Одним из главных направлений модернизации российской образовательной системы, выделенных в Национальной образовательной инициативе «Наша
новая школа», является переход на новые образовательные стандарты. Учитывая интеграционные процессы в образовании и основные положения Концепции устойчивого развития цивилизации в области образования, развитие и обновление форм организации экологического образования и воспитания становятся одной из ключевых задач реформирования системы общего образования. Образование в интересах устойчивого развития формируется в качестве обширной и всеобъёмлющей парадигмы, охватывающей связанные между собой экологические, социальные и экономические проблемы.
В настоящее время ощущается настоятельная потребность трансформации традиционного экологического образования в направлении становления образования для устойчивого развития, учитывая обновление системы общего образования в соответствии стребованиями Национальной образовательной инициативы «Наша новая школа» и стандартов второгопоколения.
В настоящее время задача развития школьного образования заключается в обновлении его содержания, форм и технологий обучения и достижения на этой основе нового качества его результатов.
Актуальность программы. Данная программа является актуальной и востребованной так как
- Дает импульс к самостоятельному поиску знаний.
- Углубляет знания по разделам биологии,географии,ОБЖ
- Обеспечивает сплочение коллектива на основе общего интереса.
В ФГОСООО отражены направления формирования экологического мышления и социального проектирования, соответствующие системно-деятельностному подходу, и определен переход от традиционного обучения (трансляции экологических знаний) к экологически ориентированной модели (формированию экомышления у обучающихся и навыков экоориентированной деятельности, а также здорового и безопасного образа жизни), в основе которой лежат междисциплинарные знания, базирующиеся на реализации комплексного
подхода к развитию общества, экономики и окружающей среды.
В рамках ФГОС ООО основная образовательная программа реализуется образовательными учреждениямии через организацию внеурочной деятельности.
Внеурочная деятельность – понятие, объединяющее все виды и формы деятельности обучающихся (кроме урочной), направленных на их воспитание (формирование общей культуры) и социализацию (духовно-
нравственное, гражданское, социальное, личностное, интеллектуальное развитие), а также саморазвитие и самосовершенствование.
Экологическое направление позволяет разработать целый комплекс интегрированных курсов общего и регионального значения, объединяя при этом естественно-научные и общественно-научные предметные области (предметы). Для эффективной и качественной организации образовательного процесса программы внеурочной деятельности экологической на-правленности составляются на основе изучения общих вопросов устойчивого развития, способствующих формированию экологической грамотности, и региональных вопросов динамики экологической, географической и социально-экономической среды, способствующих развитию экологической компетенции и экологической культуры обучающихся. Фактически,
внеурочная деятельность позволяет обеспечить возможность свободного выбора элективных курсов в условиях предпрофильной подготовки, способствующей осознанному выбору дальнейшего направления рофессионального обучения.
Организация внеурочной деятельности экологической направленности существенно дополняет и восполняет недостающую экологическую составляющую предметного содержания урочной деятельности. Важным аспектом реализации внеурочной деятельности экологической направленности, в направлении «образования для устойчивого развития», является его технологическая реализация.
В ФГОС ООО сформулирован основной принцип современного экологического образования: переход от трансляции и передачи знаний об экологических проблемах к практико-ориентированному образовательному процессу, направленному на получение необходимых знаний и навыков для взаимодействия в социоприродной среде.
Учитывая требования ФГОС ООО к организации внеурочной деятельности, взаимообусловленность и интеграцию содержания экологического образования в инвариантном и вариативном компонентах, образовательная программа «Родничок» для обучающихся 5-х классов разработана в соответствии с примерными образовательными программами по предметным областям «Биология», «География» и «ОБЖ».
Новизна программы внеурочной деятельности экологической направленности для обучающихся 5-х классов «Родничок» является то, что при определении содержания программы были учтены основные требованиями ФГОС ООО и компоненты экологического образования:
познавательный,
нормативный,
ценностный,
эмоционально-эстетический,
деятельностный,
креативный.
Программа внеурочной деятельности на ступени основного общего образования направлена на формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления обучающихся, творческого применения экосистемной познавательной модели и ценностных ориентаций на устойчивое развитие, определяющих экологическую культуру личности обучающегося.
Экологическое образование имеет универсальный и междисциплинарный характер. Именно поэтому оно имеет возможность и должно войти в содержание всех форм общего образования, в том числе реализоваться посредством организации внеурочной деятельности экологической направленности, выступающей одним из главных направлений в образовательном процессе современной школы в условиях введения
ФГОС.
Цели и задачи программы внеурочной деятельности экологической направленности «Родничок» для обучающихся 5-х классов
Цель программы: формирование экологической грамотности и экологического стиля мышления, способствующих становлению нравственно-экологической позиции и экологической компетентности личности обучающегося.
Задачи программы
Образовательные:
- Сформировать основные понятия экологии.
- Сформировать систему знаний об экологических факторах, адаптациях живых организмов по отношению к ним и экологических группах.
- Сформировать представление о классификации живых организмов.
Развивающие:
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать, делать выводы, т.е. развивать абстрактно-логическое мышление.
- Развивать творческие способности школьников и их лидерские качества путем вовлечения в игровую ситуацию и практическую деятельность.
сформировать навыки исследовательской деятельности.
Выработать навыки самостоятельной работы со справочной и научно-популярной литературой.
Воспитательные:
- Воспитывать бережное отношение к природе.
- Формировать активную жизненную позицию школьников, предлагая ситуации рационального и нерационального отношения к окружающей среде.
- Весь текст публикации доступен по ссылке