В последнее время становится актуальным обсуждением вопросов, связанных с гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.
Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:
Когнитивный;
Ценностно-смысловой;
Эмоциональный;
Деятельностный.
Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.
Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.
Изучение на уроках окружающего мира таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город. Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах расширяет кругозор учащихся, формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности событиям героического прошлого народов России.
Темы «Я – гражданин России», «Власть народа», «Кто в государстве самый главный?», формируют представления учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; правовую компетентность; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.
Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.
В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.
Достигаемые результаты | |
Проектные технологии | Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению. |
Исследовательские методы в обучении | Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. |
Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа) | Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей. |
Информационно-коммуникационные технологии | Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ. |
Использование мною проектной технологии на этапе обобщения позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу. Так передо мной возникла проблема – найти путь развития познавательной активности через наблюдение за явлениями и предметами окружающего мира. Я организовала для детей экскурсию по городу. Первоначально гармония, красота воспринимается такими органами чувств, как зрение, слух, без осознания глубокого смысла этих понятий. Я наблюдала за детьми, когда мы проходили по Студенческому городку мимо памятника С.А. Оруджеву , мемориала Памяти, памятник пионерам освоения Уренгоя, памятный знак в память о первопроходцах. Видя это, некоторые дети стали задавать вопросы: «А кто это?», «А почему этим людям поставили памятник?», «Кто и почему назвал улицу Геологоразведчиков, Первопроходцев, Строителей, В.Я. Петуха, Армянский проспект, Ленинградский проспект именно так?». Кто-то попытался объяснить, но знаний было недостаточно, поэтому дети стали обращаться с вопросами ко мне. Когда ребёнок сталкивается с проблемой, то формируется эмоциональная установка: «Я хочу изучить этот материал». Каждый ребёнок получил листок с планом наблюдения, в котором по ходу экскурсии делал свои пометки. На экскурсии старалась обратить внимание детей на изменения в нашем городе. Ребята говорили о том, что помнят наш город не таким красивым, как сейчас. Дети получили массу впечатлений, рассказывали, что раньше не обращали внимания на памятники, что написано на стеле у Вечного огня, памятные камни. Уходя домой, дети получили задание «На какие вопросы ты хотел бы услышать ответы?» На следующий день мы выписали эти вопросы на доску и в ходе этой работы решили вместе найти ответы на интересующие ребят вопросы. Далее определили тему нашего проекта и попытались наметить цели. Я объяснила детям, значение терминов «проект», «цель», «задачи» проекта. Ученики предложили составить алгоритм работы, чтобы не запутаться в огромном море информации.
В ходе работы ребята распределились на три группы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Например, в части «Прошлое» был поставлен вопрос-проблема «Кто является основателем города?». Каждый участник группы в ходе обсуждения получает задание «Кто основал город Новый Уренгой?»
В части «Настоящее» - объектом исследования стали улицы и проспекты нашего города, «Будущее» - гордость Нового Уренгоя.
Был определен и основной источник информации – библиотека и ее богатейшие ресурсы.
Выступление групп сопровождалось показом слайдов.
Это активизировало внимание детей на протяжении всей презентации, ведь на экране они видели себя в ходе работы над проектом, продукты своей проектной деятельности.
В ходе работы возникла идея не только сделать урок – презентацию, но и собрать рукописную книгу по теме проекта.
Итогом работы стал урок-презентация «Мой город детства и мечты – отсюда родом я».
Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:
он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;
он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;
он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;
он способен к сознательному управлению своим поведением;
он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.
Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.
Литература:
- Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников.- М., 1980
- Макаренко А.С. Воспитание гражданина (сборник) – М.: Просвещение, 1988г.
- Солодкова А.Ф. Воспитание коллективизма у младших школьников – М.,Просвещение, 1990г.
- Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 2007г.