Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96478

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие читательской активности

Дата публикации:

Автор:
библиотекарь школы, МКОУ "Общеобразовательная школа-интернат психолого-педагогической поддержки", 652150 город Мариинск, Кемеровской области

Цель: Отслеживание читательской активности школьников по классам

Задачи: Формировать интерес у учащихся к информационной культуре Корректировать и развивать умение работать с книгой Воспитывать моральные и духовные качества личности школьника

Не секрет, что за последние два десятилетия резко упала читательская активность детей и молодежи. Сначала врагом называли телевизор. А в конце прошлого века стал компьютер. Чем же так страшна утрата в потребности чтении?

Во-первых, обедняется словарный запас, понижается уровень интеллектуальных и познавательных возможностей.

Во-вторых, нарушается процесс вхождения молодого человека в общество, знакомство с его моральными и духовными ценностями.

В-третьих, не читающие дети, вырастая и становясь родителями, не приучают к книге своих детей, что постепенно ведет к духовному отчуждению представителей различных поколений

В-четвертых, развивающаяся на базе детского «нечтения» неграмотность взрослых приводит зачастую к несчастным случаям, а порой к гибели людей. Формально люди грамотны, но у меть читать не значит складывать из букв слова, это значит глубоко понимать прочитанное, вникать в смысл текста.

Таким образом, от состояния чтения, читательской активности в обществе зависит духовное здоровье нации, развитие формирующейся личности.

Формирование читательского интереса у школьников в условиях специальной коррекционной школы VIII вида характеризуется значительными трудностями связанными с такими особенностями детей как сниженная любознательность, медленный темп чтения, недопонимание смысла прочитанного, неумение выбрать книгу исходя из своих возможностей.

Исследую читательский интерес ведущими логопедами Москвы А.К. Аксеновой ,М.Ф Гнездиловой, Г.М. Дульневым поставлены две проблемы:

Как сделать чтение интересной и желанной деятельностью?

Как обеспечить школьнику корр.школы эффективное восприятие в осознании прочитанного?

Авторы отмечали, что чтение детей с ОВЗ, должно быть организовано с учетом индивидуальных особенностей и интересов.

В условиях нашей школы, должна быть организована четкая цепочка привития интереса к чтению через учителя-библиотекаря-воспитателя -родителей или наоборот!!!!Но, один из этой цепочки никогда не получит должных результатов .

Данные авторы выделяют наиболее эффективные формы и виды работы:

  • Коллективное чтение сказок и рассказов содержание которых доступно для детей.
  • Рассматривание книжек- малюток
  • Пересказ сказок по иллюстрациям
  • Оформление книжных стендов
  • Работа в классе с материалами уголка, внеклассного чтения
  • Самостоятельное чтение книг с захватывающим сюжетом, отрывок из которой был прочитан взрослым.
  • Конкурсы- праздники, посвященные прочитанным книгам, авторам.
  • Подборка хорошо иллюстрированных и небольших по объему книг для детей с низким уровнем читательского интереса
  • Подборка книг более серьезного содержания для детей с высоким уровнем читательского интереса

10.Оказание индивидуальной помощи в выборе книге с учетом техники чтения ученика.

11. Подведение итогов по количеству прочитанных книг

12. Поощрение при подведение итогов

13. Контроль за чтение книг

14. Пересказ текстов

15. Коллективное чтение статей из детских статей и журналов

16. Беседы о прочитанном

17. Коллективное составление кратких отзывов о книгах

Результаты читательской активности детей в школьной библиотеке

Классы

Рассматривание иллюстраций

Просмотр детских журналов

Чтение газет

Чтение детской книги

Заучивание стихов

1

+

+

2

+

+

++

3

+

+

+++

+++

3

+

+

+++

+++

4

++++++++++

+++++++++++++

+

+

5

++++++++++

++++++++++

+

++

++

5

++++++++++

++++++++++++

+

++

++

6

+++++++++++++

+++++++++++++++

+

+

++

7

+++++++++++

+++++++++++++++

+++

++

++

8

++++++++++++

+++++++++++++++

+++

+

++

9

++++++++++++

+++++++++++++++

+++

+

++

Ведущий авторский коллектив в процессе опытно-экспериментальной работы определил уровни читательского интереса школьников:

Уровни читательского интереса школьников:

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

1.Нет интереса к чтению

1.Самостоятельно находит книги, рекомендованные учителем

1Самостоятельно выбирает книги, обращает внимание на автора

2.Не может самостоятельно выбрать книгу

2.Выбирая книгу, ориентируется на автора, название книги, иллюстрации

2. Читает с желанием

3.При выборе книги главное внимание обращает на иллюстрации и объем

3.Понимат объясняет содержание и иллюстрации в книге

3.Делится впечатлением о прочитанном

4.Не всегда дочитывает книгу

4. Отвечает на вопросы по содержанию

4. Может самостоятельно выделить главную мысль

5.Работая с журналами, газетами, рассматривает только рисунки

5. Берет самостоятельно журналы, газеты, рассматривает иллюстрации. Читает выборочно по интересу рассказы, стихи

5. Пересказывает близко к тексту

6.Нуждается в постоянном контроле

6.Рассматривает, читает журналы, газеты

7. Знает названия детских журналов

8. Самостоятельно посещает библиотеку

В нашей школе отнести всех читателей библиотеке к какому-то конкретному из этих уровней невозможно. Потому что параметры низкого уровня читателя преобладают у всех, также имеют место быть и элементы среднего уровня , причем в большей степени. К сожалению, читателей с высоким уровнем активности единицы.

Авторский коллектив Аксенова, Гнездилова, Дульнев предлагают следующие методы и приемы для развития читательской активности:

Методы и приемы для развития читательской активности:

Методы и приемы

1

2

3 «А», 3 «Б»

4

5«А»,

5 «Б»

6

7

8«А»,

8 «Б»

9

1

Пересказ сказок по иллюстрациям

+

+

+

+

+

+

+

+

2

Наглядная агитация

+

+

+

+

+

+

+

+

+

3

Коллективное чтение

+

+

+

+

+

+

+

+

+

4

Поощрение при проведении итогов прочитанной книги

+

+

+

+

+

+

+

+

5

Контроль над чтением

+

+

+

+

+

+

+

+

6

Чтение отрывка из книг с захватывающим сюжетом, предложить дочитать книгу самостоятельно.

+

+

+

+

+

+

7

Обсуждение книг прочитанных произведений

+

+

+

+

+

+

8

Просмотр читательских формуляров вместе с детьми

+

+

+

+

+

9

Коллективное составление отзывов по прочитанным произведениям

+

+

+

+

10

Проведение конкурсов, праздников

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Таким образом, только при совместной работе всех педагогических работников, родителей можно добиться положительной читательской активности.

Наши новости:

Разместить свою публикацию