Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96481

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

методическая разработка «Использование игровых методов и способов закрепления учебного материала на уроке «Занимательное сольфеджио» в 1 классе ДМШ"

Дата публикации:

Автор:
преподаватель теоретических дисциплин, МБУДО "Детская музыкальная школа №1", г.Новомосковск Тульской области

Цель: художественно-эстетическое образование

Задачи: художественно-эстетическое образование

Муниципальное бюджетное учреждение

дополнительного образования

«Детская музыкальная школа № 1» г. Новомосковск.

Методическая разработка:

«Использование игровых методов и способов закрепления

учебного материала на уроке «Занимательное сольфеджио»

в 1 классе».

Выполнил:

преподаватель Матряшина И.В.

2017 г.

Содержание:

1.Пояснительная записка.

2..Цель. Задачи. Структура урока.

3.Ход урока.

4.Рецензия.

5.Список используемой литературы.

6.Приложения.

-1-

Пояснительная записка

Предмет сольфеджио является практической дисциплиной и направлен на развитие музыкальных способностей. Он вырабатывает у учащихся определенную систему знаний и навыков, необходимых для их последующей деятельности. Особое значение в процессе обучения музыки имеет начальный период. Здесь закладываются основные навыки, которые должны обеспечить развитие юного музыканта. Перед преподавателем стоит важная задача увлечь ученика музыкальными впечатлениями заложить основы для развития глубокого интереса к музыке. Практика показывает, что дети легко и быстро воспринимают и усваивают то, к чему испытывают эмоциональный интерес. Осознанная ребенком мотивация является действенным двигателем в его обучении чему-либо. Лучшим способом для достижения результата является игра. Через игру воображение, творческие поиски дети обучаются сложным понятиям и навыкам, которые в другой необразной форме ими усваиваются с трудом или вообще не воспринимаются. Игра это всегда проблемная ситуация требующая поиска, инициативы, творчества. Она идеально мобилизует эмоции ребенка, его внимание, интеллект, повышает интерес к учебе, психологически раскрепощает. Любое, даже самое сложное задание можно превратить в увлекательную игру, если соответствующим образом сформулировать задачу.

В младших классах осваивается мелодическое и метроритмическое прочтение и запись нотного текста, основные ритмические фигуры, наиболее употребительные в музыке размеры, вводится большое количество музыкальных понятий и терминов. И все это учащиеся должны осознать и практически усвоить.

Учитывая возрастные особенности детей младшего школьного возраста – конкретность мышления, неустойчивость внимания, эмоциональное восприятие явлений окружающей жизни, на уроке необходимо использовать разнообразные формы работы, что способствует развитию мыслительных способностей, и делает урок более динамичным. А игровые моменты влияют на качество усвоения материала.

Данный урок показывает различные игровые формы в таких видах музыкальной деятельности, как вокально-интонационные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ.

Урок «Занимательное сольфеджио» проведен с обучающимися 1 класса. Дополнительная общеразвивающая общеобразовательная программа в области музыкального искусства по предмету «Занимательное сольфеджио» рассчитана на четырехлетний срок обучения. Программа разработана на основе «Рекомендаций по организации образовательной и методической деятельности при реализации общеразвивающих программ в области искусств», утвержденных приказом Министерства культуры Российской Федерации.

-3-

Разработка открытого урока на тему «Использование игровых

методов и способов закрепления учебного материала на уроке

«Занимательное сольфеджио» в 1 классе »

Тип урока: комбинированный.

Вид урока: урок-игра.

Цель: Формирование и развитие ритмического и мелодического слуха, закрепление терминологий на основе практических форм работы.

Задачи.

Обучающие:

1.Закрепление теоретических знаний учащихся.

2.Закрепление навыков точного интонирования на основе упражнений.

3.Закрепления навыков сольфеджирования и дирижирования.

4.Закрепление навыков восприятия и воспроизведения ритмических фигур, метрической пульсации.

5.Закрепление навыков работы в слуховом анализе.

Развивающие:

1.Способствовать развитию образного и творческого потенциала детей через игровую импровизацию.

2.Стимулировать развитие музыкальных способностей детей: певческие, исполнительские, через инновационные формы работы на уроке.

3.Способствовать развитию у детей синтеза двигательных, зрительных и слуховых навыков.

-4-

Воспитательные:

Воспитывать в детях организованность, работоспособность самостоятельность.

Воспитывать в детях эстетический вкус посредством музыкальных образов и слуховых впечатлений.

Психологические условия проведения урока:

Доброжелательное отношение педагога к детям.

Положительное эмоциональное состояния учащихся и учителя.

Структура урока.

1.Организационный момент.

2. Теоретическая разминка.

3.Вокльно интонационные упражнения.

4.Сольфеджирование.

5.Метро - ритмические упражнения.

6.Определение на слух интервалов.

7.Слушание и анализ музыкального произведения.

8.Рефлексия.

Методы реализации поставленных задач:

- творческий;

- игровой;

- поисковый.

Приемы обучения:

- словесный;

- наглядный;

- практический.

-5-

Наглядные пособия: столбица, учебные карточки, ритмические таблицы.

Раздаточный материал: пособие « клавиатура», шумовые ударные инструменты, ритмические карточки, интервальное лото, музыкальные картинки.

Формы работы:

Индивидуальная.

Коллективная.

-6-

Ход урока.

1.Теоретическая разминка. Игра « Я гамма».

Задание : рассказать о пройденных гаммах ( До-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор, Фа –мажор) .

Ход игры:

Ученики по очереди выходят и рассказывают о гаммах: например - Я гамма Ре мажор, тоника у меня звук Ре, есть два ключевых знака (фа- диез и до диез), называют устойчивые и неустойчивые звуки, вводные звуки, между какими звуками находятся полутоны, главные ступени лада с названием звуков. Среди карточек, на которых написана гамма находят нужную и показывают. Педагог тоже выступает в роли одной из гамм, допускает ошибки в описании ее, ученикам нужно их заметить и исправить.

Цель игры: закрепить понятия: гамма, ступени, строение гаммы, ключевые знаки альтерации.

2.Вокально интонационные упражнения на примере гаммы Ре-мажор.

Задание: спеть гамму Ре-мажор.

1. Одновременно играя ее на «немой клавиатуре».

2. В размере 2/4 , в ритме четверть с точкой и восьмая.

3. Устойчивые ступени вслух, неустойчивые про себя.

4.Спеть ступени:

I- II- I, I – III- II- I- VII- I, I-III-IV-II-I-VII-I, I –V- VI- II- I- VII -I.

-7-

Спеть « совет трезвучия». Шесть положений тонического трезвучия.

I-III-V V-I-III III-V-I I-V-III III-I-V V-III-I

Цель: выработка точного интонирования на основе упражнений.

3.Сольфеджирование. Игра « Собери мелодию»

Задание: собрать мелодию; такты запутались и не знают в каком порядке встать. (мелодия проигрывается 2-3 раза). Пропеть мелодию которая получилась с предварительным анализом.

Ход игры: ученики собирают мелодию из отдельных тактов, определяют тональность, движение мелодии, хлопают ритмический рисунок, метрическую пульсацию, сольмизируют и сольфеджируют с дирижированием.

Цель игры: развитие внутреннего слуха и памяти, закрепление навыков сольфеджирования и дирижирования.

Пример:

4.Метро - ритмические упражнения.

Игра «Музыкальный паровозик»

Задание: учащимся необходимо рассадить пассажиров (длительности) по вагонам и отправить в музыкальное путешествие, прохлопав ритмический рисунок под музыку. Останавливаться нельзя! Иначе паровозик опоздает на конечную станцию.

-8-

Ход игры: ученикам раздаются карточки в виде вагончиков поезда, им необходимо правильно вписать длительности нот в каждый вагон и прохлопать ритм под музыку.

Цель игры: закрепить навыки чтения ритмического рисунка, закрепление понятий такт, размер, длительности.

См. приложение № 1

5.Диктант

Игра « Запиши песенку»

Задание: вспомнить и повторить песенку выученную на предыдущем занятии. Записать ее.

Ход игры: ученики поют песенку со словами, прохлопывают ритмический рисунок ритмослогами, записывают его. Анализируют движение мелодии, поют с названием нот и записывают. В конце этой работы, записанная мелодия исполняется по нотам, со словами, с «дирижером» (один из учеников выступает в роли дирижера). Далее ученики по желанию могут исполнить ее на инструменте. В заключении предлагается оркестровать мелодию шумовыми инструментами: ложки отмечают метр, бубен и маракасы ритмический рисунок.

Цель игры: закрепление метроритмических и звуковысотных навыков при записи мелодии, развитие музыкальной памяти, внутреннего слуха, творческой инициативы и самостоятельности.

Пример: «Пчёлки»

-9-

6.Интервалы на слух.

Игра «Угадай интервал»

Задание: Каждому ребенку раздается наглядное пособие - карточки. После проигрывания последовательности интервалов дети выставляют в нужной клеточке цветной кружок.

Цель : развитие мелодического и гармонического слуха , образно-слуховых ассоциаций.

См. приложение № 2

Игра « Раскрась мелодию»

Задание:

Звучит пьеса Р.Шумана « Дед мороз»

К прослушанному произведению нарисовать портрет из музыкальных средств выразительности: лад, размер, темп, динамические оттенки, регистр, какие ритмические загадки встречались.

Ход игры: ученики слушают музыкальное произведения и из карточек, на которых изображены средства музыкальной выразительности, составляют портрет.

Цель: закрепить знания о выразительных средствах музыки, развивать творческое воображение.

См. приложение № 3

Домашнее задание: Транспонировать диктант в пройденные тональности. Тональность выбрать самостоятельно по своему желанию . Петь и играть.

Рефлексия: Оценить свою деятельность на уроке, настроения от урока.

отвечают на вопросы:

1.Что было самым интересным на уроке.

2. Что было самым трудным на уроке.

3. Оценить свое настроения от урока .

-10-

Рецензия

Открытый урок по «Занимательному сольфеджио» с обучающимися в 1 классе.

Тема: «Использование игровых методов и способов закрепления учебного материала».

На уроке были представлены основные формы работы -интонационные, ритмические упражнения, сольфеджирование, слуховой анализ, творческие задания. Эти формы работы находились во взаимосвязи и основывались на определенных теоретических знаниях.

Применяемые на занятии игровые формы способствовали развитию музыкального слуха, музыкальной памяти, а также развитию навыков точного интонирования, воспроизведению различных метроритмических фигур, определения на слух интервалов. Они позволили не только закрепить пройденный материал, но и проконтролировать полученные знания. Создание проблемных ситуаций позволило ученикам включаться в активную самостоятельную деятельность.

На уроке были созданы необходимые условия для самореализации обучающихся, развития индивидуальных познавательных способностей, развития творческого воображения. Отношения «учитель - ученик» строилось на принципах сотрудничества. Благоприятная эмоциональная обстановка в классе помогала ученикам быть активными и заинтересованными.

В конце урока была проведена рефлексия, ученики с удовольствием оценили свое настроение и результаты.

Использованные на уроке наглядные пособия, сделали процесс усвоения и закрепления материала более продуктивным.

Намеченный план урока выполнен. Цель урока была достигнута. Урок прошел интересно.

-12-

Список используемой литературы:

1.Боровик Т.А. Изучение интервалов на уроках сольфеджио. Методические рекомендации. Москва. Классика- XXI 2006.

2.Берак О. Карасева М. Как преподавать сольфеджио в XXI веке. Мастер-класс. Москва. Классика- XXI 2006.-40с.

3.Биркенгоф А. Интонируемые упражнения на занятиях сольфеджио. М.Музыка, 1979- 21с.

4.Варламова А. Семченко Л.Сольфеджио 1класс. Москва. ВЛАДОС, 2015

5.Котляровская-Крафт М. Москалькова И. Бахтан Л. Учебное поспобие. Ленинград. Музыка -1986-7с.

6. Огороднова-Духанина Т. «Музыкальные игры на уроках сольфеджио». «Композитор Санкт-Петербург» 2008.

-13-

Приложения № 1

размер вагона 3/4

ПАССАЖИРЫ :

-14-

Приложение № 2

ОБРАЗЫ

ИНТЕРВАЛОВ

ПОРЯДОК СЛЕДОВАНИЯ ИНТЕРВАЛОВ

1

2

3

4

5

6

прима

секунда

терция

кварта

квинта

октава

Приложение № 3

ЛАДЫ:

МИНОР МАЖОР

РЕГИСТРЫ:

-16-

ДИНАМИЧЕСКИЕ ОТТЕНКИ:

КРЕЩЕНДО

ДИМИНУЭНДО

-17-

РАЗМЕРЫ :

2/4

3/4

РИТМИЧЕСКАЯ ЗАГАДКА:

-18-

Аndante

Allegro

Adagio

Темпы

-19-

Наши новости:

Разместить свою публикацию