«Что мы творим»
Сочинение стихов как составляющая творческого развития
детей в музыкальной школе
Из опыта работы
В детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Развитие детского воображения значительно помогает раскрытию возможности детей в будущем. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность. Это помогает им достичь успеха в любом деле. В будущем детям, которые умеют мыслить неординарно, искать решение нестандартными путями, будет проще выбрать профессию и найти в жизни свой путь.
До определенной поры, никто не знает, какой талант, какие именно способности проявятся у ребенка – к музыке ли, к рисованию, к литературе или же к пению. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей.
В целях моей работы с детьми – открытие задатков, способностей у ребёнка и, возможно даже, неожиданно для самого ребёнка и его близкого окружения, а затем развитие творческой личности и формирование у детей художественно-творческой познавательной активности, воображения, через совершенствование форм и методов обучения.
Да, в музыкальных школах учат музыке, но как близки сферы чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной и музыкальной культуре, литературе? Постижение мира искусств способствует гармоничному развитию личности и достигается оно лучше через цельность «звука» и «слова».
Когда родители в раннем возрасте читают ребёнку книжки, они открывают малышу красоту и мелодику родной речи, прививают любовь к слову, любовь к своему родному языку. Если ребенок от рождения обладает соответствующим восприятием, то эти «зерна» упражнений по стихосложению попадут в благодатную почву, возможно, дав нам в будущем еще одного великого поэта, а если нет, то навыки стихотворной ритмики и наличие хорошего литературного вкуса помогут ребенку не только в его образовании, но и расширят его кругозор и мироощущение. Нам остается лишь только развивать этот дар природы.
Я много наблюдала за своими учениками и поняла, что многие дети имеют эту удивительную способность и готовы сочинять стихи. Начиналось всё с простого – я знакомила детей 1 класса с нотной грамотой в стихах Н.Кончаловской. Простота и доступность рифмы позволяла детям легко запоминать правила. Затем я начала предлагать им самим попробовать придумать свои рифмы, дети откликнулись, и начало нашей совместной большой работе было положено.
Одно из первых сочинений:
Скрипичный ключ
Скрипичный ключ пошёл гулять,
Попал он в нотную тетрадь.
«Меня зовут Скрипичный ключ,
На каждой строчке я верчусь.
Я - нужный знак
И без меня
Мелодия придумана не будет никогда!»
До, ре, ми, фа, соль, ля, си-
Дружно сели на такси,
А такси - нотный стан.
Ну-ка, спой-ка гамму нам.
Гамму спели мы сейчас,
А теперь споём романс.
До, ми, ми, фа, соль, ля, ля-
Очень дружная семья!
Таня Г.
Конечно, не все проявляют интерес и не у всех, кто пробует себя, сразу получается, но важен и процесс. Дети в процессе творческой деятельности получают возможность выразить свою индивидуальность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения. А какими необычными и образными могут быть стихи, написанные ребенком!
Песня
Если б я сказала «мама»-
То запел бы соловей,
Если б я сказала «папа»-
Зачирикал воробей,
Если я скажу «все вместе»-
Заиграл оркестр песню.
Настя Т.
Первые свои стихосложения они приносят очень несмело и с вопросом: «Как вы думаете, это хорошо?» Я прочитываю сама и, если есть хоть какое-то «зёрнышко» рифмы и смысл, стараюсь сразу поддержать юного поэта и прошу разрешения прочесть вслух ребятам эти стихи. Лишь получив согласие, бывает по-ходу чуть корректируя рифму (тихо заручившись согласием автора), читаю детям новое творение. Обычно это вызывает у слушающих детей большое уважение, поддержку и, в то же время служит подстёгивающим фактором в желании попоробовать и самому так же. «Вы все так можете!» - говорю им я и те, кто смелее и кто имеет в себе необходимость проявления собственной нестандартности, те пробуют себя и удивляют каждый раз и меня, и окружающих детей и взрослых.
Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок, потому что это для него такая же интересная игра, как и сотни других. Рифмованные словосочетания услаждают слух ребенка и вызывают в его воображении яркие, красочные образы. Учат быстро, и смело мыслить, находить верные образные выражения и расширяют его кругозор. Цель при этом – неполучение шедевров от ребёнка, а его развитие.
Терпеливо, год за годом, мы с детьми продолжали работу. Я предлагала им разные темы – «Юбилей любимой Яшалты», «Праздник родной Калмыкии», «Год сайгака», «Год Учителя», «Юбилей Великой Победы» и др. Дети откликались и творили…
Очень приятно было видеть не только проявление их способностей, поддержку семьи, и даже семейное творчество – великая объединяющая сила совместной творческой работы.
Конечно, им очень нравилось участие в этом деле ещё и тем, что я объявляла конкурс, а это подразумевает и награду победителям!
В 2011 году, к «50-летию нашей музыкальной школы» был напечатан 1-й сборник стихов юных поэтов с многозначительным названием «Что мы натворили!». В него вошли первые 36 стихотворений 20 учащихся. Конечно, в нем можно было отметить более активных дарований –Эллину Ш., Марзию С., Дарью К., Елену Б..
В окончании я написала:
«Творчество наших юных поэтов радует нас.
Поэтический мир детей тот же, что и у взрослых,
но как свеж, как необычен их взгляд на этот мир,
их чувства поражают искренностью, а слова – простотой.»
Дети были очень горды тем, что их стихи напечатаны в книжке. Все с заметным удовольствием читали их творения.
Но, время идет, дети развиваются, приходят другие ученики, и мы продолжаем совместное творчество. Всё продолжается так же – одни делают только первые пробные шаги…
Первые стихи
Тот, кто ленится – лежит,
Тот, кто учится – спешит,
Тот, кто ленится, спешит
Телевизор подключить,
Тот, кто учится, спешит
В институт поступить.
Кто здесь учится достойно?
Это – я, я, я.
Кто сидит в руках с планшетом?
Это Лень моя!
Фёдор К.
А другие мечтают о собственных сборниках стихов…
Стихосложение — довольно специфическая область творчества, которая привлекает очень определенных людей, имеющих свое, особое представление о мире. Некоторые дети начинают писать стихи, чтобы выделиться из толпы окружающих. Дети, которым не хватает тепла со стороны близких и у которых есть проблемы с заведением дружеских связей, нередко начинают сочинять стихотворения, чтобы почувствовать себя кем-то более значимым. Стихосложение может стать формой своеобразной психотерапии. С помощью стихов можно выразить свои чувства, эмоции, переживания.
У детей, проявляющих большую активность в сочинительстве, складывается свой стиль, отличающий их от других.
Правильность в стихах Ангелины К.:
Прекрасное учение
Музыкальная школа – хорошая вещь –
Это образование, это – великая честь!
Быть музыкантом, поверьте, не просто талант,
Это старание всех: и твоё, и ребят,
Чтобы всё знать и не забывать,
Нужно учить, а не просто читать.
Нужно специальность дома играть
И про сольфеджио не забывать.
Нужно муз. литературу любить,
Чтобы учителей не подводить.
А уж про хор я промолчу:
Партию просто сейчас я учу…
Музыкальная школа – прекрасная вещь,
А вот лень у каждого есть.
Буду учиться, буду учить,
Чтобы экзамены сдать,
Аттестат получить!
Душевность в творениях Софии Д.:
Весна с любовью
Цветы цветут
И соловьи поют,
А ручейки давно
Во всю уж блещут.
Вот посмотрю в окно,
И сразу вижу,
Как голубок с голубкою
Трепещут…
А как посмотришь
На любви картину,
Так сразу видишь
Тот же самый факт –
Вот как идут
Мальчишечка с девчонкой,
Бабуськи, если рядом тут сидят,
То начинают
Разговор тихонько:
«Была такой я в детстве,
Как она…»
Ведь к нам любовь опять
С весной пришла…
Философская нотка в работах Анастасии П.:
***
Надо мною ангел кружит.
Но какой? Не разберу:
Светлый – светлый или чёрный?
Кто ведёт судьбу мою?
Или два их? Как тогда же
Мне вести себя? Чему
Мне по – жизни отдаваться –
Солнцу в небе иль дождю?
Надо мною ангел кружит,
Но какой же, не понять!
Не дано мне, видно, в жизни
Решение одно принять…
Душа не даёт покоя! Чувства требуют выхода! Для людей творческих это счастливые мгновения. Строки так и льются на бумагу. Людям, не искушённым в стихосложении, это даётся сложнее. Слова на ум приходят не те, чувства вскоре теряются, а результат труда порой кому-то кажется смешным. Написание стихов – это навык, который можно и нужно развивать. Достичь мастерства или нет – это выбор человека.
А мы в этом году напечатали наш следующий сборник стихов «Что мы натворили! 2». И в этом сборнике уже 61 работа ещё 15 учеников!
Самым старательным и активным поэтам я напечатала каждой собственный «1 томик стихов» и вручила при всей школе на Концерте. С каким удивлением и трепетом они принимали их в руки, потом фотографировались с ними с гордостью! Их получили Элина Ш., София Д., Ангелина К. и Анастасия П.
С огромным интересом просят взять почитать эти стихи и взрослые, и дети и начинают приносить свои новые творения, вдохновленные прочитанным…
Под впечатлением…
Один живёт на свете кот,
Не знает он себе забот,
Разгуливая вдоль и поперёк,
У бабушки клубочек уволок.
Играл полмесяца кот с ним, и вдруг,
Откуда – то раздался звук!
И понял серый кот, что из клубка
Не просто звук услышал, – это Музыка!
От неожиданности сам оторопев,
Услышал он знакомый всем напев –
Романс кошачьи уши поразил,
И кот немножечко «затормозил»…
Не сразу понял наш котейка,
Что не стоит в клубке том батарейка.
По комнате гонял клубок весь день,
Ведь любопытство тут важней, чем лень.
И с выраженьем морды: «Ничего мне не понятно!»
Принёс наш кот клубок обратно.
С повинной бабушке клубок отдал,
А ту загадку, всё ж, не разгадал.
Кота погладит бабушка украдкой:
«Ну что, шалун, не справился с загадкой?»
Тебе открою я секрет –
В клубке оркестра точно нет.
Ведь бабушкин любой клубочек,
Как волшебства кусочек,
Содержит музыки чудесной звуки.
Прислушайся, когда возьмёшь клубочек в руки!
Дарья К.
И продолжение следует…
Дети взрослеют, продолжают своё творчество.
Приходят новые ученики и, заражаясь интересом стихосложения, открывают свои творческие возможности, продолжают пополнять нашу общую поэтическую копилку.
Удачи всем в творчестве!
Для того чтобы способности развивались, необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата.
Мир многообразен и неограничен и главное здесь - найти свое я. Музыкальное развитие ребенка помогает постичь искусство во всем его многообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству.