Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96221

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Формирование самооценки младшего школьника в учебной деятельности как инструмента реализации требований ФГОС НОО

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МКОУ «СОШ №7», г. Ревда, Свердловской обл

Цель: Создание условий, способствующих становлению и развитию таких личностных качеств как самостоятельное целеполагание, осознанность и избирательность поведения, адекватная самооценка.

Задачи: Организовать работы в группах Научить детей образно мыслить

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования ориентирован на формирование личности, способной самостоятельно и свободно мыслить, находить креативные пути решения различного рода проблем. Самооценка, являясь существенной характеристикой личности, играет важную роль в её нравственном становлении и всестороннем развитии в целом. Сформированность самооценки школьника во многом определяет активность и направленность его социальной позиции, подготовленность к основным социальным ролям в обществе – труду, продолжению образования, семейной жизни, самосовершенствованию. Особое место в исследовании самооценки принадлежит младшему школьному возрасту, т. к. именно в этом возрасте идет процесс формирования учебной деятельности как ведущей.

Основным направлением в своей педагогической деятельности я вижу создание на уроках условий, способствующих становлению и развитию таких личностных качеств как самостоятельное целепонимание, осознанность и избирательность поведения, адекватная самооценка. И это важно! Потому что ребенок не умеющий оценивать свои возможности так и не становится подлинным субъектом, хозяином своих интеллектуальных богатств, постоянно нуждается в руководстве, контроле и оценке учителя. С действия самооценки, со способности понять «что я уже умею и знаю», «этого еще совсем не знаю, надо узнать», «это я уже знаю и умею», начинается учебная самостоятельность младшего школьника.

Понятие о действии оценивания я ввела в первые дни пребывания детей в школе. Я показала детям «волшебные линеечки», которые измеряют, оценивают все, что пожелает ученик: трудно или легко, самостоятельно или нужна чья-либо помощь, интересно или скучно и многое другое. Дети сами любят выбирать, за что оценивать свою работу. В тетради это выглядит так:

Красиво, интересно, самостоятельно, легко

Собрав тетради, я ставлю свои «крестики». В случае завышенной, а тем более заниженной оценки, объясняю ребенку критерии оценивания и прошу в следующий раз быть к себе добрее или строже. Привлекаю родителей к оценке работы ребенка: они соотносят свое мнение с мнением своего ребенка. Данная работа помогает первокласснику без чрезмерных напряжений, эмоциональных всплесков от неудач войти в школьную жизнь, помочь ему построить образ «настоящего» школьника.

Позднее ввожу шкалу «знаний», по которой ученики без помощи учителя могут прокомментировать свои учебные действия, отследить, какое действие «западает», каково продвижение.

Например, мы совместно с детьми составили шкалу «знаний» при решении уравнений:


При работе с текстом работаем по следующей шкале:

Опорами для самоконтроля являются слова «понимаю», «знаю», «могу». Они помогают ребенку уважать себя как ученика, как личность, являются стимулом.

При проведении самостоятельных работ учащимся предлагаю разноуровневые работы, где ребенок сам определяет уровень своих возможностей и выбирает те задания, с которыми он может справиться. Оценка работы определяется, исходя из выбранного им самим уровня сложности задач. На мой взгляд, такая работа направлена на создание условий для полноценного развития свободы младшего школьника, которая обеспечивается стимулированием адекватной прогностической и ретроспективной самооценки. Именно это личностное новообразование постепенно помогает младшим школьникам стать полноценным субъектом учебной деятельности.

Очень нравится детям решать задачи, связанные с применением известных понятий, способов работы в нестандартной ситуации. Решение такого круга задач позволяет выявить, насколько глубоко ребенок овладел ранее изученным понятием. Начиная со второго класса дети принимают активное участие в Международной олимпиаде по математике «Кенгуру», где представлено много задач такого типа, в международном дистанционном блиц-турнире проекта «Новый урок» (математика, окружающий мир), во всероссийских предметных олимпиадах «Мир олимпиад».

Выход за границу собственных знаний и умений, построение догадок о неизвестном, работа в «зоне неопределенности», где нет готовых образцов, где предстоит опробовать непроверенное, где высок риск ошибок – в этом состоит ученическое «приращение» рефлексивной способности оценивать себя.

Наши новости:

Разместить свою публикацию