Экологическое воспитание на уроках сельскохозяйственного труда
Исполнитель: Учитель Иванова Л.П.
2017
История человечества неразрывно связана с историей природы. На современном этапе вопросы взаимодействия ее с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся относиться бережно к природе, они погубят себя. А для этого надо воспитывать экологическую культуру и ответственность. И начинать экологическое воспитание надо с младшего школьного возраста, так как в это время приобретенные знания могут в дальнейшем преобразиться в прочные убеждения.
Экологическое воспитание – составная часть нравственного воспитания. Поэтому под экологическим воспитанием надо понимать единство экологического сознания и поведения, гармоничного с природой. На формирование экологического сознания оказывают влияние экологические знания и убеждения.
Определяя сущность экологического воспитания можно выделить некоторые особенности этого процесса:
- деятельность;
- сложность;
- активность;
- ступенчатый характер;
а) формирование экологических представлений;
б) развитие экологического сознания и чувств;
в) формирование убеждений в необходимости экологической деятельности;
г) выработка навыков и привычек поведения в природе;
д) преодоление в характере учащихся потребительского отношения к природе.
Цель экологического воспитания – формирование ответственного отношения к окружающей среде, которое строится на базе экологического сознания: это предполагает соблюдение нравственных и правовых принципов природопользования, активную деятельность по изучению и охране природы своей местности.
Чтобы экологическое воспитание не было беспочвенным, обязательно нужно формирование экологического сознания. Экологически образованная личность, зная какой вред природе приносят те или иные действия, формирует свое отношение к этим действиям и решает для себя вопрос их правомерности. Если человек экологически образован, то нормы и правила экологического поведения будут иметь под собой твердое основание и станут убеждениями этого человека.
На уроках труда учащиеся на доступном уровне получают знания об окружающем мире, рассматривают связи между живой и неживой природой, между различными компонентами живой природы (растениями, животными), между природой и человеком.
Через познание данных связей и отношений ученики изучают окружающий мир и в этом им помогают экологические связи. Их изучение способствует развитию логического мышления, памяти, воображения, речи.
Постоянное внимание учителя к раскрытию экологических связей значительно повышает интерес учащихся к предмету. На уроках должны чередоваться теоретические и практические задания, что у нас и практикуется.
Первое важное условие – экологическое воспитание учащихся должно проводиться в системе (т.е. не только на уроках сельскохозяйственного труда).
Второе условие – надо активно вовлекать учащихся в практические дела по охране местных природных ресурсов, что мы и делаем на внеклассных занятиях.
Уже не первый год учащиеся занимаются уборкой дороги МИС – Полустово, уборкой леса вдоль реки, около школы, а так же принимают участие в общешкольном ежегодном субботнике по уборке территории, облагораживали родник. Ребята которые посещают уроки сельскохозяйственного труда ежегодно принимают участие в посевных и посадочных работах на школьном огороде, школьных клумбах, теплицах, ухаживают за садом. Ребята сами стараются красиво и эстетично оформить клумбы, посадить цветы, а потом ухаживают за ними. Зимой развешивают кормушки и подкармливают птиц. В кабинете ребята ухаживают (то есть поливают, рыхлят, подкармливают) за комнатными цветами, знают как пересадить цветок, как вырастить черенки цветов.