Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96448

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ИСТОЧНИКОВ ИНФОРМАЦИИ ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ В РАМКАХ УРОКА ГЕОГРАФИИ ( как информационные ресурсы повседневной жизни помогают учителю учить учиться учеников)

Дата публикации:

Автор:
учитель, МБОУ "Средняя школа №1 им. А.С.Пушкина", Свердловская область , г. Верхняя Салда, ул. Евстигнеева 11-7

Цель: Обмен накопленным опытом работы учителя географии

Задачи: 1.Выявить такие педагогические технологии, приёмы и средства организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода: умению учиться на протяжении всей жизни 2.Подобрать и систематизировать современные источники информации для использования их в качестве средств урока, и применить их.

Данная методическая разработка представляет собой обобщение и апробацию личного опыта работы учителя за несколько лет. В ней описываются отдельные оригинальные, адаптированные к применению на современном уроке географии технологии, приёмы и средства, которые наиболее полно помогают учителю совершенствовать учебно-методический и организационный процесс по предмету. В разработке поясняется, каким образом информационные ресурсы (статьи газет, песни, анекдоты и др.), которые учитель включает в урок, становятся средствами для овладения учащимися предметными, практическими знаниями, помогают осуществить творческий подход в обучении.

Материалы разработки могут быть полезны учителям-предметникам, студентам, осваивающим профессию учителя.

Содержание

Введение………………………………………………………………………

3

Отдельные плюсы и минусы технологий, используемых на уроках географии…………………………………………………………………….

4

Особенности «Кейс - технологии»: из теории в практику………………………………………………………………………..

6

Современные источники информации как приёмы и

средства обучения на уроке географии……………………………………...

9

Заключение…………………………………………………………………….

14

Литература……………………………………………………………………..

15

Приложения……………………………………………………………………

16

Введение

Многие годы традиционной целью школьного образования было овладение системой знаний, составляющих основу наук. Память учеников загружалась многочисленными понятиями. Российские школьники лучше учащихся многих стран выполняют задания, отражающие овладение предметными знаниями и умениями. Однако их результаты ниже при выполнении заданий на применение знаний в практических, жизненных ситуациях, содержание которых представлено в необычной, нестандартной форме, в которых требуется провести анализ или их интерпретацию, сформулировать вывод или назвать последствия тех или иных изменений. Это проблемная ситуация, которую надо решать. Мои ученики – не исключение.

Программа предмета географии на всех ступенях образования предусматривает формирование знаний о целостной картине мира, содержание предмета – одно из самых объёмных в школьной программе по количеству цифр, фактов, понятий. В то же время география – наука, которая имеет самую тесную связь со всеми предметами, изучаемыми в рамках школьной программы и с нашей реальной жизнью. И это выгодная ситуация. Для современных учащихся буквально всё может стать источником географических знаний: телепередача, статья газеты, туристическая поездка, видеоролик, покупка в магазине, фотография, песня, ИНТЕРНЕТ…

Тенденции в образовании в соответствии с требованиями ФГОС (система образования должна формировать такие новые качества выпускника как инициативность, инновационность, мобильность, гибкость)[1], уровень развития интеллекта моих учащихся (65% со средним и высоким, 35% - с низким), мои возможности как педагога (опыт и желание стать современным компетентным специалистом) и мой стаж работы в предмете (22 года), заставляют искать новые пути совершенствования моего педагогического опыта. Тема самообразования учитывает моменты, названные выше, и сформулирована мной так: «Каким образом использование современных ресурсов информации при деятельностной организации обучения школьников в рамках урока географии может помочь изменить характер учебного процесса и качественно улучшить способы деятельности педагога и обучающихся? Что для этого необходимо сделать?»

Итак, я должна выявить такие педагогические технологии, приёмы и средства организации процесса обучения, которые будут способствовать реализации компетентностного подхода: умению учиться на протяжении всей жизни. Это первое.

При данном подходе к обучению основным элементом работы на уроке обучающихся должны стать новые виды деятельности (деятельностный подход в обучении): учебно – исследовательский, поисковый, творческий и др. В этом случае знания станут следствием усвоения способов деятельности. Это второе.

Я, как учитель – предметник, должна найти в программе курса (урока) место и время для апробации новых технологий. Подобрать и систематизировать современные источники информации для использования их в качестве средств урока, и применить. Это третье.

Решая поставленные задачи, я повышаю интерес учащихся к изучению географических процессов, помогаю продуктивно общаться учащимся на уроке, ищу эффективные способы совместной деятельности.

Отдельные плюсы и минусы технологий, используемых на уроках географии

Под технологией обучения я понимаю способы повышения эффективности обучения, проектирование учебного процесса с четко заданным результатом; разработку и использование оптимальных методик обучения.

Хотя обновление образования подрастающего поколения требует использования нетрадиционных методов и форм организации обучения, практика показывает, что от их традиционных предшественников отказываться рано. Технологии применяют не вместо методов обучения, а наряду с ними, так как они являются составной частью методики предмета. Таблица, приведённая ниже, иллюстрирует, когда технологии (или их элементы), которые чаще всего используются мной на уроках, работают лучше. Какие из них больше используют позиции (элементы) деятельностного подхода. Я понимаю деятельностный подход как способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса, т. е. умение учиться. Достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка)[2].

Плюсы и минусы используемых технологий

Таблица №1

Технологии

Плюсы используемых технологий

Минусы используемых технологий

Деятель-

ностный

подхода (его элементы)

1

Технология формирования приемов учебной работы

(изложенная в виде правил, образцов, алгоритмов, планов описаний и характеристик географических объектов)

Применяется на всех типах уроках для систематизации знаний учащихся, работы с текстом, картой. Привычна.

Удобна для работы со всеми учащимися, во всех параллелях. Удобна для использования в качестве организации домашних заданиях.

Не предполагает творческого подхода учащихся.

++

2

Технология листов опорных сигналов (схемы логических связей)

Помогают учителю управлять познавательной деятельностью школьников, развивают умения самостоятельной работы, индивидуальные способности, а также помогают школьникам осуществлять самоконтроль за результатами учебной работы.

Не подходят для самостоятельной работы с учащимися с низким уровнем организации своей деятельности.

++

3

Технология учебно-игровой деятельности

Нравится большинству учащихся, применяю редко, чаще в 6-8х классах. Требует большой подготовки учителя.

Не выстраивается в четкую систему организации познавательной деятельности.

++

4

Технология проектной деятельности школьников (организации исследовательской деятельности)

Элементы проектной деятельности я использую на всех ступенях изучения географии. Наиболее эффективно, творчески, с достижением глубокого и осознанного уровня усвоения материала работу выполняют учащиеся 8-11х классов. Формируются навыки, которые нужны для последующей успешной работы, самореализации личности. Косвенно в процесс вовлекаются многие учащиеся (участвуют в тестах, дискуссиях, публичных защитах).

Проектной деятельностью занимаюсь чаще вне урока.

Эффективность и результативность проекта проверяются защитой работы.

Задействованы немногие учащиеся. Не хватает учительского и ученического времени.

Не подходит для работы с учащимися с низким уровнем самоорганизации.

+++++

5

Современные компьютерные технологии

Поддерживает у учащихся интерес к изучаемому предмету, их активность на протяжении всего урока.

Большое количество тестов, документальных, современных фильмов. Часто занимает большую часть урока.

Недостаток программно-методических комплексов, включающих в себя компьютерную программу, пособие для учителя, которое содержит не только описание технических возможностей программы, но и поурочную разработку той или иной темы. Не всегда есть необходимое оборудование для работы на уроке.

++

6

Технология проблемного обучения

(решение проблемной ситуации в ходе урока, чаще предложенной учителем).

Дети сами обнаруживают противоречие между имеющимся и новым знанием и ищут пути и способы его разрешения.

Новые знания, приобретённые самостоятельно, усваиваются глубоко и прочно.

Требуют новых подходов в подготовке учителя к уроку, поиску новых источников информации, интересных учащимся.

+++++

Анализируя уровень сформированности компетентностей учащихся 8- 9х , 10-11х классов по предмету (3,9-средний балл учащихся по географии, 2013-2014 уч.г.), я пришла к выводу: для формирования предметной компетентности хорошо работают все традиционные технологии, они помогают на всех этапах урока. Но эти же технологии не в полной мере формирует компетенцию самообразования и саморазвития. Не всегда учат анализировать, формулировать вывод или называть последствия тех или иных изменений. На протяжении последних 3-х лет применяемая технология проектной деятельности для моих учащихся стала успешной: 5 победителей на НПК муниципального уровня и номинант областного, 7 призёров и победителей Муниципального этапа олимпиад по географии, биологии, экологии. Однако исследовательские проекты объёмны по временным затратам вне урока.

Два года назад на предметных курсах в ИРО г. Екатеринбурга и семинаре в гимназии г. Н. Салда я познакомилась с современной технологией обучения «Кейс-технологией». Начала разрабатывать и применять данную технологию на уроках 8-11х классов. Именно эта технология позволила мне массово совершенствовать самостоятельную творческую деятельность учащихся на урок.

Особенности «Кейс – технологии»: из теории в практику

Кейс (от англ. саsе – случай) – совокупность учебных материалов, в которых сформулированы практические проблемы, предполагающие коллективный или индивидуальный поиск их решения[3]. Его отличительная способность – описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни.

В качестве кейсов я использую научные, публицистические, учебные тексты (материалы газет, в т.ч. «Аргументы и Факты», видеоролики, мультфильмы, документальные фильмы; информационными источниками становятся проблемы, раскрытые в исследовательских работах моих учащихся). Статьи из газет ксерокопируются по количеству будущих рабочих групп в классе. В группе может быть от двух до пяти человек. Кейсы могут быть практическими (для закрепления ЗУН), обучающими (для решения учебных и воспитательных задач), научно-исследовательскими (формирования исследовательской компетентности), (Приложение 1).

Требования к кейсу:

1.Постановка актуальной проблемы, которую можно обсуждать и которая не имеет однозначного решения.

2.Соответствие текста поставленным образовательным задачам и теме урока (разделу), в рамках которого он предлагается.

3.Присутствие достаточного количества информации для проведения анализа и нахождения путей решения исследовательской проблемы.

4.Отсутствие авторской оценки проблемы.

От других технологий «кейс» отличается: наличием проблемной ситуации, которую необходимо увидеть и решить; коллективной выработкой решений; возможностью нескольких решений проблемы; наличием управляемого эмоционального напряжения обучающихся; наличием системы оценивания деятельности.

При организации работы с кейсом на учебном занятии следует обратить внимание на определенную организационную деятельность учителя, включающую две фазы:

Первая фаза – творческая работа по поиску или созданию кейса и вопросов для его анализа; подготовка методического обеспечения для предстоящего урока. Этот процесс осуществляется за пределами аудитории и включает в себя научно-исследовательскую, методическую и конструктивную деятельность педагога.

Вторая фаза – работа учителя в классе, где он выступает со вступительным и заключительным словом, организует малые группы и дискуссию, поддерживает деловой настрой в классе, оценивает вклад учеников в анализ ситуации. Чтобы группы сформировались равноуровневые, я вызываю к доске 4-5 сильных учеников (спикеров), которые выбирают себе по одному (двум)компаньону, компаньоны выбирают секретарей, те - хранителей времени. Часто, при делении класса на группы к доске вызываю 4-5 самых слабых учеников, которые выбирают 4-5 самых сильных учащихся и т.д. В итоге группы формируются равноценные, что важно для качественной работы. Каждая группа получает кейс. Работа по кейсу занимает по времени от 35 минут до 80.

Этапы работы с кейсом

Таблица №2.

Этапы работы с кейсом

Методический комментарий для лучшего понимания содержания

0 . Вступительное слово учителя. Погружение в совместную деятельность. Основная задача этого этапа – формирование мотивации к совместной деятельности.

Постановка учебной задачи в пределах темы урока(ов).

1. Чтение текста в группе «…..» (статья из газеты «Аргументы и факты», просмотр видеофрагмента…

Лучше читать 2 раза: про себя и вслух по цепочке.

2. Пересказ текста, видеофрагмента в группе, классе.

Пересказ осуществляется по цепочке, по ходу можно уточнять детали. Контроль учителя.

3. Поиск (выделение) проблемы. О какой проблеме идет речь в тексте?

Проблем может быть несколько. В этом случае важно установить связь между ними, их соподчинение.

Контроль учителя.

4. Обсуждение. Каковы проявления проблемы? – составление схемы, кластера («смысловой грозди»).

Составление схемы, таблицы, кластера помогает найти пути решения проблемы. Запись в шаблон в тетради, на доске.

5. Выделение критериев (признаков идеального состояния системы – то, при котором проблемы нет).

Это необходимо, чтобы определить к чему должны привести пути решения.

Контроль учителя.

6. Определение путей решения проблемы («Мозговой штурм»), в группе, потом в классе.

Запись путей желательна на доске, чтобы не упустить важное.

Учитель организует и направляет общую дискуссию.

7. Подготовка презентации решения группы (возможные формы):

сочинение-миниатюра; опорный контекст;

схема; таблица; мультимедийная презентация.

Здесь формируются творческие навыки обучающихся. Этот этап урока может стать домашним заданием.

8. Оценивание работы учащихся.

9. Заключительное слово учителя.

При использовании данной технологии формируются ключевые компетентности: информационная (умение анализировать текст, выделять проблему, устанавливать причинно-следственные связи, предлагать пути решения проблемы, составлять свёртки информации); коммуникативная (умение вести диалог, убеждать окружающих, защищать свою точку зрения, умение слушать, оценивать поведение людей, контролировать себя); рефлексивная (умение анализировать свое мнение и мнение других людей), (Приложение 2 ) . Ученик получает новый продукт для самого себя (учится по ФГОСу). Чаще на практике я использую не весь алгоритм данной технологии, а только с 0 по 6, 8 и 9 этапы. Работа ведётся в парах, статьи из газет не должны быть большие, подбираются в рамках темы одного урока. Выступить удаётся большинству учащихся. Оцениваем работу. Сокращённый вариант технологии я назвала «кейсиками», (Приложение 3). Кейсики занимают от 10 до 30 минут урока.

Учитель завершает дискуссию, анализирует процесс обсуждения и работы всех групп, комментирует развитие событий, подводит итоги, выставляет отметки.

Следует отметить, что работа с кейсами обучающимся нравится, вызывает живой интерес, развивает критическое мышление, самостоятельность и ответственность, формирует коммуникативные и социальные компетенции. Опрос моих учащихся показал, что большинство (67%) из них предпочитают такую работу работе с учебником, готовой презентацией, заполнением таблицы и др., (Приложение 4).

Современные источники информации как приёмы и

средства обучения на уроке географии

Ученики с «кейсами» и «кейсиками» работают плодотворно, но применять их на уроках постоянно – не всегда возможно и необходимо. Есть желание поэкспериментировать и опробовать новые подходы к средствам обучения. Я, как современный учитель географии, понимаю, что буквально вся информация окружающего мира (статья, передача, разговор взрослых, песня, покупка в магазине, анекдот…), при умелой интерпретации для практического использования на уроке, может стать источником географических знаний для учащихся. Поэтому на протяжении многих лет я обновляю старые и ищу новые (в чём – то креативные) методы, приёмы и средства обучения.

Метод обучения (от греч. methodos – «путь, способ достижения цели») – система последовательных взаимосвязанных действий учителя и учащихся, обеспечивающих усвоение учебного материала. Методы обучения: рассказ, объяснение, беседа, работа с книгой, картой, контурной картой, видеометод, практический метод, тестовый контроль, сообщение и др. Этот список, который я использую на уроках, далеко не полон. Каждый метод состоит из приёмов. Приём – это составная часть метода, однако практическая реализация метода достигается именно с помощью приёмов. Так, в методе работы с картой можно выделить следующие приёмы: 1) чтение карты по условным знакам; 2) описание объекта; 3) заполнение таблицы. Практическое применение методов и приёмов обучения возможно только при наличии необходимых материальных средств. Средства обучения – это предметная поддержка учебного процесса. Материальные средства: учебники, карты, коллекции минералов, дидактический материал, ТСО. Материализованные средства – это речь, мимика и жесты, а также различная деятельность (познавательная, коммуникативная и др.). В учебном процессе средства обучения выполняют четыре основных функции: 1) компенсаторную (средства обучения облегчают процесс обучения, помогают достичь цели с наименьшими затратами сил и времени); 2) адаптивную (средства обучения помогают учителю создать благоприятные условия для обучения: помогают организовывать самостоятельную работу учащихся, дифференцировать учебные задания и т.д.); 3) информативную (средства обучения либо являются непосредственным источником информации (учебник, учебный видеофильм), либо способствуют передаче информации (компьютер, проекционная аппаратура, лабораторное оборудование); 4) интегративную (использование средств обучения позволяет рассматривать изучаемые предметы и явления многосторонне)[4].

В моей практике накопились интересные приёмы и средства, которые позволяют мне совершенствоваться в применении деятельностного подхода в обучении, вступать в сотрудничество с учениками в ходе овладения знаниями.

Примеры приёмов и средств, которые участвуют в формировании новых видов и способов деятельности учащихся

Таблица № 3.

Приём /средство

(краткое описание)

Возможность и удобства практического использования. Целесообразность применения. Виды деятельности.

1.

Олег Газманов и география.

Современный певец – патриот буквально «работает» на школьную географию. Его песни, которые знают многие учащиеся и любят, я использую на уроках как приём и средство одновременно. Слушаем песню «Я рождён в Советском Союзе»:

<i>1.Украина и Крым, Беларусь и</i>
<i> Молдова –  Это моя страна. </i>

Сахалин и Камчатка, Уральские горы – Это моя страна.

Красноярский край, Сибирь и Поволжье,

Казахстан и Кавказ, и Прибалтика тоже

2.Рюрики, Романовы, Ленин и Сталин –

Это моя страна.

Пушкин, Есенин, Высоцкий, Гагарин – Это моя страна. Разоренные церкви и новые храмы,

Красная площадь и стройка на БАМе…

3.Олимпийское золото, старты, победы – Это моя страна.

Жуков, Суворов, комбайны, торпеды –

Это моя страна.

Олигархи и нищие, мощь и разруха,

КГБ, МВД и большая наука …

4.Глинка, Толстой, Достоевский, Чайковский,

Врубель, Шаляпин, Шагал, Айвазовский

Нефть и алмазы, золото, газ,

Флот, ВДВ, ВВС и спецназ.

Водка, икра, Эрмитаж и ракеты,

Самые красивые женщины планеты,

Шахматы, опера, лучший балет,

Скажите, где есть то, чего у нас нет?!

Даже Европа объединилась в союз,

Вместе наши предки сражались в бою.

Вместе выиграна Вторая мировая война,

Вместе мы самая большая страна.

Душат границы, без визы нельзя,

Как вам без нас, отзовитесь, друзья!

Пр.: Я рожден в Советском Союзе,

Сделан я в СССР.

Вариант№1:Как начало урока (темы) 8-9 класс:

«Россия на карте мира», «Геополитическое положение РФ», «Место РФ в мире», «Географические особенности экономики России», «Россия. Перспективы развития» и др.

Вариант№2.Как практический зачёт по карте РФ. Задание для учащихся: показать на карте все географические объекты, которые упомянуты в песне. Какие из них находятся за пределами РФ, объяснить почему.

Вариант№3. Как начало (элемент) дискуссии на уроке, которую можно начать со следующих строк 4 куплета: «Скажите, где есть то, чего у нас нет?!», «Олигархи и нищие, мощь и разруха»…

Вариант№5.Как письменный зачёт по значению жизни и деятельности Российских знаменитостей в историю страны (фамилии из песни).

Вариант№6. Как форма домашнего задания: беседа, интервью, опрос своих родителей об особенностях жизни с Советском Союзе. Для конкретной темы урока могут быть предложены конкретные интервью.

Вариант №7. Итоговый урок – зачёт по всем темам раздела «РФ на карте мира». Учащимся предлагается объяснить всё, что упоминается в песне.

Удобство использования: песню легко найти в Интернете и закачать в телефон прямо на уроке, что учащиеся и делают. Телефон становится средством обучения.

Виды деятельности учащихся: учебно – исследовательская, поисковая, творческая.

Данное средство выполняет компенсаторную, информативную и интегративную роли в обучении.

Поднимает настроение.

Патриотический смысл текста песен Олега Газманова даёт широкие возможности их использования на уроках географии, (Приложение 5).

2

«Голый король» или работа с «голой» контурной картой.

Учащимся на чистом тетрадном листе бумаги предлагается нанести контур изучаемого материка и подписать на нём по памяти все географические объекты: основные линии, города, страны, флору, фауну,заливы, полезные ископаемые…

Вариант №1.Данный приём зачетной работы я использую после полного завершения изучения материка. В программе 7 класса – 6 материков. Значит, есть возможность одеть как можно теплее 6 «голых королей».

Удобство использования: не требует специальной подготовки учителя, занимает от 15 до 25 минут урока. После проведения такого зачёта я предлагаю учащимся в парах самим проверить правильность выполнения работы с помощью атласа (самооценка), выставить отметки по критериям. Справляются с работой даже самые слабые учащиеся.

Вариант №2.В программе 8-9 классов по чистой контурной карте – у сильных учащихся проверяю знание субъектов РФ, их необходимо показать и назвать. В программе 10-11 классов – названия стран и столиц Зарубежных стран.

Данное средство выполняет компенсаторную и интегративную роли в обучении.

Приём «Голого короля» помогает формировать у учащихся предметную компетентность, готовит к умению выбрать необходимый картографический источник, готовит к выполнению заданий по типу ОГЭ и ЕГЭ, где необходимо знание номенклатуры карты.

3

Не жизнь, а анекдот (или притянуть за усы).

Учитель рассказывает учащимся анекдот (афоризм) в процессе определённого этапа урока на изучаемую тему. Учащиеся, в ходе беседы, дискуссии должны разобраться, над чем можно здесь посмеяться, над чем задуматься. Определить проблему (ситуацию), которая озвучена через данный короткий рассказ.

Пример: Почему упал рубль? На нефти поскользнулся,(Аргументы и факты, ноябрь 2014).

Вариант №1. Учитель использует анекдот как «затравку» урока; в конце урока смысл анекдота должен быть раскрыт, доказан фактами, цифрами, комментариями.

Вариант №2. Работая над определённой темой, например «Нефтяная промышленность РФ, перспективы развития», учащиеся получают задание: найти и рассказать к месту (к цифрам, фактам, выводам) анекдот, афоризм, метафору. Это и есть - притянуть за усы.

Вариант №3.Опровергнуть актуальность анекдота, доказать, что это не так.

Вариант №4. Сочинить свой анекдот.

Данное средство легко включается в этапы урока, в изучаемые темы в 8-11х классах, (Приложение 6), запоминается учащимися и способствует интегративности обучения, развивает образно – логическое мышление, способствует эмоциональному, позитивному настрою. Проявляется умение выделить географическую составляющую ситуации, выбрать адекватный путь её решения, понять суть предлагаемой ситуации.

4

Понял сам – объясни другому (приём ассоциативного объяснения).

При изучении нового материала на уроке возникают ситуации, когда учителю приходится объяснять несколько раз сложный материал. Для объяснения сложных тем я подбираю ассоциации из реальной жизни, включаю их в процесс объяснения для всего класса. То же самое прошу делать учащихся самостоятельно, при работе в парах, группах.

Пример: объяснить причины образования ветра с позиции разности атмосферного давления (6-7 класс).

Вариант №1.Учитель: Ребята, представьте, что у меня в руках воздушный шарик. Я его сжимаю в одном месте - увеличиваю давление воздуха, в другом месте он надувается сильнее, значит, произошло перемещение воздуха внутри замкнутого пространства – подул ветер…

Вариант №2.Взять реальный воздушный шарик и продемонстрировать вариант 1.

Удобство использования: ассоциацию с шариком я использую в 6 классе при объяснении причин образования ветра, в 7 классе – объясняю появление областей высокого и низкого давления на Земле, в 8 классе – прохождение атмосферных фронтов, типы погоды.

Данный приём отлично формирует наглядно – образное мышление. Часто учащиеся, объясняя друг другу предметный материал, проявляют креативность мышления, а это способствует качественному усвоению материала, (Приложение 7).

5

Поумнел сам – помоги другому.

Данный приём основывается на использовании учащихся (которые имеют готовую исследовательскую работу) для организации дискуссий, брифингов. Материал исследования и сам выступающий становится «кейс»-источником. Желательно, чтобы тема исследовательской работы была логически связана с изучаемой темой урока.

Вариант №1. До защиты на НПК. В момент выступления перед новой аудиторией докладчику задаётся множество вопросов по теме выступления. В ходе ответов – выступающий видит свои слабые и сильные стороны, аудитория – получает новые знания, организует брифинг.

Вариант №2. После защиты на НПК. Целесообразнее провести дискуссию, ученическую аудиторию разделить на группы, выслушать различные точки зрения.

Исследовательские работы учащихся 4-го («Домашние животные: помогут ли они нам вырасти добрыми, ответственными?»), 8-го («Маленькие алкоголики большой РОССИИ: можем ли мы стать трезвым поколением…»), 10-го («Национализм и патриотизм как часть сознания современной молодёжи. Готовы ли мы к миру и толерантности в современной России?») классов стали предметом дискуссий, брифингов, источником «Кейс-технологий» на уроках в 5х, 8-11х классах.

При использовании данной приёма появляется возможность достичь цели с наименьшими затратами сил и времени. Осуществить работу по формированию ключевых компетентностей учащихся: информационной; коммуникативной; рефлексивной.

6

Я сегодня телеведущий…

В начале урока учащиеся проводят своеобразную короткую «передачу» теленовостей, показывая на карте все географические объекты, о которых ведут речь. Информация берётся накануне с любого канала телевидения из программы новостей. Выступление учащегося занимает по времени 5-7 минут.

Данный приём помогает учителю использовать мировые новости как средство изучения географии, при этом учащимся необходимо соблюсти следующий алгоритм: заранее посмотреть новости; понять, о каких событиях идёт речь; найти географические объекты на карте; рассказать аудитории; выразить своё мнение. Одно из событий может стать задачей урока, элементом дискуссии, «кейсиком».

Данный приём я использую в 9-10-11х классах. Школьники ориентируются в мировых событиях, преобразуют материал, оценивают ситуацию. В течение учебного каждый становится «телеведущим» 1-2 раза. Подготовка к такой работе лучше проходит в парах.

Заключение

Использование современных источников информации в качестве средств обучения в рамках современного урока географии помогает мне как учителю:

- организовывать деятельность учащихся на исследовательском, поисковом, творческом уровнях;

- менять характер учебного процесса через внедрение и совершенствование «Кейс–технологии»;

- находить новые средства и совершенствовать приёмы обучения;

- создавать благоприятные условия для самореализации школьников, в том числе через самостоятельную учебную деятельность.

Учебные задания, разработанные и применяемые мной в образовательном процессе, помогают учащимся стать более уверенными в своих силах и способностях, повышают самооценку, расширяют географический кругозор. Я и мои ученики получаем удовольствие в процессе работы на уроке, учимся критически мыслить и творчески действовать, продуктивно общаться друг с другом. Урок становится эмоциональнее, интереснее.

Поиск, совершенствование и достижение положительных результатов процесса обучения, помогает мне как учителю, получать удовлетворение от проделанной работы, реализовать новые творческие идеи.

Полный текст и приложения доступны по ссылке - Скачать публикацию

Наши новости:

Разместить свою публикацию