ТЕМА ПРОЕКТА:
«ОБИТАТЕЛИ
ПОДВОДНОГО МИРА»
Исследователь _______________________
ученик (ца) _________________________________
Время исследования ____________________________
Учитель –
Все мы - дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего исследования на одной из экологических станций: «Обитатели подводного мира».
Цель исследования: развивать любознательность, расширить представления о животном мире водоёмов, воспитание экологической культуры, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.
Задачи:
- знакомство с водоёмами нашей области и за её пределами;
- расширение представлений о животном и растительном мире водоёмов, их роли в природе;
- как сохранить и преумножить животный и растительный мир водоёмов.
Задание 1.
Нарисуйте рыбок, которых вы видели в аквариуме.
Понаблюдайте за аквариумными рыбками. Свои наблюдения можете провести дома, у знакомых, в школьном экологическом центре.
Что интересного вы заметили?
Мои наблюдения за______________________________
Дата (число, месяц, год): __________________________
Время суток: ____________________________________
Место наблюдения: ______________________________
За кем наблюдал (а): _____________________________
Поведение аквариумных рыбок (как кормятся, ведут себя во время опасности, ухаживают за потомством) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Что меня особенно заинтересовало или удивило (опишите и зарисуйте свои наблюдения) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Задание 2.
Посмотрите на рисунок. На нём представлена лишь небольшая часть великого множества рыб, видно насколько различны их формы. Расскажите, какая форма тела бывает у рыб? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Названия каких рыб вы можете объяснить: четырёхглазка, панцирная щука, барабанщик, змееголов, вьюн, илистый прыгун, прилипало?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Как объяснить названия: рыба-солнце, рыба-луна, хирург?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуйте рыб различных по форме. Опишите, где вы их могли видеть. Что о них знаете? Назовите источник информации (научная литература, телевидение, газеты, журналы, рассказы взрослых и др.).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Игра: «Угадай сказку».
Будьте внимательны, вспомните, о каких рыбах в этих сказках говорится? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие сказки, рассказы вы читали, в которых встречались рыбы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Нарисуйте рисунки к этим произведениям.
Характеристика
понятия «море» с точки зрения его функций.
сбор нечистот и их утилизация
влияние на климат
предупреждение перегрева или переохлаждения
пространство для передвижения судов и т.д. МОРЕ
среда обитания морских животных и растений
формирование ландшафта
погашение звуков
источник питания
источник полезных ископаемых и энергии
Морям и океанам давно угрожает опасность. Ещё во времена Второй мировой войны у побережья Германии и Дании сброшено было более 20 тысяч отравленных веществ. А сколько ядов сбрасывается сегодня?! Мировой океан превращается в бесплатную свалку. Уже полностью исчезли 25 видов ценных промысловых рыб, 75 % нерестилищ стали непригодными для разведения мальков. Ежегодно уничтожается 250 тысяч особей дельфинов!
Задумайся, к чему может привести подобное отношение человека к большим водоёмам – морям и океанам?
Как скажется на нашей жизни мёртвая отравленная вода морей и океанов? Изменится ли что-либо в нашей жизни с уничтожением последних китов и дельфинов, с гибелью перелётных птиц, попавших в нефтяное пятно? Каким образом отразится на вас смерть морских ежей, кораллов, медуз, акул, моллюсков, кильки, водорослей? Может, океан и не нужно охранять? И вы прекрасно проживёте без далёкого Тихого, или Индийского, или Северного Ледовитого океанов? Сделаю лишь одну единственную подсказку: из океана в атмосферу поступает более половины кислорода! Остальные аргументы за вами, экологи!
ЗАДАНИЕ 3. Смело беритесь за тему сочинения: «Нужен ли мне океан и как я его намерен охранять?!». Представьте, что от вас многое зависит.
У поверхности океана, там, где светло, произрастают растения. Многие рыбы кормятся у поверхности океана, где много морских растений. Акулы питаются рыбой.
В нижних слоях океана темно и холодно. Морские животные, такие, как рыбы и кальмары, могут жить в средних слоях океана.
Другие животные, такие, как черви, крабы и омары, поедают опустившиеся на дно океана растения и животных.
НАРИСУЙТЕ МОРСКИХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЯ ПО ПАМЯТИ ИЛИ ЗАГЛЯНУВ В КНИЖКИ, НАПИШИТЕ, ЧТО ВЫ О НИХ ЗНАЕТЕ.
Жизнь в морях и океанах
Жизнь на нашей планете начиналась в океане, из него в отдаленные времена вышла на сушу. Часть животных, впоследствии, вновь вернулась в океан. Это черепахи, сирены, киты, тюлени. Океан и поныне остается удобным, но очень своеобразным местом жительства. Разные его участки неодинаковы по условиям обитания. Некоторые берега океана имеют приливно-отливные зоны, где вода периодически отступает на несколько часов. А затем возвращается. Это происходит в тех местах, где берег пологий. Там же, где берега отрывисты, волны постоянно бьются о камни - это зона прибоя.
В океане жизнь также распределяется по ярусам (этажам), как и в лесной, степной зонах. Как и там, это распределение связано с проникновением лучей солнца.
На океанской глади много света, воздуха, и у самой поверхности, собираются и живут особые организмы, общее название - планктон. Над водой летают разнообразные птицы, рыбы и даже моллюски.
Следующий ярус - это куда лучи солнца проникают в воду, более, чем на
Но чем ниже опускаешься в глубь океана - жизнь замирает. Это царство вечного мрака и холода. Это царство мрака отнюдь не пустынно. А обильно населено многочисленными рыбами необыкновенной формы. Это особые глубоководные рыбы, они не способны жить в верхних слоях воды на свету.
На дне океана могут оказаться самые разнообразные условия в зависимости от глубины и от географической широты местности. Если дно расположено в 20-
1зона океана – поверхность воды
Начнём знакомство с тех. Кто летает над водой и в ней кормится. Над водой океана, кроме птиц, летают рыбы, и даже кальмары. Любое животное, хорошо плавающее в воде и развивающее там большую скорость, в состоянии выпрыгнуть над поверхностью воды и пролететь некоторое расстояние по воздуху. Это могут делать рыбки - сайры, спасаясь от хищников; быстрые дельфины, летучие рыбы.
2 зона океана - толща воды
Толща воды - это местообитание многих живых организмов (животных и растений), больших и малых, которые плавают по поверхности океана. Одни активно, другие - куда понесет ветер и водное течение.
Организмы, плывущие по воле ветра и течения, называют планктоном. Если это животное, — зоопланктоном, а если растение, - фитопланктоном.
Пищевые цепи в океане самые длинные на планете, от микроскопических водорослей, до огромной хищной акулы, выстраивается цепочка от 10 до 20 звеньев. Например, все начинается с водорослей, за нею охотится рачок, далее коловратка, сагитта, эаффузита (тот самый криль). Креветка попадает на обед к мелкой рыбке анчоусу, ту в свою очередь, проглатывает рыба покрупнее - сайра. Сайру догоняет хищный терпуг. Но и сам не успевает удрать от тунца, и далее продолжается цепь потребителей друг друга, а мы перечислили уже 10 её звеньев.
В толще морской воды непрерывно передвигаются огромные стаи рыб, проносятся морские хищники - крупные
акулы и тунцы, марлины и меч-рыбы. Здесь же плавают и неисчислимые косяки кальмаров. Многие виды рыб всю свою жизнь проводят в этой водной прослойке. Здесь из икры вылупляются личинки. Затем личинки вырастают в мальков, и далее во взрослых рыб. Здесь подстерегают хищники, невод рыбака. Избежавшая гибели, но погибшая от старости, никем не съеденная рыба опускается в темные и холодные слои океана.
3 зона океана - у дна
Там во тьме и холоде тоже существует своеобразная жизнь. Из верхних слоев, сюда непрерывно опускаются частицы органического вещества, трупы животных. Животные, обитающие здесь постоянно, как правило, никогда не подымаются на поверхность. Местные рыбы здесь небольших и средних размеров и странных форм. Многие имеют светящиеся органы для приманки, также свет нужен, чтобы ослепить неожиданной вспышкой противника или добычу, испугав врага.
И, наконец, на дне под километровой и более толщей воды, тоже имеется жизнь. В иле бродят крабы-пауки, на очень длинных и тонких ногах. В иле обитают некоторые черви, и некоторые виды моллюсков.
Растения и животные пресных водоёмов
Реки раздвигают своими долинами лес и приносят в него разнообразие животного мира. По речным долинам проживают полёвки-экономки и водяные полёвки, зверьки, поедающие разнообразную прибрежную растительность. Распространяются по рекам и более крупные грызуны -ондатры, американские переселенцы. Они потребители чистой водной растительности - рдестов, рогозы, кувшинок, кубышек. Речной бобр - самый крупный из наших грызунов, обитает только по лесным речкам. Там он строит свою систему плотин. Бобры поедают очень много веточного корма по берегам.
В лесных речках вода прогревается, растительности много и течение, как правило, неспешное. Поэтому животный мир этих речек богат и разнообразен. Многочисленные виды пиявок, моллюсков, насекомых, их личинок обитает в воде. Питаются они илом, водной растительностью и, конечно, как обычно в водоёмах огромное количество хищников. Хищничествуют пиявки, многочисленные водяные клопы и жуки. Пища всем находится. И это не удивительно, достаточно вспомнить бесчисленные тучи мошек и комаров. Все они начинаются в виде яиц личинок в местной тихой речке или пруде.
Хищные беспозвоночные, да и многие растительноядные - все они представляют собой прекрасный и разнообразный корм для рыб. Рыбье население здесь богаче, чем в горных реках. На дне между растениями прячутся рыбки шиповки. Там же плавают стайки пёстрых пескарей. Они копаются в иле, отыскивают личинок насекомых, мелких пиявок. В тихих заводях плавают и копаются в иле караси. Корм у них, в большей мере, растительный, но и они не прочь проглотить мотыля (личинка комара-звонца) или мормыша (рачок-бокоплав). Быстро проплывают стайки местных «разбойников» - полосатых окуней. Они обыскивают все закоулки реки и бросаются на любую добычу, лишь бы в рот влезла! А в дебрях водорослей таится большая плоскоголовая щучья тень. Завидев добычу, щука начинает бесшумно и медленно выдвигаться из своей засады. Закончиться же её охота может и весьма шумным плеском от мощного броска, но чаще - неслышным маневром в глубине и уходом в заросли с добычей в зубах. Кто же оказывается добычей? Краснопёрки, которых здесь множество, караси да ещё пескари.
Богатство рыбы и водных грызунов привлекает к речкам различных хищных зверей и птиц. Сверкает над водой синим, зелёным и красным оперением рыболов-зимородок. Бесшумно скользит по воде длинная, округлая выдра - охотница за средней и крупной рыбой. На берегу можно встретить норку. Это универсальный охотник. Она и рыбу поймает, и полёвку-экономку схватит, а не повезло на рыбалке или охоте на зверя, так она лягушек наловит или разгрызёт несколько раковин-беззубок. Можно встретить здесь и гадюку, и ужа, они тоже выслеживают лягушек и полёвок.
А будешь особенно осторожным и терпеливым, то увидишь охоту самого мелкого хищника из зверей, правда, относится он не к хищникам, а к насекомоядным. Это бурозубка, которую называют водяная кутора. Это широкий, плоский, чуть более спичечного коробка зверёк; мордочка его вытянута в длинный чуткий хоботок. Сверху кутора чёрная, а брюшко у неё белое, как и положено плавающему в воде животному. На задних лапах имеются перепонки. Прожорливость этой бурозубки очень велика. Водяные беспозвоночные, вытащенные ею из воды, с хрустом разгрызаются на островках у берега. Ловит она так же мелкую рыбёшку и головастиков.
Попробуйте ответить на вопросы:
- Что такое водоёмы?
- Как образуются родники?
- Что ты знаешь о реках и ручейках?
- Как используют реки?
- Что знаешь об озёрах и болотах?
- Что такое море?
Нарисуйте к своим ответам рисунки.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Сообщества пресных водоёмов
В болотах обитают организмы, приспособившиеся к избыточному увлажнению. Это сотни видов цветковых растений, мхов, насекомых, моллюсков, различные виды водоплавающих птиц, рыб, зверей. Но недавно учёные сделали вывод о том, что болота помогают сберечь животный и растительный мир наших лесов и рек.
ЗАДАНИЕ 4. Проанализируйте, почему учёные пришли к такому заключению? Почему необходимо сохранять болота?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
« Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя», - так говорят о болотах. Скот тут пасти нельзя, хлеб не посеешь, комары… Как вы думаете, почему всё же часто мы слышим слова в защиту болот? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Почему в водоёмах рядом с полями, животноводческими фермами может наблюдаться снижение численности рыб? Почему тончайшая плёнка нефти на поверхности воды может привести к гибели личинок рыб?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Установлено, что некоторые виды мелких ракообразных чувствительны к ряду химических веществ, которые вместе со сточными водами заводов попадают в водоём. Какие последствия для обитателей водоёма это может иметь? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Иногда в неглубоких, хорошо прогреваемых солнцем прудах и озёрах наблюдается сильное «цветение» воды – массовое размножение в ней мельчайших водорослей. Вода приобретает изумрудно-зелёный цвет. Ответьте, почему «цветение» воды часто сопровождается замором рыбы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
В природных сообществах все организмы тесно взаимосвязаны. Выскажите предположение, что будет в водоёме, если в нём изменится численность дафний. Как это отразится на численности рыб, живущих в данном водоёме? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
О том, что щука – хищник, мы знаем с раннего детства из сказок и поговорок. Действительно, щука – типичный хищник, наиболее распространённый в наших пресноводных водоёмах. Она может закусить и своими неосторожными собратьями. Но почему же щуку называют санитаром пресных вод?
Задание 5. Ответьте на вопрос, найдите материал о щуке и других рыбах пресноводных водоёмов. Нарисуйте этих рыб.
ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ
ЗАДАНИЕ 3.
НАЙДИ ИНФОРМАЦИЮ И ОТВЕТЬ НА ВОПРОС:
Какая река, протекающая в нашем крае, является самой большой?
Газета «Сыроежка», январь-февраль
Рыбы - самая древняя и разнообразная группа позвоночных животных. Возникнув около 440 миллионов лет назад, они образовали множество видов и широко расселились по всем водоёмам. Рыбы обитают в солёных водах океанов и морей, встречаются в солоноватоводных лагунах и устьях рек, а также в пресных водах ручьёв, озёр, прудов, водохранилищ и рек. Их можно увидеть даже в пещерных водоёмах. Ихтиологи считают, что в настоящее время на нашей планете обитают 20-22 тысячи видов рыб, что превышает общее количество видов земноводных, пресмыкающихся, птиц и млекопитающих вместе взятых (их известно только 18 тысяч).
Самые разнообразные и богатые сообщества рыб проживают в тропических морях. В некоторых местах, например, на коралловых рифах близ Австралии или в Полинезии, рыб так много, что там создаются специальные морские заповедники и национальные парки. Сотни тысяч посетителей устремляются в них, чтобы воочию увидеть ошеломляющее пестроцветье диковинных созданий.
Чем ближе к северу, тем рыб становится меньше: установлено, .что в Средиземном море обитают 550 видов, в соединённом с ним Чёрном - 167, а в ближайшем к нашей области Азовском - всего 104. В реках, впадающих в моря, мир рыб ещё скромнее. Так, в Доне, главной реке бассейна Азовского моря, обитают всего 62 вида, а в его притоках и того меньше. Если говорить о Липецкой области, то ихтиологи установили, что в реке Воронеж водятся 38 различных видов рыб, в Быстрой Сосне - 35, в Усмани - 32, а в Ворголе - 20. Во многих же речушках и ручьях размером ещё меньше обитают, пожалуй, только пескари да карасики. Тем не менее, и наши рыбы, если приглядеться к ним внимательнее, часто не уступают ни в чём своим далёким собратьям.
Проблемы рек сегодня
Во многие реки сбрасывается вода, используемая на заводах, причем часто недостаточно очищенная. Эти промышленные стоки загрязняют воду рек и отравляют ЖИЗНЬ В ВОДЕ.
Плотины электростанций замедляют скорость течения, а значит, и замену воды. А она «цветёт», становится неприятной на вкус, вода водохранилищ заливает много лугов, на которых раньше пасли скот, косили сено.
Плотины препятствуют проходу рыб ценных пород (лосось, стерлядь, белуга, осетр) на места икрометания. От этого рыбы становится меньше.
Рыбоподъёмники у плотин пропускают не более 20% рыб, идущих на икромет. Много рыб мечут икру в одном месте - у плотин, где она почти вся гибнет.
Очистка дна рек, добыча песка уничтожает места кормежки рыб, места икромета, распугивает рыбу.
Баржи, корабли при движении поднимают волну до трех метров, которая разрушает берега, пугает рыбу, сметает икру со стеблей подводных растений, винты кораблей и быстроходные корабли - «ракеты» бьют и калечат рыбу.
Сплав леса брёвнами, особенно не связанными в плоты, по реке заражает и губит реку - кора брёвен размокает, брёвна трутся друг о друга, размокшая кора легко отстаёт от бревна и тонет в воде, застилая дно. Гниющая кора отравляет воду и губит рыбий корм.
Раньше старались лес рубить по берегам рек и вблизи них, чтобы удобно было сплавлять бревна. Но вырубка леса у рек вызывает их обмеление, так как весной снег на открытых местах быстро тает и уходит вешней водой.
Многие люди бросают мусор по берегам рек и в сами реки. Часто можно видеть берега, замусоренные битым стеклом, банками и прочим. Во многих реках воду нельзя пить неочищенной, даже нельзя купаться. (Какой же выход?)
Надо строить очистные сооружения для промышленных стоков (сбросов) и очищенную воду использовать вновь, не сбрасывая в реку.
Нужно отказаться от перевозок грузов по реке, хотя это дешевле перевозок по железной дороге.
Скоростные суда должны идти над водой - на «воздушной подушке» - такие уже есть.
Надо найти новые источники электроэнергии. Можно научиться использовать солнечную энергию, энергию ветра и тогда разрушить плотины. Освободить много залитых лугов, где мы сможем снова пасти скот и косить сено, а это мясо, молоко, масло, сыр.
Необходимо рубить лес вдали от рек и перевозить по железной дороге, а если по реке, то только связанным в плоты (меньше потерь).
Нужно беречь красоту рек и природу по её берегам!
Итак, реки дают нам воду для питья и полива, служат водными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию и песок, служат местами отдыха, но человек пока неразумно использует реки: загрязняет их, уродует дно и берега, плотины электростанций нарушают жизнь реки и рыбы в ней, реки мелеют и исчезают. Человек должен научиться разумно, использовать реки.