Зеркальный угол
Материал: угол, образованный тремя зеркалами (размер зеркал – 20 х
Цели:
прямая – создание сенсорной базы для последующего ознакомления ребенка с понятием «симметрия», развитие восприятия разных типов симметрии;
косвенная – развитие пространственного восприятия, зрительного внимания, зрительной памяти, контроль и координация движений руки.
Презентация:
1. Зеркальный угол расположен на рабочем столе таким образом, чтобы ребенку было видно только 2 зеркала, а третье было расположено ребром к ребенку с левой стороны. Справа от зеркального угла стоит коробка с цветными камнями. Под коробкой стопкой располагаются карточки-образцы для выкладывания узора, начиная с самого легкого узора (с использованием 1 камня).
2. Учитель говорит ребенку: «Это зеркальный угол. Я покажу тебе, как с ним работать».
3. Учитель берет двумя руками верхнюю карточку-образец из стопки справа, кладет ее под зеркальный угол.
4. Учитель указывает указательным и средним пальцами на рисунок на карточке и говорит: «Это узор. Сделаем такой же».
5. Учитель берет пальцами правой руки из коробки 1 камень, кладет его рядом с узором. Затем двумя пальцами правой руки указывает на камень и узор, обращая внимание ребенка на сходство диаметра и цвета камня и элемента узора в образце.
6. Учитель пальцами правой руки кладет камень на зеркало, расположенное горизонтально, таким образом, чтобы на горизонтальном и в отражении вертикально расположенного зеркала получился рисунок такой же, как на образце.
7. Учитель указательным и средним пальцем правой руки обращает внимание ребенка сначала на получившийся на зеркалах узор, затем на образец. Учитель говорит: «Похожи».
8. Учитель берет карточку, лежащую под зеркальным углом. Переворачивает ее лицевой стороной вниз и кладет слева от себя.
9. Учитель берет следующую карточку из стопки справа и кладет ее под зеркальным углом. Двумя пальцами правой руки обращает внимание ребенка на новый узор.
10. Учитель берет двумя пальцами правой руки камень из коробки и кладет его на зеркало таким образом, чтобы получился новый узор. Далее повторяются действия п.п. 7 – 8.
11. Учитель берет третью карточку из стопки справа, кладет ее под зеркальным углом.
12. Учитель двумя пальцами правой руки указывает на рисунок карточки, затем этими же пальцами передвигает камни на зеркале таким образом, чтобы получился необходимый узор, обращая внимание ребенка на то, что для некоторых узоров не надо добавлять новые камни из коробки, а достаточно лишь поменять расположение имеющихся. Далее повторяются действия п.п. 7 - 8.
13. Учитель возвращает стопку карточек, образовавшуюся слева, следующим образом: берет ее двумя руками, переворачивает лицевой стороной вверх и накладывает на стопку справа. Затем по одному возвращает камни в коробку.
14. Учитель предлагает ребенку повторить все самостоятельно.
Особый интерес: красота камней и получающихся узоров, наличие пустых карточек для составления ребенком собственных узоров.
Контроль ошибок: визуальный - осуществляется при внимательном сравнении образца и полученного в зеркалах изображения..
Дальнейшие упражнения:
1. Выкладывание узоров с использованием камней 2-х, 3-х цветов и т. д.
2. Выкладывание узоров с другим типом симметрии. Для этого угол располагают таким образом, чтобы ребенку было видно все три зеркала.
3. Составление детьми собственных узоров и оформление карточек-образцов к ним.
Возраст: с 3-х лет.