал.
Читаем вслух расположенное на доске высказывание:
Пусть я осознаю красоту мира вокруг меня,
Величие гор, лесов и океана.
Они и я – один мир, одна вселенная,
Мы должны жить в мире и гармонии.
Задать вопросы по этому высказыванию:
- О чем здесь говорится?
- Каким мы видим мир из этого высказывания?
- Почему нам предлагают жить в мире и гармонии с природой и вселенной?
Прочитать рассказ учителя, жившего в одной из стран Востока.
СУХИЕ ЛИСТЬЯ
Жил-был когда-то учитель, у которого было много учеников. Однажды от рассказывал им о чудесах природы: «Каждая вещь, дети мои, имеет свое предназначение. Это похоже на одну составную картинку-загадку, где все части должны быть собраны вместе, картинку из пазлов, или на запутанную пьесу, в которой каждый играет свою роль. Ничто в природе не бывает бесполезным или никчемным, и поэтому мы должны бережно и с заботой относиться ко всему, что нас окружает». Хотя дети слушали его внимательно, мудрый учитель почувствовал, что они должны учиться на своем собственном опыте, а не просто слушая его. В конце дня он сказал своим ученикам, что назавтра хотел бы получить от них подарок. Подарок этот должен быть никому не нужной вещью. Он посоветовал поискать что-нибудь в лесу или в поле, но дети должны убедиться в том, что принесенная вещь не имеет никакой ценности.
Нат и Кео были хорошими друзьями и всегда ходили домой вместе. В тот день они решили прогуляться через лес для того, чтобы найти там что-нибудь для своего учителя. «Это не займет много времени, - сказал Кео, - вокруг столько бесполезных вещей. Придумал! Давай возьмем немного сухих листьев». «Неплохая мысль», - сказал его друг, и они, взявшись за руки, отправились в лес. Спустя несколько минут они наткнулись на кучу листьев. «Ну вот, нашли, - сказал Кео, - это было совсем нетрудно». В то же мгновение из-за деревьев появился какой-то человек. «Эй, не трогайте эти листья! Я делаю из них компостную кучу, которая станет удобрением для моего огорода».
И мальчики пошли дальше. «Посмотри-ка туда,» - сказал Нат, показывая на листья, - похоже, они никому не нужны». Только они начали собирать листья, как услышали позади себя женские голоса. «Вот то, что нам нужно», - сказала одна женщина другой. «Да, - ответила ее спутница, - и как раз нужного размера». Друзья посмотрели друг на друга. Первым заговорил Кео: «Для чего вам нужны эти листья?» - спросил он. «Мы заворачиваем в них сладости, которые продаем на рынке.» «Вот, - сказал Нат, - пожалуйста, возьмите». И они отдали листья, которые успели собрать.
Уходя все дальше в лес, они признались друг другу, что выполнить просьбу учителя оказалось не так просто, как они думали вначале. «Ничего, - сказал Нат, - я уверен, что мы сможем найти листья здесь. Ведь немногие люди заходят так далеко». Уверенные в этом, они набрели на кучу сухих листьев и начали их собирать. Идя с ними назад, они услышали беспокойное чириканье: «Пожалуйста, не трогайте их. Они нужны нам для постройки гнезда». Поглядев вверх, мальчики увидели маленьких птичек, носящих прутики и листики в своих клювиках.
«Может быть, бросим искать, - сказал тогда Кео. «Нет, давай еще поищем», - ответил его друг. Они вышли к маленькому пруду. По его поверхности плыл старый, рваный лист. «Вот, - закричал Кео, - никому не нужный старый лист». В тот самый момент, когда они собирались выловить его веткой, кто-то закричал тоненьким, испуганным голоском: «Не надо, не делайте этого. Будьте милосердными. Если вы выловите этот лист, я утону». Присмотревшись повнимательнее, они увидели маленького муравьишку, взбиравшегося по краю листа. Огорченные, возвращались мальчики домой, ведь у них не было подарка для учителя.
На следующий день друзья пришли в школу пораньше. Они подошли к учителю с опечаленными лицами. «Нам очень жаль, - сказали они, - но у нас нет подарка для вас. Мы не смогли найти даже сухого листа, который бы не был кому-нибудь нужен». Учитель улыбнулся. «Вы сделали для меня самый лучший подарок. Вы поняли, что всякая вещь в природе имеет ценность, и теперь вы будете еще больше любить ее и заботиться о ней».
Задать опросы по содержанию рассказа:
- Какой подарок хотел получить учитель?
- Для чего мужчине нужны были листья?
- Почему они были необходимы двум женщинам?
- Как намеревались использовать листья птицы?
- Почему мальчики не смогли взять старый лист из пруда?
- Вспомните, есть ли в природе вещь, которой нельзя найти применение?
- Как вы думаете, почему мы должны заботиться о природе?
Следующий раздел урока – практическая деятельность.
Раздать ребятам листки цветного картона (на выбор), ножницы, поставить клей, достать заранее приготовленные высушенные листья деревьев и растений, лепестки цветов.
А теперь попробуем из лепестков цветов и сухих листьев на цветном картоне составить композицию. Каждый сам выбирает, что и из чего он будет делать при помощи клея и, если понадобиться, ножниц. Работы выполняются в технике флористика.
Время работы ограничить (не более 20 минут).
Создать и поддержать творческую атмосферу во время создания композиции поможет музыка таких замечательных композиторов, как Бах, Чайковский, Мусоргский, Мендельсон, Сен-Санс, приготовленная специально к этому уроку.
Когда работы будут завершены, показать их всем участникам этого урока.
Сделать вывод:
Как прекрасен окружающий нас мир!
Мы должны любить и беречь его, потому что человек – частица этого мира.
При всем разнообразии в природе нет ничего лишнего, даже старых листьев.
Скачать весь текст публикации и вложения можно по ссылке ниже.