Комитет образования, культуры, спорта и работы с молодежью
Администрации города Костромы
Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования города Костромы “Детско-юношеский центр «Заволжье»”
УТВЕРЖДАЮ Директор МБУ ДО города Костромы «Детско-юношеский центр «Заволжье» _______________ С.А. Кохановская Протокол заседания педагогического совета № 1 от «06» сентября 2017 г. |
Дополнительная общеразвивающая программа
художественной направленности
«Воспитание музыкой»
Возраст обучающихся: 7 – 14 лет
Срок реализации: 3 года
Автор-составитель:Мищенко Марина Эрнестовна, педагог дополнительного образования |
Кострома, 2017
Паспорт программы
| Художественное творчество |
Звонкая капель | |
Дополнительная общеразвивающая программа художественной направленности «Воспитание музыкой» | |
художественная | |
Мищенко Марина Эрнестовна | |
3 года | |
7– 14 лет | |
Авторская | |
общекультурный, базовый | |
Очная | |
Традиционная форма | |
музыка, вокал | |
Мищенко Марина Эрнестовна |
Пояснительная Записка
Музыкальное воспитание – это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека.
В.А. Сухомлинский
Данная программа относится к программам художественной направленности и создана на основе собственного практического опыта работы с обучающимися и анализа опыта передовых педагогов, преподающих музыку в вокальных студиях городов России; обеспечивает разностороннее музыкальное развитие обучающихся, их готовность использовать полученное образование в индивидуальном и коллективном опыте музыкального исполнения.
Актуальность программы. Музыкальное творчество - неотъемлемая часть общей системы обучения, оно призвано развивать детей эмоционально, творчески обогащать их художественные впечатления. В свою очередь, привить ребятам интерес к музыкальному искусству, можно только систематически развивая, воспитывая их музыкальный слух, творческие способности, навыки восприятия музыки. Образовательная программа «Воспитание музыкой» предлагает детям широкий и многообразный выбор различных видов деятельности, учитывая социальные, психологические и физические особенности детей.
Голос - это особое богатство, природный дар, который дан человеку от Бога. Пользоваться певческим голосом человек начинает с детства по мере развития музыкального слуха и голосового аппарата. С раннего возраста дети чувствуют потребность в эмоциональном общении, испытывают тягу к творчеству. Именно в период детства важно реализовать творческий потенциал ребенка, сформировать певческие навыки, приобщить детей к певческому искусству, которое способствует развитию творческой фантазии. Каждый ребенок находит возможность для творческого самовыражения личности через сольное и ансамблевое пение, пение народных и современных песен с музыкальным сопровождением. В студии «Звонкая капель» обучаются дети, которые любят музыку наделенные музыкальными способностями, желают научиться петь. Цель воспитания — ожидаемые изменения в ребенке, осуществленные под воздействием специально подготовленных и планомерно проведённых воспитательных акций и действ. Именно воспитание музыкой, помогает ребенку, наделенному способностью и тягой к творчеству, развивать и воспитывать свои вокальные способности, помогает овладеть умениями и навыками вокального искусства, самореализоваться в творчестве; научиться передавать голосом внутреннее эмоциональное состояние.
Программа «Воспитание музыкой» разработана на основании:
- Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 г. ред. от 31.12.2014.
- Концепции развития дополнительного образования детей от 4 сентября 2014 г. № 1726-р.
Структура, условия реализации, предполагаемые результаты освоения дополнительной общеразвивающей программы основаны на требованиях «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам», утвержденном приказом Минобрнауки России от 29 августа 2013 г. № 1008.
Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие творческих способностей детей, удовлетворение их индивидуальных потребностей в интеллектуальном, нравственном и физическом совершенствовании, формирование культуры здорового и безопасного образа жизни, укрепление здоровья, а также на организацию их свободного времени, обеспечивает их адаптацию к жизни в обществе, профессиональную ориентацию, а также выявление и поддержку детей, проявивших выдающиеся способности. [1]
В процессе изучения вокала (в том числе эстрадного) дети осваивают основы вокального исполнительства, у них развивается художественный вкус, расширяется кругозор, со временем пение становится для ребенка эстетической ценностью, которая будет обогащать всю его дальнейшую жизнь. Именно для того, чтобы ребенок, наделенный способностью и тягой к творчеству, развитию своих вокальных способностей, мог овладеть умениями и навыками вокального искусства, мог самореализоваться в творчестве, научиться голосом, передавать внутреннее эмоциональное состояние, разработана программа дополнительного образования детей вокальной студии «Звонкая капель», направленная на музыкальное эстетическое развитие и воспитание обучающихся. Для детей всех возрастов занятия в вокальной студии - это источник раскрепощения, оптимистического настроения, уверенности в своих силах, соматической стабилизацией и гармонизацией личности.
Программа обеспечивает формирование умений певческой деятельности и совершенствование специальных вокальных навыков: певческой установки, звукообразования, певческого дыхания, артикуляции, ансамбля; координации деятельности голосового аппарата с основными свойствами певческого голоса (звонкостью, полетностью и т.п.), навыки следования дирижерским указаниям; слуховые навыки (навыки слухового контроля и самоконтроля за качеством своего вокального звучания).
Цель программы: создание условий для музыкального и эстетического воспитания, самореализации ребенка в песенном творчестве.
Личностные задачи:
- формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
- формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
- развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
- развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
- формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат.
- формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- формирование основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- формирование умений воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- использование музыкальных образов при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации.
Метапредметные задачи:
- готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
- готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций.
Предметные задачи:
Особенностью данной программы является то, что кроме личностных, предметных, метапредметных задач (воспитательных, развивающих и обучающих), пение решает еще одну немаловажную задачу - оздоровительно-коррекционную: включение упражнений дыхательной гимнастики по методике А.Н. Стрельниковой; применение речевых упражнений, по принципу педагогической концепции Карла Орфа. Пение благотворно влияет на развитие голоса и помогает строить плавную и непрерывную речь. Групповое пение представляет собой действенное средство снятия напряжения и гармонизацию личности. Для детей с речевой патологией пение является одним из факторов улучшения речи. Программа ориентирована на развитие творческого потенциала и музыкальных способностей школьников разных возрастных групп соразмерно личной индивидуальности ребенка ее содержание может быть основой для организации учебно-воспитательного процесса по индивидуальной траектории, развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
Возраст детей, участвующих в реализации данной дополнительной образовательной программы и сроки реализации образовательной программы. Образовательная программа предназначена для детей в возрасте от 7 до 14 лет и рассчитана на 3 года обучения. Формирование групп 1,2,3 годов обучения осуществляется на основе первичной диагностики уровня вокальных способностей детей, с учетом возраста ребенка с последующим распределением в 1, 2 или 3 интонационные группы. Организация учебно-воспитательного процесса строится по индивидуальной траектории развития вокальных умений и навыков как групп обучающихся, так и отдельно взятых учеников.
1 Интонационная группа - дети с диапазоном голоса не менее сексты (ре-си) интонирующие мелодию без поддержки голоса или инструмента, поющие звонким, естественным звуком. Эти ребята могут заниматься по второму году обучения (пения сложных вокальных произведений, пения двухголосия, соло).
2 Интонационная группа - дети с несколько суженным диапазоном голоса. Они не всегда могут самостоятельно спеть мелодию интонационно правильно, голоса их часто звучат тускло с сипением.
3 Интонационная группа - дети с низким звучанием и узким диапазоном голоса, среди них больше мальчиков.
Дети 3 интонационной группы к концу 1 учебного года либо отсеиваются по причине отсутствия мотивации, либо переходят во 2 интонационную группу.
Для детей выделяющихся яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеющих внутренние предпосылки для таких достижений) в пении (музыкально одаренными детьми) программой предусмотрены индивидуальные часы, чем создаются условия (предпосылки) для продолжения обучения вокальному мастерству в училище искусств или музыкальном училище на вокальном отделении.
Режим занятий. Занятия проводятся для первого года обучения - 2 раза в неделю по 2 часа (из них первый час отводится групповому пению, второй час - сольному, работе с детьми первой интонационной группы, создания с ними конкурсных и концертных номеров). Режим проведения учебного занятия построен в соответствии с требованиями Сан ПиН 2.4.4.3172-14 от 04.07.2014 № 41.
Для детей второго и третьего года обучения образовательный процесс проходит в группе и сольно 3 раза в неделю по 2 часа.
Обучающиеся, полностью освоившие образовательную программу или входящие в 1 интонационную группу, имеют возможность продолжить обучение индивидуально для создания концертных номеров.
Формы занятий. Программа предусматривает сочетание как групповых, так индивидуальных занятий, методику вокального воспитания детей, комплекс воспитательных мероприятий: вечера отдыха, встречи с интересными людьми, посещение театров, музеев и других учреждений культуры; совместную работу педагога, родителей и детей.
Занятия могут проходить одновременно со всем коллективом, по подгруппам, а также – индивидуально. Предусматривается возможность индивидуальных певческих занятий с солистами, а так же небольшими группами, дуэтами, трио. Время, отведённое для индивидуальной работы, педагог может использовать для дополнительных занятий с вновь принятыми детьми. Занятия проводятся индивидуально с каждым солистом и одно занятие в группе.
Формы организации деятельности: беседа, практические занятия, занятие-постановка, репетиция, итоговое занятие.
Методические принципы реализации программы:
- открытый характер (постоянное реагирование на развитие возможностей, интересов, как каждого ребенка, так и группы детей в целом);
- подвижный характер (подбор материала, содержание обучения, в обеспечении постоянной смены музыкального репертуара);
- эмоциональный характер, который заключается в преобладании форм и методов, направленных на развитие эмоциональной сферы ребенка;
- «переходный» характер (переход из одной возрастной группы в другую)
- комплексный характер (многообразие подходов, форм, способов, методов обучения);
- результативный характер (много «мелких» результатов).
- Прослушивание музыкального воспроизведения.
- Беседа, которая расширяет знания об исполнителе произведения.
- Беседа о характере музыкального произведения, особенностях времени, когда была написана песня.
- Беседа о современной аранжировке произведения, что помогает песне существовать в настоящее время, о средствах музыкальной выразительности.
В образовательной деятельности применяются технологии
проектного обучения. Применение данной технологии в образовательном процессе обусловлено тем, что результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение обучающихся применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, поскольку технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого обучающегося, его интересов и потребностей.
Технология творческой мастерской – подготовка к участию в конкурсах вокального мастерства, детского творчества, анализ выступлений. В ходе свободного взаимодействия, общения и обмена информацией между мастером-педагогом и ребенком создается алгоритм действий творческого процесса, в ходе которого осуществляется исследование, и каждый участник образовательного процесса ощущает радость собственного открытия, свою значимость и уважение неповторимости другого.
Методы обучения
наглядно - слуховой, наглядно - зрительный, продуктивный.
Ожидаемые результаты и способы их определения
К концу первого года обучения дети должны
знать/понимать:
- строение артикуляционного аппарата;
- особенности и возможности певческого голоса;
- гигиену певческого голоса;
- понимать слова – петь «мягко, нежно, легко»;
- правильно дышать: делать небольшой спокойный вдох;
- петь короткие фразы на одном дыхании;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- петь без сопровождения отдельные попевки и фразы из песен;
- петь легким звуком, без напряжения;
- на звуке ля первой октавы правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса, ясно выговаривая слова песни;
- к концу года спеть выразительно, осмысленно, в спокойном темпе хотя бы фразу с ярко выраженной конкретной тематикой игрового характера.
уметь:
К концу второго года обучения дети должны
знать/понимать:
- жанры вокальной музыки;
- соблюдать певческую установку;
- правильно дышать, делать небольшой спокойный вдох;
- точно повторить заданный звук;
- в подвижных песнях делать быстрый вдох;
- правильно показать самое красивое индивидуальное звучание своего голоса;
- петь чисто и слаженно в унисон;
- петь без сопровождения отдельные попевки и отрывки из песен;
- дать критическую оценку своему исполнению;
- принимать активное участие в творческой жизни вокальной студии.
уметь:
К концу третьего года обучения дети должны
знать/понимать:
- основные типы голосов;
- жанры вокальной музыки;
- типы дыхания;
- поведение певца до выхода на сцену и во время концерта;
- реабилитация при простудных заболеваниях;
- образцы вокальной музыки русских, зарубежных композиторов, народное творчество;
- петь достаточно чистым по качеству звуком, легко, мягко, непринужденно;
- петь на одном дыхании более длинные музыкальные фразы;
- импровизировать и сочинять мелодии на заданные интонации, темы, мелодико-ритмические модели, стихотворные тексты.
уметь:
Формы подведения итогов реализации программы - участие детей в мероприятиях внутри учреждения, концертах, фестивалях и конкурсах разного уровня.
Способы определения предполагаемых результатов | |||||
Название | Сроки | Задачи | Направление | Форма контроля | Форма отчетности |
Начальный | 15 сентября | Выявить начальный уровень ЗУН. | Вводное тестирование | экспертный контроль, анализ, | |
Поурочный | Каждое занятие | Выявить умение правильной посадки, глубокому равномерному дыханию.Выявить детей со слабым развитием слуха и голоса. | Проверка знания текстов песен, точного интонирования мелодии, умения петь ансамблем и сольно. | Наблюдение, прослушивание, экспертный контроль, анализ, консультации | Пение в микрофон группами и сольно. |
Промежуточный | 1 ноября,25 декабря,20 марта,20 мая | Определить уровень звуковысотного развития ребенка. | Проверка выученного материала (знание текстов песен, точное интонирование мелодии, координация между слухом и голосом). | Наблюдение, прослушивание, экспертный контроль, анализ, консультации | Контрольное занятие |
Полугодовой | январьмай | Выявить уровень освоенияУчебного процесса. | Проверка работы с микрофоном, поведения и сценической дисциплины ребят, умение ориентироваться в общем сценарии, самостоятельность, эмоциональная настроенность детей. | Просмотр, экспертный контроль, анализ, консультации | Новогодний праздникОтчетный концерт |
Итоговый | май | Выявить уровень освоения образовательной программы. | Наблюдать за поведением ребят на сцене, следить за ходом сценария и участие ребят в нем (контакт со зрителем, эмоциональное состояние ребенка, самостоятельность, умение находить выход из трудной ситуации) | Просмотр, анализ, мониторинг | Отчетный концерт. |
Учебно-тематический план
№ | Тема программы | Количество часов | |||||
I год обучения | II годобучения | III год обучения | |||||
теория | практика | теория | практика | теория | практика | ||
1 | Знакомство с образовательной программой | 1 | — | 1 | — | 1 | — |
2 | Знакомство с аппаратурой и микрофонами | 1 | 8 | 1 | 10 | 1 | 10 |
3 | Работа над песней, определение характера песни; разучивание мелодии; работа над ритмическим рисунком; разучивание слов постановка концертного номера. | 2 | 80 | 4 | 100 | 2 | 98 |
4 | Воплощение музыкального образа в песне | 2 | 20 | 10 | 50 | 5 | 55 |
5 | Концертная деятельность | — | 10 | — | 20 | — | 20 |
6 | Индивидуальные занятия | 20 | 20 | 10 | 14 | ||
Итого | 144 часа | 216 часов | 216 часов |
Содержание программы
Тема 1. Знакомство с образовательной программой. Музыка в нашей жизни. Роль и место музыкального и вокального искусства. Положительные эмоции как результат воздействия вокала на чувства слушателей и исполнителя. Влияние пения на развитие личности, речи человека. Гортань человека. Способность гортани человека издавать звуки. Четыре режима звуков: шумовой, грудной – натуральный (детский), фальцетный, свистовой или флейтовый.
Регистровый порог. Механизм перевода регистра.
Звуковедение: гласные и согласные. Фонетика речевых гласных, их пение. Речевой диапазон. Требования к пению гласных.
Пение согласных. Знаменитый тезис вокальной педагогики «язык, лежащий лодочкой или ложечкой». Назначение функции расслабления языка. Носовой звук. Переход от носового звука к гласному.
Диагностические занятия – знакомство с детьми, изучение способности к пению. Координационно-тренировочные занятия.
Тема 2. Знакомство с аппаратурой и микрофонами. Виды микрофонов: проводной, радиомикрофон, гарнитура. Колонки. Расположение солиста по отношению к колонкам. Фонограммы: минус, минус-бэк, минус-дабл, караоке, плюсы. Практические занятия: работа с микрофоном.
Тема 3. Работа над песней. Взаимосвязь речи и пения, как проявлений голосовой активности: общее и отличное. Важность умения говорить правильно в жизни человека. Восприятие искусства через интонацию. Влияние эмоционального самочувствия на уровень голосовой активности.
Тембр певческого и речевого голоса. Дикция и механизм ее реализации. Артикуляция как работа органов речи (губ, языка, мягкого нёба, голосовых связок) необходимая для произнесения известного звука речи. Переход от гласной к согласной и наоборот. Механизм перехода от одной гласной к другой. Певческая артикуляция: смешанный тип. Певческий смешанный гласный, имеющий признаки 2-3х. Маскировочная артикуляция. Основные выводы вокальной педагогики о требованиях к пению гласных. Пути развития правильной дикции и грамотной речи. Проблемы речи в современное время. Иноязычные и сленговые слова и выражения. 3 стадии певческого дыхания: вдыхание, задержка набранного воздуха, выдыхание.
Чистая дикция – условие успешного выступления на сцене любого артиста. Методы самостоятельной работы по овладению голосом, речью, дыханием, необходимым для пения и жизни вне музыки. Разучивание песенного материала: определение характера песни; разучивание мелодии; работа над ритмическим рисунком; разучивание слов постановка концертного номера.
Практические занятия: Групповое прослушивание исполнения великих вокалистов и обсуждение манеры и стиля исполнения.
Тема 4. Воплощение музыкального образа в песне. Жесты вокалиста: движение рук, кистей, глаз, тела. Должная (правильная) осанка. Сочетание движений головы, шеи, плеч, корпуса, бедер и ног. Жестикуляция – как качество людей, работающих на сцене. Соответствие жестов и движений тексту песни и музыки. Назначение жестов – дополнительное удовольствие для зрителя. Требования к тренингу жестов. Мимика. Выражение лица, улыбка. Владение собой, устранение волнения на сцене. Песенный образ: своеобразие и неповторимость, манера движения, костюм исполнителя. Роль. «Репетиция вдохновения»: необходимость, суть и назначение. Постановка концертного номера. Подбор костюмов. Движения вокалистов на сцене. Элементы ритмики. Танцевальные движения. Эстетичность и сценическая культура. Движения вокалиста и сценический образ. Пластичность и статичность вокалиста.
Практические занятия:
- просмотр и анализ выступлений вокалистов;
- элементы ритмической гимнастики;
- работа над возможными вариантами движений сценического образа.
Тема 5. Концертная деятельность. Концертная деятельность организована на основе индивидуальных особенностей обучающихся, их потребностей, при сохранении свободы выбора музыкального произведения. В основе репертуара воспитанников план воспитательной работы учреждения, городских мероприятий.
Методическое обеспечение
Методы и формы реализации программы. В качестве главных методов программы: стилевой и системный подход, метод творчества, метод импровизации и сценического движения, здоровье формирующие методики.
Стилевой подход нацелен на постепенное формирование у поющих осознанного стилевого восприятия вокального произведения, понимание стиля и методов исполнения произведений их вокальных характеристик.
Системный поход направлен на достижение целостности и единства всех составляющих компонентов программы – ее тематика, вокальный материал, виды концертной деятельности. Кроме того, системный подход позволяет координировать соотношение частей целого (в данном случае соотношение содержания каждого года обучения с содержанием всей структуры вокальной программы). Использование системного подхода допускает взаимодействие одной системы с другими.
Творческий подход используется в данной программе как важнейший художественно-педагогический метод, определяющий качественно-результативный показатель ее практического воплощения. Творчество уникально, оно присуще каждому ребенку и всегда ново. Это новое проявляет себя во всех формах художественной деятельности вокалистов, в первую очередь, в сольном пении, ансамблевой импровизации. В совместной творческой деятельности преподавателя и членов вокальной студии проявляется неповторимость и оригинальность, индивидуальность, инициативность, особенности мышления и фантазии.
Метод импровизации и сценического движения. Требования времени – умение держаться и двигаться на сцене, умелое исполнение вокального произведения, раскрепощенность перед зрителями и слушателями. Всё это дает обучающимся умело вести себя на сцене, владеть приемами сценической импровизации, двигаться под музыку в ритме исполняемого репертуара. Использование данного метода поднимает исполнительское мастерство на более высокий уровень, ведь приходится следить не только за голосом, но и телом.
Здоровье формирующие методики.
Применение речевых упражнений, по принципу педагогической концепции Карла Орфа способствует формированию хорошей дикции, артикуляции развитию у детей чувство ритма, введению детей в мир динамических оттенков, знакомству с музыкальными формами.
Дыхательная гимнастика А.Н. Стрельниковой, представляет собой применение резкого форсированного вдоха с вовлечением диафрагмы, это комплекс упражнений дыхательной системы, основанный на форсированном вдохе через нос. Одними из достоинств этой методики являются ее доступность и простота.
Этапы работы по слуховому восприятию музыкального произведения:
Рационально применять различные формы организации общеразвивающей деятельности:
Беседа, на которой излагаются теоретические сведения, которые иллюстрируются поэтическими и музыкальными примерами, наглядными пособиями, презентациями, видеоматериалами.
Практические занятия, где дети осваивают музыкальную грамоту, разучивают песни композиторов-классиков, современных композиторов.
Занятие-постановка, репетиция - отрабатываются концертные номера, развиваются актерские способности детей.
Итоговое занятие, завершающее тему – занятие-концерт. Проводится для самих детей, педагогов, гостей, родителей.
Выездное занятие – посещение тематических выставок, концертов, праздников, конкурсов, фестивалей. На этих занятиях обучающиеся выступают в роли зрителей – критиков, где они оценивают и перенимают исполнительский опыт, обогащают собственную музыкальную культуру.
Одним из ведущих приёмов обучения пению детей является демонстрация педагогом академической манеры пения.
Занятие строится по следующей схеме
- настройка певческих голосов: комплекс упражнений для работы над певческим дыханием (2–3 мин);
- дыхательная гимнастика;
- речевые упражнения; распевание; пение вокализов;
- работа над произведением; анализ занятия;
- задание на дом.
Воспитательная работа
Решение воспитательных задач решается через: совместное проведение внеучебных мероприятий, мероприятий на социум, подготовку и участие в конкурсах фестивалях, участие в мероприятиях по заказу социальных партнеров учреждения, Комитета образования, Департамента, городской Администрации.
Материально-техническое обеспечение
- Наличие специального кабинета (кабинет музыки), репетиционного зала (сцена).
- Фортепиано, синтезатор, электроаппаратура, музыкальный центр, компьютер.
- Записи фонограмм в режиме «+» и «-», нотный материал
- Шумовые инструменты (кубики, палочки, самодельные инструменты из бросового материала).
- Записи аудио, видео, формат CD, MP3, записи выступлений, концертов.
Список литературы
- Об образовании в Российской Федерации: федер. закон от 29 декабря 2012 г. №273-ФЗ: ред. от 31.12.2014 / Консультант Плюс: http//www.consultant.ru.
- Концепция развития дополнительного образования детей, от 4 сентября 2014 г. №1726-р/ Консультант Плюс: http//www.consultant.ru.
- Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя - музыканта. [текст]: Владос,2000. – 159 с.
- Сергей Дудниченко «Самые известные целебные дыхательные методики: по Стрельниковой, Фролову, Ниши» [текст] – Москва Эксмо, 2010. – 147 с.
- Менабени А. Методика обучения сольному пению [текст] – 9 изд., стер – СПб.: М. "Просвещение", 2000. 217 с.
4.Бандина А., Попов В. Школа хорового пения [текст]/ А. Бандина, В. Попов – Музыка, 2000. - 150 с.
5.Гонтаренко Н.Б. Сольное пение: секреты вокального мастерства [текст] /Н. Б. Гонтаренко. – 2-е изд., Ростов н/Д: Феникс, 2007. – 246 с.
6.Емельянов Е.В. Развитие голоса. Координация и тренинг [текст] – 5- изд., стер. СПб: «Лань», 2007. – 187 с.
7.Емельянов В. Фонопедический метод обучения пению [текст]– Музыка, 1998. 212 с.
8.Исаева И.О. Эстрадное пение. Экспресс-курс развития вокальных способностей [текст]– М.: АСТ; Астрель, 2007. 243 с.
9.Карателло Дж. Д. Пойте как звезды [текст] – Риггз – СПб.: Питер, 2007. –232 с.
12.Юдина Е. Первые уроки музыки и творчества [текст] – СПб.: М. Аквариум, 2000 г.
Репертуарные сборники
- Антология советской детской песни [текст]/ Сб. 3,4 вып., - Москва, 1989 . – 133 с.
- Гомонова Е. Веселые картинки [текст]/ Репертуарный сборник. - Москва, 2000. – 116 с.
- Дубравин Я. Страна детства [текст]/ Репертуарный сборник. - М: Советский композитор, 1997.- 158 с.
- Крылатов Е. Прекрасное далеко [текст]/ Репертуарный сборник. - М: Советский композитор, 1998.- 158 с.
- Музыка моего народа [текст]/ Репертуарный сборник. - Сыктывкар, 2001. - 81 с.
- Хрестоматия к урокам музыки [текст]/под ред. А. Г. Березиной., М: Просвещение, 2001. – 258 с.
- Е. А. Гомонова. Музыкальный фейерверк [текст]/ Репертуарный сборник, Москва - 2005. – 136 с.
- В. Коровицын. Радуйся солнцу, [текст]/ Репертуарный сборник, М: Академия развития, 2006. – 250 с.
Информационный ресурс
- http://www.vasiliykashevarov.com/?p=859
- http://www.arsvocal.ru/vocal/course.html "Уроки вокального мастерства в видеоформате"
- http://www.neon-studio.ru/course/course.html "Запись вокала и Основы звукозаписи на базе компьютера"
[1] Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 № 273-ФЗ: ред. от 31.12.2014