Современные социально-экономические условия диктуют необходимость выхода на качественно новый уровень подготовки кадров. Этого возможно достичь путем перехода учебных заведений среднего профессионального образования на инновационный путь развития, позволяющий обеспечить рост результативности обучения. Научно-методическое обеспечение инновационных процессов в образовании становится важнейшим инструментом для достижения приоритета образования перед другими социальными институтами по влиянию на подрастающее поколение.
В условиях становления гражданского общества образование, осуществляемое в учреждениях среднего профессионального образования, направлено на формирование нового, демократического типа личности, способной к инновациям, к управлению собственной жизнью и деятельностью, делами общества, готовой рассчитывать на собственные силы, собственным трудом обеспечивать свою материальную независимость.
Однако новое время требует от образовательного учреждения содержания, форм и методов гражданско-патриотического воспитания, адекватных современным социально-педагогическим реалиям. Появляется необходимость в деятельностном компоненте гражданско-патриотического воспитания и создании интерактивной модели такого воспитания. Только через активное вовлечение в социальную деятельность, сознательное участие в ней, через изменение имиджа учреждения, развитие самоуправления и создания интерактивной модели патриотического воспитания можно достигнуть успехов в этом направлении.
В нашем образовательном учреждении мы подошли к переосмыслению вопросов патриотического воспитания участниками воспитательного процесса. Не отказываясь от прежних традиций, достижений в этом направлении, мы попробовали внести новые акценты в содержание воспитательной работы и подходы к нему.
Исходя из этих предпосылок в 2012 году в Орловском техникуме имени В. А. Лапочкина появилась идея открытия экспериментальной площадки «Создание интерактивной модели патриотического воспитания в образовательном учреждении среднего профессионального образования», что полностью соответствует новым тенденциям модернизации содержания образования.
Идея эксперимента основана на наличии определенного опыта поисковой работы (с 2012 года в техникуме действует объединение «Я–патриот», разработана концепция и программа воспитательной деятельности, в основу которой положена идея гражданско-патриотического воспитания).
Целью и основными задачами эксперимента является обеспечение непрерывного процесса патриотического воспитания; создание алгоритма оптимального сочетания учебной деятельности и дополнительного образования в системе патриотического воспитания, преобразование воспитательной работы в системообразующую деятельность на основе концептуальных идей, апробация и внедрение инновационных технологий.
Гипотеза исследования предполагает, что создание интерактивной модели патриотического воспитания позволит найти новые подходы к формированию эффективной системы работы по патриотическому воспитанию, даст возможность накопления и передачи опыта в практической и теоретической деятельности.
Результатом работы экспериментальной площадки должен стать научно-методический продукт современного уровня:
-диагностический инструментарий;
-программы дополнительного образования по патриотическому воспитанию;
-методические рекомендации по организации деятельности преподавателей, осуществляющих опытно-экспериментальную работу;
-создание банка инновационных форм работы по патриотическому воспитанию (в традиционном и электронном виде);
-организационно-управленческая модель эффективного управления системой патриотического воспитания и допризывной подготовки.
Практический результат выражен в организации совместной деятельности субъектов образовательного процесса по реализации инновационных форм гражданско-патриотического воспитания и более активном проявлении обучающимися сформированных ценностей, способностей, качеств, личного опыта.
В 2012/2013 учебном году пройден проектно-диагностический этап. Создана творческая группа, разработаны программа экспериментальной деятельности, календарный план экспериментальной деятельности и личные календарные планы участников проекта (данные нормативные документы были обсуждены на заседании методического объединения классных руководителей).
Путем анкетирования педагогов, мастеров производственного обучения, анализа образовательного процесса был выявлен уровень потенциальных профессиональных и творческих возможностей коллектива.
На основе такого анализа была разработана программа повышения теоретического, методического уровня участников экспериментальной деятельности.
Для классных руководителей и мастеров производственного обучения был проведен ряд семинаров с приглашением ученых и краеведов Орловской области: профессора ОГУ В. А. Ливцова, краеведов Т. Е. Сияновой, А. М. Полынкина, М. И. Самариной, методистов областного института усовершенствования учителей. Изучена научная и методическая литература по организации экспериментальной деятельности, нормативные документы.
Автор и руководитель данной площадки – В. С. Дементьева, педагог дополнительного образования техникума. Именно ее объединение «Я – патриот» стало основой эксперимента.
Из традиционных дел объединения наиболее популярными стали месячник оборонно-массовой работы, военно-спортивные сборы, легкоатлетический кросс на приз имени Героя Советского Союза А. А. Артемьева.
Ежегодно в октябре проходит открытие Патриотической вахты «Равнение на героев» и старт молодежной акции «Марафон Победы», 16 октября отмечается День Памяти Владислава Анатольевича Лапочкина, выпускника техникума, бойца ОМОН, погибшего при исполнении служебного долга. В преддверии государственного праздника Дня народного единства в рамках работы дискуссионного клуба проходит тематическая ролевая игра.
9 декабря в рамках празднования Дня воинской славы России – Дня Героев Отечества - в техникуме отдается дань памяти Герою Советского Союза, педагогу техникума А. А. Артемьеву и выпускникам техникума, погибшим при исполнении служебного долга в Северо-Кавказском регионе.
Стоит также отметить работу над проектами в рамках каждой группы. Данная деятельность также является неотъемлемой частью эксперимента. А результаты проектов уже видны на деле.
В целом работа площадки показывает свою эффективность. В ходе проведения занятий и мероприятий были задействованы более 500 студентов. Потенциал площадки позволяет ей выступить как организационно-управленческим, так и учебно-воспитательным центром. Все мероприятия площадки реализуются на практике и являются востребованными преподавателями, студентами, родителями, а схема работы с допризывной молодежью, с соответствующей организационно-методической поддержкой - уникальной.