Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96457

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования УУД младших школьников педагогический проект

Дата публикации:

Автор:
Учитель начальных классов, МБОУ СОШ №179, г.Новосибирск

Цель: Создание в воспитательно-образовательном процессе условий способствующих активизации и развитию УУД учеников младшего школьного возраста

Задачи:  Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.  Изучить динамику развития УУД у младших школьников.  Формировать УУД через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов.

муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение[С1] [С2]

«Средняя общеобразовательная школа №179»

Информационно-коммуникационные технологии

как средство формирования УУД

младших школьников

педагогический проект

Автор -исполнитель:

Кузнецова Елена Викторовна, учитель начальных классов МБОУ СОШ №179

Новосибирск, 20162017

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт проекта…………………………………………………………...………….3

I. Введение:………………………………………………….………………….……5…..

II. Теоретическая база опыта

Современные требования ФГОС к организации и развитию универсальных учебных действий у младших школьников ………………………………..………9

Использование современных ИКТ- технологий в учебном процессе…………13

III. Проектная часть (исследование)…………………………………………...…..17

Заключение………………………………………………………………………..….26

Список литературы…………...…………………………………..………………….278

Приложения…………………………………………………….…………………….29


Паспорт проекта

Наименование проекта

Информационно-коммуникационные технологии как средство формирования УУД младших школьников

Основные разработчики проекта

Автор:

учитель начальных классов

Кузнецова Елена Викторовна.

Цель,

задачи,

методы проекта

Цель:

Создание в воспитательно-образовательном процессе условий способствующих активизации и развитию УУД учеников младшего школьного возраста

Задача: [ЯИЛ3]

  • Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  • Изучить динамику развития УУД у младших школьников.
  • Формировать УУД через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов.
  • Особенности учащихся с точки зрения универсальных учебных действий: коммуникативных, регулятивных, познавательных, личностных:
  • Изучить психолого-педагогические особенности детей младшего школьного возраста, способствующие формированию УУД
  • формировать

Методы:

  • изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический эксперимент;
  • анализ результатов ученической деятельности;
  • устный и письменный опрос учащихся;
  • тестирование;
  • анализ результатов исследования.

Сроки и этапы реализации

Первый этап (констатирующий)- август -октябрь 2013года: изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме; разработка и проведение тестов на выявление уровня сформированности ууд.

Второй этап (формирующий)- ноябрь 2013года – апрель 2014 года: разработка системы упражнений по теме; поиск, разработка и апробация компьютерных презентаций (сценариев) уроков; проведение серии экспериментальных занятий, направленных на развитие УУД; изучение и систематизация промежуточных результатов развития ууд младших школьников.

Третий этап (обобщающий)- май – июнь 2014 года: анализ результатов работы, сравнение данных, их обобщение и оформление.

Перечень основных мероприятий

üИзучение психолого-педагогической, учебно-методической литературы, поиск материала, изучение опыта работы педагогов;

üСоздание в классе условий, способствующих активизации и развитию УУД обучающихся;

üСовершенствование работы в программах PowerPoint, Publisher, Paint;

üСовершенствование работы с интерактивной доской SmartBoard;

üРазработка этапов проекта;

üОбеспечение материально-технической базой;

ü Исследование уровня развития УУД младших школьников;

üАнализ, оформление и описание хода и результатов реализации проекта;

üОбобщение опыта работы над проектом в очной форме (конференции, семинары и т.п.) и в сети Интернет (конкурсы, фестивали);

üСоставление сметы финансовых затрат.

Исполнители проекта и основных мероприятий

Учитель начальных классов

Кузнецова Елена Викторовна,

Ожидаемые конечные результаты реализации проекта

üПовышение уровня сформированности УУД детей младшего школьного возраста;

üПовышение мотивации к обучению;

  • Рост профессиональной компетентности учителя;

Целевые группы проекта

üУчащиеся начальной школы;

üУчителя начальных классов, владеющие современными компьютерными технологиями.

I.ВВЕДЕНИЕ

Большинство учителей отмечают необыкновенную особенность современных детей – быть на «ты» с окружающей их техникой. Во многих семьях имеются персональные компьютеры, и дети быстро обучаются работать на них. Формирование условий для стимулирования познавательной активности учащихся через использование информационно - коммуникационных технологий является, ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника. Ключом, который требует соблюдения четкого баланса между лучшими методами традиционного обучения и новым пониманием самого процесса обучения.

С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается как наиболее естественный способ формирования УУД.

Актуальность рассмотрения данной проблемы связана с тем, что в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования приоритетом названо использование в образовательном процессе приемов и методов, которые формируют умение учащихся самостоятельно добывать новые знания, работать с информацией, делать выводы и умозаключения, то есть использования ИКТ - компетентности, как средства формирования УУД.

Основы ИКТ - компетентности (не только умения на базовом уровне пользоваться широким спектром информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), но и формирования осознанного и грамотного подхода к выбору и применению средств ИКТ) являются частью метапредметных результатов освоения программы начального образования и необходимым компонентом программы формирования универсальных учебных действий

Таким образом, активное использование ИКТ, компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в урочной и внеурочной деятельности, увеличивает возможности для формирования универсальных учебных действий (УУД), как важнейшего результата реализации Стандарта. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе.

Краткий SWOT-анализ исходной ситуации: проблемы, ресурсы для достижения результата

Положительное влияние

Отрицательное влияние

Внутренняя среда

Сильные стороны:

  • Использование ИТ активизирует обучающихся, соответствует их возрасту, повышает эффективность учебного процесса, способствует развитию УУД;
  • Высокий интерес учащихся к информационным технологиям;
  • Недостаточный уровень владения информационно-коммуникационными технологиями педагогов и учащихся школы.

Слабые стороны

  • Недостаточная техническая оснащенность кабинетов начальной школы: недостаточное количество мультимедийного, компьютерного оборудования, большое количество пользователей на одну единицу интерактивного оборудования;
  • Четкая взаимосвязь между ИТ и учебным процессом обеспечивается использованием инструментов для развития УУД;
  • Применение цифровых ресурсов в деятельности педагогов и обучающихся;

Внешняя среда

Возможности

üУвеличение количества педагогов начальной школы, применяющих информационно-коммуникационные технологии в практике;

üУчастие преподавателей и обучающихся в конкурсах различных уровней (городских, областных, всероссийских);

üОбобщение педагогического опыта на конференциях, семинарах, методических объединениях;

üПрименение в педагогической практике созданных ранее мультимедийных разработок.

Угрозы

  • Применение компьютерных технологий в деятельности педагогов и обучающихся как единственного средства обучения (компьютерная зависимость);
  • Отставание материально-технической базы школы и компьютерной компетентности преподавателей от стремительно меняющихся информационно-коммуникационных технологий;
  • «Неизбирательное» участие преподавателей и обучающихся в конкурсах может привести к перемещению воспитательно-образовательного процесса на второй план.

Апробация эффективной модели процесса использования ИКТ - компетентности обучающихся начальной школы, как средства формирования УУД через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в условиях ФГОС.

Проблема: выявление наиболее эффективного подхода к формированию универсальных учебных действий младших школьников, в частности влияние использования ИКТ - компетентности обучающихся начальной школы на формирование УУД.

Проблема определила цель проекта: создание в воспитательно-образовательном процессе условий способствующих формированию универсальных учебных действий младших школьников.

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс.

Предмет исследования: формирование универсальных учебных действий младших школьников.

Гипотеза: Использование в воспитательно-образовательном процессе современных информационно - коммуникационных технологий приведет к развитию УУД обучающихся начальной школы.

Задачи исследования:

1. Провести теоретический анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.

2. Изучить динамику развития УУД у младших школьников.

3. Формировать УУД через возможности использования компьютерного и цифрового оборудования, современных цифровых образовательных ресурсов в условиях ФГОС

Методы исследования:

  • изучение и анализ литературы и документальных материалов по проблеме исследования;
  • изучение и обобщение педагогического опыта;
  • педагогическое наблюдение;
  • педагогический эксперимент;
  • анализ результатов ученической деятельности;
  • устный и письменный опрос учащихся;
  • тестирование;
  • анализ результатов исследования.

Методологическую основу проекта составили труды Л.С.Выготского, А.Н.Леонтьева, П.Я.Гальперина, Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова, А.Г.Асмолова. Также разработкой занималась группа авторов: Г.В.Бурменская, И.А.Володарская, О.А.Карабанова, Н.Г.Салмина, С.В.Молчанов, под руководством А.Г.Асмолова.

Проблема работы школьников с глобальными информационными массивами рассматривалась в течении многих лет: Е. С. Полат, А. А. Гин, Зотова Н. К., Куксин А. В., В. М. Шейман, А. М. Хайт, Сиденко А. С., Зиммель., Бухаркина М. Ю., Ястребцева Е. Н., Батюкова З. И, А. В. Худякова, В. Г. Разумовский, В. Ф. Шаталов, Гомулина Н. Н., Кавтрев А., Ф. С. Зайцев, Боревский Л. Я., Дик Ю. И., Хуторской А. В., Собенина Е. С., Кожухова М. Ю.

II. Теоретическая база опыта

Современные требования ФГОС к организации и развитию универсальных учебных действий у младших школьников

Сегодня важно дать ребенку как можно больше конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин, вооружить его такими универсальными способами действий, которые помогут ему развиваться и самосовершенствоваться в непрерывно меняющемся обществе. Именно данное положение фиксируется в ФГОС.

Принципиальное отличие новых стандартов заключается в том, что целью является не предметный, а личностный результат. Важна, прежде всего, личность самого ребенка и происходящие с ней в процессе обучения изменения, а не сумма знаний, накопленная за время обучения в школе.

Федеральный государственный образовательный стандарт - это совокупность трех систем требований:

  • требований к результату образования;
  • требований к структуре основных образовательных программ (то, как школа выстраивает свою образовательную деятельность);
  • требований к условиям реализации стандарта (кадры, финансы, материально-техническая база, информационное сопровождение и пр.).

В Стандарте 2004 г. детально описывалось содержание образования темы, дидактические единицы. В Стандарте 2009 г. содержание образования детально и подробно не прописано, зато четко обозначены требования к его результатам:

  • личностным (готовность и способность к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, личностные качества и др.);
  • метапредметным (умение учиться);
  • предметным умениям.

Как отмечается в работах Бобковой М.Г., Плотниковой Е.А. универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. В каждом компоненте свои виды действий.

1.Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию учащихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида действий:

  • личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
  • действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него;
  • действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор.

2. Регулятивные действия обеспечивают организацию учащимся своей учебной деятельности. К ним относятся:

  • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;
  • планирование - определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
  • прогнозирование - предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;
  • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
  • коррекция - внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;
  • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;
  • волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

3. Познавательные универсальные действия включают общеучебные, логические, а также действия постановки и решения проблем.

а) Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств:
  • умение структурировать знания;
  • умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;
  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
  • смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

б) Универсальные логические действия:

  • анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных)
  • синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;
  • выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
  • подведение под понятия, выведение следствий;
  • установление причинно-следственных связей,
  • построение логической цепи рассуждений,
  • доказательство;
  • выдвижение гипотез и их обоснование.

в) Постановка и решение проблемы:

  • формулирование проблемы;
  • самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

4. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

Видами коммуникативных действий являются:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов - инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера - контроль, коррекция, оценка действий партнера;
  • умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

Функции УУД:

  • обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения;
  • ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения;
  • контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;
  • создание условий для гармоничного развития личности и ее готовности к непрерывному образованию;
  • обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности УУД со следующими показателями: состояние здоровья детей, успеваемость по основным предметам, уровень развития речи, степень владения русским языком, умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы, стремление принимать и решать учебную задачу, навыки общения со сверстниками, умение контролировать свои действия на уроке.

Таким образом, в связи с тем, что приоритетным направлением новых образовательных стандартов становится реализация развивающего потенциала общего среднего образования, актуальной и новой задачей становится обеспечение развития универсальных учебных действий.

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: 1) личностные; 2) регулятивные; 3) познавательные; 4) коммуникативные. В каждом блоке свои виды действий.

ВЫВОД

Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока: личностные; регулятивные; познавательные; коммуникативные. В каждом блоке свои виды действий.

Овладение УУД, в конечном счете, ведет к формированию способности самостоятельно успешно усваивать новые знания, овладевать умениями и компетентностями, включая самостоятельную организацию процесса усвоения. УУД делают возможным переход от осуществляемой совместно и под руководством педагога учебной деятельности к деятельности самообразования и самовоспитания.

Эффективность всей деятельности педагога-психолога в системе психолого-педагогического сопровождения развития учащихся в процессе образования будет зависеть от совпадения целей и задач, решаемых психологической и методической службами школы.

Использование современных ИКТ - технологий в учебном процессе

ИКТ позволяют перейти от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребёнок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися.

Использование ИКТ на различных уроках в школе позволяет:
- развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
- овладевать практическими способами работы с информацией;
- развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Учитель может использовать в своей работе личные презентации. Очень эффективными могут быть тесты, кроссворды, разработанные в компьютерном варианте. Спектр использования возможности ИКТ в образовательном процессе достаточно широк.

Большое подспорье ИКТ в подготовке праздников, в исследовательской и проектной деятельности детей. [см. Рисунокприложение]

При помощи ИКТ можно проводить настоящие виртуальные путешествия на уроках окружающего мира.

Уроки с использованием ИКТ становятся привычными для учащихся школы, а для учителей становятся нормой работы – это является одним из важных результатов инновационной работы в школе.

Уроки, проводимые с его использованием в силу своей наглядности, красочности и простоты, приносят наибольший эффект, который достигается повышенным психоэмоциональным фоном учащихся начальных классов при восприятии учебного материала.

Применение информационных технологий имеет как минимум два основных преимущества:

-новые возможности очевидны, если сравнить словесные описания с непосредственным аудиовизуальным представлением.

-преимущества выражаются в том, что мультимедиа среда много выше по информационной плотности. Одну страницу текста преподаватель произносит примерно в течение 1-2 минут. За ту же минуту полноэкранное видео приносит больший объем информации.

Применение ИКТ на уроке также способствует развитию навыков контроля и самоконтроля. Проверка работы по эталону осуществляется легко и быстро. Тестирование с помощью компьютера позволяет быстро оценить уровень знаний учащихся класса и в то же время способствует овладению учащимися действий с мышкой, клавиатурой.

Информационные технологии предоставляют широкие возможности для индивидуализации и дифференциации обучения. Заранее, на основе использования этих ресурсов, есть возможность разрабатывать задания для учащихся с учетом их индивидуальных особенностей (уровня подготовленности, доминирующего канала восприятия и т.д.).

Использования современных информационно-коммуникационных технологий – позволяет участвовать в дистанционных конкурсах и творческих проектах учащихся начальных классов.[РИСУНОКсм. приложение]

Кроме того, информационно-коммуникационные технологии позволяют делать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможности применения проектного метода обучения. .[РИСУНОКсм. приложение]

Учиться с интересом, добиваться успехов помогают электронные образовательные ресурсы и электронные образовательные системы сети Интернет. Возможности интернета и мультимедиа позволяют черпать знания не только из учебников, но и из мультимедийных энциклопедий и крупнейших мировых библиотек.

Электронные приложения к книгам позволяют воссоздать картину изучаемых явлений в динамике, анимировать и стимулировать интеллектуальную деятельность детей. Представленные на СD – дисках презентации, модули, тренажёры, игры и видеоматериалы позволяют создать оптимальные условия для изучения тем, делают уроки яркими, интересными, запоминающимися и продуктивными.

Цель применения информационно-коммуникационных технологий – увлечь учащихся в мир понятийных образов (научных, лингвистических, нравственно-эстетических, теоретических и др.) через сказку, игру, личный опыт, сняв стресс, напряжение, подключив все каналы восприятия информации для глубинного мышления, внутреннего сосредоточения на своем опыте, силах, возможностях. Именно эти качества вносят в процесс обучения младших школьников информационно-коммуникационные технологии.

Поскольку использование современных информационно-коммуникационных технологий в учебном процессе начального образования – это не самоцель, а определенная система работы, то имеется и вполне конкретный результат, состоящий в следующем:

  • повышение познавательной мотивации, делая процесс обучения интересным и продуктивным;
  • развитие навыков самостоятельности и самоконтроля (выполнять извечную проблему начальной школы: «научить ребёнка учиться»);
  • включение в работу всех детей класса, даже самых инфантильных, застенчивых и пассивных;
  • способности к самореализации;
  • обеспечение эффективности урока и успешности каждому ученику;
  • достижение оптимального общего развития каждого школьника, развивая его мышление, волю, чувства, нравственные представления.

Очень важно организовать процесс обучения так, чтобы ребенок активно, с интересом и увлечением работал на уроке, видел плоды своего труда и мог их оценить.

Использование информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности позволяет нам, как учителям начальных классов:

  • развивать умение учащихся ориентироваться в информационных потоках окружающего мира;
  • овладевать практическими способами работы с информацией;
  • развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств;
  • осуществлять переход от объяснительно-иллюстрированного способа обучения к деятельностному, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Это способствует осознанному усвоению знаний учащимися;
  • активизировать познавательную деятельность учащихся;
  • проводить уроки на высоком эстетическом уровне (музыка, анимация);
  • индивидуально подходить к ученику, применяя разноуровневые задания;
  • повышать эффективность учебного процесса и улучшать уровень владения полученной информацией;

экономить время на уроке (учащиеся быстрее переключаются с одной формы обучения на другую, что позволяет учителю объяснить на уроке больше материала)

  • увеличивать объём выполняемых на уроке заданий;
  • повышать активность и мотивацию усвоения знаний за счет разнообразия форм работы;
  • объективно и своевременно получать результаты теста.

Как показала практика, учащиеся увлечённо осваивают учебный материал, когда применяются информационно – коммуникационные технологии.

Ребята начинают воспринимать компьютер в качестве универсального инструмента для работы в любой области человеческой деятельности, а не как инструмент для игр.
Он не заменяет учителя или учебник, но коренным образом меняет характер педагогической деятельности. Введение его в учебный процесс позволяет расширить свои возможности в педагогической практике, обеспечивающие такими средствами, которые позволяют решать не решавшиеся ранее проблемы: совершенствование организации преподавания, повышение индивидуализации обучения (максимум работы с каждым учащимся).

Применение информационно – коммуникационных технологий в образовательном процессе является, ключом к решению проблем, связанных с развитием интеллектуального и творческого потенциала младшего школьника.

Одним из основных положений нового стандарта является формирование универсальных учебных действий (УУД), как важнейший результат реализации Стандарта. Это положение в свою очередь также обусловлено потребностями современной цивилизации. В то же время, использование ИКТ принципиальным образом увеличивает возможности для такого формирования. Можно сказать, что без применения ИКТ формирование УУД в объемах и измерениях, очерченных стандартом, невозможно. Тем самым ИКТ-компетентность становится фундаментом для формирования УУД в современной массовой школе. Важным элементом формирования УУД на ступени начального образования, обеспечивающим его результативность, является ориентации младших школьников в ИКТ и формирование способности их грамотно применять.

III. Проектная часть (исследование)

Первый этап (констатирующий)- август -октябрь 2013года: изучение психолого-педагогической и учебно-методической литературы по теме; разработка и проведение тестов на выявление уровня сформированности ууд.

Для чистоты эксперимента нами взяты ученики двух классов: 1А- контрольный класс (в котором предполагается эпизодическое применение ИКТ в воспитательно-образовательном процессе), 1Б-экспериментальный класс (с применением ИКТ в различных областях воспитательно-образовательного процесса).

Выявление уровня сформированности УУД в начале нашего эксперимента, проведено совместно с психологом школы.

Для анализа использовались следующие материалы:

  • Наблюдение за работой учащихся в классе;
  • Индивидуальное исследование познавательных УУД (исключение лишнего, пересказ «Галка и голуби», понимание категорий, память (10 слов));
  • Исследование коммуникативных особенностей (речевое развитие, понимание информации);
  • Личностные (мотивационный аспект, отношение к учебной деятельности – проективный метод «Я в школе»)
  • Бардин К. В. Как научить детей учиться. – М., 2009.
  • Полат Е.С Педагогические технологии дистанционного обучения Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений. – М.: Академия, 2006.
  • Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. – М., 2000.
  • Интернет-ресурсы:

Данные представлены в процентах и позволили проанализировать следующие позиции:

  • Особенности регулятивных УУД (отношение к требованиям учителя, особенность поведения на уроках, прилежание, потребность в контроле ребенка взрослым)
  • Особенности личностных УУД (мотивационный аспект, отношение к учебной деятельности, направления одаренности)
  • Особенности познавательных УУД (когнитивные особенности, способности к учебной нагрузке)
  • Особенности коммуникативных УУД

Регулятивные УУД

Отношение к требованиям учителя (диаграмма 1). Учащиеся показывают высокий и средний уровень адаптации к учебным требованиям учителя. У 10 учащихся (1Б класс) есть элементы дезадаптационного поведения, связанного, прежде всего с нарушениями правил поведения на уроке. В большинство детей установили контакт между собой и с педагогом и стараются следовать указаниям учителя.

Диаграмма1

Особенности поведения на уроках (диаграмма2). Поведение на уроке у большинства учащихся сосредоточенное и внимательное 1А класс 72,4%, 1Б класс – 71%. Нарушение рабочей дисциплины некоторыми учениками составляет 17,6% в А классе, 20% в Б классе.

Диаграмма 2

Прилежание учащихся (диаграмма 3). Особенности прилежания учащихся преобладает в случае мотивированности, что показательно для детей данного возраста.

Диаграмма 3

Прилежание на уроках

Данные произвольного внимания, волевого регулирования поведения показывают (диаграмма4), что уровень большинства детей (1А класс 80%, 1Б класс 77,4%) соответствует возрастным особенностям.

Диаграмма 4

Поскольку регулятивные учебные действия обеспечивают организацию учащимися своей учебной деятельности, можно видеть, что перед учителями стоят задачи формирования произвольной регуляции во время учебной деятельности, формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей, формирование умения понимать причины успеха/ неуспеха учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей, овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевые высказывания в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах, готовность слушать собеседника и вести диалог.

Данные показывают, что коммуникативные УУД присутствуют у большинства учащихся (1А-

Наши новости:

Разместить свою публикацию