Статья на тему:
«Система управления опытно-экспериментальной работой в МБОУ ДОД «Детская школа искусств» села Лобаново»
Разработчик: Лихенко Тамара Александровна
Высоких нот приемлю торжество,
Высоких чувств любви и вдохновенья,
Святую веру безвременья
И светлого искусства мастерство.
В детской школе искусств села Лобаново вот уже третий учебный год, начиная с 2013 года, реализуется проект «Волшебная сила искусства» для широкого круга детей села.
Целью этого проекта явилась разработка единых подходов и формирования порядка взаимодействия детской школы искусств со средней общеобразовательной школой и домом культуры для обеспечения результативности дополнительного образования художественно-эстетической направленности детей на ознакомительном уровне.
Анализируя опыт работы с организациями села Лобаново, а именно со средней общеобразовательной школой и домом культуры, стало очевидно, что отсутствует оптимальная модель сотрудничества, обеспечивающая в полной мере приобщение широкого круга детей школьного возраста к разным видам искусства.
Данная тема стала очень актуальной для всех организаций нашего села, так как искусство предоставляет ребёнку практически неограниченные возможности для самосовершенствования и самореализации в процессе творчества, позволяет проявить себя в роли не только зрителя, но и участника культурного события, которое возможно будет первой встречей с искусством.
Такой подход наиболее полно реализуется в развивающем обучении, где на первый план выступает развитие личности ребенка. К восприятию и правильному пониманию прекрасного в действительности (природе, труде, общественных отношениях, поступках) и в искусстве способно приобщить эстетическое воспитание. Оно может способствовать развитию эстетических взглядов, вкусов и чувств, потребности и возможности детей участвовать в создании прекрасного в искусстве и жизни. Именно развивающее обучение дает возможность востребовать все аспекты эстетического сознания школьников, что приводит к духовному обогащению и совершенствованию каждой личности. Любовь к прекрасному в окружающем мире порождает у ребёнка стремление к совершению благородных поступков, содействует его нравственному воспитанию.
Способность воспринимать красоту окружающей природы и наслаждаться произведениями искусства развивается по мере того, как дети знакомятся с тем прекрасным, которое доступно их восприятию и пониманию.
Особенно важно вызвать у детей желание попробовать свои силы в том или ином виде искусства, пробудить интерес детей к занятиям танцами, музыкой (пением в хоре, игрой в шумовом оркестре), рисованием и лепкой. Одной из главных задач этого проекта стало формирование эстетического вкуса у детей разного школьного возраста в художественно-творческой деятельности на ознакомительном уровне.
Управление опытно-экспериментальной работой осуществлялось по следующим направлениям:
1. Координацию и развитие опытно-экспериментальной деятельностью осуществлял краевой центр художественного творчества учащихся «Росток» Пермского края совместно с научными руководителями Пермского государственного педагогического университета и Пермского государственного института культуры.
2. Основные управленческие функции по организации и проведению опытно-экспериментальной деятельностью осуществляли директор школы и завуч.
3. В управлении процессами внедрения опытно-экспериментальной работой действовал принцип делегирования полномочий руководителям групп.
Преподаватели – экспериментаторы объединялись в творческие группы: музыкальные, хореографические, изобразительного и декоративно-прикладного искусства для осуществления технического задания проекта (проведение занятий, мастер-классов, различных мероприятий с учащимися СОШ).
4. Ежегодно школа подводила итоги результатов опытно-экспериментальной работы по проекту.
Были определены функции управления организацией экспериментальной работы:
- Прогностическая – проектирование программы опытно-экспериментальной работы по теме: «Волшебная сила искусства».
- Организационная - создание условий в педагогическом коллективе для проведения опытно – экспериментальной работы.
- Контролирующая – контроль за опытно – экспериментальной работой.
- Аналитическая и корректировочная рефлексия организацией опытно – экспериментальной работой.
Формирование творческих групп, планирование опытно – экспериментальной деятельности в группах.
В рамках деятельности экспериментальной площадки были разработаны:
1.План совместной деятельности с СОШ и СДК, содержащий мероприятия, способствующие вовлечению широкого круга детей в художественную деятельность на ознакомительном уровне
2. Сформирована команда преподавателей, обеспечивающих художественно – эстетическую деятельность
3.Программы мастер – классов к модульной системе «Дни культуры», обеспечивающие погружение детей в различные виды творческой деятельности
4.Система мониторинга, помогающая отслеживать:
- динамику освоения знаний, полученных детьми на мастер - классах по всем видам искусства
- опыт личного участия в творческих мероприятиях детей
- эмоционально – положительное отношение к искусству
- интереса к художественно – эстетической деятельности
В ходе проведения опытно – экспериментальной работы по проекту «Волшебная сила искусства» было налажено взаимодействие со средней общеобразовательной школой и домом культуры по вопросам дополнительного образования и художественно - эстетического воспитания детей.
Результаты опытно – экспериментальной работы стали общим достоянием организаций – участников проекта.
В ходе реализации проекта были проведены творческие мероприятия, концерты, выставки, торжественные акции, встречи с творческими коллективами, круглые столы, семинары.
Ежемесячно по плану проекта в общеобразовательной школе проходят «Дни культуры», на которых учащиеся занимаются различными видами искусства, где создают нечто новое оригинальное.
Дети на занятиях постепенно стали проявлять творческую фантазию и самостоятельность, составляя различные композиции из природных материалов. Наблюдая явления природы, отражают их красками на бумаге, по собственной инициативе вспоминают и поют соответствующие песни, читают стихи, придумывают танцевальные элементы к танцам, проводят выставки, участвуют в концертах и праздниках.
Организация и проведение интересных содержательных творческих встреч – важное условие духовной жизни детей, так считают все участники проекта. Воздействие эстетического воспитания на формирование личности огромно и разносторонне.
Надеемся, что проведенная опытно – экспериментальная работа по проекту «Волшебная сила искусства» не только заинтересует учащихся села, но и позволит перейти от ознакомительного уровня к освоению глубин отечественной и мировой культуры.