Урок чтения во 6 – ом классе.
Тема: «Зима» в произведениях С.Маршак "Белая страница"; В.Бианки "Книга зимы"»
Составитель: Котова Наталья Николаевна,
учитель надомного обучения
Цель урока: Активизация внимания учащихся на значимости роли природы в произведениях В. Бианки, С. Маршака.
Задачи:
-Расширять словарный запас и знания о жизни животных в зимний период;
-Развивать умение сравнивать, размышлять, говорить;
-Воспитывать бережное отношение к животным, к природе.
Ход урока:
I. Вступительная беседа
– И вот наступила зима. И всё кругом бело. Зима, как художник, окрашивает пушистой белой кистью все вокруг. Деревья уже не кажутся голыми, они оделись в белый наряд, побелели и дорожки.
– Вспомним стихотворение «Зима» - И. Суркова.
“Белый снег, пушистый,
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает, ложится.
И под утро снегом
Поле забелело,
Точно пеленою
Всё его одело”.
– Снег всё сыплет и сыплет, а ветер кружит его, вздымает и гонит белым крутящимся вихрем. От холода прячутся в снег тетерева, рябчики, глухари. Снег служит надежным укрытием также для различных зверей. В густых еловых лесах спят медведи в берлогах. Спит в глубокой норе барсук. Как тихо! Зимой не услышишь пение птиц. Теперь им не до песен. Многие улетели на юг, а те, что остались, забились в укромные уголки, попрятались от холода. Снегопады в лесу засыпали все сорные травы с семенами, поэтому и пожаловали к нам пернатые гости, поближе к жилью людей. Не забывайте каждый день насыпать корм в птичью кормушку. Воробьи, синицы, снегири прилетают к кормушкам. Особенно много воробьев. В лесу теперь очень тихо. Можно ходить иной раз целый день и не встретить ни одной живой души. Лес и сейчас живет интересной жизнью. Свои тайны он открывает тому, кто умеет внимательно читать книгу зимы.
II. Сообщение темы урока
– Давайте вместе совершим прогулку по зимнему лесу. А помогут нам в этом В. Бианки “Книга зимы” и стихотворение С. Маршака “Белая страница”.
Чтение текста В. Бианки
– О каких “непонятных значках” и “таинственных буквах” говорит писатель?
– Почему они таинственны?
1. Мы открыли книгу, прочитаем первую страницу этой книги – (выборочно)
– Как покрыл снег землю?
– На что похоже заснеженные поля и поляны?
– Какая разница между полями и полянами?
– Как расписывается тот, кто проходит по снегу?
2. Чтение в 3 части ответы на вопросы.
– А что это за “черточки, точки, запятые”?
3. Чтение в 5 части.– Посмотрите на рисунок. Чьи следы нарисованы
– Вот через поляну тянется ровный следок, он будто по нитке выведен. В углубление от передней лапы лиса точно опускает заднюю лапу. Проходя где-нибудь несколько раз, она аккуратно ступает в прежний след. По размеру след лисы похож на собачий.
– А вот совсем другие следы: впереди рядом 2 больших отпечатка, а затем один за другим 2 маленьких. Такой след оставляет после себя заяц. Заяц весь день сидит под кустом. Снег белый и заяц белый – его и не видно. А ночью поскачет заяц искать пищу: кору погрызет у деревьев, особенно он любит осину.
4. Ответить на вопросы в тексте:
– Как выглядят зимой поля и поляны?
– Какие они, если только что покрылись снегом?
– Когда покрываются белые поля следами животных
III. – Мы познакомились с писателем, который с любовью описал зимний лес. А теперь я прочитаю стихотворение С. Маршака “Белая страница”.
– Понравилось? Чем?
– О чьих следах рассказывается в этом стихотворении? (чтение хором).
- Чтение по частям.
IV. Обобщение.
– Что общего в произведениях В. Бианки и С. Маршака?
– О чем говорят следы зверей и птиц на снегу? (Застывшая, кажущаяся мертвой, зимняя природа жива)
– Смеркается. На небе зажглись первые звезды. Застыл лес. Тишина. Но мы знаем: в лесу кипит жизнь со своими маленькими бедами и радостями.
V. Итог урока:
- Что нужно делать, чтобы сохранить природу и лесных жителей в зимний период?