Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

95429

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 29.03.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Читательская конференция по книге Л.А. Кассиля "Дорогие мои мальчишки"

Дата публикации:

Автор:
Учитель истории и обществознания, МБОУ "Нефтеюганская средняя общеобразовательная кадетская школа № 4", г. Нефтеюганск, ХМАО-Югра

Цель: 1. Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам.

Задачи: 1.Знакомство с биографией Льва Кассиля и с его произведениями о войне; привлечение внимания к писателю Льву Кассилю. 2. Развитие навыков выразительного чтения, творческих и артистических способностей учащихся. 3. Воспитание патриотических чувств, мужества,

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Нефтеюганская средняя общеобразовательная кадетская школа №4

ЧИТАТЕЛЬСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

Внеклассное мероприятие по книге Л.А.Кассиля

«Дорогие мои мальчишки»

6 класс

Автор: Немальцева А.Н., учитель русского языка и литературы

г. Нефтеюганск 2016год

Внеклассное мероприятие по книге Л.А.Кассиля

«Дорогие мои мальчишки»

(6 класс).

Цель:

1.Развитие у учащихся интереса к художественной книге на основе создания атмосферы «семейного чтения», воспитания у младших школьников ответственности и заботливого отношения к их товарищам.

Оборудование:

Книги Л.А.Кассиля.

Ноутбук.

Проектор.

ХОД ПРОВЕДЕНИЯ МЕРОПРИЯТИЯ

  • Вступительное слово учителя .
  • Биография Л.А.Кассиля (сообщение подготовленного ученика).
  • Обсуждение повести «Дорогие мои мальчишки».
  • Слайдовая презентация «Дорогие мои мальчишки».
  • Заключительное слово учителя.

I. Вступление. Слайд№1

Учитель (Немальцева А.Н.):

Сегодня мы проводим читательскую конференцию, посвященную творчеству Льва Абрамовича Кассиля.

Книга, о которой сегодня пойдет разговор - «Дорогие мои мальчишки».

II. Биографическая справка о писателе. Слайд №2.

(выходят ученики 6к1 и 6к классов и кратко рассказывают творческую биографию Л.А.Кассиля, параллельно с этим учащиеся смотрят интерактивную презентацию).

Ученица: Иванова Любовь.

Лев Абрамович Кассиль, известный писатель и журналист, родился 10 июля 1905 года в Покровской слободе Саратовской губернии (ныне город Энгельс).

Ученик: Абайдулин Айдар. Слайд №3

Отец Льва Кассиля, Абрам Григорьевич, был врачом. Мама, Анна Исааковна, — музыкантом. Учился Лев Кассиль сначала в старой царской гимназии. Окончить её не успел. И вместе с товарищами, продолжил обучение в советской Единой трудовой школе.

Ученица: Долгих Екатерина. Слайд №4

Лев принадлежал к числу тех мальчиков, которых окружающие называют «разносторонне одарёнными». Он долго не знал, чем же ему следует заняться всерьёз. Художники находили у него определённые склонности по их части, и он послушно учился рисованию. Музыканты же утверждали, что у Льва отличный слух, и он много лет играл на рояле. А приехавший из Петрограда учитель словесности А. Д. Суздалев, прочитав написанные Кассилем по его заданию домашние сочинения, заявил его родителям, что, чему бы Льва ни учили, всё равно он в будущем станет литератором… Самому Льву Кассилю было трудно поверить Суздалеву, что его призвание — литература, но слова его он запомнил.

Ученик: Сухинин Михаил. Слайд №5

В 1923 году, окончив школу, Лев Кассиль за хорошую общественную работу в библиотеке-читальне получил командировку в высшее учебное заведение. Сдав вступительные экзамены, он начал учиться на физико-математическом факультете Московского государственного университета (МГУ). Но уже к третьему курсу его неодолимо потянуло писать. Желанию этому противостоять он не мог. Писать Лев учился в письмах домой. Он описывал в них Москву, которую в свободные от занятий часы исходил пешком вдоль и поперёк, от центра до пригородов. Описывал новостройки и шествия, театры и стадионы, магазины и Зоопарк, выставки и музеи. Некоторые письма доходили до 28 страниц. Эти письма младший брат перепечатывал и публиковал в местной газете под заголовком «Письма из Москвы».

Ученица: Иванова Любовь. Слайд № 6

Большинство его книг написаны о детях и для детей. Повесть «Дорогие мои мальчишки» была написана в годы Великой Отечественной войны и вышла в свет в 1944 году.

Во время войны писатель работал в редакции детского журнала «Мурзилка» и много писал о детях. В годы войны издал сборник рассказов «Обыкновенные ребята», произведение «Твои защитники» (1942 г.). В них повествуется о повседневном героизме не только взрослых, но и детей. В 1943 г. издан сборник рассказов «Всем сердцем».

Накопившийся за 1941-1943-е годы материал вылился в повесть «Дорогие мои мальчишки».

Ученик: Абайдулин Айдар. Слайд № 7,8

Лев Абрамович Кассиль принят в почётные пионеры советской страны. Лауреат государственных премий. Его произведения переведены на иностранные языки. По его книгам сняты фильмы: «Вратарь», «Синегория», «Мальчишки» и другие. На родине писателя создан музей. Умер Лев Абрамович 21 июня 1970 года в Москве.

Учитель (Немальцева А.Н.):

Слайд №9 «Дорогие мои мальчишки» — знаменитое произведение классика отечественной литературы Льва Абрамовича Кассиля о жизни подростков в маленьком приволжском городке во время Великой Отечественной войны.
Это история трудностей, опасностей и приключений — выдуманных и самых что ни на есть реальных. Рассказ о дружбе, смелости и стойкости — о том, что можно преодолеть любые сложности и победить в самых тяжелых обстоятельствах.

«Для Вас, друзья, дорогие мои мальчишки и девчонки, написал я в дни Великой войны эту книгу. В ней рассказывается о мальчишках и девчонках, которые вместе с нашей Родиной стойко выдержали горькие испытания и, как ни бушевала буря, как тяжко ни приходилось им порой, учились, работали, не расставались с самыми заветными мечтами.

Мне очень хочется, чтобы из этих мальчиков и девочек – и из всех вас тоже – выросли сильные люди с отважным сердцем, ясной головой, умелыми и настойчивыми руками и доброй душой, которая ни за что на свете не примирИтся со злом и несправедливостью.

Может быть, и вам пригодится в жизни боевой клич моих мальчишек: «Отвага, Верность, Труд – Победа!»

Так обратился Лев Кассиль к читателям в предисловии к своей книге «Дорогие мои мальчишки».

III. Обсуждение содержания повести «Дорогие мои мальчишки». Слайд №10, 11.

Учитель (Соломенникова М.А.): (обращается к шестиклассникам):

Ребята, вы познакомились с книгой Лева Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки».

1.Скажите, почему так называется эта книга? Как вы понимаете смысл названия произведения - «Дорогие мои мальчишки»?

...........................................

2.Какую страну придумал Арсений Петрович Гай? (Синегорию)

3. Что случилось с Арсением Петровичем? (Погиб)

4.Ребята, где и когда происходят события, описанные в книге?

Ответы: Тайна Лазоревых гор тесно связана с жизнью приволжских мальчишек. На их долю выпало тяжелое испытание – Великая Отечественная война. Конечно, героям не пришлось воевать на передовой в силу их возраста, однако многие из них, как могли, в тылу помогали своей родине.
К таким героям, в первую очередь, нужно отнести Капку Бутырева. Этот мальчишка, на попеченье которого остались младшие сестры, был своеобразной знаменитостью и гордостью города Затонска.

IV. Обсуждение фрагмента фильма «Мальчишки» (1978 года).

(Фрагмент из фильма от 0:19 мин.)

Учитель (Соломенникова М.А.):

Ребята, давайте поближе познакомимся с героями повести, предлагаем посмотреть фрагмент художественного фильма «Дорогие мои мальчишки» (1978 года).

(Вопросы по фильму «Мальчишки»)

1. Кто является главным героем произведения?

Ответы: Капитон Бутырев.

Капитон Бутырев. Несмотря на свой маленький рост и щуплость, этот мальчишка отлично работал на Судоремонтом заводе и уже стал фрезеровщиком четвертого разряда. Кроме того, он успевал хорошо учиться в училище. Также Капка был бригадиром, и его команда всегда была в первых рядах по выполнению плана.
Герой пользовался уважением и авторитетом у всего города, может быть еще и потому, что все знали - война сделала Капитона сиротой.

2.Где жили синегорцы и кто это? Слайд№12

Ответы: в городе Затонске

Ответы: Валерий Черепашкин, Капка, Тимсон и пионеры, которые должны были совершать добрые дела

Такого «выдающегося» человека не могли не заметить синегорцы – Валерка Черепашкин и его друг-телохранитель Тимка. Они, исполняя «свой долг», оберегали Бутырева, старались защитить его в меру своих сил. Вернее, защищал в основном большой и толстый Тимка, Валерка же в их команде был «мозгом».

3. Символ синегорцев и девиз?

Ответы: Радуга, стрела и вьюнок (Книга. Стр.137-142).

Ответы: «Отвага, Верность, Труд – Победа!»

4. Ребята, скажите, чем занималась команда синегорцев?

Ответы: Должны были совершать разные добрые дела

5. А в каком произведении еще есть описание дел пионеров?

Ответы: Аркадий Гайдар. Повесть «Тимур и его команда». Тимур ( племянник Георгия Гараева). Он приглашает Женю остаться и послушать, чем занимаются ребята. Оказывается, они помогают людям, особенно же опекают семьи бойцов Красной Армии. Но все это они делают втайне от взрослых. Мальчишки решают «заняться особо» Мишкой Квакиным и его шайкой, которая лазает по чужим садам и ворует яблоки.

6.Ребята, расскажите о взаимоотношениях синегорцев?

Ответы: Тщедушный и болезненный, Черепашкин «был историком города Затонска и аккуратно записывал в свою памятку все выдающиеся события и явления и интересные случаи, которые были в городе».
Вначале Валерку удручало то, что в городе практически ничего не происходит. Вот разве что Капка конфликтовал с длинновязым Лешкой Дульковым, который воровал, не хотел хорошо работать и всячески портил репутацию бригады Бутырева.

7. Как отреагировали старые Затонцы, когда узнали, что судоремонтному заводу пришел особый заказ?

Ответы: старая затонская гвардия: сторожилы, пенсионеры, ветераны пришли помочь на завод.

Ребята решили работать по 2 лишних часа, чтобы освоить новые детали.

8. Какими событиями начала наполняться жизнь Затонска?

Ответы: Жизнь Затонска начала наполняться событиями. Сначала в город прибыла команда юнг, с которыми учащиеся училища и молодые рабочие завода стали конфликтовать.

9. Как синегорцы отнеслись к юнгам?

Ответы: Они ни за что не хотели принимать этих «героев», считая их просто задаваками: «Юнги казались им бездельниками и щеголями». Однако писатель сразу предупреждает нас, что «не знали ремесленники Рыбачьего Затона, что эти аккуратно подобранные парни в бушлатах и в бескозырках хлебнули такого, что и не снилось затонским».

10. Какое дело объединило синегорцев и юнг? (соперничество переросло в дружбу )

Ответы: восстановление старого баркаса.

11. Почему баркас забрали?

Ответы:Для разминирования Волги необходимы были маленькие суда. А этот баркас был деревянным и как нельзя лучше подходил для этой работы.

12. Почему синегорцы не покинули город? Слайд 13

Ответы:Совсем скоро юнгам пришлось продемонстрировать свои умения. Затонск окружили фашисты. Из города срочно эвакуировали многих жителей, в том числе и детей. Но Капка и синегорцы остались. Остались вместе с юнгами, своими недавними соперниками, защищать родной Затонск. И пред лицом серьезной опасности помирились и объединились все. Лешка Ходуля отдал Рите, сестре Бутырева, свое самое дорогое сокровище – «маленькую медную зажигалку», а Капка подружился со своими соперниками – юнгами.


13. Какую роль сыграл Капка в бою?

Ответы: Это произошло после события, которое я считаю самым «сильным» повести. Фашисты наступали все плотнее, силы защитников Затонска иссякали. И тут Капка, под перекрестным огнем, пробрался к юнгам и рассказал обо всем. А потом вывел их в тыл к фашистам, прорыл ход и один обезвредил немецкого пулеметчика.

14. Как закончился бой с фашистами? (Какие потери принес бой)?

Ответы: Все закончилось хорошо – герои не пустили фашистов на русскую землю. Но сам бой принес много потерь. погиб Сережа Палихин: «Он обливался кровью. Вот Палихин свалился, но оперся сперва на одно колено, потом подтянулся, встал и опять бросился на немцев, ухватив обеими руками дуло автомата у одного из парашютистов».

V. Обсуждение отрывка из повести «Дорогие мои мальчишки».

Учитель: Прослушаем отрывок из аудиокниги, в котором мичман рассказывает сказку... (Аудиозапись №26. Сказочку слышали про русский огонек. Поймал наш боец в плен …..до слов: пуще распалишь).

1.Какую черту русского характера рассматривает мичман в своей сказке?

2. О чем эта сказка? (О войне)

3. Какова основная мысль текста? (что хотел показать автор, какую проблему?)

Ответы:Дети рано взрослели, приходилось работать… дети войны… Главная проблема героев повести заключается в том, что в военное время детям приходится переносить все тяготы жизни наравне со взрослыми.

Учитель (Соломенникова М.А.): Ребята, задайте вопросы друг другу. Какой эпизод книги вам больше всего запомнился и почему?

Учитель (Соломенникова М.А.): Понравилось ли вам произведение «Дорогие мои мальчишки» Льва Абрамовича Кассиля?Поделитесь своими мыслями, чувствами после этой встречи. Почему вы порекомендовали бы прочитать данную книгу вашим сверстникам?

VI. Подведение итогов. Слайд №14

Учитель (Немальцева А.Н.): Вы познакомились только с одной книгой Льва Кассиля, но это только малая доля того, что создал этот автор. Надеемся, вы продолжите знакомство с его произведениями и не расстанетесь уже никогда.

Слайд №15 Учитель (Немальцева А.Н.): Предлагаем написать отзыв о прочитанной книге Льва Абрамовича Кассиля «Дорогие мои мальчишки» и опубликовать в дневнике ру. на странице вашего класса (Форум Лев Кассиль «Дорогие мои мальчишки»).

Наши новости:

Разместить свою публикацию