Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96448

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

«Психолого-педагогические особенности восприятия кукольных представлений детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Дата публикации:

Автор:
Учитель, педагог дополнительного образования, МБОУ школа № 90, г.Железногорск, Красноярский край.

Цель: Цель искусства состоит в том, чтобы воспитывать человека, воодушевлять его к борьбе и деятельности за лучшее и более совершенное устройство жизни

Задачи: Спектакль - игра является средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста и младшего школьного возраста, обогащает детей новыми впечатлениями.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

школа № 90

ЗАТО г. Железногорск Красноярский край

(МБОУ школа № 90).

СТАТЬЯ

«Психолого-педагогические особенности восприятия кукольных представлений детьми дошкольного и младшего школьного возраста»

Подготовил:

Бурдо Сергей Дмитриевич.

Почётный работник общего образования

Российской Федерации.

Учитель по урокам театра

высшей квалификационной категории,

Педагог дополнительного образования

высшей квалификационной категории,

Руководитель детского коллектива

театра- студии «Пьеро».

г.Железногорск

Красноярский край

Кукольный театр - искусство синтетическое, он воздействует на маленьких зрителей целым комплексом художественных средств. При показе спектаклей кукольного театра применяются и художественное слово, и наглядный образ- кукла, и живописно- декоративное оформление, и музыка-песня, музыкальное сопровождение. Умелое использование кукольного театра оказывает большую помощь в повседневной работе дошкольного учреждения по умственному, нравственному, идейно- эстетическому воспитанию дошкольники. Дошкольники очень любят смотреть спектакли кукольного театра. Он им близок, понятен, доступен. Дети видят на ширме или на сцене знакомые и любимые куклы: мишку, зайку, кошку, собачку, которые ожили, задвигались и заговорили, стали еще привлекательнее и интереснее. Однако нельзя рассматривать кукольный театр только как развлечение. Очень важно его воспитательное значение. В дошкольный период у ребенка начинают формироваться отношение к окружающему, характер, интересы. Именно в этом возрасте очень полезно показать детям примеры дружбы, доброты, правдивости, трудолюбия.

В кукольных спектаклях в доступной форме для детей младшего, среднего и старшего возраста раскрываются темы дружбы и товарищества, взаимопомощи. Во многих спектаклях на различном материале, близком пониманию детей, показывается трудолюбие, желание делом помочь товарищам. В то же время лентяи, зазнайки, неумейки высмеиваются, и их поведение вызывает у детей отрицательное отношение.

Театральное искусство а именно театр кукол, близко и понятно детям, ведь в основе театра кукол лежит игра. Дошкольники очень любят игры, напоминающие театральные представления, где они дети- артисты, другие- зрители. В последнее время представители различных наук ( педагогической, психологической, искусствоведческой). А также педагоги – практики обратили серьезное внимание на влияние « взрослого искусства на детей. Было доказано, что дети дошкольного возраста обладают большими потенциальными возможностями для восприятия, понимания и эмоциональной отзывчивости на произведения искусства ( работы Н.А. Ветлугиной, Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, Т.С. Комаровой и др.) Однако, понимая всю значимость искусства, воспитатели пока не готовы к такой организации педагогического процесса, при которой художественная культура на основе синтеза искусства станет и развивающей средой, и фактором воспитания творческой личности.

Театр- это один из самых доступных для детей видов искусства. Театральное искусство, являясь важным фактором художественного развития, оказывает большое психотерапевтическое воздействие на эмоциональную сферу ребенка, выполняя при этом коммуникативную, регулятивную, катарсистическую функции. О катарсистическом (очищающем) воздействии искусства известно очень давно. Понятие «катарсис» пользовались древнегреческие философы, подразумевая под этим психологическое очищение, которое испытывает человек после общения с искусством. Отмечая эффект катарсиса в театральном искусстве, К.С. Станиславский указывал на то, что люди, идущие в театр для развлечений, незаметно для себя выходят из него с чувствами и мыслями, обогащенными познанием жизни духа. Театр - могущественная сила духовного воздействия на людей. Совсем маленькие дети - благодарные слушатели и зрители, если с ними умеют разговаривать со сцены, учитывая их возрастные особенности. Спектакль - игра является средством всестороннего воспитания ребенка дошкольного возраста и младшего школьного возраста, обогащает детей новыми впечатлениями. Знаниями, умениями, развивает интерес к театру. Так - же спектакль - игра способствует развитию психических процессов и различных качеств личности - самостоятельности, инициативности, эмоциональной отзывчивости, воображения. В спектаклях где дети принимают непосредственное участие формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь, активизируется словарь ребенка. С помощью игр дети лучше усваивают содержание спектакля, логики и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Спектакль - игра способствует освоению элементов речевого общения ( мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Театральные постановки являются неисчерпаемым источником развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий ребенка, приобщает его к духовному богатству. Произведения искусства заставляют волноваться, сопереживать персонажам и событиям, поэтому театральная деятельность (спектакль-игра) является важнейшим средством развития эмпатии - условия, необходимого для организации совместной деятельности детей. В литературе эмпантия определяется как умение распознавать эмоциональное состояние человека по мимике, выразительным движением и речи, ставить себя на место другого в различных ситуациях. Находить адекватные способы содействия ( В.А. Петровский, Л.П. Стрелкова и др.).

Ф. Шиллер уже более 200 лет назад сказал: «Самая настоятельная потребность времени- развитие способности чувствовать…потому. Что она служит средством к внедрению лучшего понимания…Чем больше разовьется впечатлительность, чем она подвижнее, тем больше форм создаст он (человек) вне себя, чем большей силой и глубиной будет обладать его личность, тем большую свободу приобретет его разум».Ф. Шиллером же была впервые высказана идея о родстве детской игры и искусства, о генетических связях театрального перевоплощения с символикой сюжетно-ролевого действия ребенка. Синтетический характер театрального искусства (взаимосвязь художественного слова, музыки, декорационно - художественного оформления) выступает как активный, индивидуальный процесс, объединяющий способности воспринимать специфическое сценическое искусство. Такой синтез создает условия для развития и совершенствования эмоциональной сферы и творчества детей. Однако в реальной жизни он, как правило нарушается. Это проявляется в следующем:

  • у дошкольников и школьников отсутствует опыт восприятия театрального искусства. Приобщение к театру не носит массового характера и значительная часть детей остается вне этого вида искусства. Это происходит как по объективным (отсутствие театров в данной местности), так и по субъективным причинам (недооценка взрослыми необходимости ознакомления с этим видом искусства);
  • отсутствует готовность воспитателей и педагогов к руководству процессом восприятия театрального искусства и развития детской театрализованной деятельности.

Возникает противоречие: с одной стороны - признанное искусствоведческой и педагогической наукой значение театра кукол в эмоциональном и творческом развитии ребенка, с другой стороны - дефицит театрального искусства в жизни детей. Подлинное произведение театрального искусства возникает только при условии контакта сцены и зрительного зала, активного сопереживания аудитории всему происходящему на сцене. Классическое определение К.С. Станиславского – зритель - «участник спектакля»- остается в полной силе и поныне. Эта особенность театрального искусства силой сказывается при восприятия спектаклей детьми. Поэтому так характерна непосредственность восприятия, когда стираются грани между условностью искусства и реальной действительностью и возникает абсолютное доверие ко всему происходящему на сцене.

Условность кукольного театра близка дошкольникам и младшим школьникам, они привыкли к ней в своих играх. Вот почему дети так быстро включаются в спектакль: отвечают на вопросы кукол, выполняют их поручения. Дают советы, предупреждают об опасности и оказывают помощь героям спектакля. Необычность зрелища захватывает их и переносит в сказочный, увлекательный мир. Очень важно чтобы в спектаклях использовались все виды кукол, при показе спектакля не только произносится авторский текст и реплики всех действующих лиц, но и является прямым посредником между детьми и персонажами.

Кукольный театр доставляет дошкольникам большую радость. Спектакли театра кукол развивают у детей художественные способности, учат их понимать и переживать содержание литературных произведений.

Эффективность воздействия спектаклей кукольного театра на маленьких зрителей зависит от того, насколько высокими будут требования к выбору пьесы, художественному оформлению, подготовке и проведению кукольного спектакля. Надо стараться проводить эту работу качественно, на высоком педагогическом и исполнительском уровне и некогда не забывать, что кукольный театр – это первое приобщение дошкольников к театру, к искусству.

Закон возраста и закон эмоции.

Всякое произведение искусства вызывает у человека, его воспринимающего, определенную ассоциативную эмоцию, Если эмоция не возникла, значит, данное произведение искусства фактически не воспринято. Ну а раз так, то , значит, и никакого влияния на воспринимающего оно не оказало. Всякая эмоция либо во вред человеку, либо на пользу. Нейтральных эмоций не бывает, Если она нейтральна, значит, это уже не эмоция. Эмоция в искусстве такое же оружие, как лекарство в медицине. Одно и то же лекарство может быть полезным и вредным, в зависимости от дозы и от того, кому и при каких показателях оно дано. Вот и в искусстве так же. Вызванные спектаклем слезы или смех могут быть полезными или вредными в зависимости от того, кому был адресован этот спектакль, и чем были вызваны слезы или смех. Детям до пяти лет, как правило, показывать более или менее длительные спектакли нельзя, так как реакции их действие неединовременны и различны. Один хохочет, другой еще ничего не понял и засмеялся, когда сосед смеяться перестал, третий заинтересовался тем, как смешно смеется сосед, четвертый устал и вертится на стуле, не зная, что делать, а пятому давно нужно в туалет, и он тянет за рукав маму; та шепчет «Потерпи, сейчас все кончится», тогда шестого интересует то, о чем шепчет тетя, а вовсе не то, о чем говорит зайчик. Таким образом реакция одних тушит реакцию других, возникает общий шум, и контакт актеров со зрительным залом исчезнет, Актеры уже не играют, а «проигрывают» полагающиеся им роли, «проговаривают». Но даже если зрительный зал совсем маленький, если это просто комната и в комнате этой всего двадцать- тридцать маленьких ребят, то все равно длительность представления должна быть не более двадцати- тридцати минут. Никак не больше. И лучше, если это будет спектакль- игра с ведущим (актером), который все время должен быть в контакте со зрителями и с куклами. Для такого возраста должны быть спектакли которые учат культуре общения. Учит тому, чему и надо учить маленьких. Но учить весело, смешно и очень наглядно. Маленьким детям ( трех, четырех, шести семи лет) нельзя показывать ничего страшного. Разве может пятилетний ребенок вынести зрелище съедание бабушки?(«Красная Шапочка» Ш. Перро.) Он закроет лицо руками, он заплачет, а взрослые будут успокаивать: « ну что ты, не надо. Не плачь. Это не настоящий волк. Это кукла. Это понарошку ». А зачем «понарошку» пугать маленьких детей.

Взрослые по крайней мере знают хоть актриса жива осталась. А дети? Дети- то уверены, что волк живой. Раз шевелится - значит, живой. Дети не раздвоены в своем восприятии. Для них персонаж и исполнитель не два лица, а одно - волк .Многие говорят что чисто развлекательные спектакли тоже полезны, будто может быть какое-то развлекательное зрелище или даже просто анекдот без темы. Разве возникает смех без причины, его вызвавшей? Вникните в причину, и она может оказаться действительно полезной, а может быть вредной, причем бывает так, чем смешнее, тем вреднее. Если зрителям восемь, девять, двенадцать лет и особенно если они мальчишки, то уж тут без «страшного никак нельзя. Они просто не будут смотреть спектакль. Их возраст активный, им необходимо прежде всего сюжетное действие, чтобы кто-то боролся, кто-то побеждал. Раз так, то как может обойтись борьба без опасности? А опасность- это и есть страшное. Вот и эту свойственную возрасту подростков мечту о жизни, полной приключений, связанных с опасностями, риском, мечту о «страшном» как объекте борьбы с ним можно использовать и во зло и во благо. Можно « раздразнить» зрителей детективами настолько, что разовьется в них и безжалостность, и садизм, и все, что хотите. Недаром социологи и педагоги многих стран Европы и Америки и в печати и в парламентах ведут- к сожалению. Безуспешную – борьбу телевизионными и кинодедективами, боевиками, в которых половина героев совершает то или иное насилие. Эти картины- спекуляция на естественном увлечении подростков приключениями и борьбой. Но ведь можно направить это увлечение и на доброе. Это значить, во-первых, не смаковать ни одного жесткого эпизода, и, во-вторых, необходимо, чтобы борьба была за что- то безусловно доброе. И чтобы герой боролся не за личное счастье, а за счастье другого. И чтобы конечная победа была доброго над злым. Иначе говоря, нужна романтическая героика, а в применении к театру кукол она еще и приподнята свойственным куклам обобщением образов и поступков, обобщением, которое присуще всякому иносказанию.

«В театр приходят развлекаться, а выходят или обогащенные знаниями, или с разъясненным вопросом, или с заданным вопросом», - утверждал К. С. Станиславский. Его мысли созвучны суждению Д. Д. Шостаковича: «Цель искусства состоит в том, чтобы воспитывать человека, воодушевлять его к борьбе и деятельности за лучшее и более совершенное устройство жизни». Кроме того, искусство стало «средством общения между людьми, вторым особым языком, на котором о многих важнейших и глубочайших вещах можно сказать лучше и полнее, чем на обыкновенном».

Но, главное театр невозможен без творчества. И творчество в театре всегда активное.

ЛИТЕРАТУРА

1.Иванцова А., Клржова О. /Мир кукольного театра/.-Ростов-на-Дону «ФЕНИКС», 2002г.

2. Смирнова Н.И. /И…Оживают куклы/- Москва. «Детская литература» 1982г.

3.Соломник И. /Куклы выходят на сцену/ - Москва « Просвещение», 1993г.

4.Безруких М.М. /СКАЗКА как источник творчества детей/.-Москва. «Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС». 2001г.

5.Максаков А.И. Тумакова Г.А. /Учите, играя/. -Москва. «Просвещение», 1979г.

Наши новости:

Разместить свою публикацию