Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96446

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Научно-практическая работа на тему «Игра линий»

Дата публикации:

Автор:
учитель, МКОУ Порогская СОШ, С. Порог, ул.Новая 40-А, Иркутская область, Нижнеудинский район

Цель: изучить материал по заданной технике, углубить знания о декоративно- прикладном искусстве, систематизировать знания о росписи ткани.

Задачи: - освоить основные приемы росписи ткани; - выполнить творческую композицию.

Содержание

Введение…………………………………………………………………………3

Актуальность, цели и задачи научно-практической работы

Формы и методы работы

1.Теоретические основы научно-практической работы …………………….6

1.1 Краткие сведения из истории росписи тканей………………………………..8

2.Основы материаловедения ……………………………………………………11

2.1 Оборудование,  инструменты,  материалы  и  их  подготовка  для

художественной росписи ………………………………………………….

3.Технология выполнения Батика……………………………………………….

3.1 Основные способы росписи ткани……………………………………………

3.2.Холодный Батик………………………………………………………………

4.Композиция.……………………………………………………………………14

4.1Содержание композиции………………………………………………………...

4.2 Последовательность работы над композицией……………………………..

5. Заключение

6.Список литературы……………………………………………………………15

7.Приложение……………………………………………………………………16

Введение

Декоративно-прикладное искусство играет важнейшую роль в эстетическом формировании художественного вкуса человека, воспитание его патриотической гордости, уважения к культурным, вековым традициям и ответственности за духовные богатства, созданные предыдущими поколениями. А так же служит для художественного оформления жилого и общественного интерьера, одежды , украшений и др.

Декоративно-прикладное искусство богато разнообразием художественных техник. Это вышивки, кружевоплетение, ткачество, роспись и резьба по дереву, керамика, лепка, текстиль. Одной из наиболее увлекательных технологий декоративно-прикладного искусства является техника батик.

Батик- ручная роспись ткани, своеобразный способ художественного оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность.

История этого вида декоративно-прикладного искусства началась очень давно и дошла до наших дней из Индонезии практически в первозданном виде.

В отличии от многих вещей, с веками батик не потерял своей самобытности, а лишь приобрел новые, качественно дополняющие его черты. Раньше люди расписывали только свои одежды, теперь в этом стиле оформляют многие предметы интерьера квартиры, и элементы одежды, панно или картины на шелке.

Батик – это обобщенное название разнообразных способов ручной росписи ткани. Он вобрал в себя особенности и художественные приемы многих изобразительных техник – акварели, графики, постели, мозаики, витража.

Возможности Батика безграничны. Игра шелка и красок всегда рождает поразительные композиции.

Мне показалось  интересным  попытаться   выразить   свое   восприятие  о декоративно-прикладном искусстве  в   творческой   работе   через   систему    культовых    знаков    и
атрибутов.
         Техника   батика,  очаровала  меня     графическими и   живописными   эффектами,   была   выбрана   как   способ,    позволяющий наиболее  выразительно  воплотить  собственный  замысел.
  

Гипотеза: возможно ли при помощи линии добиться выразительности композиции.

Цель научно- практической работы: изучить  материал  по  заданной  технике,   углубить знания  о  декоративно- прикладном   искусстве,   систематизировать   знания
о  росписи  ткани.
Задачи:
          - освоить  основные  приемы  росписи  ткани;
          - выполнить  творческую  композицию.
  

Методы исследования: анализ, синтез.

Актуальность научно-практической работы: я думаю, что тема моего проекта актуальна, так как в настоящее время мы очень мало знаем о декоративно-прикладном искусстве, о ее направлениях и техниках. Посещая уже второй год кружок «Батик», у меня родилась идея углубить свои знания о росписи ткани, решив выполнить научно-практическую работу.

Глава 1. Теоретические основы научно-практической работы.

1.1 Краткие сведения из истории росписи тканей

Ручная художественная роспись тканей - своеобразный вид оформления текстильных изделий, уходящий своими корнями в глубокую древность. Первые упоминания о получении цветных декоративных эффектов на тканях встречаются уже в «Естественной истории» Плиния. Наибольшей известностью пользуются способы разрисовки тканей с при­менением различных резервирующих составов. Суть этих способов заключается в том, что участки ткани, не подлежащие окрашиванию, покрываются различными смолами или пчелиным воском, последние, впитываясь в ткань, защищают ее от воздействия краски. Подготовленную таким образом ткань опускают в краску, затем удаляют резервирующий со­став (резерв) и в результате получают белый рисунок на окрашенном фоне.

Этот способ украшения тканей был известен на Руси, в Армении, Азербайджане; в Индонезии он существует и до сих пор. Китайский манускрипт VIII в. рассказывает нам о росписи тканей с помощью воскового рисунка .

Все эти способы получили название батик. Происхождение и значение слова «батик» точно неизвестно. На Яве есть в обиходе слово «амбатик», которое переводится как «гравировать», «писать», «рисовать» .

Кроме такого способа нанесения рисунка на ткань, также с незапамятных времен известны печатные рисунки на тканях, получаемые при помощи резных досок, а в настоящее время сетчатых шаблонов — так называемых набоек (от слова «набивать», когда смоченную краской резную доску накладывали на ткань, ее пристукивали деревянным молотком для лучшей припечатки рисунка.

В нашей стране художественная роспись тканей существует примерно с 30-х гг. XX в., и, за время своего существования получила широкое развитие и признание. Способами художественной росписи оформляются главным образом изделия, дополняющие костюм (головные и шейные платки, косынки, шарфы, галстуки), а также купоны женских и детских платьев, вещи для украшения интерьера - занавеси (большие и маленькие), скатерти, салфетки и т. д.

Занимаясь художественной росписью тканей, необходимо помнить, что это один из видов декоративно-прикладного искусства, поэтому преподавание не следует ограничивать освоением технических приемов, изучение предмета должно способствовать развитию вкуса.

Как и все виды, декоративно-прикладного искусства, текстиль имеет свои принципы оформления изделий, которые определяются местом данного искусства в жизни человека, известным кругом художественных задач, средств и приемов, дающих возможность художнику наиболее полно выразить свой замысел в вещи определенного назначения, раскрыть красоту и свойства материала.

Основным принципом оформления текстиля можно назвать принцип обобщенного решения орнамента и отдельных его изобразительных элементов.

2. Основы материаловедения

2.1Оборудование, инструменты, материалы и их подготовка для художественной росписи.

Для занятий художественной росписью тканей необходимо светлое, хорошо проветриваемое помещение. У каждого учащегося должно быть свое рабочее место. Необходимо иметь шкафы или тумбы, где будет храниться ткань и необходимые для росписи приспособления. Также необходимо иметь плиту в специально оборудованном месте, утюг с гладильной доской или столом, фен. В запасе у работающего должны быть гигроскопическая вата, пластмассовые или деревянные стержни диаметром 6-8 мм. с заостренными концами, поролоновые и резиновые губки, колонковые, барсуковые кисти.

Для росписи способом холодный батик необходимо иметь набор стеклянных трубочек различного диаметра с резервуаром или без него. Трубочки служат для нанесения контура рисунка. При работе по плотной ткани наводят более толстый контур, а по прозрачным, легким тканям - более тонкий.

Для росписи способом горячий батик следует запастись более сложными приспособлениями и инструментами. "Прежде всего, это металлическая кружка с двойным дном, в котором помещается обычная электролампочка. Эта кружка служит для разогревания резервирующего состава (отсюда и название «горячий батик»). Для нанесения резерва необхо­дим набор различных инструментов. Это так называемые ножи и каталки, медные воронки с отверстиями разных диаметров. Воронки, так же как и ножи и каталки, должны надеваться на деревянные ручки.

Для свободной росписи, кроме приспособлений и инструментов, перечисленных в холодном батике, необходимо добавить круглые и плоские щетинные кисти.

Материалы. Каждый вид ткани требует применения определенных красителей, соответствующих им способов приготовления краски и упрочения полученных на тканях окрасок. Красители, применяемые в ручной росписи тканей, по своим техническим свойствам делятся на группы. В пределах каждой группы красители различаются по цветам. В маркировке красителей имеются буквенные и цифровые обозначения. Сначала указывается группа (прямой, кислотный, основной и т. д.). Оттенок красителя обозначается буквами: Ж - желтоватый оттенок, К - красноватый, 3 - зеленоватый, С - синеватый оттенок. Цифры, проставленные в маркировке, указывают на интенсивность

оттенка, например: кислотный алый - 2 Ж, прямой красный - 3 С. Это означает, что в первом случае алый цвет имеет довольно интенсивный желтый оттенок и приближается к оранжевому, а во втором красный цвет имеет синеватый оттенок и приближается к фиолетовому. Чем больше цифра, тем интенсивнее  оттенок.  В
отдельных случаях  в  маркировке  дается  характеристика  прочности,  способ
применения или упрочения.
Для   приготовления   краски    используются    различные    химические    и
вспомогательные вещества:
  1) уксусная кислота—бесцветная жидкость с резким  специфическим  запахом,
     хорошо растворяется в воде, ядовита,
при  попадании  на  кожу  вызывает  ожоги,  при  работе  с   ней   требуется
осторожность;
2) лимонная кислота—бесцветные кристаллы без запаха;
в отдельных случаях может заменить уксусную кислоту;
3) молочная  кислота  40%  -ная  —  жидкость  светло-коричневого  цвета  без
запаха; также может заменить уксусную кислоту;
4) едкий натр в твердом виде представляет собой белую или розовую массу;  на
воздухе поглощает влагу и углекислоту, при этом плавится,  покрываясь  белым
налетом; необходимо хранить в  хорошо  закрытой  стеклянной  или  фарфоровой
посуде;
5) водный аммиак (технический  нашатырный  спирт)  —  бесцветная  прозрачная
жидкость с резким специфическим запахом;
6) бисульфат натрия — мелкие  кристаллы  или  желтоватый  раствор  с  острым
запахом;
7) мочевина — белые или желтоватые кристаллы, хорошо растворяющиеся в воде;
8) резорцин — кристаллы от белого и розового до  коричневого  цвета,  хорошо
растворяются в воде и спирте;
9) уротропин — кристаллический порошок  сладкого  и  жгучего  вкуса,  хорошо
растворяется в холодной воде, хуже в горячей;
10) фенол—бесцветные кристаллы или  кристаллическая  масса  белого  цвета  с
характерным запахом; фенол очень ядовит, попадая на кожу, вызывает ожоги,  в
работе требует осторожности;
11) канифоль—твердая хрупкая стекловидная масса от светло-желтого до  бурого
и черного цвета;
12) парафин—твердая масса белого или желтого  цвета,  при  нагревании  легко
плавится;
13) вспомогательное вещество  ОП-7  или  ОП-10—масло-образная  жидкость  или
ласта от светло-желтого до светло-коричневого цвета, хорошо  растворяется  в
воде.
Загустки  и  их  приготовление.  1.  Крахмал—картофельный  или   рисовый   —
применяется для приготовления загусток (10—20% -ные). Нужно взять:
Сухого крахмала 125—150 г
Воды           875—850 мл
Сухой крахмал размешивают с небольшим количеством воды, добавляют  остальную
воду, затем в течение часа разваривают при помешивании  на  водяной  кипящей
бане до получения  прозрачной  массы.  Готовую  загустку  процеживают  через
частое сито. Крахмальная загустка плохо растворяется в воде.
2. Декстрин — клеющее вещество, хорошо растворяется в воде; готовят его  так
же, как крахмальную загустку.
3. Можно приготовить и декстриново-крахмальную     загустку. Для этого  надо
взять:
Декстрина 450 г
Крахмала 50 г
Воды    500 мл
Крахмал и декстрин  размешивают  с  небольшим  количеством  воды,  добавляют
остальную воду и смесь нагревают до  80—85  °С  в  течение  полутора  часов,
после чего охлаждают и протирают через сито.
4. Сальвитоза марок С-5, ОУС, ОУА. Растворяется в воде  при  температуре  25
°С, образуя загустку большой устойчивости.  Смесь  100—120  г  сальвитозы  с
900—880  мл  воды  оставляют  на  один-два   часа,   затем   размешивают   и
процеживают.
5.  Трагант  —  застывший  сок  кустарника  типа  каучуконосных.  Имеет  вид
роговидных пластинок белого, желтого и  коричневого  цветов.  Для  получения
загустки из траганта берут траганта  60  (80)  г,  воды  соответственно  940
(920) мл.
         Трагант  заливают  холодной  водой  и  оставляют  на  сутки,  затем
разваривают на кипящей водяной бане в течение  трех-четырех  часов.  Готовую
загустку протирают через сито.
         Хромовые красители применяются для росписи тканей  из  натурального
шелка и шерсти. Хорошо смешиваются между собой и  прямыми  красителями  (см.
ниже). После запаривания (упрочения окрасок)  сильно  меняют  цвет,  поэтому
перед работой необходимо подготовить выкраски на тканях до запарки и после.
Для приготовления краски нужно:
Красителя          10—20  г   Аммиака   25%   -ного       25   мл   Хромпика
40—50% от веса красителя Воды                  945 мл
         Краситель растворяют в горячей воде с добавлением аммиака и кипятят
5—8  минут.  После  охлаждения  красителя  до  40—45  °С   в   него   вводят
предварительно   растворенный   в   небольшом   количестве   воды   хромпик,
перемешивают и фильтруют через ткань или вату.
         Упрочение окрасок  хромовыми  красителями  производят  в  следующей
последовательности. Расписанная и хорошо просушенная  ткань  перекладывается
гигроскопической бумагой или  хлопчатобумажной  тканью  (можно  в  несколько
слоев, т. е. четыре-пять изделий одновременно). Все сворачивается  в  трубку
(не туго) и погружается в медицинский автоклав,  предварительно  разогретый.
Продолжительность запаривания хромовых  красителей  составляет  60—90  минут
при температуре 104°С и избыточном давлении 0,3—0,5 атмосферы.
         Прямые красители применяются для росписи  хлопчатобумажных  тканей,
имеют довольно яркие окраски, хорошо смешиваются между собой.
Для приготовления краски нужно:
Красителя   8—10 г
Аммиака 25% -ного      20 г
Мочевины    20 г
ОП-7 или ОП-10   0,5 г
Воды  947—945 мл
Краситель заливают  горячей  водой,  хорошо  размешивают,  вводят  аммиак  и
кипятят 5—8 минут. После охлаждения краски до 40—50° С в нее вводят  раствор
мочевины, хорошо перемешивают и фильтруют через вату или ткань.
Упрочение окрасок прямыми  красителями.  Расписанную  и  хорошо  просушенную
ткань погружают в раствор закрепителя ДЦУ, ДЦМ или  У-2,  который  готовится
из расчета 5—20 г на 1 л воды.  В  раствор  добавляется  60%  -ная  уксусная
кислота (1—5 г на 1 л). Водный раствор закрепителя должен иметь  температуру
60—70°С. Время закрепления — 15—20 минут. Затем изделие сушат.
         Основные красители применяются для росписи  тканей  из  шелковых  и
шерстяных  волокон.  Красители   хорошо   растворяются   в   водно-спиртовых
растворах, особенно при добавлении уксусной кислоты.  Дают  яркие  и  сочные
окраски, хорошо растекаются по ткани и смешиваются между собой.
Для приготовления краски нужно:
Красителя                    4—15 г
Уксусной кислоты 80% -ной      40 мл
Спирта 96—97% -ного           425 мл
Мочевины                     Юг
Воды                          510 мл
Краситель заливают теплым раствором разбавленной  уксусной  кислоты,  хорошо
перемешивают,  добавляют  горячую  воду,  вновь  тщательно  перемешивают   и
кипятят 5—8 минут до полного растворения красителя. По  охлаждении  раствора
в него вводят спирт и  раствор  мочевины.  Готовую  краску  фильтруют  через
ткань или вату.
При  данном  рецепте  приготовления  краски  закрепление  расписанной  ткани
производят  в  водном  растворе  закрепителя  БС,   который   готовится   по
следующему рецепту:
Фенола кристаллического     420 г
Формалина 37—70% -ного      300 мл
Бисульфита натрия            30 г
Едкого натра (уд. вес—1,4)    165 мл
Воды                       150 мл
Фенол растворяют  в  формалине,  хорошо  перемешивают  и  добавляют  раствор
бисульфита  натрия.  В  приготовленную  смесь  осторожно   при   помешивании
доливают раствор едкого натра. Раствор нагревают  до  кипения  и  на  слабом огне  держат  в  течение  40—50  минут.  Правильно   сваренный   закрепитель представляет собой слегка  загустевшую  липкую  жидкость  красно-коричневого цвета. При растворении в воде закрепитель должен давать  прозрачный  раствор без мути.  Мутный  раствор  закрепителя  свидетельствует  о  недостаточности времени варки; варку нужно продолжить. Закрепитель варят в эмалированной посуде в хорошо  проветриваемом  помещении под тягой, так как при этом выделяются  вредные  пары  формалина  и  фенола. Готовые изделия погружают на 7—8 минут в  10—12%  -ный  раствор-закрепитель, имеющий температуру 18—22°. После закрепления изделие прополаскивают до исчезновения пены. Существует  и  другой  способ  закрепления  красителя  путем  запаривания  в режиме, указанном для  хромовых  красителей,  но  в  этом  случае  в  краску добавляют:
Резорцина технического        10 г
Уротропина   »           10—15 г
Соответственно количество воды уменьшается до 490— 480 мл.
Резорцин  растворяется  в  воде,  температура   которой   60—70°С.   Раствор
уротропина и  мочевины  вводят  непосредственно  перед  работой  в  холодный
раствор красителя.
         Кислотные красители применяются для  росписи  тканей  из  шелковых, шерстяных, штапельных и синтетических (капрон, нейлон) волокон.  Они  хорошо растворяются в воде и ровно растекаются по ткани, хорошо  смешиваются  между собой.
Для приготовления краски нужно:
Красителя              15—20 г
Аммиака 25% -ного         20 мл
Воды                     960 мл
Краситель заливают горячей водой с аммиаком или  уксусной  кислотой,  хорошо размешивают и кипятят 5—8 минут. Затем фильтруют через ткань или вату. Упрочение кислотных красителей  производится  путем  запаривания  в  тех  же режимах, что и хромовых.
         Резервирующие составы. Резервирующий состав для холодного батика:
Парафин                   100 г
Канифоль                  4 г
Резиновый клей        400—500 г
Бензин                 500—400 г
Измельченный парафин заливают резиновым  клеем,  затем  добавляют  бензин  и
хорошо перемешивают. Приготовленную смесь расплавляют на  водяной  бане  при
температуре   95—97   °С   до   получения   однородной   массы.    Подцветку
резервирующего состава делают масляной краской, предварительно  обезжиренной
на  пористой  бумаге.  Резервирующий  состав  необходимо  хранить  в  плотно
закрывающейся стеклянной или фарфоровой посуде. Для получения  более  жидкои
консистенции резервирующий состав следует разводить бензином за 18—20  часов
до начала работы.
Ни в коем случае нельзя готовить  резервирующий  состав  непосредственно  на
нагревательных  приборах  или  вблизи  их.   Необходимо   строго   соблюдать
противопожарные меры.
Резервирующие составы для горячего батика:
Рецепт №1
Парафин     660 г
Вазелин технический    340 г           
Рецепт №2
Парафин     500 г
Вазелин технический    250 г
Воск пчелиный    250 г
     Рецепт №3
     Петролатум  210 г
     Парафин     790 г
(Приложение№ 1)

Глава 3. Технология выполнения батика.

3.1. Основные  способы  росписи  тканей.
         Холодный и  горячий  батик  основаны  на  применении  резервирующих составов, граничивающих растекаемость краски по полотну. В холодном  батике резервирующий состав  наносится  на  ткань  в  виде  замкнутого  контура,  в пределах  которого специальными   красками   в   соответствии   с   эскизом расписывается изделие. Художественные  особенности  этого  способа  росписи
определяются   тем,   что   наличие   обязательного   цветного   контура   и
использование этого  контура  для  разнообразных  орнаментальных  разработок
придают рисунку графически четкий  характер.  При  этом  количество  цветов,
применяемых для росписи, практически не ограниченно.
         В горячем батике разогретый резервирующий состав  используется  для
нанесения  контура,  им  же  покрываются   отдельные   участки   ткани   для
предохранения их от растекающейся  краски.  Благодаря  тому,  что  контурные
линии здесь не  обязательны,  в  рисунке  возможны  мягкие  переходы  тонов.
Соединение различных технических приемов  нанесения  резервирующего  состава
позволяет делать более  тонкие  и  разнообразные  разработки  орнаментальных
форм, в особенности цветочных
         Свободная  роспись  производится   без   применения   резервирующих
составов. Рисунок наносят на ткань различными красками  свободными  мазками,
только  окончательная  отделка  рисунка  иногда  производится   при   помощи
холодного  резерва.  Здесь  больше,  чем  в   ранее   упомянутых   способах,
индивидуального  творчества.  Свободная  роспись  имеет  очень  много  самых
разнообразных приемов, о которых будет рассказано ниже.
         Все  три  способа  росписи   тканей   постоянно   совершенствуются.
Художники,  работающие  в  этой  области,  находят   все   новые   и   новые
художественные приемы, поэтому описанные здесь способы оформления тканей  не
могут считаться исчерпывающими. Они являются лишь основой, на которой  может
строиться дальнейшее овладение искусством росписи тканей.
         Для выполнения всех трех способов  росписи  ткань  накалывается  на
крючки  рамы   (пялец),   причем   необходимо   строго   соблюдать   взаимно
перпендикулярное расположение нитей основы и утка, а также  параллельное  их
расположение каждой из сторон рамы.
После того как ткань  наколота  на  крючки,  стороны  рамы  раздвигаются  до
полного натяжения ткани и закрепляются  винтами-барашками,  чтобы  во  время
работы натяжение ткани не ослабевало.
3.2. Холодный батик
         Холодный  батик  основан на  том,  что  при  этом  способе  росписи
тканей все формы рисунка, как правило,  имеют  замкнутую  контурную  обводку
(резервирующим составом), что придает своеобразный характер рисунку.
Для нанесения  на  ткань  контура  рисунка  применяют  стеклянные  трубочки.
Наиболее распространенная и удобная в  работе  трубочка  с  загнутым  тонким
концом и резервуаром, расположенным ближе  к  ее  рабочей  части.  Резервуар
представляет собой шаровидное утолщение и служит для  запаса  резервирующего
состава .
Загнутый конец трубочки должен иметь тонкие стенки, так как  ширина  контура
зависит не только от величины отверстия, но и от толщины трубочки.
Большое  значение  для  качества  наводки  контура  имеет   наклон   кончика
трубочки: он должен быть загнут под углом 135°. Если  он  загнут  под  более
тупым   углом,   то   при   работе   трубочку   приходится   держать   почти
перпендикулярно к плоскости ткани. При  этом  напор  резервирующего  состава
усиливается, что может привести к непредвиденному растеканию  резервирующего
состава по ткани (т. е. к браку).
В местах более замедленного движения и  в  начале  линии  обычно  получаются
капли. Поэтому вести трубочку  по  ткани  следует  равномерно,  а  в  начале
работы быстро опускать на ткань, не  дожидаясь  образования  капли.  Отнимая
трубочку от ткани, ее переворачивают носиком вверх, и  резервирующий  состав
уходит  из  кончика.  Противоположный  конец  трубочки  должен  быть  слегка
приподнят, чтобы резервирующий состав не пролился на ткань.
После того как контур наведен, рисунку дают  просохнуть.  Более  чем  на  24
часа оставлять незакрашенным наведенный рисунок на ткани  не  рекомендуется,
так  как  в  этом  случае  резервирующий  состав   дает   ореол   вследствие
выделяющегося жира и краска при заливке не  подходит  вплотную  к  контурной
наводке.
Заливка  рисунка  краской  производится  ватными  тампонами,   кистями   или
трубочками. При заливке необходимо обратить внимание на то, чтобы большие  и
малые участки рисунка получали одинаковое  насыщение  краской,  в  противном
случае они все будут разной светлоты или на них появятся ореолы и разводы.
Трубочку надо  хранить  отдельно  от  других  инструментов,  на  специальной
деревянной подставке с продольными  делениями,  один  конец  которой  слегка
приподнят (на 1,5—2 см).  В  перерывах  между  работой  трубочку  укладывают
нерабочим концом в сторону приподнятой части подставки.  Так  поступают  для
того, чтобы резервирующий состав не выливался.
         По  окончании  работы  необходимо  промыть  трубочку  в  бензине  и
прочистить ватой, намотанной на упругую  тонкую  проволоку.  После  этого  в
носик трубочки рекомендуется вставить  мягкую  тонкую  проволоку,  для  того
чтобы он не закупорился от оставшейся капли резервирующего состава.
Глава 4.Композиция.
         Создание  произведения  декоративно-прикладного   искусства—сложный
творческий процесс: художник воплощает  свой  замысел,  свою  художественную
идею средствами данного вида искусства. Основа этого  творческого  процесса—
поиски гармонии композиции, орнаментального ритма, цвета и материала.
   Композиция  декоративного  текстильного   произведения   это   ритмически
организованное  членение  его  плоскости,  когда  все   орнаментальные   или
изобразительные элементы выполнены в  единых  художественных  и  технических
приемах и  подчинены  общему  художественно-декоративному  замыслу.  Другими
словами, это внутренняя  взаимосвязь  материала,  художественных  средств  и
идейно-образного содержания.
         «Формальные приемы композиции  во  всех  художественно  полноценных
произведениях стоят в тесной связи с основным  идейным  замыслом  художника,
со всем его художественным языком, эмоциональным складом его натуры.  Работа
над  композицией  заключается  в  сознательном   нахождении   композиционных
решений в  каждом  отдельном  случае  в  зависимости  от  поставленных  себе
художником задач, от всего его творческого отношения к миру»1.
         В значительной степени характер композиции  определяется  ритмом  —
одним из важнейших художественных средств создания произведения декоративно-
прикладного искусства.
         Ритм — это закономерное чередование соизмеримых элементов  рисунка,
способствующее достижению ясности и выразительности композиции, четкости  ее
восприятия. С ритмическим началом человек постоянно  сталкивается,  наблюдая
природные  явления:  в  естественном  распределении   листьев   на   стеблях
растений, в чередовании набегающих волн, кругах,  расходящихся  по  воде  от
брошенного камня. Велика роль ритма в  музыке.  Существуют  свои  системы  в
простой ритмике народной песни, состоящей из  повторяющихся  куплетов,  и  в
сложной  композиции  симфонического  произведения,  порой  построенного   на
основе той же народной песни, но  обогащенной  более  сложными  ритмическими
вариациями и разнообразной оркестровкой, дающими возможность придать той  же
мелодии новое звучание, более монументальное и значительное.
         Последовательное распределение элементов композиции художественного
произведения — увеличение или уменьшение расстояний  между  ними,  изменение
заполненности узором к краям  или  середине  изделия  —  также  варьирование
движения в определенном ритме.
         Ритмическое построение в текстильном рисунке достигается различными
приемами:
а) репортным повторением узора, при котором элементы композиции  равномерно
чередуются на плоскости изделия  на  основе  различного  типа  сеток.  Сетка
может   быть   построена   из   квадратов,   треугольников,    ромбов    или
прямоугольников, расположенных в определенном  порядке.  Такое  расположение
чаще всего встречается  в  метровых  декоративных  и  плательных  тканях.  В
штучных изделиях этот прием применяют тогда, когда по  принципу  раппортного
построения решается середина, заканчивающаяся гладкой каймой. В  отличие  от
метровых тканей здесь размер и расположение раппорта должны быть  рассчитаны
таким образом, чтобы по  краям изделия  он  укладывался  целиком.  Даже  при
очень четкой и простой сетке отказываются от многократного повторения  одних
и тех же элементов на всем поле декорируемого изделия, часто разряжают  или,
наоборот, нагружают центр;
б) расположением элементов рисунка по  убывающему  или  нарастающему  ритму.
Этот прием можно проследить в  старинных  образцах  народного  искусства:  в
тканых и вышитых фартуках, полотенцах, рукавах, подолах  женских  и  мужских
рубах—с характерным для них  необычайным  богатством  ритмических  сочетаний
орнаментальных  полос.  В  простейших   композициях   из   полос   создается
впечатление постепенного вытеснения одного цвета другим;
в) симметричным построением рисунка. Симметрию следует  понимать  не  только
как   зеркальное   повторение   рисунка   относительно   вертикальной    или
горизонтальной  оси.  Она  может  иметь  и  диагональное   направление   или
произвольный наклон.  Зачастую  ритмическую  организацию  рисунка  упрощенно
понимают только как симметричное двух- или четырехкратное повторение какого-
либо мотива. Как правило, при  таком  композиционном  построении  получаются
механические стыки в местах соединения повторяющихся  орнаментальных  групп.
Из  всех  возможных  симметричных  построений  наиболее  интересна  обратная
симметрия,  когда  орнаментальная  группа   повторяется   относительно   оси
симметрии в перевернутом  на  180°  изображении.  Рисунок  должен  логически
развиваться в соответствии с задуманным решением;
  г) свободным распределением орнамента по всей плоскости украшаемой  вещи.
В этом случае элементы,  расположенные  на  противоположных  краях  изделия,
уравновешены — они сходны по величине и общему силуэту. Это не  исключает  и
таких решений, при которых рисунком может быть  заполнен  только  один  угол
или одна сторона  расписного  платка,  тканой  скатерти,  вышитой  салфетки.
Равновесие композиции в этом случае достигается цветовым решением,
Ритмически организованный рисунок легко превращается  в  орнамент  —  основу
композиции. Не следует думать, что орнамент только  многократное  повторение
сходных элементов  рисунка.  На  головном  платке  или  в  небольшом  ковре,
например, может быть изображена одна ветка,  свободно  вписанная  в  квадрат
или прямоугольник. В ней не повторяется ни один цветок,  ни  один  лист,  но
отдельные  группы,  просветы  фона  между  ними,  сам  характер  изображения
воспринимаются  как  орнамент,  так  как  они  образуют  ритмический  повтор
сходных между собою форм.  Очень  важное  значение  приобретают  красивая  и
четкая прорисовка  деталей,  общего  силуэта  и  применение  живописных  или
графических разработок, обогащающих рисунок.
Работа  художника  над  новым  произведением  начинается   с   выбора   темы
соответственно назначению изделия. На данном этапе особенно важна не  только
конкретная информация, содержащаяся  в  изображаемых  элементах,  но  и  тот
декоративный образ и эмоциональное настроение,  которые  художник  стремится
передать с помощью различных художественных средств.
Используя разнообразные художественные и технические приемы, можно  передать
как   орнаментальными,   так   и   колористическими   средствами   различные
настроения;   весеннюю   легкость,    бурное    движение    или    спокойную
уравновешенность.
Хорошо слаженная  и  продуманная  композиционная  схема  —  основа  создания
художественного произведения. Следует  начинать  с  наброска  композиционной
схемы в натуральную величину или в уменьшенном  масштабе.  Не  рекомендуется
выполнять рисунок для четверти или половины изделия,  так  как  впоследствии
образуются некрасивые стыки отдельных частей.
При разработке декора следует определить, какая часть  изделия  будет  нести
основную орнаментальную и цветовую нагрузку. Например, в  шарфах,  тканых  и
вышитых полотенцах, дорожках орнамент может располагаться на  концах.  Вдоль
края или в середине  изделия,  по  горизонтальным  и  наклонным  полосам;  в
головном  платке  украшается  централь-нос  поле  или,  наоборот,   основной
орнаментальный акцент приходится на кайму.
По схемам построения и характеру трактовки орнамента композиционные  решения
бывают  двух  видов:  статичные  и   динамичные.   Статичные   (неподвижные)
композиционные схемы чаще всего  симметричны  и  требуют  строгой  трактовки
орнамента. Сюда, как правило, относятся линейные рисунки (полосы и  клетки),
композиции  с  геометрическим  орнаментом   и   некоторые   произведения   с
растительным  узором.  Статичные  композиции  передают  состояние  покоя   и
уравновешенности. Орнамент располагается в основном но прямоугольной  сетке,
все   элементы   лежат   на   вертикальных    или    горизонтальных    осях,
перпендикулярных или параллельных краям  изделия,  изобразительные  элементы
даны фронтально, они устойчивы, и место  их  в  композиционной  схеме  четко
определено.
В  динамичных  по  решениям  композициях  элементы  узора  располагаются  по
диагональным осям или свободно  распределяются  на  плоскости.  В  них  ярче
выражено  движение,  схемы  более  разнообразны,   здесь   возможно   смелое
нарушение симметрии. Контур  рисунка  зачастую  бывает  смещен  относительно
цветового пятна, цветы и листья изображаются на энергично и упруго  согнутых
ветках.  Цветовое  решение  в  динамических  композициях  может  быть  более
напряженным.
В композициях, построенных на ритмическом сочетании полос и клеток,  основой
служат цветовой и линейный  ритм,  соотношение  ширины  полос  и  расстояний
между ними. Эти работы можно отнести  к  статичным  композициям-  При  таком
решении платков, косынок, вышитых  и  тканых  полотенец,  дорожек,  ковровых
изделий  тщательно  соизмеряются  ширина  полос  и  расстояния  между  ними.
Промежутки между полосами не должны быть равны  ширине  близлежащей  полосы,
ибо это создаст монотонность.  Рисунок  может  быть  построен  в  затухающем
ритме к центру изделия или к его  краю.  Суживающиеся  полосы  и  постепенно
увеличивающиеся  между  ними  расстояния  создают   постепенное   облегчение
рисунка и мягкий переход от яркой каймы к нейтральному цвету  середины  или,
наоборот, от легкой по цвету каймы к яркой, насыщенной середине. На  том  же
принципе  ритмического  членения  строятся   и   рисунки   в   клетку   типа
«шотландок».
Надо иметь в виду материал, для которого подготавливается рисунок,   плотная
или   легкая,   гладкая   прозрачная    ткань    с    росписью,    рельефная
хлопчатобумажная, шерстяная ткань  или  ворсистый  мягкий                                                                                                                                                                  

Наши новости:

Разместить свою публикацию