Инновации в действии
Свидетельство СМИ: ЭЛ № ФС 77 - 64909
г. Москва
sandwich-btn

Поддержка

info@pedagogcentr.ru

Всего добавлено работ:

96481

Сайт обновляется ежедневно.
Обновлено 26.04.2024 года.

Nomination bg
ms-1
ms-2
ms-3
Конкурсы

Всероссийские и международные конкурсы для детей (ДОУ и школа), воспитателей и учителей школ

Добавить работу

Публикации

Публикуйте свои материалы, читайте наработки коллег, обменивайтесь опытом

Разместить публикацию

Викторины

Викторины для дошкольников и младших школьников

Принять участие

Олимпиады для детей

Блиц олимпиады для дошкольников и школьников. Диплом за 2 минуты.

Принять участие

Олимпиады для педагогов

Олимпиады по ФГОС для воспитателей ДОУ и педагогов школ

Принять участие

Выбрать раздел

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях в дизайн-студии «Идея»

Дата публикации:

Автор:
педагог дополнительного образования, МБУ ДО ДЮЦ "Мир", Свердловская область, город Нижний Тагил

Цель: Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях в дизайн-студии «Идея»

Задачи: Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях в дизайн-студии «Идея»

Развитие творческого воображения у детей младшего школьного возраста на занятиях в дизайн-студии «Идея»

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.

От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли.

Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок»

(В.А. Сухомлинский)

Социально-экономические преобразования общества диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы. В связи с этим перед образовательными учреждениями встаёт важная задача развития творческого потенциала подрастающего поколения, что в свою очередь требует усовершенствования учебно-воспитательного процесса с учётом психологических закономерностей всей системы познавательных процессов.

Проблема развития творческого воображения актуальна тем, что этот психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности ребёнка, его поведения в целом.

Воображение – это способность человека к спонтанному возникновению или преднамеренному построению в сознании образов, представлений, идей объектов, которые в опыте в целостном виде не воспринимались или не могут восприниматься посредством органов чувств; способность сознания создавать образы, представления, идеи и манипулировать ими [2, 12]. Воображение играет важную роль в следующих процессах: моделирование, планирование, творчество, игра, память. Существует ряд классификаций воображения. Одной из них является по результативности: репродуктивное воображение (воссоздание действительности такой, какая она есть) и продуктивное (творческое) воображение, направленное воссоздание действительности с относительной и абсолютной новизной (4).

Разновидностью творческого воображения является фантазия.

Воображение и фантазия – это важнейшая сторона жизни ребёнка. Усвоить какую-либо программу без воображения невозможно. Оно является высшей и необходимейшей способностью человека. Вместе с тем именно эта способность нуждается в особой заботе в плане развития. А развивается воображение особенно интенсивно в возрасте от 5 до 15 лет. И если в этот период воображение специально не развивать, то в последующем наступает быстрое снижение активности этой функции. Вместе с уменьшением способности фантазировать у детей обедняется личность, снижаются возможности творческого мышления, гаснет интерес к искусству, к творческой деятельности.

Для того чтобы развивать творческое воображение у детей, необходима особая организация творческой деятельности ребёнка. Так как основной функцией общего образования является развитие логического мышления в большей степени. Здесь на помощь общему образованию приходит не менее важное для развития личности ребенка дополнительное образование. Так как именно оно раскрывает человеческую культуру во всем многообразии, формирует особое мироощущение, закладывает основы нравственности и духовности, способствует формированию творческой личности, создает условия для раскрытия потенциальных возможностей каждого ребенка, его самореализации и самоутверждения. Выдающийся русский психолог Л.С. Выготский доказал, что воображение ребенка развивается постепенно, по мере приобретения им определенного опыта. Он утверждал, что все образы воображения, как бы причудливы они ни были, основываются на тех представлениях и впечатлениях, которые мы получаем в реальной жизни [1, 55].

Такие возможности для развития творческого воображения детей младшего школьного возраста предоставляет работа дизайн-студии «Идея» на базе Детско-юношеского центра «Мир».

Программа студии «Радуга творчества» включает в себя изучение разных видов изобразительного (графика, живопись, скульптура) и декоративно - прикладного искусства (роспись по различным материалам, художественная обработка бумаги, работа с тканью, работа с природным материалом и т.п.). Также программа студии предусматривает разные формы организации занятий:

  • Индивидуальная - учащимся дается самостоятельное задание с учетом его возможностей;
  • Фронтальная, при которой коллективная работа представляет собой соединение индивидуальных работ обучающихся, сделанных с учетом поставленной педагогом задачи или со знанием замысла общей композиции. Процесс совместной деятельности наблюдается лишь в конце занятия, когда индивидуально выполненные части, элементы композиции собираются в единое целое.
  • Групповая - такая форма организации деятельности учащихся, при которой в классе создаются небольшие группы примерно из трех или пяти учащихся для совместной учебной работы.
  • Коллективная форма предполагает выполнение работы на одной плоскости, когда каждый обучающийся делает свою часть задания, имея представление об общем результате и согласовывая свою деятельность с тем, что делают другие.

В работе студии также присутствуют обучение элементам детского дизайна учащихся, что в свою очередь способствует развитию творческого воображения.

Детский дизайн – это художественное проектирование, создание разных изделий, которые обладают особенными эстетическими и функциональными характеристиками. Другими словами занятия нацелены на создание оригинальных поделок, подарков и сувенирной продукции. Участвуя в творческом создании дизайнерских вещей, украшая окружающий мир самостоятельно, обучающиеся получают возможность развивать творческое воображение, хороший вкус и культуру общения. Кроме этого воспитанники получают возможность поработать с различными материалами и ознакомиться с их структурой и свойствами, а также научиться применять нестандартные техники рисования.

Для этого используются следующие направления детского дизайна:

  • дизайн интерьера;
  • дизайн одежды и украшений;
  • дизайн посуды.

Такое огромное многообразие тем, форм занятий, технологий обучения и нетрадиционных техник выполнения задания дает возможность обогатить жизненный опыт учащихся, что в свою очередь способствует формированию продуктивного, творческого воображения, который основан на воссоздании действительности с абсолютной новизной.

Критерием результативности полученного опыта является положительная динамика развития у учащихся творческого воображения средствами дизайн - деятельности.

Список литературы:

  • Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский.– СПб.: СОЮЗ, 1997. – 96 с.
  • Е.А. Климов. Основы психологии: Учебник для вузов [Текст] / Климов Е.А. – М.: Культура и спорт, ЮНИТИ, 1997. – 295 с.
  • Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 книгах [Текст] / Р.С. Немов.– М.:Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2009. – 688 с.
  • Википедия. Свободная энциклопедия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://ru.wikipedia.org/wiki/

Наши новости:

Разместить свою публикацию