Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96482

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

"Что мы творим"

Дата публикации:

Автор:
преподаватель , МБУ ДО "Яшалтинская детская музыкальная школа", республика Калмыкия

Цель: Формирование у детей художественно-творческой познавательной активности.

Задачи: Развитие детского воображения, раскрытие возможностей ребёнка.

«Что мы творим»

Сочинение стихов как составляющая творческого развития

детей в музыкальной школе

Из опыта работы

В детском возрасте очень большую роль играет фантазия и воображение ребенка. Развитие детского воображения значительно помогает раскрытию возможности детей в будущем. Воображение и фантазия помогают людям и в отношениях, и в работе, но что самое главное – творческие люди умеют выражать свою индивидуальность. Это помогает им достичь успеха в любом деле. В будущем детям, которые умеют мыслить неординарно, искать решение нестандартными путями, будет проще выбрать профессию и найти в жизни свой путь.

До определенной поры, никто не знает, какой талант, какие именно способности проявятся у ребенка – к музыке ли, к рисованию, к литературе или же к пению. Творчество начинается с желания что-либо создать своими руками. Творение, создание - это выход из обыденного течения жизни, открытие в себе новых возможностей.

В целях моей работы с детьми – открытие задатков, способностей у ребёнка и, возможно даже, неожиданно для самого ребёнка и его близкого окружения, а затем развитие творческой личности и формирование у детей художественно-творческой познавательной активности, воображения, через совершенствование форм и методов обучения.

Да, в музыкальных школах учат музыке, но как близки сферы чувственно-эмоционального отношения к действительности, художественной и музыкальной культуре, литературе? Постижение мира искусств способствует гармоничному развитию личности и достигается оно лучше через цельность «звука» и «слова».

Когда родители в раннем возрасте читают ребёнку книжки, они открывают малышу красоту и мелодику родной речи, прививают любовь к слову, любовь к своему родному языку. Если ребенок от рождения обладает соответствующим восприятием, то эти «зерна» упражнений по стихосложению попадут в благодатную почву, возможно, дав нам в будущем еще одного великого поэта, а если нет, то навыки стихотворной ритмики и наличие хорошего литературного вкуса помогут ребенку не только в его образовании, но и расширят его кругозор и мироощущение. Нам остается лишь только развивать этот дар природы.

Я много наблюдала за своими учениками и поняла, что многие дети имеют эту удивительную способность и готовы сочинять стихи. Начиналось всё с простого – я знакомила детей 1 класса с нотной грамотой в стихах Н.Кончаловской. Простота и доступность рифмы позволяла детям легко запоминать правила. Затем я начала предлагать им самим попробовать придумать свои рифмы, дети откликнулись, и начало нашей совместной большой работе было положено.

Одно из первых сочинений:

Скрипичный ключ

Скрипичный ключ пошёл гулять,

Попал он в нотную тетрадь.

«Меня зовут Скрипичный ключ,

На каждой строчке я верчусь.

Я - нужный знак

И без меня

Мелодия придумана не будет никогда!»

До, ре, ми, фа, соль, ля, си-

Дружно сели на такси,

А такси - нотный стан.

Ну-ка, спой-ка гамму нам.

Гамму спели мы сейчас,

А теперь споём романс.

До, ми, ми, фа, соль, ля, ля-

Очень дружная семья!

Таня Г.

Конечно, не все проявляют интерес и не у всех, кто пробует себя, сразу получается, но важен и процесс. Дети в процессе творческой деятельности получают возможность выразить свою индивидуальность, свой удивительный внутренний мир, а самое главное они получают огромное удовольствие от самого процесса творчества, от радости создания собственного стихотворения. А какими необычными и образными могут быть стихи, написанные ребенком!

Песня

Если б я сказала «мама»-

То запел бы соловей,

Если б я сказала «папа»-

Зачирикал воробей,

Если я скажу «все вместе»-

Заиграл оркестр песню.

Настя Т.

Первые свои стихосложения они приносят очень несмело и с вопросом: «Как вы думаете, это хорошо?» Я прочитываю сама и, если есть хоть какое-то «зёрнышко» рифмы и смысл, стараюсь сразу поддержать юного поэта и прошу разрешения прочесть вслух ребятам эти стихи. Лишь получив согласие, бывает по-ходу чуть корректируя рифму (тихо заручившись согласием автора), читаю детям новое творение. Обычно это вызывает у слушающих детей большое уважение, поддержку и, в то же время служит подстёгивающим фактором в желании попоробовать и самому так же. «Вы все так можете!» - говорю им я и те, кто смелее и кто имеет в себе необходимость проявления собственной нестандартности, те пробуют себя и удивляют каждый раз и меня, и окружающих детей и взрослых.

Сочинять рифмы, когда приходит время, старается каждый ребенок, потому что это для него такая же интересная игра, как и сотни других. Рифмованные словосочетания услаждают слух ребенка и вызывают в его воображении яркие, красочные образы. Учат быстро, и смело мыслить, находить верные образные выражения и расширяют его кругозор. Цель при этом – неполучение шедевров от ребёнка, а его развитие.

Терпеливо, год за годом, мы с детьми продолжали работу. Я предлагала им разные темы – «Юбилей любимой Яшалты», «Праздник родной Калмыкии», «Год сайгака», «Год Учителя», «Юбилей Великой Победы» и др. Дети откликались и творили…

Очень приятно было видеть не только проявление их способностей, поддержку семьи, и даже семейное творчество – великая объединяющая сила совместной творческой работы.

Конечно, им очень нравилось участие в этом деле ещё и тем, что я объявляла конкурс, а это подразумевает и награду победителям!

В 2011 году, к «50-летию нашей музыкальной школы» был напечатан 1-й сборник стихов юных поэтов с многозначительным названием «Что мы натворили!». В него вошли первые 36 стихотворений 20 учащихся. Конечно, в нем можно было отметить более активных дарований –Эллину Ш., Марзию С., Дарью К., Елену Б..

В окончании я написала:

«Творчество наших юных поэтов радует нас.

Поэтический мир детей тот же, что и у взрослых,

но как свеж, как необычен их взгляд на этот мир,

их чувства поражают искренностью, а слова – простотой.»

Дети были очень горды тем, что их стихи напечатаны в книжке. Все с заметным удовольствием читали их творения.

Но, время идет, дети развиваются, приходят другие ученики, и мы продолжаем совместное творчество. Всё продолжается так же – одни делают только первые пробные шаги…

Первые стихи

Тот, кто ленится – лежит,

Тот, кто учится – спешит,

Тот, кто ленится, спешит

Телевизор подключить,

Тот, кто учится, спешит

В институт поступить.

Кто здесь учится достойно?

Это – я, я, я.

Кто сидит в руках с планшетом?

Это Лень моя!

Фёдор К.

А другие мечтают о собственных сборниках стихов…

Стихосложение — довольно специфическая область творчества, которая привлекает очень определенных людей, имеющих свое, особое представление о мире. Некоторые дети начинают писать стихи, чтобы выделиться из толпы окружающих. Дети, которым не хватает тепла со стороны близких и у которых есть проблемы с заведением дружеских связей, нередко начинают сочинять стихотворения, чтобы почувствовать себя кем-то более значимым. Стихосложение может стать формой своеобразной психотерапии. С помощью стихов можно выразить свои чувства, эмоции, переживания.

У детей, проявляющих большую активность в сочинительстве, складывается свой стиль, отличающий их от других.

Правильность в стихах Ангелины К.:

Прекрасное учение

Музыкальная школа – хорошая вещь –

Это образование, это – великая честь!

Быть музыкантом, поверьте, не просто талант,

Это старание всех: и твоё, и ребят,

Чтобы всё знать и не забывать,

Нужно учить, а не просто читать.

Нужно специальность дома играть

И про сольфеджио не забывать.

Нужно муз. литературу любить,

Чтобы учителей не подводить.

А уж про хор я промолчу:

Партию просто сейчас я учу…

Музыкальная школа – прекрасная вещь,

А вот лень у каждого есть.

Буду учиться, буду учить,

Чтобы экзамены сдать,

Аттестат получить!

Душевность в творениях Софии Д.:

Весна с любовью

Цветы цветут

И соловьи поют,

А ручейки давно

Во всю уж блещут.

Вот посмотрю в окно,

И сразу вижу,

Как голубок с голубкою

Трепещут…

А как посмотришь

На любви картину,

Так сразу видишь

Тот же самый факт –

Вот как идут

Мальчишечка с девчонкой,

Бабуськи, если рядом тут сидят,

То начинают

Разговор тихонько:

«Была такой я в детстве,

Как она…»

Ведь к нам любовь опять

С весной пришла…

Философская нотка в работах Анастасии П.:

***

Надо мною ангел кружит.

Но какой? Не разберу:

Светлый – светлый или чёрный?

Кто ведёт судьбу мою?

Или два их? Как тогда же

Мне вести себя? Чему

Мне по – жизни отдаваться –

Солнцу в небе иль дождю?

Надо мною ангел кружит,

Но какой же, не понять!

Не дано мне, видно, в жизни

Решение одно принять…

Душа не даёт покоя! Чувства требуют выхода! Для людей творческих это счастливые мгновения. Строки так и льются на бумагу. Людям, не искушённым в стихосложении, это даётся сложнее. Слова на ум приходят не те, чувства вскоре теряются, а результат труда порой кому-то кажется смешным. Написание стихов – это навык, который можно и нужно развивать. Достичь мастерства или нет – это выбор человека.

А мы в этом году напечатали наш следующий сборник стихов «Что мы натворили! 2». И в этом сборнике уже 61 работа ещё 15 учеников!

Самым старательным и активным поэтам я напечатала каждой собственный «1 томик стихов» и вручила при всей школе на Концерте. С каким удивлением и трепетом они принимали их в руки, потом фотографировались с ними с гордостью! Их получили Элина Ш., София Д., Ангелина К. и Анастасия П.

С огромным интересом просят взять почитать эти стихи и взрослые, и дети и начинают приносить свои новые творения, вдохновленные прочитанным…

Под впечатлением

Один живёт на свете кот,

Не знает он себе забот,

Разгуливая вдоль и поперёк,

У бабушки клубочек уволок.

Играл полмесяца кот с ним, и вдруг,

Откуда – то раздался звук!

И понял серый кот, что из клубка

Не просто звук услышал, – это Музыка!

От неожиданности сам оторопев,

Услышал он знакомый всем напев –

Романс кошачьи уши поразил,

И кот немножечко «затормозил»…

Не сразу понял наш котейка,

Что не стоит в клубке том батарейка.

По комнате гонял клубок весь день,

Ведь любопытство тут важней, чем лень.

И с выраженьем морды: «Ничего мне не понятно!»

Принёс наш кот клубок обратно.

С повинной бабушке клубок отдал,

А ту загадку, всё ж, не разгадал.

Кота погладит бабушка украдкой:

«Ну что, шалун, не справился с загадкой?»

Тебе открою я секрет –

В клубке оркестра точно нет.

Ведь бабушкин любой клубочек,

Как волшебства кусочек,

Содержит музыки чудесной звуки.

Прислушайся, когда возьмёшь клубочек в руки!

Дарья К.

И продолжение следует…

Дети взрослеют, продолжают своё творчество.

Приходят новые ученики и, заражаясь интересом стихосложения, открывают свои творческие возможности, продолжают пополнять нашу общую поэтическую копилку.

Удачи всем в творчестве!

Для того чтобы способности развивались, необходимо в качестве обязательного, непременного условия - удовольствие от деятельности, ярко выраженные положительные эмоции. Необходимо, чтобы ребенок получал радость от самого процесса, а не только от его результата.

Мир многообразен и неограничен и главное здесь - найти свое я. Музыкальное развитие ребенка помогает постичь искусство во всем его многообразии, создать осмысленный образ реальности и дать ключ к духовному совершенству.

Наши новости:

Разместить свою публикацию