Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение №80 г. Ростова-на-Дону
Сценарий проведения итогового занятия с детьми старшего дошкольного возраста
«Масленица»
Автор (составитель):
Аношкина Надежда Петровна,
воспитатель высшей категории
Ростов-на-Дону, 2018
Цели и задачи
Цель:
- познакомить дошкольников с культурными традициями и обрядами русского народа (традицией празднования Масленицы на Руси);
- расширить представление о народной культуре, творчестве; привлечь внимание современных детей к истории и культуре русского народа; воспитывать любовь к народным традициям;
- воспитывать чувство патриотизма.
Задачи:
Познание:
- углублять представления детей о русских народных праздниках; давать элементарные сведения об истории и национальной культуре родной страны;
- воспитывать интерес к национальной культуре, обычаям и традициямнашей страны;
- приобщить детей к знаниям в области русского фольклора и обрядов старины;
- вовлечение родителей в активное сотрудничество.
Коммуникация: продолжать работу по расширению обществоведческого словаря, отрабатывать интонационную выразительность речи.
- Чтение художественной литературы: развиватьинтерес к поэтическому слову; совершенствовать художественно – речевые исполнительские навыки при чтении стихотворений.
- Музыка: закреплять знание мелодий русского фольклора, закреплять практические навыки выразительного исполнения песен.
Методы и приемы
- художественное слово, беседа с детьми, выразительное исполнение музыкального сопровождения, рассматривание картин, иллюстраций с изображением празднования Масленицы на Руси; индивидуальная работа; игровые приёмы с внесением атрибутов, введением живых персонажей в костюмах.
Предварительная работа
- Познакомить детей с традицией празднования Масленицы на Руси.
- Изготовить поделки в стиле русских народных ремесел и промыслов.
- Организовать выставку русских народных промыслов и ремесел.
- Разучить музыкально-литературный материал.
- Закрепить танцевально-игровые навыки.
- Обсуждение и подготовка костюмов и атрибутов с детьми и родителями.
- Оборудование: выставка русских народных промыслов и ремесел России и поделоквоспитанников в этом стиле.
- Декорации: украшение зала декорациями в русском народном стиле.
Ход занятия
Итоговое занятие проходит в зале, оформленном в народном стиле: часть зала занимает выставка народных промыслов и ремесел России, дети одеты в русские народные костюмы. Под звуки народной музыки дети входят в зал.
Воспитатель:
Праздники славянские -
Радость в каждый дом!
С песнями и плясками
Мы в весну войдем.
Здравствуйте, добры молодцы да красны девицы! Скоро Масленица к нам придёт! А кто это? Расскажите, поведайте мне…
Ребенок 1: «» Когда-то очень давно жили две сестры - Зима и Масленица. Обитали они в лесном тереме. Зима была холодной, но невероятно красивой. Ей верно служили помощники – Снежная Буряи Северный Ветер. Ледяная барышня одевалась в белые наряды и украшалась инеем. Масленица, в отличие от сестры, всегда былаприветливой и добродушной.
Девица носила цветастый сарафан и весело улыбалась всем встречным на улице.
Масленицу любили и люди, и животные, и птицы. Раз в году она приходилив обитель людей, помогала готовиться к уходу Зимы и приходу Весны.
Ребенок 2: Однажды Зима передумала отдавать Весне ключ от своих владений, и приказала Снежной Буре и Северному Ветру не пускать людей на улицу, чтобыМасленицу не встретили.
Закружились ветра и бураны, спрятались люди дома у печи. Некому было встретить Масленицу на улице. Но Масленица послала к людям птичек - щебетушек и приказала хозяйкамвсю неделю печь горячие круглые блины.
А сама ходила от дома до дома, собирала блины и бросала на сугробы. Снег таял – и появлялись глубокиепроталины. Детям Масленица приказала кататься на санях с горы и громко хохотать, чтобы зиму позлить.
А молодым людям -обстреливать снежками терем злой сестры.
Но, увы, ничего не помогало.
Ребенок 3: В конце концов приказала Масленица сжечь ее посреди улицы, чтобы растопить льды и пропустить Весну- красавицу. Но дети оказались мудрее взрослых, они решили сжечь чучело Масленицы, оставив добрую сестру целой и невредимой. Так и сделали: соорудили громадное чучело, подожгли и обогрели все вокруг. Пришел черед Весны вступать в права хозяйки.
Воспитатель: Вот какую замечательную сказку рассказали дети.
Звал - позывал честной Семик широкую Масленицу: «Душа ль ты моя Масленица, приезжай ко мне в гости на широк двор на горах кататься, в блинах поваляться, сердцем потешиться!»
( Скачет на лошадке ребенок)
Дети: Везешь Масленицу?
Ребенок: Нет!
(Опять скачет)
Дети: Везешь ли Масленицу?
Ребенок: Везу! Везу!
(Три ребенка и воспитатель обходяткруг, а в руках у воспитателя - Масленица)
Ребенок 1: Масленица, Масленица, дай блинкомполакомиться.
Прогони от насметели, прокати накарусели,
Растопи холодный лед, пусть Весна скорей придёт.
Ребенок 2: Здравствуй, Масленица годовая, нашагостюшка дорогая!
Приезжай на конях вороных, на саночках расписных,
Чтобы слуги были молодые, нам подарки везли дорогие.
Все: И блины, и калачи,
к нам в окошко их мечи!
Ребенок 3: ШирокаяМасленица, мы тобою хвалимся, на горах катаемся, блинами объедаемся!
Воспитатель: Приехала Масленица на семь деньков. Первый день – «Встреча Масленицы». Дети ходили из избы в избу, поздравляли с праздником и просили угощение.
Все: Мы малешеньки – калядовщики, мы пришли прославлять и хозяев величать. Всем - всемздравица!
Ребенок: Тин – тинка!
Подай блинка!
Оладышка – прибавышка.
Тетушка, не скупися
Масляным блиночкомподелися!
Воспитатель: Второй день – «Заигрыш», третий день – «Лакомка».
Ребенок: Как на улице Мороз,
Подмораживает нос!
Не велит долго стоять,
Велит скоро подавать!
Все: Или тепленький пирог,
Или маслица, блинок,
Или денежку копьем,
Или рубль серебром!
(Девочка с подносом обходит гостей)
Выскакивает Параня: Раздайся народ,
Меня пляска берет,
Пойду, попляшу,
На людей погляжу!
( Исполняется пляска - кадриль)
Воспитатель: Четвертый день – «Широкая Масленица» .
Смотрите, ребята, ряженые приехали!
Первый: Нынче отмечаем мы праздник Масленицы!
На празднике нашем - железный закон:
Второй: Хмурым, угрюмым, вход воспрещен!
Кто умеет веселиться.
Тот и горя не боится!
Первый: А пришли мы, народ честной, порадовать, повеселиться, да позабавиться. Потягаться силой удалою!
Второй: Самым лучшим и удалым
Не за деньги, а за славу.
Первый: Выдаем смешинку – забавную картинку.
Второй: Ты смелее подходи, свою силу прояви!
( Проводятся веселые аттракционы и игры: «Перетягивание каната», «Золотые ворота», «Арина» и игра», «Летят - не летят»; загадки:
Пред постом народные гулянья.
Мясоед, веселье и блины,
И с зимою лютою прощанье
По заветам доброй старины
(Масленица)
Упало солнышко в снега,
Влилась молочная река,
Плывут в горячую страну
Там делать в дырочках луну
(Блины)
Для любимой бабушки
Испеку оладушки.
Так румяны и вкусны
Эти пышные………(Блины)
Масленица - объеденье!
Напечем блины с утра.
К ним - сметана и варенье
И, конечно же,……….!
(Икра)
(Опять появляются Параня с Андрияшкой)
Андрияшка: Хватить петь и плясать,
Пора пятницу объявлять.
Параня: Пятница – «Тещины вечорки»!
Суббота – «Золовкины посиделки»!
Андрияшка: Пойду к теще на блины!
Ох, уж наемся от души!
Параня: Андрияшка, ты - к теще, а я - к золовке на блины.
(Андрияшка уходит. Параня прячется в мешок. Андрияшка возвращяется.) Андрияшка: Я блинов бы съел мешок!
…Глянь, вуглу стоит мешок!
( Андрияшка показывает в угол, а мешок - подпрыгивает)
Что за чудо – скок, да скок!
Поскорей держи мешок!
Развяжу мешок скорей,
Угощу я всей друзей!
(Развязывает мешок, а оттуда выпрыгивает Параня.)
Параня: Ох, и разыграла я тебя, Андрияшка!
Параня: А, что, гости дорогие, наплясалися, напелися!
Андрияшка: Хватить играть, да плясать!
Пора нам Масленицу со двора провожать!
Параня: В масленично воскресенье
Все старался старый Тит
Попросить у всех прощенья
И ответить: …(«Бог простит!»)
Воспитатель: Воскресенье - проводы Масленицы – «Прощеный день» все просятдруг у друга прощения, обмениваясь подарками.
Ребенок: Прощай, Масленица, прощай, Красная,
Наступает Великий Пост,
Дадут нам редьки хвост,
А мы редьку не берем,
Кота за уши дерем!
Все: Масленица, прощай!
А на тот год опять приезжай!
Воспитатель: А теперь, чаепитие с блинами.
(Приглашаются дети и родители.)
Фотоматериалы по апробации сценария:
Изготовление поделок в стиле русских народных промыслов и ремесел
Проведение итогового занятия «Масленица» в подготовительной
группе МБДОУ №80 (воспитатель Аношкина Н.П.)
Традиционное фото в альбом на память
.
Чаепитие с блинами совместно с родителями