Придя в школу ученик, попадает в большой и удивительный мир, в котором ему приходиться разобраться, что-то познать, чему-то научиться. И хорошо, что в школе есть такие люди, которые помогают ему заложить тот культурный базис, который ученик пронесёт через всю свою жизнь.
В условиях перехода ОУ на ФГОС перед учителями ставятся задачи формирования знаний в соответствии с новыми стандартами, формирование УУД, обеспечивающих все учебные предметы, формирование компетенций, позволяющих ученикам действовать в новой обстановке на высоком уровне. Реализации данных задач способствует системно-деятельностный подход (далее СПД) в обучении, который заложен в новые стандарты. Цель данного подхода на уроках технологии - развитие творческих способностей учащихся, понимание нравственной ценности трудовой деятельности, испытание радости от процесса и результата труда, воспитание ребенка как самостоятельной личности, умеющей ставить цели, решать задачи и отвечать за результаты.
Основной формой организации учебного процесса является урок, где ученик - главный деятель. Я заранее планирую урок, продумываю его организацию, затем провожу урок, осуществляю коррекцию своих действий и действий учащихся с учётом анализа (самоанализа) и контроля (самоконтроля). Я согласна со словами К.Д. Ушинского, отражающего суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип СПД: «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал».
В своей работе я использую современные педагогические технологии: здоровьесберегающие технологии, проблемно-диалогическое обучение, технология проектного обучения. Используя технологию проектного обучения я помогаю развить у учащихся познавательные навыки, умение самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, также развить их критическое и творческое мышление, умение увидеть, сформулировать и решить проблему. В течение учебного года учащиеся выполняют творческие проекты по различным темам. На моих уроках присутствует тема творчества, самостоятельности, у детей есть выбор, что повышает качество обучения, способствует воплощению в жизнь главной цели современного образования - воспитание самостоятельной личности, способной уметь выживать в современных условиях.
Также я использую на уроках компьютерные и игровые технологии обучения. На мой взгляд, преимущество таких уроков является то, что за ограниченное рамками урока время, можно дать больший по объему материал; можно использовать богатый наглядный материал, содержащий интересную информацию; немаловажное значение играет эстетика оформления - материал оформлен в едином стиле, т.е. в данном случае мы можем говорить о технологии педагогического дизайна; многократность материала - используется и для изложения нового материала, и для повторения пройденного. Мною на уроках используются информационные (компьютерные) технологии. Использование компьютера кардинально расширяет мои возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.
Для модернизации традиционного урока я использую презентации различных типов: 1. Для повторительно-обобщающих уроков, в том числе с использованием игровых моментов. Для 7 класса я разработала серию уроков по теме «Проект в технике «Ганутель » с использованием презентации, а также игрового урока на повторение этой темы. Для проверки домашнего задания и для уроков повторения использую презентацию с гиперссылками на задания. Таким образом, используя ИКТ, я модернизировала урок. 2. Разработаны презентации, имеющие полноценное методическое сопровождение урока. С 5 класса я использую уроки-лекции, с использованием таких презентаций: презентации по материаловедению, машиноведению, раскрою и изготовлению фартука. 3. Ученические презентации.
Организую практические работы с элементами исследовательской деятельности. Провожу уроки с проблемными ситуациями.
Таким образом, СПД, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни.