Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96218

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 20.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Нравственное воспитание младших школьников

Дата публикации:

Автор:
воспитатель ГПД, МБОУ Мирновская СОШ им.Воскресенского, Тверская область, Торжокский район, п.Мирный , ул.Школьная д.3

Цель: Повышение уровня воспитанности детей

Задачи: - раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте; -изучить методы,формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности; - применять полученные знания на практике.

Нравственное воспитание младших школьников

Цель: повышение уровня воспитанности детей.

Задачи:

  • раскрыть особенности нравственного воспитания в младшем школьном возрасте;
  • изучить методы, формы и приемы нравственного воспитания младших школьников в урочной и внеурочной деятельности;
  • применять полученные знания на практике.

Нравственное развитие ребенка занимает ведущее место в формировании всесторонне развитой личности, оказывает огромное влияние и на умственное развитие, и на трудовую подготовку, и на физическое развитие и на воспитание эстетических чувств и интересов.

Нравственное воспитание – целенаправленный двухсторонний процесс формирования морального сознания, развития нравственных чувств и выработки навыков и привычек нравственного поведения. Поведение нравственно, если человек взвешивает, продумывает свои действия, поступает со знанием дела, выбирая верный путь решения стоящей перед ним проблемы.

Говоря онравственном воспитании младшего школьника,необходимо чётко представлять, какие нравственные качества должны взрослые формировать в детях. Отмечено, что «среди многих ценных человеческих качеств добротаглавный показатель развитости человеческого в человеке..

Начальная школа - самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: начинается систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимо­действия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Современные дети сильно изменились по сравнению с тем временем, когда создавалась ныне действующая система обра­зования.Поэтому сегодня воспитателю необходимо знать, какие требования к образованию и воспитанию предъявляют стандарты второго поколения, и использовать новые подходы к работе.

Внеурочная деятельность

Сформировать интерес к учебным предметам помогает мне внеурочная работа, которая направлена на всестороннее развитие личности. Разнообразные формы и методы, которые я использую в своей работе, позволяют ученикам приобрести не только знания, умения и навыки, которые пригодятся им в жизни, но и развить интеллектуальные и творческие способности каждого, развить чувство коллективизма, упорства в достижении цели, умение отстаивать своё мнение и мн.др. Поэтому я считаю, что нравственное воспитание является основой всех основ.

В своей деятельности я использую формы воспитания в зависимости от количества воспитанников – фронтальную, групповую, индивидуальную работа. А также, использую формы организации воспитательной деятельности в зависимости от методов воспитания: 1) словесные формы (собрания, доклады, диспуты, встречи и т.д.); 2) практические формы (походы, экскурсии, проекты, конкурсы и т.п.); 3) наглядные формы ( выставки разных жанров, тематические стенды и др.).

Форма

Педагогические средства

Викторина.

Экскурсия.

Мероприятие.

Праздник класса.

Конкурс и выставка работ.

Применение вариативных форм занятий (пригла­шение специалиста и т. п.).

Организация совместной деятельности по художественной подго­товке мероприятий.

Использование приемов и форм занятий, способствующих вы­страиванию межличностных взаимоотношений, формированию культуры сотрудничества, сотворчества.

Методы развития системы отношений: педагогическая организация совместных мероприятий, различных традиций, деятельности в группах (одного возраста и разновозрастных) внеурочной деятельности.

Приемы стимулирования творчества: демонстрации ЗУН на выставках, конкурсах, в различных видах совместной деятельности.

Кружок.

Дискуссии. Театрализованные представления.

Школьный праздник.

Педагогические средства развития коммуникативной культуры учащихся, создающие условия для демонстрации «мастерства» и личностных данных учащихся в практической деятельности.

Педагогические средства содействия социализации учащихся (вов­лечение в общественно-полезную деятельность).

Анкетирование.

Опрос.

Беседа.

Наблюдение.

Социологические измерения и диагностика запросов и притяза­ний учащихся с целью наполнения их досуга.

Основные коллективные формы и методы  нравственного  просвещения  и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме.
Беседы. В воспитательной деятельности  большое место занимают  этические  беседы.  Они  имеют  целью  обогатить  моральными представлениями  и  понятиями,  связанными  с  положительными  поступками  и действиями,   ознакомить   с   правилами   поведения.   В   процессе   бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению  и  поведению других людей.
    Наряду с систематическими беседами проводятся и  эпизодические  беседы, связанные  с  обсуждением  поступков  учащихся.   Такой   разговор   следует проводить сразу после совершения поступка.
Читательская  конференция –  одна из форм нравственного убеждения.  Она помогает  не  только  расширить   кругозор   школьников,   развить   у   них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы  нравственности.
Приобщение  учащихся  к  искусству.  Привлекаю учащихся  к  участию  в  викторинах, в конкурсах,  на  лучшего  чтеца  или  рассказчика,  к художественной самодеятельности, обогащающей  нравственный мир школьников.  
Приобщение к спорту. Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д.
В целях убеждения использую и нравственные  требования  к  поведению школьников. Требуя, чтобы они  хорошо  вели  себя  на  уроке  и  вне  школы, уважали  старших,  были  правдивыми  и  искренними,  я сообщаю им знания о нормах и правилах поведения, обогащаю их  нравственные представления и понятия. Требования воспитателя к поведению  достигают  цели лишь  при  условии,  если  они  понятны  и  доступны,  связаны  с  практикой повседневного поведения детей. 
    Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к  себе и честен, он надёжный помощник  в  семье.  У  него  больше  развито  чувство ответственности.    Серьёзное  влияние   на  формирование  поведения  оказывает  выполнение различных  общественных  поручений.  Они  тесно  связаны,  прежде   всего,   с организационной  деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение, например, есть ответственный за дежурство по классу и по столовой, физорг, редколлегия, и т.д.  Это  подтягивает  школьников к тому, чтобы быть  ответственнее, ощущать себя частью коллектива.      
Целесообразны  также  упражнения  в  форме  организации   положительных поступков. Например, ученику поручается навести  больного  товарища,  помочь отстающему в учении, собрать цветы, шары для украшения школы и т.п.
Успех применения упражнений, их  эффективность  зависят  от  соблюдения ряда  требований.  Это  –  осознание  учащимися  важности  и   необходимости проведения упражнений; их систематичность и последовательность;  общественно полезную  направленность;  взаимосвязь  упражнений  с   различными   формами убеждения.
В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся.
Поощрение, как один из методов,  применяется  в  различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных  прав, награждение. 
Методы  стимулирования  помогают  человеку  формировать   умение   правильно оценивать свое поведение, что способствует осознанию им  своих  потребностей. 
Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся.
 Они предполагают формирование необходимых навыков в  управлении  своими эмоциями, обучение его управлению  конкретными  чувствами,  пониманию  своих эмоциональных  состояний  и  причин  их  порождающих.  Методом,  оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение  может  осуществляться  как  вербальными,  так  и невербальными средствами. Внушать - это, значит воздействовать  на  чувства, а через них на ум и волю человека. Использование этого  метода  способствует переживанию  детьми  своих  поступков  и  связанных  с  ними   эмоциональных состояний. 

Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей.

Основными задачами работы с родителями по нравственному воспитанию младших школьников в школе являются:

1) повышение педагогической культуры родителей,

2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки;

3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаи­мопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга;

4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.

Тема и задачи

Месяц

План изучения

Форма работы

Задачи:

  • Дать общее представление о
  • Помочь понять, что играть вместе веселее, легче справиться с любым делом.

назначении группы

  • Развивать элементарные представления о дружеских отношениях.

Воспитывать добрые, теплые отношения между детьми в группе.

Развивать представление детей о семье.

Воспитывать любовь к труду, желание помочь родителям.

Дать представление о том, что мужчина – это защитник семьи, Родины.

Воспитывать уважение к женскому полу.

Воспитывать уважение к родному поселку, улице, своему дому.

Сентябрь

1.Актуальность, цели и задачи нравственного воспитания младших школьников.

2.Мой любимый класс.

1.Доклад по данной теме.

2.Беседы «Моя группа», «Мои друзья».

3.Цикл бесед «Кого мы называем добрым (честным, вежливым)?»

Октябрь

3. Я и мое имя.

1.Беседа «Для чего человеку имя?»

2.Игра «Назови ласково».

3.«Полное» и «неполное» имя.

4.Игра «Кто я?»

5.Составление рассказов: «Я люблю, когда…», «Я боюсь, когда…»,

6.Чтение рассказов («Честное слово», «Огурцы» и др)

Ноябрь

4. Моя семья.

1.Рассказы детей о членах своей семьи.

2.Выставка семейных фотографий.

3. Сюжетно-ролевая игра «Семья».

Декабрь

5. Моя семья.

1. Составление консультации для родителей «Как воспитывать ребенка?».

2.Беседа «Что значит любить родителей?»

3.«Каждый при деле» (домашние обязанности членов семьи)

Январь

6. Мои друзья.

1.Беседы «Друзья», «С кем я дружу»,

2.Игры «Ласковые слова», «Назови ласково».

3.Разыгрывание ситуаций «Ссора», «Как помириться?».

4.Разучивание стихов о дружбе.

5. Доклад «Учите детей дружить».

Февраль

7. Наши защитники.

1. Сообщение «Зачем ребенку отец?».

2.Беседа с детьми о папе с рассматриванием фотографий «Мой папа в армии».

3.Рассматривание картины Васнецова «Три богатыря».

4. Сюжетно-ролевая игра «Мы солдаты»

Март

8. Моя мама.

1.Беседа с детьми о мамах..

2.Пение песен, чтение стихов о маме.

3 Игра «Дочки – матери».

4.Доклад «Значимость матери в жизни ребенка».

Апрель

9. Мой поселок и моя улица.

1. Беседа «Мой родной поселок».

2. Рассматривание иллюстраций о поселке.

3. Беседа «Улица, на которой я живу».

4. Сюжетно-ролевая игра «Автобус».

Май

10.Подвдение итогов.

1.Итоговая диагностика.

2.Сообщение «Основные итоги работы с детьми».

3.Отчет по проделанной работе.

Наши новости:

Разместить свою публикацию