Экологическое образование школьников
через исследовательскую деятельность.
Овчинникова Марина Альбертовна, учитель химии МКОУ «СОШ №29»
г.Ревда Свердловской области.
Учение вообще есть “совместное исследование, проводимое учителем и учеником”.
С. Л. Рубинштейн.
В школьном учебном процессе основы экологических знаний рассредоточены в различных учебных дисциплинах, таких как биология, химия, физика и др. Как самостоятельный курс в нашей он школе не ведётся, поэтому необходимо максимально использовать аспекты экологии на всех уроках и во внеурочное время. Широкие возможности для экологического образования и воспитания открываются при организации исследовательской деятельности учащихся. При этом необходимо разрешить следующие противоречия:
- между растущим потоком информации, связанной с экологической ситуацией в мире и ограниченным временем на уроке;
- между руководящей ролью учителя и стремлением учеников к самостоятельному овладению знаниями.
Одна из моих задач - формирование экологических знаний на примере местного краеведческого материала, воздействуя на эмоционально чувственную сферу личности учеников.
Почему экологическое образование и воспитание является особенно важным именно в нашем городе?
Свердловские экологи утверждают, что самая главная рана на теле области, с точки зрения загрязнения окружающей среды, — Первоуральско - Ревдинский промышленный узел. В нашем городе имеются несколько крупных заводов – это Среднеуральский Медеплавильный Завод, старейший Метизно - Металлургический и Завод по Обработке Цветных Металлов. В Ревдинском районе загрязнен воздух, в водопроводной воде содержание меди, железа превышает ПДК, растет уровень заболеваемости органов дыхания, пищеварения, мочевыделительной, эндокринной систем и нарушение болезней обмена веществ. Из 10 тыс. обследованных детей больше половины страдают различными аллергическими реакциями. С каждым годом наблюдается рост заболеваемости населения, особенно детей. Если в
Ученые-экологи подсчитали, что выбросов сернистого газа за год в Ревде и Первоуральске бывает более 270.
В создавшихся условиях мы, педагоги, не можем остаться в стороне от проблем города, мы должны своими средствами пытаться указать жителям и властям города на эти проблемы и пытаться разрешить их.
В рамках преподавания предмета химия в связи с сокращением количества часов недостаточно времени для экологического образования. Поэтому основная нагрузка ложится на внеурочную деятельность.
В течение 3-х последних лет моими учениками были созданы учебно-исследовательские проекты экологического содержания:
1). «Оценка качества водопроводной воды в нашем городе» (Сходнова Анастасия). С этим проектом Настя выступила на городской научно-практической конференции «Поиск и открытие» и стала призером в номинации «Исследователь-практик». Ею были разработаны рекомендации по охране воды в нашем городе на уровне городских властей, промышленных предприятий, школ, а также каждому жителю. Эти рекомендации были распечатаны в виде буклета и раздавались во время акции на улицах города.
2). «Мартеновский или электродуговой: какой метод экологичнее?» (Железникова Виолетта). С этим проектом Вита выступила на конференции «На пути в студенчество», организованной НСММЗ и заняла 3 место, она получила возможность получать стипендию от завода.
3). «Что делать сбытовыми отходами?» (Гибадуллин Данил, Кондратьева Вера). Ребята выступили на городской конференции «Поиск и открытие» и получили 1 место.
В ходе исследовательской деятельности учащиеся обучаются: видеть проблему; самостоятельно ставить задачи; планировать, учитывать, контролировать, оценивать свою работу; правильно оформлять работу, овладевать навыками общения, что включает умение выступать перед публикой, связно излагать свои мысли, задавать и отвечать на вопросы по проблемам выступления.
Конечно, не каждый желающий ученик, а только самостоятельный, заинтересованный, добросовестный, имеющий определенный багаж знаний и умений, может справиться с такой работой.
В ходе работы над проектами я увидела ряд преимуществ индивидуальных проектов над групповыми:
1. План работы над проектом может быть выстроен и отслежен с максимальной четкостью.
2. Возможность работы в том темпе, который приемлем для исполнителя.
3. У учащихся полноценно формируется чувство ответственности.
4. Учащиеся приобретают опыт деятельности на всех этапах работы.
5. Формирование у учащихся важных общеучебных умений и навыков (исследовательских, презентационных, оценочных).
В ходе исследовательской деятельности учащиеся приобщаются к пониманию глобальных экологических проблем, у них появляется ответственность за состояние окружающей среды, за здоровье людей, усиливается стремление к получению теоретических знаний в области экологии других наук, способствующих решению экологических задач.
Кроме того, занятие научно-исследовательской деятельностью – это хорошая стартовая площадка для тех учащихся, которые планируют в будущем продолжить свое образование в высших учебных заведениях.