Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96469

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Программа по учебному предмету "Беседы об искусстве" ДПОП в области архитектурного искусства "Архитектура"

Дата публикации:

Автор:
пареподаватель, Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования "Детская школа искусств" города Сарова, город Саров , Нижегородская область

Цель: - выявление одаренных детей в области архитектурного искусства в раннем детском возрасте; - создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей; - овладение детьми духовными и культурными ценностями - приобретение детьми теоретических знаний в сфере искусств на основе восприятия произведений искусств, формирования представлений о специфических средствах художественной выразительности и языках различных видов искусств.

Задачи: - Познакомить учащихся со всеми видами искусства - познакомить учащихся со стилями живописи - формировать у детей и подростков устойчивый интерес к культуре и искусству, сформировать комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства - развивать личные и творческие способности детей - способствовать формированию у детей духовно-нравственной позиции. - сформировать следующие умения и навыки: • Различать все виды искусства • Знать жанры изобразительного искусства • Знать основные материалы для создания произведений в изобразительном искусстве • Знать основные стили в архитектуре • Ориентироваться в культурном пространстве • Адекватно воспринимать содержание того или иного произведение искусства

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ДЕТСКАЯ ШКОЛА ИСКУССТВ» ГОРОДА САРОВА

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ПРЕДПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

В ОБЛАСТИ АРХИТЕКТУРНОГО ИСКУССТВА

"АРХИТЕКТУРА"

Предметная область

ПО.01. Архитектурно-художественное творчество:

ПРОГРАММА

по учебному предмету

ПО.01.УП.01.

БЕСЕДЫ ОБ ИСКУССТВЕ

Саров 2014

Разработчик:

И.О. Гришина, преподаватель высшей категории МБУДО ДШИ

Рецензенты:

Урм Е.В. - член СХР, преподаватель высшей квалификационной категории

Еремина Ю.С. – преподаватель архитектурно-художественного отделения

Структура программы учебного предмета

I. Пояснительная записка

- Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе;

- Срок реализации учебного предмета;

- Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного

учреждения на реализацию учебного предмета;

- Форма проведения учебных аудиторных занятий;

- Цель и задачи учебного предмета;

- Обоснование структуры программы учебного предмета;

- Описание материально-технических условий реализации учебного предмета;

II. Содержание учебного предмета

- Учебно-тематический план;

- Распределение учебного материала по годам обучения;

- Формы работы на уроках;

III. Требования к уровню подготовки обучающихся

IV. Формы и методы контроля, система оценок

- Аттестация: цели, виды, форма, содержание;

- Критерии оценки;

- Контрольные требования на разных этапах обучения;

V. Методическое обеспечение учебного процесса

- Методические рекомендации педагогическим работникам по основным формам работы;

- Рекомендации по организации самостоятельной работы обучающихся;

VI. Список рекомендуемой учебно-методической литературы

- Учебная литература,

- Учебно-методическая литература;

- Методическая литература.

Пояснительная записка

Характеристика учебного предмета, его место и роль в образовательном процессе.

Программа по учебному предмету «Беседы об искусстве» разработана в соответствии с федеральными государственными требованиями (далее ФГТ) к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области архитектурного искусства.

Учебный предмет «Беседы об искусстве» относится к обязательной части предпрофессиональной программы «Архитектура». Целевая направленность учебного предмета «Беседы об искусстве»- введение учеников в мир культуры и искусства, формирование первоначальных знаний об искусстве как явлении культуры.

Первоначальные знания об искусстве, его видов и жанров дает ребенку возможность приобщиться к искусству и деятельности в сфере искусства, получить первые знания об особенностях языка различных видов искусства, получить первые навыки анализа произведений культуры, способствуя выявлению творческого потенциала самого учащегося.

Срок реализации учебного предмета. Возраст обучающихся.

Срок освоения программы "Архитектура" для детей, поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 5 лет.

Срок освоение программы «Архитектура» по предмету «Беседы об искусстве», поступивших в образовательную организацию в первый класс в возрасте с десяти до двенадцати лет, составляет 1 год.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом образовательного учреждения на реализацию учебного предмета.

Объем учебного времени, предусмотренный учебным планом и ФГТ, составляет 66 часов максимальной учебной нагрузки, из них 33 часов -аудиторная нагрузка, 33- самостоятельная работа.

Вид учебной работы, аттестации, учебной нагрузки

Затраты учебного времени,

график промежуточной аттестации

Всего часов

Классы

1

Полугодия

1

2

Аудиторные занятия (в часах)

16

17

33

Самостоятельная работа (в часах)

16

17

33

Максимальная учебная нагрузка

(в часах)

32

34

66

Вид промежуточной аттестации

З.

З. – зачет

Форма проведения учебных аудиторных занятий

Учебный предмет «Беседы об искусстве» может проходить в форме групповых занятий (от 11 человек). При пятилетнем сроке обучения – по одному часу в неделю в первом классе.

Цели и задачи учебного предмета.

Цели:

- выявление одаренных детей в области архитектурного искусства в раннем детском возрасте;

- создание условий для художественного образования, эстетического воспитания, духовно-нравственного развития детей;

- овладение детьми духовными и культурными ценностями

- приобретение детьми теоретических знаний в сфере искусств на основе восприятия произведений искусств, формирования представлений о специфических средствах художественной выразительности и языках различных видов искусств.

Задачи:

- Познакомить учащихся со всеми видами искусства

- познакомить учащихся со стилями живописи

- формировать у детей и подростков устойчивый интерес к культуре и искусству, сформировать комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства

- развивать личные и творческие способности детей

- способствовать формированию у детей духовно-нравственной позиции.

- сформировать следующие умения и навыки:

  • Различать все виды искусства
  • Знать жанры изобразительного искусства
  • Знать основные материалы для создания произведений в изобразительном искусстве
  • Знать основные стили в архитектуре
  • Ориентироваться в культурном пространстве
  • Адекватно воспринимать содержание того или иного произведение искусства

Учебный предмет «Беседы об искусстве» связан с другими предметами программы «Архитектура» («Архитектурно-художественное проектирование», «Изобразительная грамотность», «Художественные материалы и технологии», «Объемно-пространственная композиция»).

Важной задачей совокупности всех предметов является принципиальная нацеленность занятий на рост теоритических знаний учащихся, в основе которых лежит умение различать жанры, виды и направления искусств в их взаимопроникновении.

Навыки, полученные во время обучения другим предметам архитектурного направления, могут реализовываться в конкретной творческой работе в виде анализа произведений искусства, умение опознавать различные направления и жанры искусств.

Обоснование структуры программы учебного предмета

Обоснованием структуры программы является ФГТ, отражающие все аспекты работы преподавателя с учеником.

Программа содержит следующие разделы:

-сведения о затратах учебного времени, предусмотренного на освоение учебного предмета;

-распределение учебного материала по времени обучения;

-описание дидактических единиц учебного предмета;

-требования к уровню подготовки обучающихся;

-методическое обеспечение учебного процесса;

-форма и методы контроля, система оценок.

В соответствии с данными направлениями строится основной раздел программы «Содержание учебного предмета».

Методы обучения

Для достижений поставленной цели и реализации задач предмета используются следующие методы обучения:

- словесный (рассказ, беседа, объяснение);

-наглядный (демонстрация, наблюдение);

-практический (творческие упражнения).

Описание материально-технических условий реализации программы учебного предмета

Средства необходимые для реализации программы

Дидактические:

-наглядные и учебно-методические пособия;

-методические рекомендации;

-наличие литературы для детей и преподавателя.

Материально-технические:

-учебная аудитория, отвечающая требованиям санитарным нормам и правилам;

-учебная мебель;

-проектор и киноэкран;

-компьютер, оснащенный колонками;

-видеотека;

-материальная база для создания слайдов, презентаций, видеороликов;

-использование сети Интернет;

-школьная библиотека.

II Содержание учебного предмета.

Учебно-тематический план

1 класс,1 год обучения. Срок обучения 5 лет.

Наименование раздела, темы

Вид учебного занятия

Общий объем времени

(в часах)

Максимальная учебная нагрузка

Самостоятельная работа

Аудиторные занятия

1

Виды искусства(пространственные и пластические, временные и динамические, пространственно-временные)

Лекция беседа

2

1

1

2

Музыка, как вид временного и динамического искусства

Лекция беседа

2

1

1

3

Литература, как вид временного и динамического искусства

Лекция беседа

2

1

1

4

Балет, как вид пространственно-временного искусства

Лекция беседа

2

1

1

5

Театр, как вид пространственно-временного искусства

2

1

1

6

Киноискусство, как вид пространственно-временного искусства

2

1

1

7

Пространственные и пластические виды искусства

2

1

1

8

Изобразительное искусство. Живопись

2

1

1

9

Изобразительное искусство. Графика

2

1

1

10

Изобразительное искусство. Скульптура

2

1

1

11

Декоративно-прикладное искусство.

2

1

1

12

Хохлома

2

1

1

13

Городец

2

1

1

14

Полхов-Майдан

2

1

1

15

Гжель

2

1

1

16

Мезенская роспись

2

1

1

17

Дымково

2

1

1

18

Филимоново

2

1

1

19

Вологодское кружево

2

1

1

20

Палех

2

1

1

21

Мстера

2

1

1

22

Архитектура как вид пространственного и пластического искусства

2

1

1

23

Фотография

2

1

1

24

Дизайн

2

1

1

25

Стили живописи. Ренессанс

2

1

1

26

Стили живописи. Барокко

2

1

1

27

Стили живописи. Классицизм

2

1

1

28

Стили живописи.Романтизм

2

1

29

Стили живописи. Реализм

2

1

1

30

Стили живописи. Импрессионизм

2

1

1

31

Стили живописи.Символизм

2

1

1

32

Стили живописи. Модерн

2

1

1

33

Стили живописи. Авангард

2

1

1

66

33

33

Краткое содержание разделов и тем

Виды искусства

  • пространственные и пластические
  • временные и динамические
  • пространственно-временные
  • роды и виды ( театральная (опера, и т. п.), симфоническая, камерная и др.);
  • жанры (песня, хорал, танец, марш, симфония, сюита, соната и др.)
  • Виды (художественная, учебная, историческая, научная, справочная)
  • Жанры ( лирика, драма, эпос, эпопея, новелла, повесть, рассказ, роман, баллада, поэма)
  • Что такое танец?
  • Классический танец
  • Народный танец
  • Историко-бытовой танец
  • Современный танец
  • Драматургия – основа театра
  • Жанры театральных постановок (драма,трагедия,комедия,мюзикл и др.)
  • Научно-документальное
  • Художественное
  • Жанры кино(драма,трагедия,комедия,фантастика, историческое и др.)
  • Изобразительное искусство
  • Декоративно-прикладное искусство
  • Архитектура
  • Фотография
  • Дизайн
  • Монументальная и станковая
  • Жанры живописи (портрет, пейзаж, натюрморт, исторический жанр, бытовой жанр, иконопись, анимализм)
  • Рисунок (простой карандаш, уголь, сангина, пастель, акварель, тушь)
  • Печатные произведения (гравюра, литография, монотипия и др)
  • Объемная
  • Рельеф (горельеф, барельеф, контррельеф)
  • Виды скульптуры (монументальная, декоративная, станковая)
  • Материалы для создания предметов ДПИ (металл, дерево, глина, камень, кость)
  • Технические и художественные приемы изготовления изделий: резьба, вышивка, роспись, чеканка, кружевоплетение, - народная керамика и др.
  • Сказка и легенда о Хохломе
  • История хохломской росписи
  • Цвета хохломы
  • Рисунок хохломы
  • Хохломской орнамент
  • Процесс производства
  • Изделия Хохломы
  • История городецкой росписи
  • Традиции Городца
  • Городецкий орнамент
  • Техника исполнение Городецкого орнамента
  • Техника изображения птиц
  • История росписи
  • Техника исполнения орнамента
  • Изделия Полхов-майдана
  • История промысла
  • Технология производства керамики
  • Отличительные особенности гжельской росписи
  • история возникновения росписи;
  • семантика знаков росписи;
  • узоры в прямой клетке;
  • ленточный орнамент;
  • узоры в косой клетке;
  • цветы и деревья;
  • уточки и лебеди;
  • олени и кони.
  • История возникновения росписи
  • Технология производства игрушки
  • Основные узоры и изделия
  • История возникновения росписи
  • Технология производства игрушки
  • Основные узоры и изделия
  • История города Вологды
  • Материалы и инструменты для создания кружев
  • Элементы кружев
  • Цветовая палитра
  • Кружевные изделия
  • История возникновения росписи
  • Основные особенности росписи
  • Современная роспись
  • Поселок Мстера
  • История создания лаковой миниатюры
  • Цветовая гамма миниатюры
  • Особенности сюжета
  • История возникновения Ренессанса
  • Мастера Ренессанса
  • История возникновения Барокко
  • Мастера Барокко
  • История возникновения Классицизма
  • Мастера Классицизма
  • История возникновения Романтизма
  • Мастера Романтизма
  • История возникновения Реализма
  • Мастера Реализма
  • История возникновения Импрессионизма
  • Мастера Импрессионизма
  • История возникновения Символизма
  • Мастера Символизма
  • История возникновения Модерна
  • Мастера Модерна
  • История возникновения Авангарда
  • Мастера Авангарда

Музыка, как вид временного и динамического искусства

Литература, как вид временного и динамического искусства

Балет, как вид пространственно-временного искусства

Театр, как вид пространственно-временного искусства

Киноискусство, как вид пространственно-временного искусства

Пространственные и пластические виды искусства

Изобразительное искусство

Живопись

Графика

Скульптура

Декоративно-прикладное искусство.

Хохлома

Городец

Полхов-Майдан

Гжель

Мезенская роспись

Дымково

Филимоново

Вологодское кружево

Палех

Мстера

Стили живописи. Ренессанс

Стили живописи. Барокко

Стили живописи. Классицизм

Стили живописи. Романтизм

Стили живописи. Реализм

Стили живописи. Импрессионизм

Стили живописи. Символизм

Стили живописи. Модерн

Стили живописи. Авангард

Требования к уровню подготовки обучающихся

Уровень подготовки обучающихся является результатом освоения программы учебного предмета «Беседы об искусстве», который предпологает формирования следующих знаний, умений, навыков, таких как :

-первичные знания об особенностях выразительных средств в области изобразительного искусства;

-знание произведений изобразительного искусства;

-навыки эмоционально-образного восприятия произведения искусства;

- сформированный комплекс первоначальных знаний об искусстве, его видах и жанрах, направленный на формирование эстетических взглядов, художественного вкуса, пробуждение интереса к искусству и деятельности в сфере искусства.

Формы и методы контроля, система оценок

Структура данного раздела:

  • Аттестация: цели, виды, форма, содержание.
  • Критерии оценки.
  • Контрольные требования к зачету

Аттестация: цели, виды, форма, содержание.

В качестве средств контроля успеваемости устные опросы, тестирования и практическая работа. Текущий контроль успеваемости обучающихся проводится в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет.

Контрольные уроки и зачеты в рамках промежуточной аттестации проводятся в конце каждого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет «Беседы об искусстве».

По окончании полугодий учебного года выставляются оценки, соответствующие целям и задачам программы «Беседы об искусстве» и ее учебному плану.

Завершает учебный план зачет.

Критерии оценки.

Качество подготовки учащихся оценивается по пятибалльной шкале:

Оценка «5» («отлично») – интерес к предмету, грамотные ответы на заданные вопросы, глубокое знание теории, умение анализировать произведения искусства.

«4»(«хорошо») – грамотные ответы на заданные вопросы, но с небольшими недочетами, регулярное выполнение домашнего задания, интерес к предмету.

«3»(«удовлетворительно») – слабая теоретическая подготовка, присутствие лишь нескольких элементов освоенного материала, безынициативность.

«2»(«неудовлетворительно») - непонимание материала, отсутствие теоретическое подготовки, пропуск занятий по неуважительной причине, отсутствие интереса к предмету.

Контрольные требования к зачету

Учащиеся должны продемонстрировать следующие знания и умения:

  • Первичные знания основных стилевых направлений изобразительного искусства.
  • Знание основных средств выразительности изобразительного искусства.
  • Знание отечественных и зарубежных произведений искусств.
  • Умение анализировать произведения искусств.
  • Знание основных видов искусств.
  • Знание профессиональной терминологии.

Методическое обеспечение учебного процесса

Методические рекомендации преподавателям.

Обучения по предмету «Беседы об искусстве» предполагает аудиторные и самостоятельные занятия.

Аудиторные занятия проводятся в виде лекций, семинаров и практических занятий. На практических занятиях учащиеся приобретают навыки анализа предметов искусства, умение ориентироваться в стилях и видах искусства.

Семинары проводятся в конце изучения каждой большой темы с активным участием всей группы учащихся.

Рекомендации по организации самостоятельной работе обучающихся:

Самостоятельная работа должна быть направленна на:

-Выполнение домашнего задания;

-просмотры художественных альбомов, изучение кратких энциклопедий об искусстве и т.д.;

-просмотр документальных фильмов об искусстве, художественных фильмов о жизни м творчестве отдельных художников, скульпторов, музыкантов;

-прослушивание музыкальных произведений;

-посещение музеев, галерей, выставочных залов, театров;

-экскурсии по городу с целью изучения архитектуры;

-написание докладов, рефератов, кратких сообщений об истории искусств (творчество отдельных художников и т.д.);

-подготовка презентаций по отдельным художникам, музыкантам, стилям и направлениям, произведениям художников (самостоятельный подбор материала, подборка видео, аудио ряда, представление готового материала);

-формирование умения работать в группе, паре;

-организация круглых столов, проведение викторин, интервью по изучаемому предмету.

Список литературы и средств обучения

Н. Коваленская. История русского искусства первой половины XIX века. М., 1951

Н. Коваленская. Русский классицизм. М.,1964

Б. Терновец. Русские скульпторы. М., 1924

А.Лебедев. Русская живопись первой половины XIX века. Л., 1929

Д. Сарабьянов. Русская живопись конца 1900-х — начала 1910-х годов. Очерки. М., 1971.

Государственный Русский музей. Живопись. XVIII - начало XX века. Л., 1980.

Краснова О.Б. Энциклопедия искусства XX века

2001

Русские художественые промыслы. Аванта+.,

"Энциклопедия для детей" Аванта+. История Нового времени. XV - начало XIX века

Всеобщая история искусств: В 6 т. - М., 1964.

Алексеева В.В. Что такое искусство.-М., 1973.

100 великих архитекторов. – М., 2001.

Гнедич П.П. История искусств с древнейших времен. – М.: ООО «Издательский дом «Летопись», 2000.

Популярная история живописи. Западная Европа. – М., 2001.

Популярная история русской живописи /Автор-сост. Е.А. Конькова. М., 2002.

Популярная художественная энциклопедия. М., 1986.

Энциклопедия мировой живописи. Сост. Т.Г.Петровец, Ю.В.Садомова. М.: Олма-пресс, 2002

Всеобщая история искусств. Под ред. Климова. – М.: «Искусство», 1956.

Всеобщая история искусств. В 6 т. М.:Искусство,1962. Т.З

Всеобщая история искусств. М., 1964. Т. 5.

Наши новости:

Разместить свою публикацию