Экологическое воспитание школьников в настоящее время является одной из важнейших задач общества, а значит, и неотъемлемой частью общего образования школьников. Сегодня, когда развитие человечества стало тесно связано не только с использованием природных ресурсов, но и с их сохранением и возобновлением, важно научить будущих граждан с самого раннего возраста заботиться об окружающей среде, воспитать чутких и внимательных к окружающему миру людей, способных удивляться красоте и совершенству природы, ответственных за ее сохранение, воспитание ответственного отношения к здоровью, природе, жизни.
Экологическое образование в начальной школе осуществляется на основе ФГОС НОО и направлено на воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде. Ценности: планета Земля – общий дом для всех жителей Земли; ценность природы, родной земли, родной природы, заповедной природы; ответственность человека за окружающую среду.
Экологическое воспитание на современном этапе развития школы - проблема актуальная. Современная экологическая этика ищет решения проблем человечества в душе человека. Уважения к жизни, природе - вот принцип этой этики. С чего же она начинается? Конечно, с самого малого: наблюдаем и перешагиваем осторожно трудолюбивого муравьишку на лесной тропинке или на асфальте, не беспокоим подвижного жучка на зеркальной глади воды или в густой траве. Все мы - дети природы, и с малых лет должны познавать ее и непременно учиться любить, оберегать, разумно пользоваться ею. Цель учителя - неторопливо и бережно ввести детей в мир природы, дать им необходимые знания о ней, пробудить интерес и вырастить доброго друга природы. Для этого надо, чтобы мы, взрослые, любили ее и прививали эту любовь детям. Но нужно обладать терпением, иметь внимательный глаз и чуткую душу, чтобы развивать в детях чувство сострадания, сопереживания к окружающему нас живому миру.
Ребенок по своей природе пытливый исследователь и открыватель мира. Перед ним откроется чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, если правильно вести работу по воспитанию экологической культуры. А такую возможность представляют буквально все учебные предметы школы.
Дети, только что пришедшие в школу уже знают, какую пользу приносят растения для живых организмов. Так с целью повышения активности и интереса детей к урокам математики можно использовать задания экологического содержания. Например: предлагаю решить пример и определить, какое из деревьев, растущих на наших улицах, является лучшим «пылесосом».
Большими возможностями для осуществления экологического образования обладают уроки литературного чтения и произведения писателей- натуралистов, включенные в учебники. Эти произведения позволяют формировать знания об объектах природы, о мотивах охраны природы. Можно рассказать детям об увлечениях природой В. Бианки, о роли природы в творчестве А. Пушкина, С. Есенина, М. Пришвина. Анализ лирических стихотворений развивает у детей умение сравнивать состояние природы в различное время года, видеть многообразие форм и настроений природы, эмоционально отзываться на ее красоту, формировать свое видение окружающего мира, видеть отношение человека к окружающему миру.
На таких уроках важное значение приобретают межпредметные связи. Так, например, уроки, на которых дети знакомятся с произведениями о весне, можно начать с прослушивания музыки из альбома П.И. Чайковского «Времена года». Детям предлагается представить журчание весенних ручьев, пение первых весенних птиц, звон капели. Ребята вспоминают увиденное и пережитое ими самими, сопоставляют свои ощущения с музыкой. На уроках звучат стихи о природе Ф. Тютчева, А. Пушкина, Н. Некрасова, отрывки из прозаических произведений А. Чехова, М. Пришвина и других.
Большой эмоциональный всплеск дают уроки изобразительного искусства и трудового обучения. На этих уроках дети не только учатся видеть красоту природы, но и рисовать ее. При этом не просто изображать лес или речку, а показывать их своеобразие, характер. Например, предлагаю нарисовать лес, населенный добрыми существами и лес, в котором живет Баба-Яга. Зимой начинает свою работу «птичья столовая». Вместе придумываем, где лучше разместить «столовую», какие кормушки для каких птиц смастерить. На уроках трудового обучения и дома изготавливаем кормушки, накапливаем корм. Открытие «птичьей столовой» всегда проводится торжественно. В течении зимы дети поочередно ведут наблюдение за «столовой». Особая радость возникает, когда замечаем, что птицы привыкли к «столовой» и радуются, когда мы приходим к ним.
Наиболее богатые возможности по воспитанию экологической культуры нам предоставляют уроки окружающего мира. Здесь на доступном учащимся уровне рассматриваются связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы, между природой и человеком.
Необходимо, чтобы экологическое образование стало непрерывным и целенаправленным процессом, цель которого – воспитание экологической культуры не только на уроках, но и во внеурочное время.
Если на уроках окружающего мира в начальной школе учащиеся получают основы знаний о родном крае, то во внеурочное время они могут углубить и расширить свои знания и реализовать их в одном из видов практической деятельности, получить первые навыки цветовода, растениевода, эколога, исследователя.
Во внеурочное время возможности выбора направлений деятельности школьника существенно расширяются, а, значит, расширяется воспитательное и культурное пространство для самореализации, саморазвития личности.
Работа учащихся ведётся по различным направлениям:
• защита природной среды (подкормка птиц в зимний период, изготовление кормушек, борьба с мусором);
• улучшение природной среды (посадка растений, озеленение пришкольного двора, предупреждение дурных поступков в природе и борьба с ними (выпуск листовок с правилами поведения в лесу);
• пропаганда охраны природы (беседы, изготовление плакатов, участие в конкурсах рисунков, проведение экологических викторин);
• сохранение и использование эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление поделок).
В целях использования экологических знаний, как эффективного средства обучения и воспитания подрастающего поколения, а так же совершенствуя формы и методы экологической работы, в нашей школе проводятся различные мероприятия:
Ребята пишут, рисуют, фотографируют, участвуют в конкурсах разного уровня. Проходят экологические викторины. Два раза в год участвуют в экологических десантах по очистке школьного двора и прилежащей к нему территории.
В программе экологического воспитания предлагаю выделить следующие направления работы:
- познавательное (дидактические игры, беседы, заочные путешествия, викторины);
- познавательно-развлекательное (праздники, утренники, устные журналы, экологические игры, игры-путешествия).
- практическое (посадка деревьев и кустарников, озеленение класса, подкормка птиц)
- исследовательское (экскурсии, наблюдения, проекты).
Наблюдения в природе играют особую роль в формировании положительного отношения школьников к природе, оказывают глубокое воздействие на всестороннее развитие личности ребенка.
Важным дополнением к экскурсиям в природу, наблюдениям за объектами природы служит природоведческая информация в виде бесед, докладов, всевозможных сообщений, выпусков тематических стенных газет.
Большое познавательное значение имеют беседы природоведческого характера. У детей расширяется кругозор, активизируется их внимание, развивается мышление, прививается интерес к природе. Тематика бесед может быть самая разнообразная: «Что растёт в лесу?», «Покормите, птиц, зимой!», «В мире экзотических животных».
Мы ведем активный образ жизни, общаясь с природой. Совершаем эколого-познавательные туристические походы и проводим экологические игры на местности.
С помощью родителей изготовили и повесили кормушки и скворечники. В холодное время года ежедневно подкармливаем птиц, наблюдаем за ними. Дети от этого получают огромное удовольствие.
Провели праздники по экологической тематике “Волшебница-осень ”, “Праздник русской берёзки ”, экологический час “Под зеленым парусом – в будущее”, КВН «Мы - друзья природы», экологическую игру «Что? Где? Когда?», урок-игру «Я познаю мир» и много других.
Содержание натуралистических праздников может быть различным, но принципы организации их в основном общие. Не важно, какая тема избрана для того или иного праздника, главное, чтобы он был направлен на всестороннее развитие школьников, формирование их активной жизненной позиции. “Охрана природы — долг каждого” — вот основная идея, которая красной нитью должна проходить через композицию всякого натуралистического дела.
Популярностью у ребят пользуются конкурсы, турниры, викторины. Мы провели конкурс на лучшего знатока тайн природы, конкурс рисунков “Природоохранительные знаки” (командам предлагается нарисовать различные природоохранительные знаки, которые можно установить в лагере, в лесной зоне , на экологической тропе),
конкурс устных рассказов на тему “Красная книга природы”, конкурс на лучшую инсценировку басни, персонажами которой являются представители флоры или фауны.
Данные формы работы помогают детям осмыслить свою роль и место в жизни общества в плане проявления активности, личной ответственности за результаты своего труда, сформировать любовь к Родине, ответственность перед близкими людьми, заботу об окружающей среде.
В заключении хочется обратиться к словам В.А. Сухомлинского и согласиться с ним:
«Перед человеком открылась радость жизни, потому что он услышал шелест листьев и песню кузнечика, журчание весеннего ручейка и переливы серебряных колокольчиков жаворонка в горячем летнем небе, шуршание снежинок и стон метели за окном. Эта красота не всем раскрывается, а только тем кто умеет видеть и слышать, кто пытливо вглядывается в мир, наблюдает и вдумчиво исследует гармонию форм, красок и звуков природы».