Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

55890

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 27.01.2020 года.

Nomination bg
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Как разместить публикацию Как получить свидетельство Способы оплаты

«Внешняя политика СССР в эпоху перестройки»

Дата публикации: 08.02.18

Автор:
Нальгиев Рамазан Тайсамович учащийся, МБОУ "Лицей г. Сусумана", Магаданская область, г. Сусуман

МБОУ «Лицей г. Сусумана»

Выполнил: ученик 11 класса

Нальгиев Рамазан

Консультант: Домрачев Денис Сергеевич

г. Сусуман

2016 г.

Резюме:

Название работы: «Внешняя политика СССР в эпоху перестройки»

Автор: Нальгиев Рамазан

Место учебы: МБОУ лицей, город Сусумана, 11 класс.

Консультант: Домрачев Денис Сергеевич

Предметная область: история.

Гипотеза: Радикальные реформы во внешней политике, начатые новым руководством СССР в 1985 г. и составившие основу «перестройки», продолжают вызывать неоднозначные оценки как отечественных, так и западных политологов.

Методика:поиск, подбор, систематизация литературы и монографийпо теме «Внешняя политика СССР в эпоху перестройки»

Результаты и выводы: В процессе осуществления перестройки в советском государстве проявились проблемы формировавшиеся десятки лет, в особенности политические проблемы и проблемы в межнациональной сфере.

Практическое использование: материалы данной работы могут быть использованы, как учебный материал к элективному курсу иуглублению знаний по теме.

«___»___________2016г. Автор: _________ Нальгиев Р.Т.


СОДЕРЖАНИЕ

1.1. Введение…………………………………………………………………………….4

2.1.Внешняя политика при Ю.В. Андропове 1982-1984 гг…………………………..5

2.2.Внешняя политика при К.У.Черненко 1984-1985 гг.……………………………..7

3.1.Внешняя политика СССР приМ.С. Горбачеве…………………………………..12

3.2 Взаимоотношения со странами социализма……………………………………14

3.3.Взаимоотношения с капиталистическими странами………………………......15

3.4.Взаимоотношения со странами «Третьего мира»……………………………....17

4.1.Крах внешней политики СССР…………………………………………………….18

4.2.РазвалСССР………………………………………………………………………...19

Заключение………………………………………………………………………………21

Список монографий……………………………………………………………………..22

Список литературы……………………………………………………………………...24

Список сносок…………………………………………………………………………...25

Список приложений…………………………………………………………………….28

Приложение……………………………………………………………………………...29



ВВЕДЕНИЕ

Ситуация в Европе после окончания второй мировой войны, характеризовалась разделением континента на две части. С одной стороны ОВД, а с дугой НАТО. Долгие десятилетия наша страна находилась в состоянии «осажденной крепости». Конфронтация военно-политических блоков не раз приводила мир на грань взаимоистребительной ядерной войны. В 70-80–х гг. затраты на удержание мировых контингентов составили 700 млрд. рублей. Но после того как на пост генсека встал М,С, Горбачев начинается резкая активизация внешнеполитической активности советского руководства, курс на поиск взаимоприемлемых компромиссов, отказ от идеологических догм во внешней политике, провозглашение принципов ненасилия в международной жизни должны были найти свое воплощение в конкретных делах. Прежде всего это касалось отношений с Соединенными Штатами Америки, страной, которая на протяжении десятилетий рассматривалась нами как потенциальный враг.

Актуальность данной темы в наши дни обусловлена тем, что даже когда с политической сцены уже ушли главные действующие лица периода перестройки, политические и экономические преобразования в России продолжаются. Достижения и ошибки М.С. Горбачёва и его соратников сохраняют актуальность и более чем через да десятилетия после начала реформ.

В данной работе моей целью являлось осуществление анализа и рассмотрение логики происходящих исторических явлений и процессов в 1985-1991 гг.

Конечной цели невозможно достичь, не рассмотрев основные элементы внешней политики М.С.Горбачева:

  • Учитывая сложную экономическую ситуацию в стране, нужно было уладить назревающие противоречия с Соединенными Штатами Америки.
  • Любыми способами удержать организации подконтрольные СССР. Это такие как ОВД (Организация Варшавского Договора), ГДР (Германская Демократическая Республика) и СЭВ (Совет Экономической Взаимопомощи)
  • Стремление СССР достичь мирового равновесия не путем баланса сил а путем баланса их интересов.
  • Стремление ограничить вмешательства мировых держав во внутреннюю политику стран третьего мира.
  • Решение проблем не с помощью военного урегулирования, а мирным путем.

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРИ Ю.В. АНДРОПОВЕС 1982-1984 гг.

Андропов пришел к власти в обстановке резкого ухудшения советско-американских отношений. В 1980 г. президентом США был избран Рональд Рейган[1], которого называли «носителем воинствующего антикоммунизма». В 1983 г. он публично назвал СССР «империей зла».[2]
США вступили в активное противостояние с Советским Союзом в третьем мире, поддерживая антикоммунистические группировки в Афганистане, Анголе, Эфиопии, Никарагуа.[3]На вооружение американской армии был принят стратегический бомбардировщик В-1[4], началось развертывание межконтинентальных ракет нового поколения — МХ.[5]

Советское руководство особенно опасалось размещения в Европе новых американских ракет средней дальности. В 1982 г. Советский Союз предложил в случае отказа США от размещения «Першингов»[6]сократить число своих ракет СС-20[7]в Европе до суммарного количества аналогичных ракет Англии и Франции (162 единицы), а остальные вывести в Сибирь. Однако американцы отвергли этот вариант, считая, что в случае необходимости вернуть ракеты из-за Урала будет гораздо проще, чем доставить их из-за океана. К тому же появление советских ракет в Азии, с точки зрения американцев, могло угрожать Японии и подтолкнуть к усиленному вооружению Китай.

СССР безуспешно пытался оказать давление на союзников США. Так, летом 1983 г. Ю.Андропов[8] предупреждал канцлера ФРГ Гельмута Коля[9], что из-за «Першингов» «военная угроза для Западной Германии возрастет многократно, отношения между нашими двумя странами также обязательно претерпят серьезные осложнения. Что же касается немцев в Федеративной Республике Германии и в Германской Демократической Республике[10], им придется глядеть друг на друга через плотный частокол ракет»

В августе 1983 г. Москва предложила НАТО,[11] так называемый нулевой вариант, согласившись ликвидировать все свои ракеты сверх 162. Возможно, это открыло бы новые перспективы на переговорах, но случилось непредвиденное.

1 сентября советский истребитель сбил вторгшийся в воздушное пространство СССР южнокорейский пассажирский лайнер. Погибли 269 пассажиров. Летчик, по-видимому, принял Боинг-747 за американский самолет-разведчик, но санкцию на поражение цели дали из Москвы. Разразился колоссальный международный скандал. Американцы обвинили Кремль в сознательном расстреле пассажирского самолета. Советская сторона поначалу вовсе отрицала свою причастность к гибели лайнера…

В заявлении ТАСС от 2 сентября[12] утверждалось, что «самолет-нарушитель на подаваемые сигналы и предупреждения советских истребителей не реагировал и продолжал полет в сторону Японского моря». Лишь 7 сентября правительство СССР официально признало, что «Боинг» был сбит, но утверждало, что он нарушил воздушную границу СССР не случайно, а по заданию американской разведки.

Андропов обвинил администрацию США в том, что она провокационно использует инцидент с южнокорейским самолетом для организации беспрецедентной гонки вооружений. В ноябре 1983 г., после того как США реально приступили к размещению «Першингов» и крылатых ракет в Европе, СССР прервал переговоры и объявил о размещении в Европе дополнительных ракет СС-20 и отправке в океан советских подводных лодок с ядерным оружием на борту.
В свою очередь, Рейган принял решение о форсировании работ над стратегической оборонной инициативой (СОИ),[13] известной также как программа «звездных войн». Речь шла о размещении в космосе противоракетного щита, который сделал бы Америку неуязвимой для советского ядерного оружия. Впоследствии специалисты установили, что технические возможности осуществления СОИ были, мягко говоря, сомнительными. Но в СССР эту идею восприняли тем более болезненно, что советская промышленность была не в силах создать что-либо подобное.
Г.Киссинджер[14] писал: «Как минимум, провозглашение Рейганом программы СОИ уведомило советское руководство, что гонка вооружений, которую они столь отчаянно начали в 1960-е гг., либо полностью поглотит их ресурсы, либо приведет к американскому стратегическому прорыву».[15] Отношения между Западом и Востоком накалились до предела.

В 1984 г. СССР, а вслед за ним и другие социалистические страны бойкотировали проходившие в Лос-Анджелесе[16] Олимпийские игры, ответив тем самым на американский бойкот предыдущей московской Олимпиады[17].

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА ПРИ К.У. ЧЕРНЕНКО 1984-1985 гг.

1984 год во внешней политике СССР был годом потепления международных отношений. Уже в дни похорон Ю.В. Андропова К.У. Черненко [18]провел ряд консультаций с лидерами делегаций зарубежных стран: США (Дж. Бушем-старшим[19]), ФРГ (Г. Колем), Франции (П. Моруа[20]), Великобритании (М. Тэтчер).[21]Состоялось и расширенное заседание с лидерами стран-участниц ОВД: Т. Живковым [22](Болгария), Я. Кадаром [23](Венгрия), Э. Хоннекером [24](ГДР), В.Ярузельским[25](Польша), Г. Гусаком [26](Чехословакия), Н. Чаушеску[27] (Румыния).

Большое внимание Черненко уделял проблеме мирного сосуществование государств и народов планеты. На встрече с избирателями Куйбышевского округа Москвы 2 марта 1984 года Константин Устинович обозначил исключительно важную задачу: «Избавить человечество от возможности применения химического оружия». Важность этой задачи еще раз убедительно показали событиях нашей, современной мировой политики. Кроме того, основные направления внешнеполитической линии К.У. Черненко («шестью пунктами Черненко») стали:[28]

  • «Рассматривать предотвращение ядерной войны как главную цель своей внешней политики. Не допускать ситуаций, чреватых ядерным конфликтом. А в случае возникновения такой опасности проводить срочные консультации, чтобы не дать вспыхнуть ядерному пожару.
  • Отказаться от пропаганды ядерной войны в любом ее варианте – глобальном либо ограниченном.
  • Взять обязательство не применять первыми ядерное оружие.
  • Ни при каких обстоятельствах не применять ядерного оружия против неядерных стран, на территории которых такого оружия нет. Уважать статус уже созданной и поощрять образование новых безъядерных зон в различных районах мира.
  • Не допускать распространения ядерного оружия в любой форме; не передавать кому бы то ни было этого оружия или контроля над ним; не размещать его на территориях стран, где его нет; не переносить гонку ядерных вооружений в новые сферы, включая космос.
  • Шаг за шагом, на основе принципа одинаковой безопасности добиваться сокращения ядерных вооружений вплоть до полной их ликвидации во всех разновидностях.

Нужно отметить, что Советский Союз всегда был готов обсуждать эти предложения со всеми странами капиталистического мира. Но не все страны принимали эти предложения, а порой и игнорировали их.

На протяжении всего 1984 года К.У. Черненко встречался с делегациями социалистических стран, а также компартий Греции, Японии, Португалии. Новые дипломатические контакты осуществлялись и с главами правительств капиталистических стран. Настоящим историческим событием был официальный визит в СССР короля Испании Хуана Карлоса I и королевы Софии, который проходил с 10 по 16 мая 1984 года. Глава Испании впервые посетил СССР. Отметим, что в феврале 1984 года между правительствами СССР и Испании было подписано соглашение об экономическом и промышленном сотрудничестве.

20-23 июня 1984 года СССР посетил с официальным визитом и президент Франции Ф. Миттеран[29]. К.У. Черненко во время переговоров заявил: «Мы придаем первостепенное значение поддержанию большей стабильности в советско-французских отношениях, ибо, помимо взаимной выгоды, это может принести сегодня немалую пользу упрочению международной безопасности, способствовать возрождению разрядки»[30].

18 июня 1984 года состоялся официальный визит в СССР члена национального руководства Сандинистского фронта[31] национального освобождения, координатора Руководящего совета правительства Национального возрождения Никарагуа Д. Ортеги[32]. К.У. Черненко и Д. Ортега договорились о расширении экономических связей между СССР и Никарагуа.

9 октября 1984 года СССР впервые посетил президент Йеменской Арабской Республики Али Абдалла Салех[33]. В ходе визита был подписан Договор о дружбе и сотрудничестве между СССР и ЙАР.[34]

Нужно сказать, что при К.У. Черненко была проявлена солидарность с рабочими Англии. После того, как премьер-министр М. Тэтчер закрыла 20 угольных шахт, ВЦСПС направил в Англию материальную помощь и приглашение нуждающимся семьям на отдых в Крым и на Кавказ.

В 1984 году после долгого перерыва СССР посетил лидер КНДР Ким Ир Сен[35]. Итогом переговоров между СССР и КНДР стало потепление отношений и списание долгов Северной Кореи[36]. Кроме того, Советский Союз хотел заручиться поддержкой КНДР в бойкоте олимпиады в США в 1984 году: «Встречавший Ким Ир Сена на границе командующий забайкальским военным округом Станислав Постников по просьбе Устинова поинтересовался, поедут ли корейские спортсмены на Олимпиаду в США, которую бойкотировал СССР. «Думаю, они не будут участвовать», – отвечал Ким. КНДР в итоге действительно поддержала бойкот»[37]

Большим достижением во внешней политике К.У. Черненко стало потепление отношений с Китайской Народной Республикой. 28 декабря 1984 года было заключено соглашение между СССР и КНР об экономическом и техническом сотрудничестве. С одной стороны, у КНР было чему поучиться в реформах Дэн Сяопина. С другой – этим документом, помимо экономической сферы, были и обозначены политические основы сотрудничества, «основывающегося на принципах равноправия, взаимной выгоды, невмешательства во внутренние дела друг друга и взаимного уважения суверенитета».[38]

26 апреля 1984 года состоялось заседание Политбюро ЦК КПСС, которое обсудило итоги беседы Первого секретаря ЦК ПОРП В. Ярузельского с Д.Ф. Устиновым и А.А. Громыко[39]. Оно было посвящено все еще бушевавшему Польскому кризису. На нем Константин Устинович говорил о геополитических последствиях событий в ПНР: «Нас действительно не могут не волновать события в Польше. Они выходят далеко за существующие рамки и затрагивают судьбу социалистического содружества, имеют самое непосредственное отношение к нашей безопасности».[40] Проявленное Генеральным секретарем беспокойство было небеспочвенным. Польша являлась лакомым геополитическим объектом для стран Запада. Разместив там свои системы ПРО, Североатлантический альянс мог оказывать серьезное давление на СССР и весь социалистический лагерь.[41] Черненко поручил держать связь с В. Ярузельским и подготовиться к двусторонней встрече в Москве. В мае 1984 года К.У. Черненко смог переговорить с В. Ярузельским об обстановке в Польше. Отметим, что в последние годы жизни Л.И. Брежнева сложился порядок делать письменные заготовки для телефонных бесед Генерального секретаря. Так, Е.И. Чазов[42] воспоминал слова Черненко: «Вы знаете, сегодня я по телефону разговаривал с Ярузельским. Был подготовлен текст моего разговора, но помощники забыли мне его представить, и вообразите – пришлось говорить не по тексту. И знаете – получилось неплохо». А я подумал – бедная моя великая страна, если ее лидер разговаривает по телефону с руководителем другой страны по заранее подготовленному помощниками тексту»[43].

Осенью 1984 года К.У. Черненко провел беседы с лидером СДПГ Гансом Йоханом Фогелем. И с лидером Лейбористкой партии Великобритании Нилом Клинноком. «Он старался убедить своих собеседников в том, что как советско-западногерманские, так и советско-английские отношения нельзя рассматривать в отрыве от политики ФРГ и Великобритании по вопросам разоружения». [44]Иначе говоря, Черненко призывал западные страны к открытому и взаимному диалогу по одной из самых насущных проблем всего мира.

5 ноября 1984 года К.У. Черненко выступил на встрече с руководителями молодежных организаций социалистических стран. На нем Константин Устинович обозначил основные цели и задачи, стоявшие перед молодежными организациями. Это, в первую очередь, упрочение их связей с братскими партиями и выработка единой линии по поддержанию на международной арене мира: «Наша партия высоко ценит вклад молодежных организаций социалистических стран в борьбу за мир, против угрозы ядерной войны. Мы поддерживаем все инициативы комсомола, направленные на решение этой благородной задачи».[45]

В конце 1984 года СССР посетил американский предприниматель Арманд Хаммер,[46] который встретился с руководством страны и Генеральным секретарем ЦК КПСС. На этой встрече К.У. Черненко и А. Хаммер обсудили ряд вопросов, касавшихся культурного обмена между СССР и капиталистическими странами, предотвращения ядерной войны и реализации плана борьбы за мир без войны..

В частности, А. Хаммер разговаривал с Черненко по поводу подписания советско-американских соглашений о том, чтобы ограничить ядерное оружие и не применять его первым. Вопрос стоял об исполнении его обеими сторонами. США утверждали, что СССР обладал большей численностью оружия. Как известно, президент США Р. Рейган назвал СССР «империей зла». Хаммер настаивал на подписании двустороннего соглашения и на встрече К.У. Черненко с Р. Рейганом. На эти предложения К.У. Черненко ответил: «Мне надо подумать. Мое первое ощущение – подобное соглашение не защитит нас от саботажа и уловок, которые могут спровоцировать войну. Русский народ хорошо помнит двуличность нацистов, когда они надели на свих солдат польские мундиры и сфотографировали их на немецкой территории, чтобы доказать, что поляки напали на них первыми. Это стало поводом для объявления нацистами войны Польше».[47] Хаммер оставил некоторые воспоминание о личной встрече с К.У. Черненко: «Он легко поднялся от стола, стоявшего в другом конце комнаты, и пошел мне навстречу, улыбаясь и протягивая руку для уверенного и сильного рукопожатия. Его слегка порозовевшее лицо и уверенные манеры не имели ничего общего с бледной, немощной фигурой, которую мы видели по телевизору».[48]

Это была последняя крупная встреча Генерального секретаря ЦК КПСС Константина Устиновича Черненко. С началом 1985 года его здоровье резко ухудшилось, и большую часть времени он проводил в кремлевской ЦКБ. В 19 часов 40 минут 10 марта 1985 года закончился земной путь крестьянского парня из деревни Большая Тесь, достигшего вершины партийно-государственной власти.

13 марта состоялись похороны К.У. Черненко. В траурной речи нового Генерального секретаря ЦК КПСС М.С. Горбачева[49]прозвучали такие слова: «Как зеницу ока берег Константин Устинович Черненко единство Коммунистической партии, коллективный характер деятельности Центрального Комитета и его Политбюро. Он всегда стремился к тому, чтобы партия на всех уровнях действовала как сплоченный, слаженный и боевой организм. В единстве мыслей и дел коммунистов видел он залог успехов, преодоления недостатков, залог поступательного движения вперед»[50]. 19 апреля 1985 года вышло Постановление ЦК КПСС[51], Президиума ВС СССР, СМ СССР, об увековечении памяти К.У. Черненко. Единственный оставшийся памятник К.У. Черненко это его бюст на Кремлевской могиле. Уже в политическом докладе на XXVII съезде КПСС [52] М.С. Горбачев сказал, что «в жизни общества начали проступать застойные явления, как в экономической, так и в социальной сферах»[53]. Под застоем понимался весь период 1964-1985 годов. Так все, что делал и К.У. Черненко, было объявлено препятствием для дальнейшего развития и подлежало перестройке, а точнее, как показали последующие события, уничтожению…

ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА СССР ПРИ М.С. ГОРБАЧЕВЕ

"Новое политическое мышление"

Приход Горбачева к власти вначале не предвещал ничего нового в области советской внешней политики. Он по традиции заявлял о необходимости борьбы с военной угрозой, укрепления социалистического содружества, поддержки национально-освободительных движений. Спустя два месяца после избрания руководителем страны, в мае 1985 г., на праздновании 30-летия Организации Варшавского договора[54], Горбачев вновь обрушился с резкой критикой на Запад.

Внешняя политика начала меняться после смены министра иностранных дел СССР (вместо А. А. Громыко этот пост в июле 1985 г. занял бывший первый секретарь ЦК КП Грузии Э. А. Шеварднадзе[55]). Были определены основные направления внешней политики: нормализация отношений со странами Запада (в первую очередь - с США); начало двустороннего сокращения вооружений; прекращение вооруженного противостояния с США и их союзниками в Азии, Африке, Латинской Америке (разблокирование региональных конфликтов).

В 1987 г. оформилась совершенно новая внешнеполитическая концепция советского руководства, названная "новым мышлением". Она предполагала отказ от идеи раскола мира на две системы; признавала целостность и неделимость мира; отвергала использование силы для решения мировых проблем; объявляла приоритет общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими и т.п. Эти идеи были сформулированы в книге Горбачева "Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира", но они не были новыми: их выдвигали еще раньше видные ученые и политические деятели И. Кант[56], М. Ганди[57], А. Эйнштейн[58], Б. Рассел[59] и др. Заслуга Горбачева заключалась в том, что он первым из советских лидеров положил эти идеи в основу внешней политики государства.

В эпоху М.С. Горбачева оформилась новая философско-политическая концепция, получившая название новое политическое мышление. Ее основные положения предусматривали:

  • отказ от идеи о расколе современного мира на две противоположные общественно-политические системы (социалистическую и капиталистическую);
  • признание мира целостным и неделимым;
  • отказ от принципа пролетарского интернационализма и признание приоритета общечеловеческих ценностей над классовыми, национальными, идеологическими, религиозными и др.
  • отказ от применения силы в качестве средства разрешения международных проблем;
  • признание в качестве универсального способа решения международных вопросов не баланса сил двух систем, а баланса их интересов.

Основными приоритетами во внешнеполитической деятельности СССР после 1985 г. стали:

  • смягчение напряженности между Востоком и Западом посредством переговоров с США о разоружении;
  • урегулирование региональных конфликтов;
  • признание существующего миропорядка и расширение экономических связей со всеми государствами.

ОТНОШЕНИЕ СО СТРАНАМИ СОЦИАЛИЗМА

Ослабление позиций СССР в странах Восточной Европы.

Несмотря на заявления о деидеологизации международных отношений, СССР продолжал следовать принципам социалистического интернационализма. С 1986-1989 гг. объем безвозмездной помощи зарубежным странам составлял почти 56 млрд. инвалютных рублей (свыше 1% валового национального продукта). 47% этой помощи приходилось на долю Кубы. Советское руководство с целью сохранения содружества продолжало сотрудничество даже руководителями ГДР и Румынии, неодобрительно относившимися к перестройке в СССР.

В конце 80-х гг. ситуация изменилась. В 1989 г. начался вывод советских войск из стран Восточной и Центральной Европы. В результате резко сократились возможности советского давления на реформаторское движение и вообще на политическую ситуацию в восточноевропейских странах. Прекратилась активная политика СССР в отношении этих стран и, наоборот, усилилась и расширилась американская поддержка реформистских сил в Восточной Европе.

Распад социалистического лагеря.

В конечном итоге советский внешний фактор сыграл решающую роль в развитии антикоммунистических революций в данном регионе, направленных против существовавших политических режимов. В 1989-1990 гг. произошли бархатные революции [60]в Польше, ГДР, Чехословакии, Венгрии, Болгарии, Албании. В декабре 1989 г. вооруженным путем был свергнут режим Чаушеску в Румынии.

В 1990 г. произошло объединение Германии в форме включения ГДР в состав ФРГ. Радикальные изменения в странах Восточной Европы стали одним из факторов окончания холодной войны[61]. Разрыв традиционных экономических и политических связей Советского Союза со своими бывшими союзниками больно ударил по национальным интересам СССР в этом регионеВыход СССР из Европы завершил весной 1991 г. официальный роспуск Совета Экономической Взаимопомощи [62]и Организации Варшавского Договора.


ОТНОШЕНИЯ СО СТРАНАМИ КАПИТАЛИЗМА.

Начало ядерного разоружения. В ноябре 1985 г. состоялась первая встреча М. С. Горбачева с президентом США Р. Рейганом. Она положила начало новому потеплению в отношениях между Востоком и Западом. Переговоры руководителей двух стран с тех пор стали ежегодными и приносили весомые результаты.

Уже в 1987 г. СССР и США подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности, создававших особую опасность для европейских союзников США.
В 1988-1989 гг. идеологические принципы стали оказывать все меньшее влияние на внешнюю политику Горбачева. Не имея реальных успехов в экономике, он стремился добиться популярности внутри страны и в мире за счет "прорывов" во внешней политике. А это вынуждало идти на серьезные односторонние уступки Западу. По заявлениям самих американцев, каждый спорный вопрос решался таким образом, что "русские уступали 80%, а американцы - лишь 20%".

Это позволяло США выдвигать все новые и новые условия, с которыми Горбачев вынужден был соглашаться. Вскоре СССР выразил готовность в значительно большей мере, чем США, сократить военное присутствие в странах Европы и уничтожить большее количество обычных видов вооружений. Летом 1991 г. СССР и США заключили Договор о сокращении и ограничении стратегических наступательных вооружений (СНВ)[63], предусматривавший сокращение на 40% самых мощных видов наступательного оружия.

Перелом в отношениях с Западом произошел во время встречи Горбачева и нового президента США Дж. Буша (старшего) на Мальте в конце 1989 г(Мальтийский Саммит).,[64]где советский руководитель объявил, что "доктрина Брежнева мертва". Это означало, что СССР не будет военной силой препятствовать переменам в странах Восточной Европы и внутри страны по отношению к союзным республикам. США сразу же усилили действия по развалу социалистического содружества.

Летом 1991 г. Буш выдвинул Горбачеву "шесть условий", на которых Запад был согласен дальше сотрудничать с СССР: демократия, рынок, федерация, изменение политики СССР на Ближнем Востоке, а также в Африке, отказ от модернизации советских ракетно-ядерных сил. Впервые американцы ставили условия не только в сфере международной политики, но и требовали перемен во внутренней политике Советского Союза. Параллельно для подталкивания Горбачева в этом направлении они стали вести прямые переговоры с руководителями союзных республик. Осенью 1991 г. контакты Запада с лидерами союзных республик были настолько прочны и доверительны, что даже о денонсации Союзного договора 1922 г. от "беловежской тройки" первым узнал президент США Буш, а уже потом президент СССР Горбачев.

Сложное экономическое положение заставляло руководство СССР искать экономической помощи и политической поддержки у стран большой семерки[65](США, Канада, Великобритания, Германия, Франция, Италия, Япония).

Одновременно советская дипломатия прилагала усилия для нормализации отношений с нетрадиционными партнерами - Израилем, ЮАР, Южной Кореей, Тайванем и др. С 1985 г. начался период интенсивного расширения различного рода связей и контактов между советскими организациями и зарубежными частными лицами. Советское руководство было заинтересовано в развитии технико-экономических связей, надеясь получить кредиты и технологии.

Западные страны, прежде всего США и Англия, по-прежнему увязывали расширение торговых связей с политическими изменениями внутри СССР, а также расширением гуманитарных связей, контактов между частными лицами. В январе 1989 г. СССР подписал Венскую декларацию СБСЕ,[66]согласно которой он обязался гарантировать права человека и основные свободы, а также привести свои законы и практику в соответствие с международными. Был принят Закон о свободе совести и религиозных организаций, указ о выезде из СССР и въезде в СССР советских граждан. В результате уступок советской стороны многократно увеличился поток туристов и деловых людей как в СССР, так и из СССР.




ОТНОШЕНИЕ СО СТРАНАМИ «ТРЕТЬЕГО МИРА»

Главной среди региональных проблем оставалась для СССР война в Афганистане. Требовалось остановить ее любой ценой. В апреле 1988 г. было заключено соглашение о прекращении американской военной помощи моджахедам в Афганистане и начале вывода оттуда советских войск. 15 февраля 1989 г. завершился вывод из этой страны почти 100 тыс. советских солдат и офицеров (всего через войну в этой стране прошло 620 тыс. советских военнослужащих, из которых 14,5 тыс. было убито, 53,7 тыс. - ранено).

Прекратилось военное присутствие СССР в Эфиопии, Мозамбике, Никарагуа. При содействии Советского Союза из Кампучии были выведены вьетнамские, а из Анголы - кубинские войска. Это сняло последние препятствия для решения вопроса об урегулировании отношений с Китаем. В 1989 г. состоялся визит Горбачева в КНР, в ходе которого было объявлено о нормализации двусторонних отношений.

По мере ухудшения экономической ситуации в СССР значительно сократились объемы безвозмездной помощи союзным режимам, составившей в 1986-1989 гг. 56 млрд. инвалютных рублей (93,3 млрд. долларов).

Под давлением США Советский Союз был вынужден не только отказаться от поддержки режимов в Ливии и Ираке, но и одобрить военные действия стран Запада во время кризиса в Персидском заливе летом 1990 г., а также присоединиться к блокаде Ливии.
Снятие идеологических барьеров во внешней политике способствовало налаживанию отношений СССР с ЮАР, Южной Кореей, Тайванем, Израилем.


КРАХ ВНЕШНЕЙ ПОЛИТИКИ СССР

Одно из первых событий повлиявших на разрушениевнешней политики СССР в годы перестройки было выступление М.С. Горбачева в ООН в конце 1988 г. Где он заявил о намерении СССР вывести части советских войск из ГДР, Чехословакии, Польши и Венгрии к началу 1990-х годов. Это заявление, а также надежды на то, что СССР не решится на военное вмешательство, вселили надежды в восточноевропейскую оппозицию решимость взять власть, В течение 1989-1990 гг. по странам Восточной Европы прокатились «бархатные революции», в ходе массовых антикоммунистических выступлений пали просоветские режимы в Венгрии (октябрь 1989 г.), Чехословакии (ноябрь 1989 г.), Болгарии и Румынии (декабрь 1989 г.), Начало набирать силу объединительное движение в Германии (ноябрь 1989 г. - разрушена Берлинская стена) и т.п.

С 1991 г. СССР перешёл на расчеты со странами членами СЭВ по мировым ценам и в свободно конвертируемой валюте.

Все эти обстоятельства предрешали распад военно-политических и экономичес

Скачать публикацию Скачали: 71 раз

Способы оплаты

Линии