КЛАССНЫЙ ЧАС В 4 КЛАССЕ
ПО ТЕМЕ «УЧИМСЯ РАЗРЕШАТЬ КОНФЛИКТЫ»
Цель: формировать конфликтную компетентность, научить учащихся выходить из конфликтной ситуации
Задачи:
Образовательные:
- формирование представлений о различных вариантах человеческого общения;
- ознакомление учащихся с понятием «конфликт»
Развивающие:
- развитие познавательного интереса учащихся;
- развитие толерантности
Воспитательные:
Оборудование:
- ПК, мультимедийный проектор, презентация Microsoft Power Point,
- Карточки с описанием конфликтных ситуаций.
- Запись песни «Настоящий друг»
Задания для самостоятельной подготовки учащихся:
- Обсуди с родителями, что люди делают, когда между ними возникают разногласия. Узнай в библиотеке или по словарю, что такое конфликт? Как люди примиряются, приходят к согласию? Для чего людям нужно согласие?
- Придумайте вместе со взрослыми правила, пользуясь которыми люди могут разрешать разногласия. Запиши эти правила (оформи на отдельном листе)
Ход классного часа
- Организационный момент.
- Анализ ситуации. Коллективная деятельность.
II. Целевая установка и определение темы.
- Ребята, прежде чем определить тему нашего сегодняшнего классного часа, я хочу рассказать вам об одном случае.
Дело было так. На перемене два мальчика зашли в класс и увидели за своей партой не два стула, а один. Тот мальчик, который был пошустрее, подбежал, схватил стул, сел на него и сказал своему соседу по парте: «Это мой стул. А ты сходи и поищи себе другой».
«Нет, это мой стул!» - крикнул второй мальчик и ударил одноклассника.
Тот, сжав кулаки, тоже бросился на товарища.
- Что же произошло между мальчиками?
(Спор, ссора, драка, конфликт).
- Правильно, произошел конфликт.
Ребята, сможете ли вы теперь назвать тему нашего классного часа?
(На экране выставляется тема «Конфликты»). Слайд №2
- А как вы думаете, что обозначает слово «конфликт»?
А теперь послушаем мудрую Сову.
Выставляется запись: «Конфликт – это столкновение противоположных интересов, мнений».
(Слайд №2)
- Сегодня мы постараемся разобраться: почему происходят конфликты между людьми и, если конфликты произошли, то, как их нужно разрешать. Это и будет нашей задачей .
III. Содержательный компонент классного часа. Поисковая деятельность.
- Давайте вернемся к случаю о мальчиках и ответим на вопросы:
- Что хотели мальчики? Из-за чего возник конфликт?
- Главное, чего не смогли сделать мальчики?
(Понять друг друга и договориться).
-Первая причина, которую мы сейчас выявили, это – Неумение договориться
(Слайд №3«Причины возникновения конфликтов: неумение договориться)
Детям предлагается разделиться на группы, прочитать задания по карточкам, проанализировать конфликтные ситуации, определить причины их возникновения. После этого, представители каждой группы должны зачитать свою карточку и представить результаты своей работы.
А) Карточка № 1 для 1 группы. – Мурат, я сломал твою ручку, - тихо и робко сказал Тимур.
- Что ты наделал?! И вообще, ты мне больше не друг! – закричал Мурат и убежал.
А Тимур даже не успел ему сказать, что взамен сломанной ручке, он купил новую и хотел отдать ее другу.
- Проанализируйте и определите, по какой причине возникла конфликтная ситуация между мальчиками?
- Из-за чего в данной ситуации возник конфликт? (из-за неумения слушать)
(На слайде появляется запись «неумение слушать»)
Б) Карточка № 2 для 2 группы. На соревнованиях мальчики проигравшей команды стали выкрикивать грубые слова выигравшим. Те ответили тем же. Затем в ход пошли кулаки.
- Как вы считаете, почему возник конфликт? В чем причина? ( на слайде – «несдержанность»)
3. Вывод. После совместного разбора ситуаций учащимися определяются основные причины возникновения конфликтов:
- неумение договориться,
- неумение слушать;
- несдержанность;
На один и тот же предмет мы смотрим по- разному, т.е. наши мнения могут
не совпадать и из-за этого тоже могут возникнуть конфликты.
IV. Физминутка: встаньте, пожалуйста, постойте на одной ноге, на цыпочках одной ноги. А сейчас тоже самое выполните в парах. Что заметили? (Было легче в паре) Почему? (Было на кого опереться) Какой вывод можно сделать? (Всегда нужен кто-то рядом, на кого можно опереться, довериться.)
(Слайд №4)
- Во многих сказках и стихах мы часто сталкиваемся с возникновением ссор и конфликтов.
4. Инсценировка
Сейчас мы посмотрим инсценировку стихотворения «Бараны» По С.Михалкову
Бараны
По крутой тропинке горной
Шел домой барашек черный
И на мостике горбатом
Повстречался с белым братом.
И сказал барашек белый:
«Братец, вот какое дело:
Здесь вдвоем нельзя пройти –
Ты стоишь мне на пути».
Черный брат ответил: «Ме-е,
Ты в своем, баран, уме-е?
Пусть мои отсохнут ноги,
Не сойду с твоей дороги!»
Помотал один рогами.
Уперся другой ногами…
Как рогами не крути,
А вдвоем нельзя пройти.
Сверху солнышко печет,
А внизу река течет.
В этой речке утром рано
Искупались два барана.( По автору– «Утонули два барана»)
Оба упрямца поскользнулись и полетели прямо в воду. С большим трудом бараны вылезли из воды и решили больше не ссориться, потому что без дружбы горя не миновать. Без дружбы радости не бывать.
- Можно ли назвать случай с баранами конфликтной ситуацией?
Учитель. Вот к чему может привести неуступчивость и упрямство. Ребята, а как бы вы поступили в данной ситуации?
- А сейчас мы с вами будем искать пути выхода из конфликтной ситуации.
- Посмотрите на экран и скажите, что изображено на рисунке? (Слайд №5 ).
- Как вы думаете, что может предвещать эта туча? (Ответы детей).
- Правильно, туча может разразиться громом, молнией, а может из-за тучи выглянуть яркое солнышко.
- Так и конфликты могут разрешиться положительно и отрицательно.
Давайте рассмотрим способы разрешения конфликтов.
Для этого я предлагаю вам слова, которые вы увидите, разделить на две группы, слова, обозначающие положительные способы разрешения конфликтов и слова, обозначающие отрицательные. (Уступать, разгневаться, промолчать, договориться, ударить, упрямиться, понять). (Слайд №6)
- Разрешение конфликта - дело трудное. Некоторые считают, что предложить помириться первым - значит проявить слабость характера. А как вы думаете?
Перед тем как ответить, давайте посмотрим небольшую сценку.
5. «Кто первый?» В. Орлов.
- Кто кого обидел первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Кто кого ударил первый?
- Он меня!
- Нет, он меня!
- Вы же раньше так дружили!
- Я дружил!
- И я дружил!
- Что же вы не поделили?
- Я забыл!
- И я забыл!
- Какой совет вы бы им дали?
Если бы один из них сказал: «Прости меня, пожалуйста, я был не прав» это было бы слабостью характера? Разве из-за этого его перестали бы уважать?
- А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт? Давайте найдем основные пути выхода из конфликтной ситуации. (юмор, уступка)
(Слайд №7)
6. Анализ ситуаций.
Чтобы выяснить это, рассмотрим 2 ситуации.
1)
(Слайд №7)
- Рассмотрите 1- й рисунок, кого вы видите на рисунке?
А что показано на втором рисунке?
Что изображено на 3-м рисунке?
Что мы видим на 4-м рисунке?
Прокомментируйте 5 и 6 рисунки.
какие выводы можно сделать на основании просмотра всех рисунков?
- Они сумели договориться? Уступили друг другу? (Слайд №8)
- Тот, кто не боится идти на уступку, чаще выходит из конфликта.
2) Инсценировка рассказа Н.Артюховой «Саша-дразнилка».
Саша очень любил дразнить свою сестренку.
Ляля обижалась и плакала.
- О чем ты плачешь, Лялечка? – спрашивает папа.
- Меня Саша дразнит!
- Ну и пусть дразнит. А ты не дразнись.
Было очень трудно не дразниться, но один раз Ляля попробовала, и вот что
из этого вышло.
Ребята сидели за столом и завтракали.
- Вот я сейчас поем, - начал Саша, - и твою куклу к люстре за ноги подвешу.
- Ну, что ж, - засмеялась Ляля, - это будет очень весело!
Саша поперхнулся от удивления.
- У тебя насморк, - сказал он, подумав. Тебя завтра в кино не возьмут.
- А мне завтра не хочется. Я пойду послезавтра.
Все вы, девчонки,- дрожащим голосом проговорил Саша, - все вы ужасные трусихи и плаксы.
- Мне самой мальчики больше нравятся, - спокойно ответила Ляля.
Саша посмотрел кругом и крикнул:
- У меня апельсин больше, чем у тебя!
- Ешь на здоровье, - сказала Ляля, - поправляйся.
Тут Саша уже не нашел что сказать, встал и убежал.
- Какой совет дал папа Ляле?
- Помог ли папин совет девочке?
- Как вышла Ляля из конфликтной ситуации?
(С помощью юмора)
И напоследок, ребята я хочу рассказать вам историю про одного мальчика.
Однажды один мальчик шёл по улице и ел мороженое. Мороженое было вкусное, сладкое, прохладное. Он только начал его есть. И вдруг мимо него на велосипеде проехал парень, толкнул мальчика, тот упал и уронил мороженое. У мальчика от огорчения даже слёзы выступили на глазах. Но мороженое из лужи уже не вытащить. И отлупить парня нельзя, и обидных слов ему не сказать – не услышит он, уехал. И вдруг мальчику показалось, что обида и злость превратились в шарики прямо внутри него. Он выдохнул их, и они улетели. Они стали всё меньше и меньше и исчезли совсем. Мальчик почувствовал, что злость пропала, обида ушла. Ну, упало мороженое и упало. “Повезло какой-нибудь собаке”, - подумал мальчик и пошёл дальше.
- Как мальчик избавился от своей обиды и злости? Представьте, что обида и злость превращаются в шарики внутри вас, и выдохните их. Ух-ух-ух. Обязательно улыбнуться.
V. Итог классного часа.
- Что нового и полезного для жизни вы сегодня узнали?
( Если затруднятся ответить, задать следующие вопросы)
- Что такое конфликты?
- Из-за чего происходят конфликты? (Главное – из-за неумения общаться, слушать, договариваться).
- Какие пути выхода из конфликтной ситуации мы с вами рассмотрели.
Так как вы думаете, все-таки, можно жить без конфликтов?
- Предоставляю вам слово, ребята. (чтение стихов)
1. Если дружбой дорожить,
Можно спорить и дружить.
И не вспыхнет ссоры
Из любого спора. (В.Орлов)
Про дружбу.
2.Дружит с солнцем ветерок,
А роса с травою.
Дружит с бабочкой цветок.
Дружим мы с тобою!
Все с друзьями пополам
Поделить мы рады!
Только ссориться друзьям
Никогда не надо! (Ю.Энтин)
Совет.
3.Поссорились чашка и блюдце.
Сейчас они разобьются,
Скоро на кухне, на полке,
Будут лежать осколки.
И ты не ссорься напрасно-
Это очень, поверь, опасно!
- Исполнение песни «Дружба крепкая»
Дружба крепкая не сломается,
Не расклеится от дождей и вьюг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг в беде не бросит, лишнего не спросит,
Вот что значит настоящий верный друг.
Мы поссоримся и помиримся,
"Не разлить водой" - шутят все вокруг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
В полдень или в полночь друг придет на помощь,
Вот что значит настоящий верный друг.
Друг всегда меня сможет выручить,
Если что-нибудь приключится вдруг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Нужным быть кому-то в трудную минуту -
Вот что значит настоящий верный друг.
Слова: Пляцковский М.
- А я желаю всем вам и себе, чтобы в нашей жизни как можно меньше было конфликтов. А если даже они произойдут, то главное - чтобы они всегда разрешались только положительно. Находясь перед выбором, прежде чем что-то сделать, подумайте о последствиях. И пусть решение окажется верным
- Мне сегодня очень приятно было работать с вами. Спасибо. Надеюсь, вы не будете ни с кем конфликтовать.