Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96361

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 23.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Формирование гражданской идентичности у младших школьников на уроках окружающего мира в рамках ФГОС»

Дата публикации:

Автор:
учитель начальных классов, МБОУ "СШ №12", ЯНАО г.Новый Уренгой

Цель: Формировать у обучающихся качества личности как гражданственность, патриотизм и социально-критическое мышление, обеспечивающие основу свободного жизненного выбора личности .

Задачи: Воспитание ребенка в русле национальной духовной культурно-исторической традиции; формирование исторической памяти и национального самосознании; помощь в становлении добродетелей и искоренении пороков; содействие ребенку в обретении нравственного стержня личности; формирование у детей целостной картины мира на основе традиционной системы нравственных ценностей; выработка умения взаимодействовать с окружающим миром (людьми, природой) в соответствии с нормами христианской морали, жить в мире с самим собой.

В последнее время становится актуальным обсуждением вопросов, связанных с гражданской идентичностью и, на мой взгляд, центральной задачей новой российской школы, обеспечивающей социокультурную модернизацию российского общества, должно стать воспитание ответственного гражданина. Именно в школе сосредоточена не только интеллектуальная, но и гражданская, духовная и культурная жизнь детей и подростков. В Федеральном Государственном Образовательном стандарте говорится о формировании у учащихся основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций. Младший школьный возраст наиболее подходящий период для формирования гражданской идентичности, воспитания общечеловеческих ценностей и качеств личности. Податливость, известная внушаемость детей, их доверчивость, склонность к подражанию, уважение и огромный авторитет учителя начальных классов, его личностная позиция, создают благоприятные предпосылки для успешного воспитания. Это время, когда чувства господствуют над всеми сторонами жизни ребенка, определяют поступки, выступают в качестве мотивов поведения, выражают отношения к окружающему миру.

Структура гражданской идентичности включает следующие компоненты:

Когнитивный;

Ценностно-смысловой;

Эмоциональный;

Деятельностный.

Каждый учитель при обучении и воспитании школьников ставит перед собой определённую цель. Моя цель совпадает с одной из задач современного образования - формирование способности школьника соотносить себя с гражданской общностью, с ее ценностями и нормами, осознавать свою принадлежность к гражданской общности, видеть в себе гражданина своей страны и члена гражданского общества.

Особенностью работы учителя начальных классов в контексте формирования гражданской идентичности является такое преподнесение изучаемого материала, которое не может, не отразится на отношении личности к себе, своей семье, своему городу, своей стране.

Изучение на уроках окружающего мира таких тем, как «Твои родные и твоя Родина в потоке времени», «Народы России», «Наш общий дом», «Что такое общество?», «Как жить в мире людей?» не только дает знание основных событий истории государства, края, республики, области, в которой проживает учащийся, представление о связи истории своей семьи, рода с историей Отечества, но и формирует чувство гордости за свой народ, семью, город. Работа с текстами домашнего чтения об истории II мировой войны, памятных датах расширяет кругозор учащихся, формирует историческую память и чувство гордости и сопричастности событиям героического прошлого народов России.

Темы «Я – гражданин России», «Власть народа», «Кто в государстве самый главный?», формируют представления учащихся о государственно-политическом устройстве России; государственной символике, основных правах и обязанностях гражданина; правах и обязанностях учащегося; правовую компетентность; информирует об основных общественно-политических событиях в стране и в мире.

Изучение географического и экономического положения России, ее достопримечательностей, биографий знаменитых писателей, ученых направлено на формирование чувства любви к Родине и гордости за принадлежность к своему народу, уважение национальных символов и святынь, знание государственных праздников и участие в них, готовность к участию в общественных мероприятиях.

В настоящее время идет поиск путей формирования гражданской, идентичности, поэтому для реализации познавательной и творческой активности школьника в учебном процессе я использую современные образовательные технологии, дающие возможность повышать качество образования.

Педагогические технологии

Достигаемые результаты

Проектные технологии

Работа по данной методике дает возможность развивать индивидуальные творческие способности учащихся, более осознанно подходить к профессиональному и социальному самоопределению.

Исследовательские методы в обучении

Дает возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения.

Обучение в сотрудничестве (командная, групповая работа)

Сотрудничество трактуется как идея совместной развивающей деятельности взрослых и детей.

Информационно-коммуникационные технологии

Изменение и неограниченное обогащение содержания образования, использование интегрированных курсов, доступ в ИНТЕРНЕТ.

Использование мною проектной технологии на этапе обобщения позволяет учащимся не только собрать материал по заданной теме и представить его в творческой форме (стенгазета, компьютерная презентация), но и выработать собственное отношение и выразить свою личную точку зрения на поставленную задачу. Так передо мной возникла проблема – найти путь развития познавательной активности через наблюдение за явлениями и предметами окружающего мира. Я организовала для детей экскурсию по городу. Первоначально гармония, красота воспринимается такими органами чувств, как зрение, слух, без осознания глубокого смысла этих понятий. Я наблюдала за детьми, когда мы проходили по Студенческому городку мимо памятника С.А. Оруджеву , мемориала Памяти, памятник пионерам освоения Уренгоя, памятный знак в память о первопроходцах. Видя это, некоторые дети стали задавать вопросы: «А кто это?», «А почему этим людям поставили памятник?», «Кто и почему назвал улицу Геологоразведчиков, Первопроходцев, Строителей, В.Я. Петуха, Армянский проспект, Ленинградский проспект именно так?». Кто-то попытался объяснить, но знаний было недостаточно, поэтому дети стали обращаться с вопросами ко мне. Когда ребёнок сталкивается с проблемой, то формируется эмоциональная установка: «Я хочу изучить этот материал». Каждый ребёнок получил листок с планом наблюдения, в котором по ходу экскурсии делал свои пометки. На экскурсии старалась обратить внимание детей на изменения в нашем городе. Ребята говорили о том, что помнят наш город не таким красивым, как сейчас. Дети получили массу впечатлений, рассказывали, что раньше не обращали внимания на памятники, что написано на стеле у Вечного огня, памятные камни. Уходя домой, дети получили задание «На какие вопросы ты хотел бы услышать ответы?» На следующий день мы выписали эти вопросы на доску и в ходе этой работы решили вместе найти ответы на интересующие ребят вопросы. Далее определили тему нашего проекта и попытались наметить цели. Я объяснила детям, значение терминов «проект», «цель», «задачи» проекта. Ученики предложили составить алгоритм работы, чтобы не запутаться в огромном море информации.

В ходе работы ребята распределились на три группы «Прошлое», «Настоящее», «Будущее». Например, в части «Прошлое» был поставлен вопрос-проблема «Кто является основателем города?». Каждый участник группы в ходе обсуждения получает задание «Кто основал город Новый Уренгой?»

В части «Настоящее» - объектом исследования стали улицы и проспекты нашего города, «Будущее» - гордость Нового Уренгоя.

Был определен и основной источник информации – библиотека и ее богатейшие ресурсы.

Выступление групп сопровождалось показом слайдов.

Это активизировало внимание детей на протяжении всей презентации, ведь на экране они видели себя в ходе работы над проектом, продукты своей проектной деятельности.

В ходе работы возникла идея не только сделать урок – презентацию, но и собрать рукописную книгу по теме проекта.

Итогом работы стал урок-презентация «Мой город детства и мечты – отсюда родом я».

Работа по формированию гражданской идентичности у младших школьников помогает воспитывать ученика, который соответствует модели выпускника начальной школы:

он гражданин, патриот, ощущающий ответственность за прошлое, настоящее и будущее Отечества;

он владеет культурой общения, коммуникативен, бережно относится к общечеловеческим ценностям;

он умеет отстаивать свои взгляды и убеждения, честен, настойчив в преодолении трудностей;

он способен к сознательному управлению своим поведением;

он обладает уверенностью в себе, чувством достоинства, положительной самооценкой.

Формирование гражданской идентичности – дело благородное, значимое и серьезное. Детская душа чутко прикасается к волшебному источнику, который мы им предлагаем, и из которого потом всю жизнь будут черпать живительную влагу – любовь к своему Отечеству.

Литература:

  • Бабанский Ю.К. Комплексный подход к воспитанию школьников.- М., 1980
  • Макаренко А.С. Воспитание гражданина (сборник) – М.: Просвещение, 1988г.
  • Солодкова А.Ф. Воспитание коллективизма у младших школьников – М.,Просвещение, 1990г.
  • Большая советская энциклопедия. – М.: Советская энциклопедия, 2007г.

Наши новости:

Разместить свою публикацию