Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96448

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Технология разработки основных видов методической продукции (Методические рекомендации)

Дата публикации:

Автор:
методист, МБУДО Крапивинский ДДТ, Кемеровская область Крапивинский район пгт.Крапивинский

Цель: Оказание методической помощи в разработке и оформлении методической продукции.

Задачи: Оказать помощь в оформлении методической продукции.

Технология разработки

основных видов

методической продукции

Методическая разработка

Методические рекомендации

Проект

Методическое пособие

Мастер - класс

Учебно-методический комплекс

Буклет

(Методические рекомендации)

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

Крапивинский дом детского творчества

Технология разработки

основных видов методической продукции

(Методические рекомендации)

Составитель:

Хамзина Надежда Александровна,

методист МБУДО Крапивинский ДДТ

пгт.Крапивинский, 2017

Составитель: Хамзина Н.А., методист МБУДО Крапивинский ДДТ.

Рассмотрено и рекомендовано на методическом совете Протокол №5 от 15.02.17г.

В методических рекомендациях рассматриваются общие положения разработки основных видов организационно-методической продукции: методические рекомендации, методическая разработка, методическое пособие, мастер-класс, проект, буклет. В них изложены порядок оформления методической продукции, требования к её содержанию и структуре.

Рекомендации предназначены для педагогов, молодых специалистов, методистов.

Оглавление

Пояснительная записка. 5

Технология разработки основных видов методической продукции. 6

Методическая разработка. 11

Методические рекомендации. 15

Методическое пособие. 18

Требования к организации и оформлению мастер-класса. 22

Учебно-методический комплекс. 27

Проект. 31

Буклет. 40

Источники информации. 44

Приложение 1. 45

Приложение2. 46


Пояснительная записка

Практика показывает, что педагоги, начиная разрабатывать методические материалы, как правило, пользуются сетью Internet, однако это не всегда приводит к нужному результату. Эта ситуация вызвала необходимость написания методических рекомендаций, определяющих требования к разработке, структуре и оформлению методической продукции.

Методическая продукция — один из самых востребованных сегодня видов педагогической издательской продукции. В ситуации постоянно меняющихся приоритетов вопрос «как преподавать?» оказывается гораздо важнее вопроса «что преподавать?».

Создание методической продукции обусловлено функциональными обязанностями методиста и является одним из направлений его деятельности. Но и педагог, владеющий навыками создания методической продукции, быстро становится проводником педагогических идей. Любой из видов методической продукции может быть представлен как типографское издание, публикация в периодическом издании, буклет, электронное издание (CD, DVD, публикация в сети Интернет) или печатный вариант рукописи, набранный на компьютере.

Цель настоящих методических рекомендаций - оказание методической помощи в разработке и оформлении методической продукции.

Краткое описание ожидаемого результата.

Изучение данных методических рекомендаций упорядочит представления педагогов о видах методической продукции, их различиях и особенностях в содержании и оформлении, педагоги смогут грамотно разработать следующие виды организационно-методической продукции: методические рекомендации, методическая разработка, методическое пособие, мастер-класс, проект, буклет.


Технология разработки основных видов методической продукции

Методическая продукция – одна из форм выражения результата методической деятельности, способ выражения и распространения методических знаний.

К методическим продуктам предъявляются определенные требования:

- методический продукт должен быть актуальным, учитывать запросы и профессиональные потребности педагогов-практиков;

- издание должно иметь конкретный адрес, точную нацеленность на определенную категорию взрослых или детей;

- издание должно быть результатом глубокого всестороннего изучения какого-либо вопроса по научно-педагогической, методической литературе, либо специального педагогического эксперимента;

- название должно прямо указывать на его тему и основное содержание;

- содержание издания должно раскрывать педагогическую сущность рассматриваемого явления, описывать методику действий педагога, коллектива;

- если в издании использованы печатные источники, идеи и материалы других авторов, то обязательно нужно указывать источник;

- методическая продукция обязательно утверждается на методическом совете (педагогическом совете) образовательного учреждения или вышестоящего органа.

Титульный лист

Титульный лист является первой страницей методического материала, на которой приводятся выходные сведения, перечень которых должен быть следующим:

- наименование образовательного учреждения;

- инициалы и фамилия автора (инициалы должны предшествовать фамилии);

- название методического материала (заглавие).

Название методического материала - доминирующая надпись на титульном листе и поэтому она выполняется самым крупным шрифтом из используемых на титульном листе. Оно должно быть достаточно кратким, четким, адекватно выражать содержание работы, не иметь придаточных предложений, тавтологий и смысловых поворотов;

- под названием могут быть помещены подзаголовочные данные, которые включают сведения:

а) поясняющие название (например, указывается вид методического материала);

б) о литературном жанре;

в) о читательском назначении (например, начинающему преподавателю и др.).

- географическое место (город);

- год выполнения.

Если методический материал требует официального рассмотрения, согласования, утверждения, то соответствующие грифы помещают выше названия разработки. Гриф утверждения должен состоять из слова Утверждаю (без кавычек), наименование должности лица, его подписи, инициалов, фамилии и даты утверждения (Приложение1).

Аннотация

Аннотация – краткая характеристика содержания методического материала. Располагается сразу за титульным листом (на обороте титульного листа, если печать двусторонняя). В ней в сжатой, лаконичной форме указываются лишь существенные признаки содержания работы, не отраженные в выходных сведениях на титульном листе, новизна и отличие от других работ, близких по тематике и целевому назначению, читательский адрес.

Аннотация включает в себя:

- данные об авторе – фамилия и инициалы (здесь фамилия должна предшествовать инициалам), социально-профессиональная принадлежность, ученая степень, звание и др.;

- название работы;

- конкретная форма аннотируемой работы (учебно-методическое пособие, методические рекомендации и др.);

- объект изложения и его основные характеристики;

- отличительные черты работы по сравнению с родственными по тематике и целевому назначению: то новое в содержании, что несет в себе работа, а также особенность подачи материала, например, систематическое изложение вопроса, постановка проблемы, решение частного вопроса, новая методика, обобщение новых данных по различным источникам, новая оценка фактов, новая концепция (гипотеза), конкретные рекомендации практического характера и др.;

- конкретный читательский адрес – специальность или специализация читателя, которому адресуется работа, дополнительный круг читателей, помимо основного.

Например: 3-4 предложения (о чем? для кого?) (Приложение2).

КАКОЙ проблеме посвящены:

Методические материалы посвящены…

В методических материалах изложены…

В методических материалах даются…

В методических материалах рассматриваются…

КОМУ может быть полезна:

Методические материалы предназначены…

Методические материалы заинтересуют…

Методические материалы рассчитаны…

Сведения об авторе/составителе.

Пояснительная записка

Актуальность

анализ проблемы/ситуации, положения дел

Цель

оказание методической помощи…

Например, цель может быть следующей: определение форм и методов изучения содержания темы; раскрытие опыта проведения занятий по изучению той или иной темы учебной программы; описание видов деятельности педагога и учащихся; описание методики использования современных технических и информационных средств обучения; осуществление связи теории с практикой на занятиях; использования современных педагогических технологий или их элементов на занятиях и т. д.

Краткое описание ожидаемого результата

позволит выстроить/организовать/обеспечить…

Новизна

Практическая значимость

Содержание.

Что делать? (в т.ч. поэтапно)

Как делать? С помощью чего? (формы, методы, инструментарий)

Советы по решению организационных вопросов (разработка плана работы, формирование рабочих групп, кадровое, материально-техническое обеспечение и т.д.)

Трудности/затруднения и возможности их преодоления

Типичные ошибки/предостережения

Основные требования к оформлению методических материалов

Согласно ГОСТ 7.60–2003 «Издания. Основные виды. Термины и определения»

Изложение текста и оформление текстового документа выполняется в соответствии с требованиями ГОСТ 7.32-2001, ГОСТ 2.105-95.

Требования к оформлению текста:

-Формат А4.

-Ориентация – книжная.

-Поля: верхнее, нижнее – 2 см, левое – 3 см, правое – 1,5 см.

-Номера страниц – арабскими цифрами, внизу страницы, выравнивание по центру, титульный лист включается в общую нумерацию.

-Шрифт – Times New Roman.

-Высота шрифта – 12 (14) пунктов;

-Красная строка.

-Междустрочный интервал – одинарный.

-Выравнивание текста – по ширине.

-Исключить переносы в словах.

-Необходимо следовать основным правилам компьютерного набора.

Текст разделяется на разделы и подразделы. Им присваиваются порядковые номера, обозначаемые арабскими цифрами. Наименования разделов в тексте оформляют в виде заголовков. Заголовок раздела набирается заглавными буквами, шрифт 12, выделяется полужирным, размещается по центру. Основной текст отделяется от заголовка пустой строкой. Заголовки подразделов начинаются с абзаца. Точку в конце заголовков не ставят. Подчеркивать заголовки не следует. Каждый раздел рекомендуется начинать с нового листа.

В содержании последовательно перечисляются заголовки разделов, подразделов с указанием номеров листов, на которых начинается материал.

Иллюстрации обозначаются словом «Рисунок» и нумеруется в пределах раздела. Номер иллюстрации должен состоять из номера раздела и порядкового номера иллюстрации, разделенных точкой.

В числе приложений могут быть планы проведения конкретных мероприятий, тестовые задания, примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам, методики определения результативности работы, схемы, диаграммы, карты, фотографии, примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий, рефератов и др. Приложения располагаются в самом конце работы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение начинается с новой страницы. В правом верхнем углу страницы пишут слово «Приложение» и ставят его номер или обозначают заглавной буквой русского алфавита (например «Приложение 1» или «Приложение А»).


Методическая разработка

Методическая разработка оказывает методическую помощь в организации и проведении отдельного занятия/мероприятия учебного/воспитательного/методического характера.

Методическая разработка–издание, содержащее конкретные материалы в помощь по проведению какого-либо мероприятия (в том числе учебного занятия в системе дополнительного образования детей), сочетающее описание последовательности действий, отражающих ход его проведения, с методическими советами по его организации.

Методическая разработка – комплексная форма, которая может включать также сценарии, планы выступлений, описание творческих заданий, схемы, рисунки и т.д.

Требования, предъявляемые к методической разработке:

-Содержание методической разработки должно четко соответствовать теме и цели.

-Содержание методической разработки должно быть таким, чтобы педагоги могли получить сведения о наиболее рациональной организации учебного процесса, эффективности методов и методических приемов, формах изложения учебного материала, применения современных технических и информационных средств обучения.

-Авторские (частные) методики не должны повторять содержание учебников и учебных программ, описывать изучаемые явления и технические объекты, освещать вопросы, изложенные в общепедагогической литературе.

-Материал должен быть систематизирован, изложен максимально просто и четко.

-Язык методической разработки должен быть четким, лаконичным, грамотным, убедительным.

-Рекомендуемые методы, методические приемы, формы и средства обучения должны обосноваться ссылками на свой педагогический опыт.

-Методическая разработка должна учитывать конкретные материально-технические условия осуществления учебно-воспитательного процесса.

-Ориентировать организацию учебного процесса в направлении широкого применения активных форм и методов обучения.

-Методическая разработка должна раскрывать вопрос «Как учить?».

-Должна содержать конкретные материалы, которые может использовать педагог в своей работе (карточки задания, планы занятий, инструкции, карточки-схемы, тесты, поуровневые задания и т. д.).

Структура методической разработки:

-Общая структура:

-Титульный лист

-Рецензия (внешняя, внутренняя)

-Содержание.

-Введение (пояснительная записка)

-Графологические структуры

-Технологическая карта (если пособие по занятию для преподавателя)

-Основная часть

-Заключение (тесты, эталоны к тестам)

-Список использованной литературы.

-Приложения (дополнительный материал).

-В аннотации (рецензии) кратко указывается, какой проблеме посвящается методическая разработка, какие вопросы раскрывает, кому может быть полезна (1 страница).

Во введении (пояснительной записке) раскрывается актуальность данной работы, т. е. автор отвечает на вопрос, почему он выбрал эту тему и каково ее место в содержании образования (1-2 страницы).

В заключении (1-2 страницы) подводятся итоги по тем проблемным вопросам, которые ставились педагогом, приступая к составлению методической разработки.

Примерная схема методической разработки может включать:

-Название разработки;

-Сведения об авторе-составителе;

-Цель мероприятия;

-Возраст детей;

-Условия осуществления мероприятия;

-Перечень используемого оборудования и материалов;

-Описание хода проведения мероприятия, отражающего последовательность действий или подачи учебного материала;

-Методические советы по его организации и подведению итогов;

-Список использованной литературы;

-Приложения (схемы, таблицы, рисунки, тестовые задания, карточки для индивидуальной работы, вопросы викторины, сценарий и др.).

Введение

Введение – это вступительная, начальная часть методической разработки. Во введении дается информация, подготавливающая читателя к восприятию основной части. Это может быть:

- обоснование необходимости появления данной методической разработки, ее актуальность;

- описание ситуации по обозначенной теме, проблеме на текущий момент;

оценка ее состояния, степень разработанности в существующих публикациях;

- формируются цели и пути решения обозначенной темы, проблемы;

- место разрабатываемой темы в учебном процессе, связь с другими

дисциплинами и др.;

- сведения о порядке размещения материала в разработке с объяснением причин такого размещения;

- рекомендации, как использовать данную методическую разработку.

Основная часть

В основной части раскрывается замысел. Раскрываемая тема должна быть соизмерима с ролью и местом темы в программе, учебном плане и соответствовать времени, отводимому на ее изучение. В сущности, все методические разработки обучающего направления преподавателей профобразования посвящаются технологии передачи информации по какой-либо теме (разделу, дисциплине). Такие методической разработки, с одной стороны, представляют собой компиляцию (компиляция – работа, составленная путем соединения лучших мыслей, исследований и не содержащая собственных обобщений или интерпретаций), а, с другой стороны – творчество преподавателя, так как надо:

- тщательно отобрать информацию, проверить ее соответствие действующим нормам, стандартам, законам и т.д.;

- провести дозировку информации в соответствии с образовательным стандартом, программой дисциплины и переработать под уровень восприятия обучаемых;

- методически правильно ее преподнести или, сказав по-другому, разработать технологию представления учебной информации.

Некоторые советы:

- первоначально методическую разработку надо написать самому, стараясь не заглядывать в какие-либо источники, и только затем обращаться к различным публикациям по данной теме и сопоставлять с ними свои идеи, ход рассуждения, сам текст. В этом случае методическая разработка в наибольшей степени будет носить черты авторской индивидуальности, содержать «изюминку»;

- неукоснительно соблюдать принцип научности;

Заключение

В заключении можно отразить:

- краткий вывод изложенного выше;

- итоговый синтез всего значимого и нового, что содержится в разработке;

- обобщение предлагаемых педагогических средств;

- оценку результатов (полученных или ожидаемых);

- наметки на продолжение;

- перспективу раскрываемой темы и др.

Объем заключения должен занимать не более 10% от общего объема текста педагогической разработки.


Методические рекомендации

Методические рекомендации - вид методической продукции, раскрывающий порядок, логику и акценты изучения какой-либо темы, проведения занятий, мероприятий.

Методические рекомендации содержат в себе раскрытие одной или нескольких частных методик, выработанных на основе положительного опыта. Их задача – рекомендовать наиболее эффективные, рациональные варианты, образцы действий применительно к определенному виду деятельности (в том числе к мероприятию).

В методических рекомендациях обязательно содержится указание по организации и проведению одного или нескольких конкретных дел, иллюстрирующих методику на практике.

Методические рекомендации должны иметь точный адрес (указание на то, кому они адресованы: педагогам, родителям, методистам, педагогам-организаторам, классным руководителям и т.д.). Соответственно этому регламентируется терминология, стиль, объем методических рекомендаций.

Методические рекомендации как вид методической продукции имеют следующую структуру:

Титульный лист. На титульном листе должны быть обозначены:

-название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

-фамилия, имя, отчество автора;

-название (с пометкой о виде методической продукции –методические рекомендации);

-название города;

-год разработки.

Аннотация располагается на втором листе вверху, включает в себя лаконичные сведения:

о сути рассматриваемых вопросов;

о предназначении данных методических рекомендаций (какую помощь и кому призвана оказать настоящая работа - школьным учителям, педагогам дополнительного образования, заместителям директоров по воспитательной работе);

о возможных сферах применения предлагаемого вида методической продукции (в каких областях знания и деятельности могут быть использованы данные рекомендации).

об источнике практического опыта (указать, на основе какого опыта были разработаны данные рекомендации).

Сведения об авторе (авторах). Сведения об авторе (авторах) помещаются внизу второго листа, в них указываются: Ф. И. О., должность, место работы, квалификационная категория или научная степень, контактная информация.

Пояснительная записка содержит следующую информацию:

-Актуальность

анализ проблемы/ситуации, положения дел

-Цель

оказание методической помощи...

-Краткое описание ожидаемого результата

позволит выстроить/организовать/обеспечить…

-Новизна

-Практическая значимость

Содержание. Содержание методических рекомендаций может быть связано с самыми различными вопросами: решением отдельной педагогической проблемы, проведением массовых мероприятий, организацией летней кампании, проведением учебно-исследовательской работы и т. п. Поэтому содержание методических рекомендаций не имеет особо регламентированной структуры и может излагаться в достаточно произвольной форме.

Список используемой литературы по данной теме составляется в алфавитном порядке, в соответствии с современными правилами оформления библиографических списков.

Например:

Один автор

Бовин А. А. Управление инновациями в организациях: учеб. пособие для вузов / А. А. Бовин. – 2-е изд., стер. – М. : Омега-Л, 2008. – 415 с.

Не более трёх авторов

Коноплев С. П. Менеджмент продаж: учеб. пособие для вузов / С. П. Коноплев, В. С. Коноплева. – М.: Инфра-М, 2009. – 303 с.

Более трёх авторов

История России : учеб. пособие для студентов всех специальностей / В. Н. Быков [и др.]; отв. ред. В. Н. Сухов / при участии Т. А. Суховой; М-во образования Рос. Федерации, С.-Петерб. гос. лесотехн. акад. – 2-е изд., перераб. и доп. – СПб. : СПбЛТА, 2001. – 231 с.

Книга под редакцией

Основы менеджмента: учебник для вузов / под ред. А. И. Афоничкина. Изд. прогр. «300 лучших учеб. для высш. шк. в честь 300-летия С.-Петербурга». – СПб.: Питер, 2007. – 522 с.

Описание учебного пособия

Основы менеджмента : учеб. пособие / сост. А. В. Герасимов ; Новгород. гос. ун-т им. Ярослава Мудрого. – Великий Новгород, 2007. – 66 с.

Описание диссертации и автореферата диссертации

Вишняков И. В. Модели и методы оценки коммерческих банков в условиях неопределённости: дис. … канд. экон. наук: 08.00.13: защищена 12.02.2002 : утв. 24.06.2002 / Вишняков Илья Владимирович; МГУ. – М., 2002. – 234 с.

Розов Б. К. Аттестации кадров управления: автореф. дис. … канд. экон. наук / Б. К. Розов; НИИ экономики труда и управления. – М., 2002. – 18 с.

Описание статьи из журнала

Борисевич В. В. Государственная тайна под прицелом СМИ / В. В. Борисевич // Юриспруденция. – 2011. – № 3. – С. 54–61.

Демушкин А. С. Организация работы по рассекречиванию документов / А. С. Демушкин // Делопроизводство. – 2011. – № 4. – С. 56–60.

Описание статьи из газеты

Вислогузов В. Регионы просят налогов / Вадим Вислогузов // Коммерсант. – 2011. – 19 сент. – С. 14.

Приложения включают материалы, необходимые для организации рекомендуемого вида деятельности с использованием данных методических рекомендаций, но не вошедших в основной текст. В числе приложений могут быть: планы проведения конкретных дел, мероприятий; тестовые задания; методики создания практических заданий, адресованных обучающимся; примерные вопросы к играм, конкурсам, викторинам; методики определения результатов по конкретным видам деятельности; схемы, диаграммы, фотографии, карты, ксерокопии архивных материалов; примерная тематика открытых мероприятий, экскурсий и т.д.


Методическое пособие

Методическое пособие – комплексный вид методической продукции, обобщающий значительный опыт, накопленный в системе дополнительного образования детей и содержащий рекомендации по его использованию и развитию.

Авторами методических пособий являются, как правило, опытные педагоги и методисты, способные систематизировать практический материал собственной работы и работы коллег по профессии, учесть и использовать в обосновании предлагаемых методик теоретические разработки современной педагогики дополнительного образования детей.

Задачей методического пособия является оказание практической помощи педагогам и методистам дополнительного образования детей в приобретении и освоении передовых знаний как теоретического, так и практического характера.

Методические пособия в системе дополнительного образования детей могут быть условно разделены на пять основных типов.

1. Методические пособия, посвященные рассмотрению содержания, форм работы и методик, используемых в системе дополнительного образования детей в целом.

2. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной направленности дополнительного образования детей.

3. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики по какой-либо отдельной предметной области дополнительного образования детей.

4. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей применительно к определенному виду учреждений дополнительного образования детей.

5. Методические пособия, рассматривающие содержание, формы работы и методики дополнительного образования детей в каком-либо отдельном учреждении дополнительного образования детей.

Структура методического пособия включает:

Титульный лист.

-название учреждения (в порядке нисходящей подчиненности);

-фамилия, имя, отчество автора;

-название (с пометкой о виде методической продукции –методическое пособие);

-название города;

-год разработки.

Аннотация (на обратной стороне титульного листа).

Сведения об авторе (на обратной стороне титульного листа).

Введение, где формулируются цель и задачи данного пособия, указывается, на какую конкретную группу работников дополнительного образования детей оно рассчитано, какие конкретные результаты может дать педагогам и методистам использование данного пособия;

Теоретическая часть, где излагается, как правило, в краткой форме (при необходимости с отсылкой к соответствующим работам) научно-педагогическое обоснование содержания пособия, характеризуется собственная методологическая позиция автора применительно к системе дополнительного образования детей как сфере образования, обладающей своими специфическими чертами;

Теоретические материалы:

  • учебник;
  • учебное пособие;
  • учебно-методическое пособие;
  • тематическая подборка (стихов, игр, динамических пауз и т.д.);
  • информационный материал (статьи из периодических изданий,

информация с интернет-сайтов и пр.).

Практическая часть, где систематизируется и классифицируется фактический материал, содержатся практические рекомендации, приводятся характерные примеры тех или иных форм и методик работы в дополнительном образовании детей;

Практические материалы:

  • сборники (задач, упражнений, контрольных материалов,
  • хрестоматии;
  • практикумы;
  • рабочие тетради для учащихся.

лабораторных работ и пр.);

Дидактическая часть, в которой сосредоточены дидактические материалы (схемы, таблицы, рисунки и т. п.), иллюстрирующие практический материал.

Кроме того, в состав методического пособия могут включаться различные необходимые нормативные документы, в том числе данного учреждения дополнительного образования детей, использование которых позволит педагогу или методисту организовать свою работу в соответствии с имеющимися требованиями.

Обязательной частью методического пособия является список литературы, который желательно оформить с разделением на тематические рубрики (в соответствии с конкретными задачами, решаемыми в данном пособии) и, по возможности, с краткими аннотациями наиболее полезных педагогам и методистам рекомендуемых работ.

Дидактические материалы-материалы, предназначенные для использования учащимися в учебном процессе. Они направлены на подготовку к эффективной реализации педагогом обучающих задач и на полное освоение детьми учебного материала. Это могут быть наглядные и раздаточные материалы: графики, карточки, алгоритмы, ребусы, кроссворды, таблицы, учебные фильмы, аудиокассеты и т.д.

Методические материалы:

  • методические пособия;
  • методические рекомендации;
  • методические разработки (в т.ч. сценарии занятий);
  • методические записки;
  • памятки
  • таблицы;
  • схемы;
  • атласы;
  • аудио- и видеоматериалы;
  • плакаты и пр.
  • словари;
  • энциклопедии;
  • дополнительная информация по теме.
  • картотека;
  • аннотированный указатель;
  • каталог.

Наглядные материалы

Справочные материалы

Библиографические материалы

Требования к организации и оформлению мастер-класса

Мастер-класс – это одна из продуктивных форм методической работы, которая не только дает возможность распространять инновационные элементы педагогической деятельности, но и вдохновляет коллег на постоянное развитие, самосовершенствование. Это занятие, где мастера делятся профессиональным опытом по принципу «здесь и сейчас». Цель мастер-класса — в течение занятия научить и научиться чему-то конкретному.

Мастер-класс предполагает изложение материала в ходе совместной с участниками мастер-класса работы. Ведущий раскладывает процесс создания демонстрируемого произведения (продукта, процесса, конкретной методики) на этапы и постепенно демонстрирует их, а участники также поэтапно повторяют действия преподавателя.

Мастер-класс – это:

- главное средство передачи концептуальной идеи своей (авторской) педагогической системы;

- эффективная форма передачи знаний и умений, обмена опытом обучения и воспитания, центральным звеном которой является демонстрация оригинальных методов освоения определенного содержания при активной роли всех участников занятия;

- особая форма учебного занятия, которая основана на «практических» действиях показа и демонстрации творческого решения определенной познавательной и проблемной педагогической задачи;

- форма занятий с педагогами, проводимая с целью знакомства, представления и показа новых оригинальных методик «вызова» традиционной педагогике с большой дозой собственного авторского творчества;

-открытая педагогическая система, позволяющая демонстрировать новые возможности педагогики развития и свободы, показывающая способы преодоления консерватизма и рутины;

-особый вид обобщения и распространения педагогического опыта, представляющий собой фундаментально разработанный оригинальный метод или авторскую методику, опирающуюся на собственные принципы и имеющую особую структуру;

- способ передачи педагогического мастерства одного педагога другому и умение автора занятия найти дело всем участникам, при этом самому оставаться в «тени», растворяясь в общем поиске решения проблемы;

- форма занятия, в которой сконцентрированы такие характеристики, как: личность педагога с новым мышлением, не простое сообщение знаний, а способ самостоятельного их построения с помощью всех участников занятия, и др.

Важные особенности мастер-класса:

- метод самостоятельной работы в малых группах, позволяющий провести обмен мнениями;

- создание условий для включения всех участников в активную деятельность;

- постановка проблемной задачи и ее решение через проигрывание различных ситуаций;

- приемы, раскрывающие творческий потенциал как Педагога (автора мастер-класса), так и «учеников» (участников мастер-класса).

Алгоритм проведения мастер-класса

Первый этап – «индуктор»: начало, мотивирующее творческую деятельность каждого участника. Это может быть апелляция к ассоциативному и образному мышлению, задание «вокруг» слова, предмета, рисунка, воспоминания, исторического сюжета. Главное – ситуация неожиданности для участников, загадочность и обязательное личностное начало Мастера.

Второй этап – работа с материалом: текстом, красками, звуками, природным материалом, картой, картиной. Это «деконструкция»: превращение материала в хаос, смешение явлений, слов, событий и др. Затем идет «реконструкция» – создание «своего» мира: текста, рисунка, закона, т.е. «изобретение велосипеда».

Третий этап – соотнесение своей деятельности с деятельностью остальных участников мастер-класса. Представление и интерпретация промежуточных результатов и окончательного результата своего труда. Проведение самооценки и самокоррекции (этот этап пронизывает все другие).

Четвертый этап – «разрыв» как озарение, как новое видение предмета, как переход к новому осознанию предмета. «Разрыв» – это кульминация творческого процесса и мастерской творчески работающего педагога.

Пятый этап – рефлексия. Важны не оценочные суждения «это хорошо», «это плохо», а самоанализ собственной мысли, чувства, знания, мироощущения.

Качества и умения мастера

-Способность к импровизации;

-Психологическая устойчивость;

-Психологическая зоркость;

-Чувство времени;

-Умение воздействовать на аудиторию (держать зал).

Типичные ошибки в проведении мастер-класса

-Отсутствие комментария к демонстрируемому приёму.

-Нарушение временных рамок.

-Идентификация участников с детьми.

-Увлечение частной методикой частного предмета.

-Излишняя теоретизированность.

-Отсутствие анализа работ, выполненных участниками.

Программа проведения мастер-класса

по технологии Г.А. Русских

Тема:

Цели:

Ознакомление педагогов с авторской системой учебно-воспитательной работы педагога – Мастера;

Мотивация осознанной деятельности педагогов, принимающих участие в работе мастер-класса;

Формирование индивидуального стиля творческой педагогической деятельности педагогов;

Отработка приемов моделирования собственного педагогического опыта;

Овладение приемами педагогической рефлексии.

Руководитель:

Наши новости:

Разместить свою публикацию