Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96202

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 19.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

УРОК ПАМЯТИ: «Наша Победа: день за днем»

Дата публикации:

Автор:
педагог - библиотекарь, МБОУ Брасовского р-на Брянской области Локотская СОШ №2 им. Н. Ф. Струченкова, Брянская область Брасовский район п. Локоть ул. Вали Котик д. 19

Цель: воспитание у детей младшего и среднего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашей страны.

Задачи: - углубление знаний учащихся о Родине, о трагических страницах истории Великой Отечественной войны; - воспитание гражданского самосознания, патриотизма и причастности к судьбе своей Родины; - формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

Шведчикова Людмила Николаевна

Педагог - библиотекарь

МБОУ Брасовского р-на Брянской области Локотская СОШ №2

им. Н. Ф. Струченкова

УРОК ПАМЯТИ: «Наша Победа: день за днем»

(Воинам, воевавшим и погибшим на фронтах Великой Отечественной войны, посвящается.) 4-9 кл.

Цели: воспитание у детей младшего и среднего школьного возраста патриотизма, любви к Родине, уважения к историческому прошлому нашей страны.

Задачи:

- углубление знаний учащихся о Родине, о трагических страницах истории Великой Отечественной войны;

- воспитание гражданского самосознания, патриотизма и причастности к судьбе своей Родины;

- формирование у учащихся их личной ответственности за будущее страны.

Книжная выставка

И бронза

становится цветом лица.

Есть память, которой не будет

забвенья,

И слава,

которой не будет конца.

ВЕРСТЫ МУЖЕСТВА. ОТ БРЕСТА ДО МОСКВЫ.

1. Смирнов С.С. Брестская крепость.- М.: Сов. Россия, 1990.- 400 с.

2. Первый бой: повести, рассказы, стихи.- М.: Мол. гвардия,1985.- 384 с.

3. Адамович А. М. Хатынская повесть. – М.: Дет. лит., 1988. – 223 с.

4. Воробьев К.Д. Убиты под Москвой: повести и рассказы.-М.:Дет.лит.,2015.-284 с.

5. Бек А.А. Волоколамское шоссе. – М.: Сов. Писатель, 1970 -608 с.

6. Бакланов Г.Я. Июль 41 года: роман; Навеки – девятнадцатилетние: повесть.- СПб.: Амфора, 2015.- (Серия «Великая Победа»)

7. Гранин Д.А. Мой лейтенант: роман.- СПб.: Амфора,2015.- (Серия «Великая Победа»)

8. Симонов К.М. Третий адъютант: рассказы.- М.: Дет. лит., 1987. – 127 с.

9. Сухачев М.П. Там, за чертой блокады: повесть.- М.: Дет. лит., 2015.- 300с.

10. Казакевич Э.Г. Звезда: повесть. – Л., Дет. лит., 1989.- 111с. (и др.)

ОТ СТАЛИНГРАДА ДО БЕРЛИНА

1.От Москвы до Берлина: Рассказы.- М.: Дет. лит., 2015. – 414 с.

2. Бондарев Ю. Горячий снег: роман.- М.: Просвещение, 1982.- 318 с.

3. Быков В.В. Альпийская баллада: повести.-Тула:Приок.кн.изд-во, 1983.- 200 с.

4. Победа будет за нами!: рассказы.- М.: Дет. лит., 2015.- 317 с.– (Школьн. б-ка)

5. Катаев В.П. Сын полка: повесть.- М.: Изд-во АСТ, 2016.- 252 с.

6. Митяев А. В. Подвиг солдата: рассказы о Великой Отечественной войне.- М.: Изд-во ОНИКС-ЛИТ, 2015.- 160 с.

7. Богомолов В.О. Иван. Зося: повести М.: Дет.лит.., 1985.- 127 с.- (Школьная биб-ка)

8. Надеждина Н.А. Партизанка Лара: повесть.- М.: Дет.лит., 1966.- 143 с.

9. Рассказы о юных героях/ сост.Р.Данкова.- М.: Изд-во ОНИКС-ЛИТ, 2017.- 192 с.

10. Алексеев С.П. Рассказы о Великой Отечественной войне.- М.: Изд-во ОНИКС-ЛИТ, 2015.-192 с. (и др.)

Спят в могиле герои,

И над ними порою

Тихо кружится коршун степной,

И хранит молчаливо

Одинокая ива

Их глубокий солдатский покой.

Ведущий: Говорят, что в наше время, время космических полетов, время кибернетики, электроники и невиданного научно-технического прогресса человеческая память ослабевает. С этим согласиться нельзя.

Никогда в человеческой памяти не затмятся и не погаснут пламенные годы прошлой войны, когда юноши и девушки вместе со своими отцами отстояли и защитили Мать-Отчизну от фашистского порабощения.

Огненные сороковые… Горе. Кровь. Развалины. Гремят трудные победные битвы. Идут легионы воинов: фронтовики и народные мстители – Космодемьянские и Кошевые, Матросовы и Глинки, Покрышкины и Кожедубы…

Наша победа – это ни с чем несравнимая реальная легенда, которой еще не знал мир, это титанический подвиг миллионов. Наша победа – это пот и кровь воинов, это раны и смерть братьев и сестер, которые не жалели жизни во имя тех, кто живет и трудится сегодня.

Мы свято бережем в своем сердце образ Победы – От Брестской крепости до Берлинской битвы, от первых погибших на границе воинов до фигуры воина-освободителя с ребенком на руках, что гордо поднялась на площади в Берлине.

И сегодня наш урок памяти мы посвящаем всем, кто стал на пути гитлеровской армии и одержал победу.

22 июня 1941 года в 4 часа утра фашистская Германия вероломно напала на Советский Союз. Еще вчера цвели сады, еще вчера мирные люди радовались летним теплым дням, еще вчера…

Чтец : Н. Ушаков «Накануне» (22 июня 1941 года)

Начинается день предвоенный

С громыханья приморских платформ.

Дождик в пальмах шумит

и мгновенно затихает,

а на море шторм.

Мутно море,

В нем накипи вдоволь.

Налетает

каскад на каскад,

миноносец идет в Севастополь.

Завтра

Бомбы в него полетят.

Завтра,

завтра

на раннем рассвете

первый бой загремит,

и опять

первый врач

первых раненых встретит,

первый беженец

будет бежать.

Завтра

рощ испугаются птицы,

завтра

птиц не признают леса.

Это все

только завтра случится,

Через двадцать четыре часа.

А сегодня -

Рассвет предвоенный.

Громыханье приморских платформ,

Громыханье волны неизменной.

Дождь над морем,

А на море шторм.

Чтец : С.Щипачев «22 июня 1941 года»

Казалось, было холодно цветам,

И от росы они слегка поблекли.

Зарю, что шла по травам и кустам,

Обшарили немецкие бинокли.

Цветок, в росинках весь, к цветку приник,

И пограничник протянул к ним руки.

А немцы, кончив кофе пить, в тот миг

Влезали в танки, закрывали люки.

Такою все дышало тишиной,

Ч то вся земля еще спала, казалось.

Кто знал, что между миром и войной

Всего каких-то пять минут осталось!

Я о другом не пел бы ни о чем,

А славил бы всю жизнь свою дорогу,

Когда б армейским скромным трубачом

Я эти пять минут трубил тревогу.

Ведущая: В тот день, на рассвете, самолеты гитлеровской авиации бомбили наши аэродромы, железнодорожные вокзалы и пути, мирные города и села, сея смерть и разрушения. Целью их захватнической войны было превращение нашей страны в колонию Германии. Население оккупированных немцами территорий должно было превратиться в рабов, подлежало переселению или полному уничтожению.

Первыми, лицом к лицу, встретились с фашистскими полчищами и приняли на себя внезапный удар около ста тысяч советских пограничников.

Фашисты бросили на заставы пограничников отряды своих головорезов. Они рассчитывали, что советские сторожевые посты продержатся не более получаса на своих рубежах. Но вышло иначе. Уже на третий день войны газета «Правда» сообщала: «Как львы, сражались советские пограничники. И если не было оружия, они сражались врукопашную. И только через их мертвые тела враг мог продвинуться на шаг вперед». И так было по всей западной границе СССР, где каждый дот и окоп превратились в неприступную крепость.

И пока пограничники стояли насмерть, план молниеносного захвата нашей земли был сорван. Тринадцать дней продолжалась оборона заставы № 13 над Бугом. И только после того как был сделан подкоп и подложена мощная мина, остатки здания- крепости были подняты в воздух. Так погибли смертью храбрых последние защитники тринадцатой заставы.

По воспоминаниям участников войны стал известен тот факт, что даже спустя два месяца, когда гитлеровские войска уже рвались к Москве, иногда прорывались сигналы с границы – это работала неизвестная радиостанция. Кто он, этот неизвестный пограничник, который просил подкрепления, не зная, что враг уже так далеко, что пал Минск, Брянск и многие другие города и села?

Более месяца шла оборона Брестской крепости. Древний город Брест не раз играл важную роль в истории нашей страны, в частности, во время Грюнвальдской битвы в 1410 году, а также освободительной войны 1812 года. Уже в первый час войны гитлеровцы обрушили на крепость ураганный артиллерийский огонь. Более пятисот пушечных и минометных стволов буквально поливали огнем защитников крепости. С самолетов на них было сброшено почти 600 тонн бомб. К исходу дня 22 июня 1941 года город Брест, крепость и пограничные заставы оказались в клещах самой мощной фашистской группировки «Центр», которая рвалась к Москве. Гитлеровское командование рассчитывало, что после губительного огненного шквала все брестские форты, расположенные на отдельных островках, капитулируют. Но эти надежды были тщетны. Мужественные защитники первых метров советской земли стояли насмерть. «Я умираю, но не сдаюсь! Прощай, родина! 20.VII.1941 г.», - написал на стене неизвестный герой. Руководили обороной Брестской крепости майор П.М.Гаврилов, капитан И.Н. Зубачев и полковой комиссар Е.М.Фомин. Врагу удалось захватить многие укрепления; обороняющиеся понесли тяжелые потери, но продолжали сопротивление в неимоверно тяжелых условиях (отсутствие воды, продовольствия, медикаментов). Почти месяц герои Брестской крепости сковывали целую немецкую дивизию, большинство их пало в бою, части удалось пробиться к партизанам, часть обессиленных и раненых попала в плен. Оборона Брестской крепости явилась выдающимся примером исключительной стойкости и мужества советских воинов. Это был поистине легендарный подвиг сынов народа, безгранично любивших свою Родину, отдавших за нее жизнь. Потомки чтят память отважных защитников крепости: капитана Шабловского, политрука Нестерчука, лейтенантов Акимочкина, Кижеватова, Наганова, младшего политрука Каландадзе, сержанта Абдуллаева и многих других.

От границы шли отступающие колонны наших войск и мирных жителей. Немецкие самолеты регулярно бомбили колонны отступающих, которые шли по шоссейной дороге. Тогда беженцы стали идти вдоль шоссе, метрах в ста от дороги. Гитлеровские летчики догадались об этом, и стали сбрасывать свой смертоносный груз по этой стометровой линии от дороги.

Чтец: К.Симонов «Майор привез мальчишку на лафете».

Майор привез мальчишку на лафете.

Погибла мать. Сын не простился с ней.

За десять лет на том и этом свете

Ему зачтутся эти десять дней.

Его везли из крепости, из Бреста.

Был исцарапан пулями лафет.

Отцу казалось, что надежней места

Отныне для ребенка нет.

Отец был ранен, и разбита пушка.

Привязанный к щиту, чтоб не упал,

Прижав к груди заснувшую игрушку,

Седой мальчишка на лафете спал.

Мы шли ему навстречу из России.

Проснувшись, он махал войскам рукой…

Ты говоришь, что есть еще другие,

Что я там был и мне пора домой…

Ты это горе знаешь понаслышке,

А нам оно оборвало сердца.

Кто раз увидел этого мальчишку,

Домой прийти не сможет до конца.

Я должен видеть теми же глазами,

Которыми я плакал там, в пыли,

Как тот мальчишка возвратится с нами

И поцелует горсть своей земли.

За все, чем мы с тобою дорожили,

Призвал нас к бою воинский закон.

Теперь мой дом не там, где прежде жили,

А там, где отнят у мальчишки он.

Ведущий: Начальный период войны, самой тяжелой из всех войн, пережитых нашим народом, был неимоверно трудным для нашей Родины. Развязав Вторую мировую войну, фашистские захватчики оккупировали одиннадцать европейских государств практически без боевых действий. Поэтому вся промышленная мощь этих государств работала на экономику Германии.

В 1941 году немецкая промышленность уже производила свыше одиннадцати тысяч самолетов всех типов, тридцать тысяч артиллерийских орудий и много другого вооружения. И прежде чем напасть на нашу страну, фашистская Германия уже имела двухгодичный опыт ведения войны. На нашу Родину в июне 1941 года были брошены невиданные до сих пор военные силы - девять армий, насчитывающих три тысячи семьсот двенадцать танков, около пяти тысяч самолетов, пятьдесят тысяч артиллерийских орудий и минометов. Немецкое командование намеревалось одним броском уничтожить нашу страну. И план у них был разработан такой. "Барбаросса" назывался. Что значит план молниеносной войны. Но просчитались. Никому еще не удавалось поработить нашу страну. Страну, которая сумела избавиться от татаро-монгольского ига, которая разгромила немецких рыцарей на Чудском озере в 1242 году, одержала победу над Наполеоновской армией в 1812году, отстояла независимость в Гражданскую войну в 1918 году.

Весь советский народ поднялся на защиту своей Родины. Страна превратилась в огромный боевой лагерь, охваченный только одним боевым призывом - разгромить врага, уничтожить фашизм. Через два месяца после начала войны ушли на фронт около пяти миллионов человек. Это были гражданские люди, призванные по мобилизации военкоматами, и ушедшие на фронт добровольно.

Летом и осенью 1941 года Советская армия провела ряд крупных битв, которые повлияли на дальнейший ход всей войны.

Двадцать три дня героически отбивали штурм танкового корпуса фон Гейера защитники Могилева. С 10 июня по 10 сентября беспрерывно гремели громы артиллерии под Смоленском. В ожесточенных боях под Смоленском, Могилевом, Себежем враг понес такие потери, что уже не только стал наступать, но и научился отступать. Под натиском нашей армии, находясь всего в трехстах километрах от Москвы, гитлеровцы перешли от наступления к обороне. И лишь только через два с половиной месяца решились на новое наступление.

Чтец: А.Сурков "Вот бомбами разметанная гать"

Вот бомбами разметанная гать,

Подбитых танков черная стена.

От этой гати покатилась в спять

Немецкая железная волна.

Здесь втоптаны в сугробы, в целину

Стальные каски, плоские штыки.

Отсюда, в первый раз за всю войну,

Вперед, на запад, хлынули полки.

Мы в песне для потомства сбережем

Названья тех сгоревших деревень,

Где за последним горьким рубежом

Кончалась ночь, и начинался день.

Ведущая: Более трех лет шла битва за Ленинград. Девятьсот дней и ночей сражался в обороне осажденный город. Это был один из самых выдающихся, самых потрясающих массовых подвигов народа и армии во всей истории войн на земле. Ленинградцы героически отстояли свой город. Здесь погибли более миллиона жителей и защитников, но врагу не удалось войти в город.

А для того, чтобы захватить Москву, столицу нашего государства, даже план был разработан по захвату города с громким названием-"Тайфун", считая, что перед натиском «доблестной немецкой армии» никто и ничто не сможет устоять. Чтобы не подпустить врага к столице, защитники Москвы встали насмерть, понимая, что для них это последний рубеж.

Где бы ни воевали наши солдаты: на фронте или в тылу врага, они следили за любой информацией: "Как там под Москвой?" А под Москвой напряженные бои развернулись на территории в семистах пятидесяти километрах по фронту и свыше четырехсот километров вглубь.

В мемуарной литературе есть немало ярких страниц о героизме защитников Москвы. Виктор Талалихин, выполняя ночью боевое задание, атаковал группу вражеских бомбардировщиков, и когда израсходовал боеприпасы, пошел на таран фашистского самолета. Имена Зои Космодемьянской, Лизы Чайкиной, Александра Чекалина, как и сотни других, которые заслужили своими подвигами звание Героя Советского Союза, стали для советской молодежи символом мужества и отваги, образцом служения Родине. Двадцать восемь панфиловцев, двадцать восемь истребителей танков, вели 16 ноября 1941 года неравный бой на Волоколамском шоссе, возле деревни Дубосеково. Бой продолжался более четырех часов. Восемнадцать танков было подбито, в живых осталось только пять человек, но фашисты вынуждены были отступить.

Ведущий: Вчерашний студент Киевского государственного университета в минуты затишья спешит разыскать свое скромное "канцелярское пособие": огрызок карандаша и оберточную бумагу от солдатского пайка. Он продолжает и в окопах изучать неоконченный курс университетских наук. Его интересует строение солнечной системы, небесная механика. И не только это. Сложные расчеты должны помочь ему решить практическую задачу: как улучшить прицельный огонь по вражеским самолетам. И под грохотом орудий он набрасывает новые и новые формулы. Воин-студент пишет своим учителям письмо с просьбой выслать ему необходимые таблицы тригонометрических функций, константы физических величин по механике, оптике, электронике.

Кто знает, кем был бы: ученым или поэтом этот красивый юноша с Полтавщины? Он не долюбил, и не допел песен. Русская земля приняла в свое лоно украинского парня Долю Павленко.

Чтец: С.Гудзенко "Перед атакой"

Когда на смерть идут - поют,

а перед этим

можно плакать,-

ведь самый страшный час в бою -

час ожидания атаки.

Снег минами изрыт вокруг

и почернел от пыли минной.

Разрыв -

и умирает друг.

И значит смерть проходит мимо.

Сейчас настанет мой черед.

За мной одним идет охота.

Будь проклят

сорок первый год,

ты, вмерзшая в снега пехота!

Мне кажется, что я магнит,

что я притягиваю мины.

Разрыв -

и лейтенант хрипит.

И смерть опять проходит мимо.

Но мы уже

не в силах ждать.

И нас ведет через траншеи

окоченевшая вражда,

штыком дырявящая шеи.

Бой был коротким.

А потом

глушили водку ледяную,

и выковыривал ножом

из-под ногтей

я кровь чужую.

Ведущая: В минуты затишья, перед боем, у костра, на привалах солдаты вспоминали родных и близких, читали и перечитывали полученные из дому весточки. А еще слушали солдатские байки из героического прошлого нашей Родины. В их устах такие легендарные личности как Чапаев, Щорс, Буденный или Котовский были героями непобедимыми: и Чапаев, по их мнению, остался жив, и Котовский со своими бойцами, благодаря смелости и находчивости, всегда выходил победителем из боев с белогвардейцами. И отдавая дань уважения и любви к героям Гражданской войны, тихо неслась песня...: "Полюшко, поле, полюшко широко, поле..."

Ведущий: Под Москвой гитлеровцы потерпели свое первое стратегическое поражение. Здесь нашли себе могилу пятьдесят фашистских дивизий. Победа под Москвой оказала влияние на весь дальнейший ход войны. Разгром немцев под Москвой стал коренным переломом Великой Отечественной войны. Войска нашей, Советской, армии перешли в наступление. Метр за метром, километр за километром, село за селом, город за городом отвоевывала наша армия назад свои земли. Победа за победой одерживали наши воины в изнуряющих, кровопролитных боях. Завершилась победой двухсотдневная битва Советских войск на берегах Волги под Сталинградом. В отдельных сражениях с обеих сторон принимало участие до двух миллионов человек.

В летопись Сталинградской битвы золотыми буквами внесен подвиг гарнизона "Дома Павлова", названного так по имени сержанта Якова Павлова, Героя Советского Союза. Под его командованием горстка храбрых воинов: среди них русские, украинцы, казахи, таджики, узбеки и др. пятьдесят восемь суток удерживали четырехэтажный дом, который имел огромное значение для обороны города. Здесь было уничтожено столько гитлеровцев, сколько за всю войну при взятии Парижа.

В Сталинграде дрались не только за кварталы города, но и за отдельные дома. 23 августа 1942 года противник начал штурм Сталинграда с воздуха. Немцы бомбили город беспрестанно. Были дни, когда в небе над городом одновременно находилось до восьмидесяти немецких самолетов. За время боев в Сталинграде на город было сброшено с воздуха и выпущено из орудий и минометов более 2 миллионов 900 тысяч бомб, мин и снарядов. Спасаясь от кошмара, сталинградцы устремлялись к переправам, где их поджидала смертельная опасность. Наибольшее количество жертв мирных жителей было именно в местах переправ. Более сорока тысяч мирных жителей города стали жертвами этой битвы, около семидесяти пяти тысяч сталинградцев были угнаны на подневольный труд в Германию, из которых многие погибли в пути от истощения и болезней.

Многие дети лишились родителей. Оборванные и голодные, они слонялись по разрушенным улицам. Было принято специальное решение "О детях, которые остались без родителей". Детей обеспечивали одеждой, едой, несколько тысяч их было перевезено на левый берег Волги, а потом отправлено в детские дома.

Дети и война! Разве могут быть вместе эти два понятия, эти два слова...

Чтец: А.Твардовский "Рассказ танкиста"

Был трудный бой. Все нынче как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

А как зовут, забыл его спросить.

Лет десяти-двенадцати. Бедовый,

Из тех, кто главарями у детей,

Из тех, кто в городишках прифронтовых

Встречают нас как дорогих гостей.

Машину обступают на стоянках,

Таскать им воду ведрами - не труд,

Приносят мыло с полотенцем к танку

И сливы недозрелые суют...

Шел бой за улицу. Огонь врага был страшен.

Мы прорывались к площади вперед.

А он гвоздит - не выглянуть из башен, -

И черт его поймет, откуда бьет.

Тут угадай-ка, за каким домишкой

Он примостился,- столько всяких дыр,

И вдруг к машине подбежал парнишка:

- Товарищ командир, товарищ командир!

Я знаю, где их пушка. Я разведал...

Я подползал, они вон там, в саду...

- Да где же, где?..- А дайте я поеду

На танке с вами. Прямо приведу.

Что ж, бой не ждет. - Влезай сюда дружище!-

И вот мы катим к месту вчетвером.

Стоит парнишка - мины, пули свищут,

И только рубашонка пузырем.

Подъехали.- Вот здесь.- И с разворота

Заходим в тыл и полный газ даем.

И эту пушку, заодно с расчетом,

Мы вмяли в рыхлый, жирный чернозем.

Я вытер пот. Душила гарь и копоть:

От дома к дому шел большой пожар.

И, помню, я сказал:- Спасибо, хлопец!-

И руку, как товарищу, пожал...

Был трудный бой. Все нынче, как спросонку,

И только не могу себе простить:

Из тысяч лиц узнал бы я мальчонку,

Но как зовут, забыл его спросить.

Ведущая: Сколько таких детей осталось без родителей? Тысячи, десятки тысяч? Да и кто считал их в то время. Одни были отправлены в детские дома, другие становились сынами полка, как Ваня Солнцев из повести Валентина Катаева "Сын полка", а третьи были подпольщиками, воевали в партизанских отрядах, ходили в разведку в тыл к немцам. Ивану Буслову было всего двенадцать лет (повесть И.Богомолова "Иван"). Этот двенадцатилетний ребенок был взрослее многих взрослых. На его глазах были убиты мать и все остальные родственники. В сердце этого мальчишки навсегда осталась жгучая ненависть к фашистам.

Ведущий: Наступление Советской армии перекатывается как лавина через все еще изощренную оборону врага: укрепленные рубежи Днепра, Буга, Днестра, Прута; крепости, опоясанные минометными полями, противотанковыми рвами.

Приближалась долгожданная Победа. Победа, выстраданная кровью и потом советских солдат, мирных граждан, работающих на оборону страны, участников подпольного и партизанского движения.

Партизанские отряды, действуя в тылу у немцев, развернули настоящую народную войну на территории России, Украины, Белоруссии. Только на Брянщине действовало 139 партизанских отрядов, впоследствии преобразованных в 27 партизанские бригады. Народные мстители вели разведку, снабжая командование Советской армии сведениями о противнике, проводили диверсии, засады, взрывали мосты, уничтожали связь, громили вражеские гарнизоны. Партизаны и подпольщики Брянщины, по существу открыли второй фронт в тылу врага. В феврале 1942 года, в глубоком вражеском тылу, разгромив немецкие гарнизоны, партизаны заняли город Дятьково и почти весь район, где 144 дня действовала Советская власть.

Ведущая: Май 1945. Все человечество вздохнуло свободно. Гитлеровская Германия поставлена на колени. Война закончена. Победа.

Чтец: В.Карпенко "2 мая 1945 года в Берлине"

Еще невнятна тишина,

Еще в патронниках патроны,

И по привычке старшина

Бежит, пригнувшись, к батальону.

Еще косится автомат

На окон черные провалы,

Еще "цивильные" дрожат

И не выходят из подвалов.

И, тишиною потрясен,

Солдат, открывший миру двери,

Не верит в день, в который он

Четыре долгих года верил.

Победа досталась тяжелой ценой. В развалинах лежали 1710 городов нашей страны, свыше 70 тысяч сел и деревень было сожжено.

По предварительным подсчетам прямые и косвенные потери Советского Союза составили около пятидесяти миллионов человек. Из которых прямые- не менее двадцати семи миллионов человек: это убитые, умершие от ран, погибшие в плену воины. А оставшиеся двадцать три миллиона человек? Это мирные жители: женщины, старики, дети, замученные в концлагерях Освенцима, Бухенвальда, Маутхаузена, Майданека, детском лагере смерти Саласпилсе и убитые на всей занятой немцами территории.

Более двух лет на нашей Брянской земле длился ужас фашистской оккупации. Гитлеровцы создали восемнадцать концлагерей для военнопленных и восемь лагерей смерти для мирных жителей. Многие деревни и села за связь с партизанами были уничтожены, а жители, включая стариков и детей, расстреляны или заживо сожжены. Более 930 населенных пунктов Брянщины постигла такая участь. После освобождения Брянщины 17 сентября 1943 года была создана специальная комиссия по расследованию злодеяний гитлеровских оккупантов. Из многочисленных ям были подняты с тела замученных. Только в нынешнем Фокинском районе города Брянска в четырнадцати ямах было обнаружено семь с половиной тысяч трупов стариков, женщин, детей в основном еврейской национальности и цыган.

Чтец: М.Джалиль "Варварство"

Учитель (библиотекарь): И сегодня, в День Памяти, я хочу обратиться к вам, наше подрастающее поколение. Все дальше и дальше отдаляют нас годы от тех страшных лет. Мы не должны забывать тех, кто ценой своей жизни отстоял право на нашу с вами, свободную от фашистского рабства, жизнь.

Придите домой, расспросите родителей, бабушек и дедушек обо всех своих родственниках, воевавших и погибших на этой страшной войне. Потому что почти не было семей, где не было солдата.

И запомните, пожалуйста! И расскажите, когда станете взрослыми, своим детям! Потому что, если мы забудем о жертвах этой самой страшной в истории войны, фашизм может возродиться снова.

Чтец: С.Щипачев "Клянемся мы памятью павших"

Клянемся мы памятью павших,

Клянемся мы счастье детей

Россию любимую нашу

Беречь больше жизни своей.

Нам в деле великом и правом

Сопутствовать будет всегда

Военная русская слава,

Народная доблесть труда.

Клянемся мы памятью павших,

Клянемся мы счастье детей

Россию любимую нашу

Беречь больше жизни своей .

Наши новости:

Разместить свою публикацию