Конструирование технологической карты в соответствии ФГОС
Окружающий мир 4 класс.
Работа выполнена учителем начальных классов МАОУ – НОШ №5
Г.О. Среднеуральск
Кадочниковой Надеждой Викторовной.
План – конспект урока по учебнику «Окружающий мир» 4 класс. Авторы: А. А. Плешакова, М.Ю. Новицкой
Конструктор темы.
Тема | Москва – преемница Владимира | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Цель темы | Формировать представление об эпохе княжеских междоусобиц, монголо – татарском нашествии на Древнюю Русь и военной угрозе со стороны Запада; познакомить с ролью древнерусских князей Александра Невского, Даниила Московского в борьбе за независимость и объединение разрозненных княжеств вокруг Москвы и войск русских княжеств. | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Планируемый результат | Предметные умения | УУД | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Учащиеся научатся характеризовать роль князей Александра Невского и Даниила Московского; составлять схему их родственных связей; объяснять важность преемственности в их государственных поступках; постигать идейный смысл иконы Андрея Рублёва «Троица»; составлять рассказ о Куликовской битве.
| - формировать основные понятия темы; - умение характеризовать князей Александра Невского, Даниила Московского; -систематизировать исторический материал по изученному периоду; - обосновывать оценку итогов эпохи княжеских междоусобиц, монголо-татарского нашествия на Древнюю Русь; - участвовать в дискуссии о значении деятельности князей А. Невского и Д. Московского и объединение разрозненных княжеств Москвы и войск русских княжеств; - выполнять тестовые контрольные задания по данному историческому периоду. | Личностные: - воспитание интереса к отечественной истории, гражданских и патриотических чувств; - уважительно относиться к мнению других; - понимать и осознавать ответственность за принятые решения; - учиться определять собственную позицию; Регулятивные: -формирование познавательного интереса, мотивации к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантированность достижения желаемых результатов; - развитие навыков планирования и самооценки. Познавательные: - формировать умение анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах( текст, схема и др.); - демонстрировать навыки обобщения и систематизации изученного материала; - уметь анализировать и давать оценку представленным точкам зрения; - проявлять способность к широкому переносу событий и явлений на современную почву. Коммуникативные: - совершенствовать умение работать в группах, парах; - формировать способности излагать мысли в кратких выражениях, резюмировать информацию и свои чувства. | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Основные понятия и имена
| заставы, валы с частоколом, кочевники, стольный город, потомки, преемница, митрополит, междоусобицы, рыцарь, крестоносцы, Сергий Радонежский, Митрополит Алексий, дружинник Савва, Биргер, Чингисхан, Батый, Ярослав Мудрый, Владимир Мономах, Юрий Долгорукий, Андрей Боголюбский, Александр Невский, Даниила Московский | |||||||||||||||||||||||||||||||||
Организация пространства | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | ||||||||||||||||||||||||||||||||
литература психология обществознание речь и культура общения | групповая работа фронтальный опрос индивидуальный опрос | интерактивная доска, проектор, презентация, фильм, карта России, фонограмма церковного распева, фоторепродукции картин, документы, инструкции для групповой работы, листы самооценки | ||||||||||||||||||||||||||||||||
Этапы урока | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность обучающихся | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Деятельность учителя | Познавательная | Коммуникативная | Регулятивная | |||||||||||||||||||||||||||||||
Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляемые действия | Формируемые способы деятельности | Осуществляя-емые действия | Формируемые способы деятельности | |||||||||||||||||||||||||||||
| 1-й этап. Организационно - мотивационный | |||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Учитель организует фронтальный опрос «Проверь себя» 2. Знакомство с эпиграфами урока. 3. Просит выдвинуть предположение о теме, цели и плане предстоящего урока. 4. Формулирует цели урока, определяет задания для каждой группы. 5. Формирует микрогруппы для работы, задаёт роли каждого ученика в группе. 6. Передаёт группам алгоритм характеристики исторической личности и документы для ответа на проблемный вопрос, листы самооценки. | Слушают вопросы учителя и отвечают на них. Слушают эпиграфы урока, выдвигают предположения о теме, цели и плане урока. Составляют план урока, формулируют его задачи. | Осуществляют актуализацию знаний по изученному материалу. Выделяют существенную информацию из эпиграфов урока. Выдвигают предположения по формулировке темы, цели, плана урока. | Взаимодействуют с учителем во время беседы, осуществляемой во фронтальном режиме. Обсуждают свои предположения по поводу темы, цели, плана урока. Предлагают свой вариант темы, цели, плана урока. | Слуша-ют собеседника, строят высказывания, отвеча-ют на вопросы учителя. | Контролируют высказывания учащихся, планируют путь достижения цели, ставят познаватель-ные задачи. Принимают решения, осуществляют выбор в учебной и познаватель-ной деятельности. | Умеют планировать свою деятельность в соответствии с целевой установкой, высказывают мнения по существу полученного задания. | ||||||||||||||||||||||||||||
Работа с заданиями раздаточного материала в микрогруппах. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Учащимся предлагается продолжить предложения. 2. Соединить имя князя с названием города, который он основал. 3. Составить схему родственных связей. 4. Поработать со схемой « Река времени». 5. Определить города и реки Киевской Руси. 6. Назвать исторические памятники, построенные во Владимире. 7. Определить имя князя, в период правления которого стольным городом на Руси стал Владимир. Вопросы обсуждают в группах а затем представитель группы защищает свою точку зрения на уровне класса. | Обучающиеся осуществляют поиск и выделение информации; синтезируют полученные сведения для составления ответа; создают характеристику историческим моментам того периода. Отвечают на проблемные вопросы по материалам документов. | Формируют умения анализировать историческую информацию, представленную в разных знаковых системах ( текст, схема и др.) Составляют ответы по предлагаемому алгоритму. | Планируют работу в группе, распределяют поручения и роли; осуществляют инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации; обмениваются мнениями по поводу ответа на проблем-ный вопрос, обсуждают конечный результат и готовят публичное выступле-ние. | Обсу-дают вариан-ты ответов на задания. Форми-руют умение нахо-дить общее решение в микрогруппе, умение осознанно использовать разнообразные речевые средства для публичного выступления. | Осуществляют самокон-троль Правиль-ности выполнения задания, публичного выступления. | Формируют познавательный интерес к историческим личностям и их деятельности, мотивацию к обучению через разнообразие используемых приёмов, гарантирован-ность достижения желаемых результатов. | ||||||||||||||||||||||||||||
2-й этап. Изучение новой темы. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Организует просмотр сюжета. 2.Работу с пословицей «Пришла беда – отворяй ворота.» Коррекционно – управляющая функция 3.Беседа по сюжету. - Какие беды пришли к нашим предкам, как они справились с ними. Какие знаменитые люди остались в памяти потомков благодаря своим героическим поступкам? Задаёт уточняющие вопросы. 4.Организовывает работу со словарём (заставы, валы с частоколом, кочевники, стольный город, потомки, преемница, митрополит, междоусобицы, рыцарь, крестоносцы) 5.Предлагает прочитать материал учебника. Понимание пословиц « В единении сила», « Пусто, словно Мамай прошёл» 6.Показ иллюстраций, работа с репродукцией « Александр Невский»,фоторепродукцией « Ледовое побоище». 7.Организует просмотр видеофильма « Александр Невский» Беседа по сюжету. 8.Физкультминутка. 9.Продолжение работы по теме урока. 10.Работа с учебником. Чтение статьи « В единстве – сила» 11.Задаёт уточняющие вопросы. 12. Работа с текстом о Сергии Радонежском на «Страницах Умного Совёнка»
| Обсуждение сюжета. Ответы на поставленные вопросы. | Дискуссия по просмотренному сюжету. Строить логические рассуждения Установление причинно – следственных связей. Формируют умение анализировать историческую информацию. Смысловое чтение и вывод. Составляют характеристику исторической личности с полученными сведениями. | Высказыва-ние своего мнения. Умение читать историчес-кий материал. Владеть устной и письменной речью. Ввод текстовой информации на бумажный носитель. Строить монологический ответ. | Слуша-ют собеседника, строят понят-ные для собеседника высказывания. | Оценивают предложен ные варианты, выбирают наиболее точный ответ. Определяют способы действий в рамках предложенных условий | Выбирают пути решения учебной задачи. Определяют способы действий в рамках предложен- ных условий. | ||||||||||||||||||||||||||||
3-й этап Закрепление пройденного материала. | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Выполнение заданий в рабочей тетради. ( с коллективной проверкой). Проверочная работа. | Выполнение работы по заданному алгоритму. | Умение применять полученные знания. | Ответ с обоснованием | Умение работать самостоятельно, обосно-вать свой ответ. | Самокон-троль, понимания текста. | Понимать и сохранять учебную задачу. Уметь обобщать и систематизиро-вать полученную информацию. | ||||||||||||||||||||||||||||
4-й этап Рефлексия | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
1.Возвращает учащихся к проблемной ситуации | Отвечают на вопросы путём синтеза имеющихся и полученных на уроке знаний Поднимаются на новый уровень понимания исторических событий. | Анализ и структурирова-ние информации, построение логических выводов. | Участву-ют в обсуждении | Слушают ответы учащихся, принимают точку зрения другого или возражают ему в этикетной форме. | Самооценка и взаимо-оценка | Понимать и сохранять учебную задачу. Осуществлять самоконтроль. Планировать будущую деятельность. | ||||||||||||||||||||||||||||
5-й этап Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||||||
Задаёт домашнее задание, комментирует его, предлагает выбор отдельных заданий, распределение по микрогруппам. | Воспринимают информацию, осознанно записывают домашнее задание. | Выбор и распределение по микрогруппам. |
|
| Самоуправление обучением | Выстраивание стратегии выполнения домашнего задания. | ||||||||||||||||||||||||||||