Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Экопроект "Обитатели подводного мира"

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МБОУ СОШ с. Братовщина, с. Братовщина

Цель: Развивать любознательность, расширить представления о животном мире водоёмов, воспитание экологической культуры, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.

Задачи: - знакомство с водоёмами нашей области и за её пределами; - расширение представлений о животном и растительном мире водоёмов, их роли в природе; - как сохранить и преумножить животный и растительный мир водоёмов.

ТЕМА ПРОЕКТА:

«ОБИТАТЕЛИ

ПОДВОДНОГО МИРА»

Исследователь _______________________­

ученик (ца) _________________________________

Время исследования ____________________________

Учитель –

Все мы - дети одного большого царства Природы. Как сохранить природу? Как жить с нею в согласии? А может, лучше научиться понимать её и бережно относиться к ней с самого детства? Именно это будет объектом нашего исследования на одной из экологических станций: «Обитатели подводного мира».

Цель исследования: развивать любознательность, расширить представления о животном мире водоёмов, воспитание экологической культуры, чувство бережного отношения к окружающей природе и животному миру.

Задачи:

- знакомство с водоёмами нашей области и за её пределами;

- расширение представлений о животном и растительном мире водоёмов, их роли в природе;

- как сохранить и преумножить животный и растительный мир водоёмов.


Задание 1.

Нарисуйте рыбок, которых вы видели в аквариуме.

Понаблюдайте за аквариумными рыбками. Свои наблюдения можете провести дома, у знакомых, в школьном экологическом центре.

Что интересного вы заметили?

Мои наблюдения за______________________________

Дата (число, месяц, год): __________________________

Время суток: ____________________________________

Место наблюдения: ______________________________

За кем наблюдал (а): _____________________________

Поведение аквариумных рыбок (как кормятся, ведут себя во время опасности, ухаживают за потомством) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Что меня особенно заинтересовало или удивило (опишите и зарисуйте свои наблюдения) ___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Задание 2.

Посмотрите на рисунок. На нём представлена лишь небольшая часть великого множества рыб, видно насколько различны их формы. Расскажите, какая форма тела бывает у рыб? _________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Названия каких рыб вы можете объяснить: четырёхглазка, панцирная щука, барабанщик, змееголов, вьюн, илистый прыгун, прилипало?________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Как объяснить названия: рыба-солнце, рыба-луна, хирург?_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуйте рыб различных по форме. Опишите, где вы их могли видеть. Что о них знаете? Назовите источник информации (научная литература, телевидение, газеты, журналы, рассказы взрослых и др.).____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Игра: «Угадай сказку».

Будьте внимательны, вспомните, о каких рыбах в этих сказках говорится? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Какие сказки, рассказы вы читали, в которых встречались рыбы? __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нарисуйте рисунки к этим произведениям.

Характеристика

понятия «море» с точки зрения его функций.

сбор нечистот и их утилизация

влияние на климат

предупреждение перегрева или переохлаждения

пространство для передвижения судов и т.д. МОРЕ

среда обитания морских животных и растений

формирование ландшафта

погашение звуков

источник питания

источник полезных ископаемых и энергии

Морям и океанам давно угрожает опасность. Ещё во времена Второй мировой войны у побережья Германии и Дании сброшено было более 20 тысяч отравленных веществ. А сколько ядов сбрасывается сегодня?! Мировой океан превращается в бесплатную свалку. Уже полностью исчезли 25 видов ценных промысловых рыб, 75 % нерестилищ стали непригодными для разведения мальков. Ежегодно уничтожается 250 тысяч особей дельфинов!

Задумайся, к чему может привести подобное отношение человека к большим водоёмам – морям и океанам?

Как скажется на нашей жизни мёртвая отравленная вода морей и океанов? Изменится ли что-либо в нашей жизни с уничтожением последних китов и дельфинов, с гибелью перелётных птиц, попавших в нефтяное пятно? Каким образом отразится на вас смерть морских ежей, кораллов, медуз, акул, моллюсков, кильки, водорослей? Может, океан и не нужно охранять? И вы прекрасно проживёте без далёкого Тихого, или Индийского, или Северного Ледовитого океанов? Сделаю лишь одну единственную подсказку: из океана в атмосферу поступает более половины кислорода! Остальные аргументы за вами, экологи!

ЗАДАНИЕ 3. Смело беритесь за тему сочинения: «Нужен ли мне океан и как я его намерен охранять?!». Представьте, что от вас многое зависит.

У поверхности океана, там, где светло, произрастают растения. Многие рыбы кормятся у поверхности океана, где много морских растений. Акулы питаются рыбой.

В нижних слоях океана темно и холодно. Морские животные, такие, как рыбы и кальмары, могут жить в средних слоях океана.

Другие животные, такие, как черви, крабы и омары, поедают опустившиеся на дно океана растения и животных.

НАРИСУЙТЕ МОРСКИХ ЖИВОТНЫХ И РАСТЕНИЯ ПО ПАМЯТИ ИЛИ ЗАГЛЯНУВ В КНИЖКИ, НАПИШИТЕ, ЧТО ВЫ О НИХ ЗНАЕТЕ.

Жизнь в морях и океанах

Жизнь на нашей планете начиналась в океане, из него в отдаленные времена вышла на сушу. Часть животных, впоследствии, вновь вернулась в океан. Это черепахи, си­рены, киты, тюлени. Океан и поныне остается удобным, но очень своеобразным местом жительства. Разные его участ­ки неодинаковы по условиям обитания. Некоторые берега океана имеют приливно-отливные зоны, где вода периоди­чески отступает на несколько часов. А затем возвращается. Это происходит в тех местах, где берег пологий. Там же, где берега отрывисты, волны постоянно бьются о камни - это зона прибоя.

В океане жизнь также распределяется по ярусам (эта­жам), как и в лесной, степной зонах. Как и там, это распре­деление связано с проникновением лучей солнца.

На океанской глади много света, воздуха, и у самой по­верхности, собираются и живут особые организмы, общее название - планктон. Над водой летают разнообразные птицы, рыбы и даже моллюски.

Следующий ярус - это куда лучи солнца проникают в воду, более, чем на 100 м, и на такую же глубину здесь распространяются растения. Это совершенно особенный мир, где плавают стаи рыб и кальмаров, охотятся морские хищники, живут киты и дельфины.

Но чем ниже опускаешься в глубь океана - жизнь за­мирает. Это царство вечного мрака и холода. Это царство мрака отнюдь не пустынно. А обильно населено многочис­ленными рыбами необыкновенной формы. Это особые глубоководные рыбы, они не способны жить в верхних слоях воды на свету.

На дне океана могут оказаться самые разнообразные условия в зависимости от глубины и от географической широты местности. Если дно расположено в 20-30 м от поверхности воды, да ещё в тропической зоне, то это яркая насыщенная жизнью царство кораллов, водорослей, неис­числимого количества самых разнообразных животных и растений, но если дно окажется на километровой глубине, то там будет почти пустынно, без растений.

1зона океана – поверхность воды

Начнём знакомство с тех. Кто летает над водой и в ней кормится. Над водой океана, кроме птиц, летают рыбы, и даже кальмары. Любое животное, хорошо плавающее в воде и развивающее там большую скорость, в состоянии выпрыгнуть над поверхностью воды и пролететь некоторое расстояние по воздуху. Это могут делать рыбки - сайры, спасаясь от хищников; быстрые дельфины, летучие рыбы.

2 зона океана - толща воды

Толща воды - это местообитание многих живых орга­низмов (животных и растений), больших и малых, которые плавают по поверхности океана. Одни активно, другие - куда понесет ветер и водное течение.

Организмы, плывущие по воле ветра и течения, на­зывают планктоном. Если это животное, — зоопланк­тоном, а если растение, - фитопланктоном.

Пищевые цепи в океане самые длинные на планете, от микроскопических водорослей, до огромной хищной аку­лы, выстраивается цепочка от 10 до 20 звеньев. Например, все начинается с водорослей, за нею охотится рачок, далее коловратка, сагитта, эаффузита (тот самый криль). Кревет­ка попадает на обед к мелкой рыбке анчоусу, ту в свою очередь, проглатывает рыба покрупнее - сайра. Сайру до­гоняет хищный терпуг. Но и сам не успевает удрать от тунца, и далее продолжается цепь потребителей друг дру­га, а мы перечислили уже 10 её звеньев.

В толще морской воды непрерывно передвигаются ог­ромные стаи рыб, проносятся морские хищники - крупные

акулы и тунцы, марлины и меч-рыбы. Здесь же плавают и неисчислимые косяки кальмаров. Многие виды рыб всю свою жизнь проводят в этой водной прослойке. Здесь из икры вылупляются личинки. Затем личинки вырастают в мальков, и далее во взрослых рыб. Здесь подстерегают хищники, невод рыбака. Избежавшая гибели, но погибшая от старости, никем не съеденная рыба опускается в темные и холодные слои океана.

3 зона океана - у дна

Там во тьме и холоде тоже существует своеобразная жизнь. Из верхних слоев, сюда непрерывно опускаются частицы органического вещества, трупы животных. Жи­вотные, обитающие здесь постоянно, как правило, никогда не подымаются на поверхность. Местные рыбы здесь не­больших и средних размеров и странных форм. Многие имеют светящиеся органы для приманки, также свет ну­жен, чтобы ослепить неожиданной вспышкой противника или добычу, испугав врага.

И, наконец, на дне под километровой и более толщей воды, тоже имеется жизнь. В иле бродят крабы-пауки, на очень длинных и тонких ногах. В иле обитают некоторые черви, и некоторые виды моллюсков.


Растения и животные пресных водоёмов

Реки раздвигают своими долинами лес и приносят в не­го разнообразие животного мира. По речным долинам проживают полёвки-экономки и водяные полёвки, зверьки, поедающие разнообразную прибрежную растительность. Распространяются по рекам и более крупные грызуны -ондатры, американские переселенцы. Они потребители чистой водной растительности - рдестов, рогозы, кувши­нок, кубышек. Речной бобр - самый крупный из наших грызунов, обитает только по лесным речкам. Там он стро­ит свою систему плотин. Бобры поедают очень много ве­точного корма по берегам.

В лесных речках вода прогревается, растительности много и течение, как правило, неспешное. Поэтому живот­ный мир этих речек богат и разнообразен. Многочислен­ные виды пиявок, моллюсков, насекомых, их личинок оби­тает в воде. Питаются они илом, водной растительностью и, конечно, как обычно в водоёмах огромное количество хищников. Хищничествуют пиявки, многочисленные во­дяные клопы и жуки. Пища всем находится. И это не уди­вительно, достаточно вспомнить бесчисленные тучи мо­шек и комаров. Все они начинаются в виде яиц личинок в местной тихой речке или пруде.

Хищные беспозвоночные, да и многие растительнояд­ные - все они представляют собой прекрасный и разнообразный корм для рыб. Рыбье население здесь богаче, чем в горных реках. На дне между растениями прячутся рыбки шиповки. Там же плавают стайки пёстрых пескарей. Они копаются в иле, отыскивают личинок насекомых, мелких пиявок. В тихих заводях плавают и копаются в иле караси. Корм у них, в большей мере, растительный, но и они не прочь проглотить мотыля (личинка комара-звонца) или мормыша (рачок-бокоплав). Быстро проплывают стайки местных «разбойников» - полосатых окуней. Они обыски­вают все закоулки реки и бросаются на любую добычу, лишь бы в рот влезла! А в дебрях водорослей таится боль­шая плоскоголовая щучья тень. Завидев добычу, щука на­чинает бесшумно и медленно выдвигаться из своей засады. Закончиться же её охота может и весьма шумным плеском от мощного броска, но чаще - неслышным маневром в глубине и уходом в заросли с добычей в зубах. Кто же ока­зывается добычей? Краснопёрки, которых здесь множест­во, караси да ещё пескари.

Богатство рыбы и водных грызунов привлекает к реч­кам различных хищных зверей и птиц. Сверкает над водой синим, зелёным и красным оперением рыболов-зимородок. Бесшумно скользит по воде длинная, округлая выдра - охотница за средней и крупной рыбой. На берегу можно встретить норку. Это универсальный охотник. Она и рыбу поймает, и полёвку-экономку схватит, а не повезло на ры­балке или охоте на зверя, так она лягушек наловит или раз­грызёт несколько раковин-беззубок. Можно встретить здесь и гадюку, и ужа, они тоже выслеживают лягушек и полёвок.

А будешь особенно осторожным и терпеливым, то увидишь охоту самого мелкого хищника из зверей, правда, относится он не к хищникам, а к насекомоядным. Это бурозубка, которую называют водяная кутора. Это широкий, плоский, чуть более спичечного коробка зверёк; мордочка его вытянута в длинный чуткий хоботок. Сверху кутора чёрная, а брюшко у неё белое, как и положено пла­вающему в воде животному. На задних лапах имеются пе­репонки. Прожорливость этой бурозубки очень велика. Водяные беспозвоночные, вытащенные ею из воды, с хру­стом разгрызаются на островках у берега. Ловит она так же мелкую рыбёшку и головастиков.


Попробуйте ответить на вопросы:

  • Что такое водоёмы?
  • Как образуются родники?
  • Что ты знаешь о реках и ручейках?
  • Как используют реки?
  • Что знаешь об озёрах и болотах?
  • Что такое море?

Нарисуйте к своим ответам рисунки.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Сообщества пресных водоёмов

В болотах обитают организмы, приспособившиеся к избыточному увлажнению. Это сотни видов цветковых растений, мхов, насекомых, моллюсков, различные виды водоплавающих птиц, рыб, зверей. Но недавно учёные сделали вывод о том, что болота помогают сберечь животный и растительный мир наших лесов и рек.

ЗАДАНИЕ 4. Проанализируйте, почему учёные пришли к такому заключению? Почему необходимо сохранять болота?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

« Не море, не земля – корабли не плавают, и ходить нельзя», - так говорят о болотах. Скот тут пасти нельзя, хлеб не посеешь, комары… Как вы думаете, почему всё же часто мы слышим слова в защиту болот? _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Почему в водоёмах рядом с полями, животноводческими фермами может наблюдаться снижение численности рыб? Почему тончайшая плёнка нефти на поверхности воды может привести к гибели личинок рыб?______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Установлено, что некоторые виды мелких ракообразных чувствительны к ряду химических веществ, которые вместе со сточными водами заводов попадают в водоём. Какие последствия для обитателей водоёма это может иметь? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Иногда в неглубоких, хорошо прогреваемых солнцем прудах и озёрах наблюдается сильное «цветение» воды – массовое размножение в ней мельчайших водорослей. Вода приобретает изумрудно-зелёный цвет. Ответьте, почему «цветение» воды часто сопровождается замором рыбы? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В природных сообществах все организмы тесно взаимосвязаны. Выскажите предположение, что будет в водоёме, если в нём изменится численность дафний. Как это отразится на численности рыб, живущих в данном водоёме? ____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

О том, что щука – хищник, мы знаем с раннего детства из сказок и поговорок. Действительно, щука – типичный хищник, наиболее распространённый в наших пресноводных водоёмах. Она может закусить и своими неосторожными собратьями. Но почему же щуку называют санитаром пресных вод?

Задание 5. Ответьте на вопрос, найдите материал о щуке и других рыбах пресноводных водоёмов. Нарисуйте этих рыб.

ВОДНЫЕ РЕСУРСЫ ЛИПЕЦКОГО КРАЯ

ЗАДАНИЕ 3.

НАЙДИ ИНФОРМАЦИЮ И ОТВЕТЬ НА ВОПРОС:

Какая река, протекающая в нашем крае, является самой большой? ­­­­­­­­­­­

Газета «Сыроежка», январь-февраль 2004 г.

Рыбы - самая древняя и разнообразная группа по­звоночных животных. Возникнув около 440 миллионов лет назад, они образовали множество видов и широко расселились по всем во­доёмам. Рыбы обитают в солёных водах океанов и морей, встреча­ются в солоноватоводных лагунах и устьях рек, а также в пресных водах ручьёв, озёр, прудов, водо­хранилищ и рек. Их можно увидеть даже в пещерных водоёмах. Ихти­ологи считают, что в настоящее время на нашей планете обитают 20-22 тысячи видов рыб, что превы­шает общее количество видов земноводных, пресмыка­ющихся, птиц и мле­копитающих вместе взятых (их известно только 18 тысяч).

Самые разнооб­разные и богатые со­общества рыб про­живают в тропичес­ких морях. В некото­рых местах, напри­мер, на коралловых рифах близ Австра­лии или в Полине­зии, рыб так много, что там создаются специальные морские заповедники и нацио­нальные парки. Сотни тысяч посетителей устремляют­ся в них, чтобы воо­чию увидеть оше­ломляющее пестроцветье диковинных созданий.

Чем ближе к севе­ру, тем рыб стано­вится меньше: уста­новлено, .что в Сре­диземном море оби­тают 550 видов, в соединённом с ним Чёрном - 167, а в ближайшем к нашей области Азовском - всего 104. В реках, впадающих в моря, мир рыб ещё скромнее. Так, в Доне, глав­ной реке бассейна Азовского моря, обитают всего 62 вида, а в его при­токах и того меньше. Если гово­рить о Липецкой области, то ихти­ологи установили, что в реке Во­ронеж водятся 38 различных ви­дов рыб, в Быстрой Сосне - 35, в Усмани - 32, а в Ворголе - 20. Во многих же речушках и ручьях раз­мером ещё меньше обитают, пожа­луй, только пескари да карасики. Тем не менее, и наши рыбы, если приглядеться к ним внима­тельнее, часто не уступают ни в чём своим далёким собрать­ям.

Проблемы рек сегодня

Во многие реки сбрасывается вода, используемая на за­водах, причем часто недостаточно очищенная. Эти про­мышленные стоки загрязняют воду рек и отравляют ЖИЗНЬ В ВОДЕ.

Плотины электростанций замедляют скорость течения, а значит, и замену воды. А она «цветёт», становится не­приятной на вкус, вода водохранилищ заливает много лу­гов, на которых раньше пасли скот, косили сено.

Плотины препятствуют проходу рыб ценных пород (лосось, стерлядь, белуга, осетр) на места икрометания. От этого рыбы становится меньше.

Рыбоподъёмники у плотин пропускают не более 20% рыб, идущих на икромет. Много рыб мечут икру в одном месте - у плотин, где она почти вся гибнет.

Очистка дна рек, добыча песка уничтожает места кор­межки рыб, места икромета, распугивает рыбу.

Баржи, корабли при движении поднимают волну до трех метров, которая разрушает берега, пугает рыбу, сме­тает икру со стеблей подводных растений, винты кораблей и быстроходные корабли - «ракеты» бьют и калечат рыбу.

Сплав леса брёвнами, особенно не связанными в плоты, по реке заражает и губит реку - кора брёвен размокает, брёвна трутся друг о друга, размокшая кора легко отстаёт от бревна и тонет в воде, застилая дно. Гниющая кора от­равляет воду и губит рыбий корм.

Раньше старались лес рубить по берегам рек и вблизи них, чтобы удобно было сплавлять бревна. Но вырубка леса у рек вызывает их обмеление, так как весной снег на открытых местах быстро тает и уходит вешней водой.

Многие люди бросают мусор по берегам рек и в сами реки. Часто можно видеть берега, замусоренные битым стеклом, банками и прочим. Во многих реках воду нельзя пить неочищенной, даже нельзя купаться. (Какой же вы­ход?)

Надо строить очистные сооружения для промышлен­ных стоков (сбросов) и очищенную воду использовать вновь, не сбрасывая в реку.

Нужно отказаться от перевозок грузов по реке, хотя это дешевле перевозок по железной дороге.

Скоростные суда должны идти над водой - на «воз­душной подушке» - такие уже есть.

Надо найти новые источники электроэнергии. Можно научиться использовать солнечную энергию, энергию вет­ра и тогда разрушить плотины. Освободить много залитых лугов, где мы сможем снова пасти скот и косить сено, а это мясо, молоко, масло, сыр.

Необходимо рубить лес вдали от рек и перевозить по железной дороге, а если по реке, то только связанным в плоты (меньше потерь).

Нужно беречь красоту рек и природу по её берегам!

Итак, реки дают нам воду для питья и полива, слу­жат водными дорогами, кормят нас рыбой, дают нам электроэнергию и песок, служат местами отдыха, но человек пока неразумно использует реки: загрязняет их, уродует дно и берега, плотины электростанций на­рушают жизнь реки и рыбы в ней, реки мелеют и исче­зают. Человек должен научиться разумно, использо­вать реки.

Наши новости:

Разместить свою публикацию