Тема. Лесные заморочки.3 класс по предмету Культура народов Якутии.
Цели | Создать условия для ознакомления с географическим положением зоны лесов Якутии, с частями лесов: лесотундрой,тайгой, смешанным лесом, с растительным и животным миром зоны лесов; определения границ знания |
Тип урока | открытие нового знания |
Планируемые | Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): получат возможность научиться устанавливать взаимосвязи в природе, работать с учебником, с моделями изучаемых объектов и явлений окружающего мира. Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): овладеют способностью понимать учебную задачу урока, отвечать на вопросы, обобщать собственные представления; слушают собеседника и ведут диалог, оценивают свои достижения на уроке; умеют вступать в речевое общение, пользоваться учебником. Личностные: имеют моральное сознание и компетентность в решении моральных проблем на основе личностного выбора; проявляют нравственные чувства и нравственное поведение |
методы и формы | объяснительно-иллюстративный; фронтальная, коллективная, индивидуальная |
Оборудование | Интерактивная доска, компьютер; карта «Природные зоны России»; гербарий, рисунки и фотографии с изображением растительного и животного мира зоны лесотунры,тайги,смешанного леса; запись голосов птиц |
Основные | тайга, смешанный лес, широколиственный лес |
организационная структура (сценарий) урока
Этапы | Обучающие | Деятельность учителя | Деятельность | Формы организации на уроке | Формируемые умения | Промежуточный контроль |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
I. Мотивация | Эмоциональная, психологическая мотивационная подготовка учащихся к усвоению учебного | Звучат в записи голоса птиц. Читает стихотворение: Здравствуй, лес, дремучий лес, Полный сказок и чудес! Ты о чем шумишь листвою Ночью темной, грозовою? Что там шепчешь на заре, Весь в росе, как в серебре? Кто в глуши твоей таится – Что за зверь? Какая птица? Все открой, не утаи: Ты же видишь – мы свои! (С. Погореловский.) – В этом стихотворении «спрятана» тема нашего урока. | слушают учителя. принимают участие в диалоге с учителем. демонстрируют готовность к уроку, готовят рабочее место | Фронтальная, индивидуальная | Коммуникативные: планируют учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, умеют оформлять свои мысли в устной форме, вступать в диалог, обмениваться мнениями. Личностные: понимают и принимают значение знаний для человека; имеют желание учиться | Устные ответы, организация рабочего места |
II. Актуализация опорных знаний | Проверка кроссворд. | – Разгадайте кроссворд . Задания: 1. Запишите 2–3 цепи питания, сложившиеся в тундре. 2. Перечислите экологические проблемы тундры. | Разгадывают кроссворд. Выполняют | Фронтальная, индивидуальная, кол- | Познавательные: осуществляют логические действия: анализ, синтез, сравнение, обобщение, ана- | Устные ответы, выполненные задания |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Индивидуальная работа | 3. Перечислите сходства и различия природных зон: тундры и лесотундры | лективная | логию, классификацию, сериацию, подведение под понятие; извлекают необходимую информацию из текстов; используют знаково-символические средства; осознанно и произвольно строят речевое высказывание. Регулятивные: ориентируются в учебнике; контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля | ||
III. Изучение нового материала | Работа Рассказ учителя о растительном мире зоны лесов. | – Теперь мы можем отправиться исследовать лесную зону в Якутии. Найдите на карте природную зону лесов. Что вы можете рассказать о лесной зоне, глядя на карту? – Где находится зона лесов относительно зоны тундры? – В каком тепловом поясе она лежит? Что характерно для этого пояса? – Какая поверхность у зоны лесов? – Какие части лесной зоны вы увидели? Сравните их по площади. – Между тундрой и зоной лесов есть промежуток, закрашенный темным цветом. Что это? Какую роль он выполняет? – Разным деревьям требуется разное количество тепла, одним меньше, другим больше. Хвойные деревья – ель, сосна, лиственница, пихта, кедровая сосна – менее требовательны к теплу. Они хорошо растут в северной части лесной зоны. Это тайга – хвойный лес. – Далее к югу растут смешанные и широколиственные леса. Зима здесь мягче и нет многолетней мерзлоты. Много осадков и солнечного тепла. | показывают Отвечают Слушают учителя. сравнивают на доске картины «Хвойный лес» | Фронтальная, индивидуальная | Устные ответы |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| Работа | – Познакомимся поближе с растительным миром тайги. Здесь растут: ель, сосна, пихта, лиственница, кедровая сосна. (демонстрирует гербарий и дает краткое описание хвойным деревьям.) Сосна – хвойное дерево с ровным стволом желтого цвета. Хвоинки сосны длинные, сидят парами. Шишки сосны имеют округлую форму. Сосновые леса светлые и сухие. Пихта отличается от ели тем, что ее хвоинки плоские, а шишки торчат вверх и даже зрелые не падают на землю, а просто с них опадают чешуйки. Лиственница – единственное из хвойных деревьев, которое на зиму сбрасывает иголки. Кедровую сосну в народе называют сибирским кедром. – Разнообразен животный мир лесной зоны: здесь можно встретить крупных и мелких животных, насекомых. | Выполняют | Коммуникативные: обмениваются мнениями; умеют слушать друг друга, строить понятные для партнера по коммуникации речевые высказывания, задавать вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации; могут работать в коллективе, уважают мнение других участников образовательного процесса. Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием; |
Продолжение табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
| – Для животных нет границ – они живут по всей зоне. Одни животные на зиму ложатся в спячку (ежи, медведи), другие делают на зиму запасы. показывает рисунки и фотографии, изображающие животных, и дает краткое описание | проявляют познавательный интерес | ||||
IV. Практическая деятельность | Составление схемы «Леса России». Составление цепей питания. Задания | – Запишите схему «Леса Якутии» и укажите в каждом столбике названия деревьев, которые растут в том или ином лесу. – Используя иллюстрацию «Животный мир лесов» 1. Растения → заяц-беляк → рысь; 2. Растения → мышь-полевка → соболь; 3. Растения → белка → сокол. Предлагает выполнить задания. В ходе выполнения работы учащимися помогает им, дает рекомендации | заполняют схему в тетради. Составляют цепи питания. Выполняют | Фронтальная, индивидуальная. Индивидуальная | Познавательные: осуществляют логические действия, выдвижение гипотез и их обоснование, поиск необходимой информации; используют знаково-символические сред- ства; моделируют Регулятивные: осуществляют контроль, коррекцию, оценку, волевую | Устные ответы, записи |
Окончание табл.
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
|
| саморегуляцию в ситуации затруднения | ||||
V. Итоги урока. Рефлексия | Обобщение полученных на уроке сведений. Заключительная беседа. Выставление оценок | – С какой природной зоной познакомились? – В каких лесах вы были? – Что вам больше всего понравилось? – Как вы оцениваете свою деятельность на уроке? | читают вывод в учебнике (с. 105). Отвечают | Фронтальная, индивидуальная | Познавательные: ориентируются в своей системе знаний – отличают новое от уже известного. Регулятивные: оценивают собственную деятельность на уроке | Устные ответы |
VI. Домашнее задание | Комментарий учителя | Подготовить сообщение о лесотунре. | Задают уточняющие вопросы | Фронтальная | Регулятивные: осуществляют поиск решения поставленных задач | Задания |